10 тысяч километров на "Железной леди"

Записки путешественника

Ретропробег
Барнаул - Санкт-Петербург - Барнаул, 2011 год, лето

10 тысяч километров на "Железной Леди"

 

Необычный ретропробег по маршруту Барнаул – Санкт-Петербург – Барнаул совершил житель краевой столицы Евгений Агеенко. Его нетривиальность заключается в том, что весь путь Евгений проделал на отреставрированной своими силами «Волге» 1968 года выпуска. Но прежде, чем это случилось, потрудиться пришлось немало.

С иномарки - на раритет

Отреставрировав Волгу ГАЗ-21, барнаулец Евгений Агеенко отправился в ретропробег по маршруту Барнаул - Санкт-Петербург - Барнаул
Евгений Агеенко и его Железная Леди (фото Андрея Чурилова)

В повседневной жизни Евгений Агеенко – директор поисковой системы «Gde.ru». А ретроавтомобили, путешествия и авторская кухня – это его хобби. 

До недавнего времени он ездил исключительно на японских иномарках, наслаждаясь скоростью, маневренностью и комфортом современных машин, с успехом участвовал в соревнованиях по драгрейсингу. Все поломки ремонтировал в автосервисах. Но была с детства мечта сделать что-то своими руками. Хотелось завести какой-нибудь необычный автомобиль, в котором живет дух истории.

«Мне всегда нравились старинные английские машины, наподобие «Роверов». Старые «Волги» 1950-х годов выпуска чем-то похожи на них, - говорит Евгений. – За российский автопром тяжеловато испытывать гордость. Но именно эти ГАЗы, которые делались 50 лет назад, настолько надежные, прочные, со своим набором интересных характеристик, что ими можно гордиться. И чисто эстетически машина мне очень нравится. Тем более что не так давно прошел фильм «Черная Молния», где в качестве «главного персонажа» как раз была «Волга» этой модели - «ГАЗ-21».

"Укрощение строптивой"

Свою Железную Леди, как он ласково окрестил «Волгу», Евгений нашел по объявлению в газете. Она стояла в гараже у старого хозяина, но была не на ходу. Хозяин был владельцем автосервиса и тоже горел одно время желанием восстановить «Волгу» для себя. Но, вложив в нее огромное количество труда, сил, времени, просто устал и решил продать ее в хорошие руки.

В тот момент она представляла собой покрашенный кузов на старых ржавых колесах с необустроенным салоном и неработающим двигателем. Другой при виде такого грустного зрелища сразу бы отказался от затеи, но Евгений твердо решил, что у него будет собственная «Волга». Выложив за машину 80 тысяч рублей, он взялся за дело. 

салон у Волги ГАЗ-21 оказался довольно удобным
Получилось очень даже цивильно и комфортно

Задача привести ретроавто в порядок оказалась совсем непростой. Долгое время за нее не брался ни один автосервис. Единственным местом, где «не испугались» этой машины, оказалась мастерская одной из барнаульских таксофирм (позже эстафету приняли специалисты из «АлтайГазАвтоСервиса»). Мужики, которые плотно работали с такими «Волгами» 30 лет назад, согласились взяться за дело… И через две недели машина поехала. 
Правда, первое время после ремонта она ломалась по три раза в день, потому что все системы были старые. Приходилось останавливаться и ремонтировать ее «голыми руками» прямо на дороге. Благо, конструкция машины оказалась очень проста и интуитивно понятна даже неспециалисту в области автомеханики.

Отремонтировать или заменить пришлось абсолютно все: стартер, карбюратор, генератор, подвеску, «железо», включая крылья и двери. Кроме того, Евгений заменил двигатель на более современный 402-й и поставил четырехступенчатую коробку передач от новой «Волги». Запчасти разыскивал по объявлениям у дедов в гаражах. Кое-какие детали очень хорошо сохранились, потому что лежали промасленные в бумажной упаковке еще с советских времен. 

Полтора месяца продолжалось укрощение строптивой, и наконец, Железная Леди, покорилась новому хозяину. «С тех пор, как я сделал функционал, по подвеску, двигатель, езжу на ней ежедневно, и ничего пока не сломалось. Машина простая, надежная, железо 2 миллиметра – не с каждого пистолета пробьешь» - радуется счастливый хозяин.

