Череп красавицы склонен к разгадке

Художники Барнаула

Реконструкция облика человека по его черепу

Череп красавицы склонен к... разгадке

Барнаулочка бронзового века

 

Череп, пролежавший в земле три тысячи лет, может стать не только ценным предметом для исследования археологов, но и источником вдохновения для художника. В этом уверен барнаульский скульптор Александр Маркин[1], который восстановил по найденным учеными костям облик девушки, жившей в бронзовом веке в окрестностях нынешнего Барнаула.

Тюрки в городе

Тюркский воин, чей облик скульптор Александр Маркин воссоздал по его черепу. Художники Барнаула
Тюрк (справа), «воскрешенный» Александром Маркиным, хорошо вписался в современный антураж (фото из архива А. Маркина)

Увлечение Александра Викторовича воссозданием точного облика людей по пропорциям их черепа началось еще во времена учебы на скульптора.

«В начале 70-х годов я учился у Людмилы Викторовны Рублёвой и Леопольда Романовича Цесюлевича, - рассказывает художник. - У Людмилы Викторовны я и познакомился с замечательной книгой Лантери, где описан метод лепки портретов, основанный на создании точной копии черепа портретируемого человека. То есть измеряешь кронциркулем расстояние между козелками ушей, кончиком носа, точкой на подбородке, переносицей, губами, между бровями и переносишь все это на скульптуру. Потом поверх наносишь жевательные, мимические мышцы, и наконец – кожу. Таким способом я вылепил десятки портретов. Я еще тогда обратил внимание, что когда ты сделаешь один только череп человека, которого лепишь, то он уже похож на оригинал».

В то время Александр Маркин применял этот метод для лепки портретов живых людей. Первым опытом восстановления облика давно умершего человека по его черепу стало изготовление скульптуры тюрка, жившего на Алтае в VII веке нашей эры, по заказу Алтайского госуниверситета.

Тут и пригодилось высшее медицинское образование по анатомии, полученное в медицинском университете. «Я замерил череп, вылепил точную копию головы, потом, следуя законам анатомии, проложил мышцы, затем покрыл слоем кожи – и получился тюрк, такой, каким он был 13 веков назад». Позже Александр Маркин покрыл его краской желтоватого телесного цвета, наклеил усы и бороду, чтобы придать максимальное сходство с живым человеком. Через некоторое время скульптору позвонил знакомый и сказал «Я видел твоего тюрка». – «Как ты мог его видеть? – удивился художник. – Он еще лежит в разобранном виде». - «Нет, я видел, как он шел по улице с какой-то женщиной. Мужчина, один в один, как твой тюрк».

«Вот так я узнал, что человек действительно мог выглядеть именно так, как я его реконструировал по черепу», - улыбается скульптор. - После этого случая Александр Маркин окончательно убедился, что метод действует даже тогда, когда у художника есть только череп».

Позже этот тюрк занял свое место в университетском музее, его вывозили на турбазу «Бирюзовая Катунь». Александр Маркин сделал для него меч, лук стрелы, колчан. На «Бирюзовой Катуни» он стоял в полном боевом облачении.


[1] Известный барнаульский художник и скульптор Александр Маркин умер в октябре 2014 года. Это интервью состоялось за два года до печальной даты.

Ирменский след в Фирсово

Ирменский воин. Ирменцы оставили свой след на Алтае. Их захоронение найдено в районе села Фирсово
Ирменский воин (рисунок с сайта prehistoryforkids.archeologia.ru)

Повторить опыт по восстановлению облика древнего человека по черепу Александра Маркина подвигло вдохновение. Однажды художник увидел в университетском археологическом музее череп девушки, жившей в окрестностях нынешнего Барнаула в бронзовом веке. Его нашли в 1995 году при раскопках в Фирсово археологи госуниверситета.

«Меня очень заинтересовала необычная внешность этой девушки», - признается художник. Она принадлежала к ирменской культуре, названной так по имени села на Оби, где при раскопках впервые нашли ее следы. Народ, представляющий эту культуру, жил с конца II до начала I тысячелетия до н.э. на огромных территориях Южной, Западной и Восточной Сибири, Казахстана, Монголии и Северного Китая, в том числе и на Алтае.