Автомобиль не для парадов

Некоторые особо дотошные реставраторы старинных автомобилей осудили бы Евгения за излишнюю вольность, поскольку они считают, что все без исключения детали, используемые для реставрации, должны быть «родные» - от машины той же самой модели и тех же годов выпуска. Евгений не из их числа. При реконструкции он внес некоторые модификации.

отреставрированная Волга готова отправиться в путешествие
Ремонт окончен – можно в путь 

«Я не стремился к аутентичности, потому что полностью аутентичная машина должна стоять в гараже, - делится своими соображениями реставратор. - На ней можно выезжать раз в год на автопарад. А я перед собой поставил цель сделать автомобиль на каждый день - мощный, удобный, комфортный, скоростной. Поэтому я стал его довольно серьезно переделывать. Двигатель, коробка, задний мост, подвеска – все это от более современных «Волг», более скоростных, мощных и комфортных».

По мощности отреставрированный «ГАЗ-21» заметно превосходит оригинал. Если у оригинальной «Волги» под капотом 75 лошадей, то у модификации Евгения – 105. «Родной» двигатель работает на 80-м бензине (который скоро запретят по экологическим соображениям), а новый – на 92-м.

Своя в городском потоке

Интересуемся у Евгения, не трудно ли справляться с таким раритетом в бурном потоке машин современного города.

-По динамике в городском потоке я от других машин не отстаю. По управляемости - двойственная ситуация. С одной стороны, нет гидроусилителя руля, навигатора, современной системы переключения передач – едешь на ней, как на грузовике. Но за счет отсутствия электронных систем усиления, улучшения, помощи в управлении возникает эффект полного контакта с машиной, с дорогой, потому что ты автомобилем управляешь на сто процентов, и электронные системы не вмешиваются. Когда водитель профессиональный, умеет правильно переключать передачи, рулить, то отсутствие этих систем является определенным плюсом.

отреставрированная Евгением Агеенко Волга ГАЗ-21 вызывала большой интерес у прохожихКстати, на улицах Барнаула ретротворение Евгения не осталось незамеченным. При появлении на городских дорогах Железная Леди неизменно вызывает интерес как у детей, так и у взрослых.

«Ребятишки стоят открыв рты. Приходят в себя, только когда я начинаю им бибикать. Люди взрослые, те кто интересуется техникой, подходят, знакомятся, задают вопросы. Занимаясь восстановлением такой машины, становишься в некотором роде экспертом. Сколько это стоит, где взять запчасти, где отремонтировать, как починить самому… Теперь я могу уже советовать другим, как обращаться с такими автомобилями».

С гербом Алтая по дорогам страны

Евгений Агеенко планировал пройти путь от Барнаула до Санкт-Петербурга и обратно на отреставрированной Волге за 4 с половиной дня
Маршрут путешествия, намеченный Евгением Агеенко

За полтора месяца Евгений успел наездить на своей Железной Леди примерно 1,5-2 тысячи километров по городу. Но это было только начало. Достаточно освоившись с машиной, он решил совершить автопробег через пол России - заехать в Новосибирск, Омск, Тольятти, Нижний Новгород, Москву, Санкт-Петербург, а из северной столицы вернуться в Барнаул. «Устав от длительной умственной работы, я решил для себя устроить настоящее мужское приключение».

На дорогу себе отвел 4,5 дня, сделав скидку на то, что машина все-таки не такая скоростная, как современные авто. Хотя, до 100 километров она легко разгоняется. Время взял с небольшим запасом, потому что хотел не гнать на пределе, а ехать для себя, увидеть страну, посмотреть, как люди живут, сфотографировать интересные места. 

Родители, конечно, немного побаиваются отпускать, переживали. У друзей, коллег, знакомых отношение к затее было двойственное – 50 на 50. Половина людей крутили пальцем у виска «Куда ты собрался? Не доедешь». Но половина воодушевляла, подбадривала, поддерживала советами, делом, связями, контактами. 

В ретропутешествие на Волге ГАЗ-21 Евгения Агеенко провожали мотоциклисты и ГАИ
Почетный эскорт

Впрочем, хотя Евгений и отправился в путешествие для отдыха, но не ради чистого развлечения, а с далеко идущими планами. «Автопробегом я хотел показать, что отечественные автомобили чего-то стоят, поддержать акцией отечественный автопром, - говорит путешественник. – А заодно рассказать об Алтае всем добрым людям, которых встретил на пути. А то о нашем регионе в Центральной России немного поверхностное представление». Не случайно перед отправлением в путь машину украсил логотип компании и герб Алтайского края, а маршрут прошел через самый автомобильный город страны Тольятти, где делают «ВАЗы». 


Ретропробег (часть 2-я)

Вояж через пол России

В ретропробег на Волге вместе в Евгением Агеенко отправилась Александра Вайс
Перед стартом. На снимке Александра Вайс

В путешествие Евгений отправился со спутницей Александрой Вайс. Сразу спешим успокоить - путешественники не застряли на полпути к цели. «Железная леди», несмотря на солидный возраст, одолела не самую простую дорогу до Санкт-Петербурга и благополучно своим ходом вернулась домой. Путешественники прошли около 10 тысяч километров, потратив на это 17 дней.

«На 99 процентов «Волга» путь осилила, - рассказывает Евгений. - На наше удивление, особо серьезных поломок не было. Так, пара болтов открутилась, помпа потекла, но это все расходные материалы. Даже колесо ни разу не прокололи».

Весь ремонт делали сами, в автомастерские не обращались. Спасибо добрым людям, которые бескорыстно помогали участникам пробега, когда видели, что у них возникли проблемы с автомобилем. За время поездки Евгений так поднаторел в обслуживании своей ретромашины, что теперь может и сам устранить любую мелкую поломку.

По диким тропам

Чтобы уложиться в график ретропробега на Волге, приходилось проводить за рулем по 16 часов в деньВ пути Евгений не раз добрым словом отзывался о комфортности своей машины. Хозяин не раз подвозил попутчиков. Интересно, что все, кого брали на борт барнаульские путешественники, как только садились в машину, моментально засыпали. Настолько там было тихо, комфортно. Будто дома, на диване.

«Единственное, было тяжело с четырехступенчатой коробкой передач. Она не позволяла развить скорость больше 90-100 километров в час. Средняя скорость движения по трассе с учетом обгонов, торможений получалась около 70 километров в час. И чтобы с этой скоростью проехать 10 тысяч километров, мне приходилось за рулем сидеть часов по 16 в день. Это было реально тяжело».

На второй день пути путешественники заблудились. Выехав из Омска в Челябинск, свернули на дорогу, которая идет через Казахстан. На подъездах к российской таможне Евгения и Александру предупредили «Ребята, лучше не езжайте через Казахстан, если вы не хотите потерять время, деньги и нервы. Лучше проехать лишних 400 километров в объездную по России». Пришлось возвращаться.

За время ретропробега на Волге Евгений и Александра побывали в дальних уголках страны
В дальних уголках страны

«Объезд шел по каким-то деревням – ни фонарей, ни дорог, - делится впечатлениями Евгений. - Время - четыре часа ночи. Дорога полностью разбита, кругом - кочки и ямы. Одна фара горит. Хорошо, что Александра пела мне патриотические песни, чтобы я не засыпал, не сдавался. В тот день я провел за рулем 21 час. Причем последние пять часов пришлось ехать по полному бездорожью. По бокам - лес, ни машин, ни людей. Не понятно, туда едем или нет. В итоге все-таки мы выехали на федеральную трассу. Проезжаем еще 100 метров и видим гостиницу. Душ, кровать. Просто неземное облегчение».

 

 Дорожные встречи

Дорога получилась немного длиннее и продолжительней, чем планировалось изначально. «Изначально были планы заглянуть и в Нижний Новгород, где собирают «ГАЗы», - рассуждает автопутешественник. - Ведь в том числе и моя машина была около пятидесяти лет назад собрана в Нижнем Новгороде. По всей стране, наверняка, помоталась, проехала полмиллиона километров за это время. Было бы символично, если бы она ненадолго вернулась в материнский дом». К сожалению, Евгению и Александре не удалось посетить колыбель «Волг». Сильно поджимало время.