«Без сомнения у ирменцев была высокоразвитая культура, - уверен Александр Маркин. - Они ухаживали за собой, любили красивые вещи, одежду, украшали тела татуировками». К сожалению, произведения искусства из кости, рога, кожи время не пощадило. Но благодаря рисункам на камнях и некоторым другим находкам археологов, удалось восстановить облик ирменских воинов. Судя по всему, они пользовались бронзовыми кинжалами, копьями, луками, защищались от ударов щитами, обтянутыми плотной кожей. Их одежда была украшена замысловатыми узорами, создававшимися благодаря многочисленным бронзовым нашивкам.

Древние ирменцы любили украшать предметы рисунками, в том числе различных животных. Например, бронзовый кинжал, найденный при раскопках, имел довольно сложную в исполнении ручку в виде конской головы.

Оружие ирменцев заинтересовало Александра Маркина не меньше чем череп девушки. Заодно с портретом он реконструировал копье, меч и бронзовый кельт (подобие современного топора). «Бронза в то время стоила дорого, поэтому древние мастера выковывали копья очень тонкими и делали проушины в середине острия, чтобы сэкономить металл, - рассказывает художник. - Тонкая рукоятка скорей всего была обернута кожей, потому что иначе копье было бы трудно держать в бою».

Оружие древних ирменцев – тема для отдельного разговора. По мнению некоторых исследователей, они умели делать даже колесницы, которые в то время имели такое же значение в военном деле, как танк в XX веке. У коней были нагрудники из толстой кожи, маски. Колесницей управлял возничий, а стрелок метал дротики и стрелял из лука. «В те же самые времена египтяне пользовались колесницами, создав с их помощью могучую империю. Ирменцы, судя по всему, не уступали им по военным технологиям, - уверен Александр Маркин. - К сожалению, известно о них, в отличие от египтян, довольно мало. Возможно, со временем историкам удастся найти информацию об этом народе в китайских хрониках».

Череп рассказал о своей хозяйке

Скульптор Александр Маркин с черепом ирменки и реконструированным скульптурным изображением ирменской девушки. Художники Барнаула
Александр Маркин с черепом и реконструированным скульптурным изображением ирменской девушки
(фото С. Сидоркина)

Приступая к работе, Александр Маркин постарался побольше узнать об ирменской красавице, останки которой были найдены в Фирсово. Как выяснилось, в момент смерти она была совсем молодой девушкой, не старше 16 лет. Об этом ученым рассказал ее череп. Как известно, на черепной коробке у каждого человека есть швы, которые зарастают в течение жизни и к старости становятся совершенно незаметными. Рассмотрев под микроскопом незаросшие швы на основании черепа ирменки и ее челюсть, на которой еще не выросли до конца зубы мудрости, антрополог университета определила точный возраст девушки.

Также удалось узнать, что «барнаульская» ирменка носила бронзовые или медные украшения на шапке или повязке. Внутри глазниц черепа ученые подметили характерные зеленоватые следы от окислов меди. По-видимому, через некоторое время после похорон, когда мягкие ткани разложились, украшения провалились в глазницу и пролежали там много столетий.

Вряд ли девушка была знатного происхождения. Во всяком случае, на ней не было никаких золотых украшений – только бронза. Хотя, возможно, ирменцы еще не знали золота, либо не ценили его и не использовали.

Узнать подробности о роде занятий древней красавицы, ее социальном положении в ирменском обществе, а тем более о ее биографии, за давностью лет, конечно же, невозможно. Но и то, что удалось выяснить стало хорошим подспорьем для воссоздания облика девушки, который уже 3 тысячи лет не видел ни один человек на земле.

Сибирские корни галлов

Древняя ирменка и современная француженка лицом к лицу. Пожалуй, есть сходство. Художники Барнаула. Александр Маркин
Древняя ирменка и современная француженка лицом к лицу. А что, пожалуй, есть сходство
(фото С. Сидоркина)

Позаимствовав череп ирменки у археологов, Александр Маркин приблизительно восстановил ее облик, используя все те же замеры и свои анатомические познания о расположении мышц, а затем стал искать модель с похожим профилем для того, чтобы придать скульптуре больше деталей, конкретики. Ведь она должна была выглядеть не просто как манекен, а как живой человек, в чертах лица которого проглядывает личность, характер.

Но тут возникла неожиданная трудность. Даже при том широком круге общения, которым обладает художник, он долго не мог найти подходящего лица. Слишком необычно выглядела девушка бронзового века по сравнению с современными жительницами Барнаула.