Дорога интересна встречами с людьми. Ретропробег на Волге Барнаул - Санкт-Петербург
Самое интересное в пути – это встречи с людьми

Зато по полной отработали программу на Тольяттинском АвтоВАЗе. На заводе алтайских путешественников встретили с распростертыми объятиями: провели экскурсию по цехам, показали производство. Затем было выступление для телевидения и радио, встреча с людьми из местного ретро-клуба. 

Заводчане оценили сильный шаг барнаульцев. «Там ведь все мужчины. И такой поступок – отправиться в дальнее путешествие на старой машине – их впечатлил, - говорит Евгений. - Тем более, все они живут автомобилями. Не важно, что они производят не «Волги», а «Лады». Они любят всякие машины. Мы общались с ребятами с радио «Лада-FM». У них даже есть программа «Русский экстрим», посвященная ралли, пробегам. Сами заводчане, тольяттинцы часто устраивают пробеги на разных автомобилях, автопутешествия там очень развиты. Есть у них спортивный скоростной трек «Кубок Лада Гранта» на турбированных спортивных автомобилях. Поэтому наш приезд они восприняли с большим интересом».

Собственно говоря, люди с восторгом реагировали на ретро-«Волгу» на всем пути следования. «Когда мы проезжали по трассе, то практически каждая третья машина нам бибикала. Некоторые водители просто в бурный восторг приходили. Бибикнет, габаритами помигает, потом руку или голову высунет в окно, закричит: «Эге-гей!». На стоянках другие водители подходили посмотреть на «Волгу», познакомиться с хозяином, делились воспоминаниями: «У меня такая же была лет десять назад», «А я на такой таксовал в молодости».

Интересных встреч в пути была масса. Возможно, ради них и стоило отправиться в это в путешествие. 

В Омске мы заехали в местный ретро-клуб и там увидели настоящих русских мужиков, которые реставрируют старинные машины. Ретропробег на Волге«В Омске мы заехали в местный ретро-клуб и там увидели настоящих русских мужиков предпенсионного возраста, - рассказывает Александра. - Они уже определились, что им в этой жизни интересно. Они занимаются машинами и отдают себя этому увлечению целиком. Свою душу, свое время, деньги. Просто для удовольствия, не получая с этого никакого дохода. 

Вначале они показывали нам снимки из своего архива. Смотришь на фотографию. Там стоит совершенно раздолбанный, ржавый кузов от старого автомобиля где-то на окраине деревни, сквозь него растет дерево. А потом участники клуба показывают готовую, отреставрированную, целехонькую, сверкающую машину и говорят: «Вот, мы сделали». Просто не верится. То, что это старые машины, выдают только узкие колеса. А во всем остальном создается впечатление, что они новые, только стилизованы под старину».

 Благодатный край 22

Но ведь Евгений и Александра отправились в дальний путь не только для того, чтобы на людей посмотреть и машину показать, но и ради популяризации Алтайского края в других регионах России. Выступая на телевидении в Петербурге и Тольятти, барнаульцы неизменно рассказывали о том, какие замечательные люди живут на Алтае, какой здесь отличный туризм. Евгений успевал выставлять свой путевой дневник в интернет.

В пути участники ретропробега на Волге рассказывали всем о Барнауле и Алтайском краеСудя по реакции людей на их рассказы, свой просветительский заезд они затеяли явно не зря. К сожалению, в большинстве своем жители европейской части России мало что слышали о Барнауле. И лишь считанные единицы узнавали наш край по надписи «22 rus» на номере автомобиля. Только когда Евгений произносил слово «Алтай», люди, хорошо поднапрягшись, вспоминали, что это за место. Конечно, было немного обидно.  

Удивительную осведомленность проявили питерские стражи порядка. Первым человеком, который встретился путешественникам в Петербурге, был местный полицейский. Вначале ему показалась подозрительной девушка, которая в четыре часа утра мечется между скульптурами по площади Победы с широко раскрытыми от восторга глазами. «И что же вам не спится?» - с подозрением поинтересовался  сотрудник. - «Как, мы же только приехали!» - «Да? И откуда?» - «С Алтая!» - «А, Алтай. Благодатный край», - выдал страж порядка фразу, будто сошедшую со страниц рекламного буклета какой-нибудь выставки. В принципе, так оно и было. Позже выяснилось, что в Эрмитаже недавно проходила выставка с таким названием.

Отзывчивость незнакомцев

Что действительно удивило в путешествии, так это отзывчивость россиян. Встречи с хорошими людьми возвращают веру в то хорошее, что есть в нашем обществе.

Когда в пути случались поломки, участникам ретропробега совершенно бескорыстно помогали незнакомые люди. Ретропробег на Волге
Отзывчивость незнакомцев возвращает веру в людей

Честно говоря, перед выездом в дорогу у барнаульских путешественников были такие мысли, что люди равнодушны к чужим проблемам, запуганы страшными историями о том, как водителей грабят и убивают на трассах, и поэтому случись что в пути, никто не остановится, чтобы помочь. Однако путешествие быстро развеяло эти мифы. В критический момент всегда находился человек, готовый помочь. Когда в Новосибирской области близ города Барабинска в машине отлетел вентилятор и пробил радиатор, вначале «Волгу» взяла на буксир фура, дотащила ее до Барабинска и дальше, но потом порвался трос, и путешественники снова остались на обочине. 

«В итоге нас подвезла уазовская «буханка» обратно в Барабинск, - рассказывает Александра. - Когда мы благодарили нашего спасителя, он ответил «Ребята, да вы что! Я сам с Колымы. Там автобратство. Если кто-то стоит на дороге, проезжать мимо нельзя». 

В Барабинске все магазины закрыты. Женя идет в банк, по пути встречает совершенно незнакомого человека на машине и спрашивает: «А где можно на «Волгу» купить радиатор?». Тот снимает со своего автомобиля радиатор и за чисто символические деньги, за полторы тысячи, отдает нам. Потом совершенно бесплатно снимает помпу и сам до глубокой ночи помогает нам ее ставить. Звонит друзьям, когда нужны какие-то инструменты, и говорит, что у родственников машина сломалась. Тоже с севера мужчина, работает геодезистом, ищет нефть. Если бы было мало таких людей, наверное, мы бы их не встретили. Значит, они все-таки есть, и их немало. И это заряжает оптимизмом, убеждает, что не так все плохо. И страна живет, пока такие люди у нас есть». 

"Путешествие помогло мне увидеть Россию. Теперь я ее знаю и люблю не по картинкам на страницах книг", - признается Евгений. Ретропробег на Волге.
Автопутешествие помогло лучше узнать Россию

-Меня очень воодушевила эта поездка, - соглашается со своей напарницей Евгений. - Во-первых, Россию увидел. Теперь я нашу страну знаю и люблю не по картинкам на страницах книг; пейзажи, дороги, люди, деревни, города – это все у меня в голове, в памяти. И главное, я снова поверил в простых русских людей, которые в любой ситуации тебе придут на помощь. Когда у нас бывали поломки, люди совершенно бескорыстно возились с моей машиной до глубокой ночи. Это действительно запоминается и становится уроком. Теперь я знаю, что если у меня кто-то попросит помощи, я не буду прикрываться своими сиюминутными делами, интересами, а помогу человеку.

Стас Сидоркин

Фото из архива Евгения Агеенко



Вернуться в раздел Записки путешественника


 

Комментарии

Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.


Наши контакты. Со всеми вопросами и предложениями Вы можете обращаться по адресу staslandia@staslandia.ru
18 + Некоторые страницы сайта могут содержать материалы для взрослой аудитории.
При использовании текстовых материалов, фотографий и рисунков желательно делать активную ссылку на наш сайт или указывать его адрес.
Правообладателям. Если Вы обнаружили на сайте изображение или текст, на которые Вы обладаете авторскими правами, и имеете что-то против их размещения на нашем ресурсе, пишите на адрес staslandia@staslandia.ru. Там Вы сможете потребовать удаления материала или внести свои предложения об условиях его размещения.
Яндекс.Метрика