«Во-первых, у нас у всех гораздо глубже расположена переносица. А у этой девушки характерной ямки почти нет, переносица практически прямо уходит ото лба вниз. А во-вторых, кончик носа у нее был загнут. В Барнауле я никого не нашел с похожим носом, с такой горбинкой. Единственное, я вспомнил, что в 2005 году в Новосибирске делал портрет одной француженки – жены немецкого консула. У нее тоже очень интересное лицо. Раньше я никогда не лепил таких портретов. Вот ее тип профиля и нос один в один совпал с профилем «барнаульской» девушки бронзового века: тот же лоб, переносица, нос, рот».

Осознав сходство древней ирменки с современной француженкой, Александр Маркин пришел к неожиданному открытию: «Я понял, что у ирменки и француженки типичный галльский нос. Что это такое, вы можете представить, если вспомните французского актера Жана Рено. Я вспомнил, как когда-то читал в книгах, что в древние времена в Азии, на Алтае жили светловолосые, голубоглазые, горбоносые люди, которые позже ушли на Запад. И ирменцы, и до них еще другие жители Сибири, андроновцы, были европеоидами. По-видимому, галлы, населявшие Европейский континент в античную эпоху, от которых отчасти произошли современные французы, вполне могут быть потомками ирменцев, мигрировавших в Европу».

Есть и другие косвенные свидетельства этой теории. «Например, символом великой французской революции был красный фригийский войлочный колпак, загнутый вперед. А он один в один повторяет скифский головной убор, только без грифона на навершии. Историки уверены, что галльская культура пришла из Азии», - считает скульптор.

Осязаемая история

Колесницы сибиряков позднего бронзового века. Ирменцы
Колесницы сибиряков позднего бронзового века (Рисунок с сайта prehistoryforkids.archeologia.ru)

Приступая к работе над портретом ирменской девушки, Александр Маркин хотел сделать не просто историческую реконструкцию, а живого человека. Художник продолжил экспериментировать, придавая ей разные выражения лица. «С одной стороны она улыбается, прищуривает глаз, с другой – более серьезная. Собственно говоря, симметричных лиц и не бывает. Мне же нужен не истукан, а портрет. Я представляю ее, как живую. Это безумно интересно».

Вылепив предварительную модель скульптуры из пластилина, Александр Викторович снял форму и сделал ее в нескольких вариантах. Один из них скульптурный, отлитый из гипса. В другом варианте голова сделана из акриловой смолы, раскрашена под цвет человеческой кожи, с кукольными глазами, с ресницами и париком, характерной ирменской прической, настоящими бронзовыми серьгами. В таком виде скульптура больше всего напоминает живого человека.

Кстати, современные тенденции в музейном деле ведут именно в этом направлении. Если на стенде выставлен наконечник древней стрелы, найденной при раскопках, то рядом помещают такую же стрелу, реконструированную современными мастерами. По отдельным деталям художники восстанавливают целый костюм древнего человека и надевают его на куклу, чтобы посетителю было понятно, как выглядел человек той эпохи.

Александр Маркин мечтает устроить целую выставку-концерт совместно с новосибирской художницей Татьяной Зяблицевой, которая касалась бы древней истории наших мест: бронзового века, скифских, тюркских времен…

«Мне обидно, когда люди считают, что история в древнейшие времена была только в Греции или Риме, - говорит Александр Маркин. - На самом деле это не так. Просто где-то сохранилось больше материальных свидетельств истории, а где-то меньше. Жители современной Скандинавии найдут в земле один выкованный кузнецом ржавый гвоздь, который когда-то вероятно был частью ладьи викингов, и вокруг этого гвоздя строят целую деревню, восстанавливают ладью, готовят еду в стиле викингов для посетителей. А мы зачастую, сами не зная того, ходим по каменным и медным наконечникам стрел, оставленных народами, жившими здесь тысячи лет назад, и не хотим узнать, что это была за культура. Если бы люди могли почаще своими глазами видеть, как выглядели люди той эпохи, какие вещи, оружие, произведения искусства они могли создавать, возможно, ситуация изменилась бы».

Интересные факты в тему:

Череп ирменской девушки и скульптурный портрет древней красавицы, восстановленный по этому черепу. Художники Барнаула. Александр Маркин
Фото С. Сидоркина

Как рассказал нам профессор кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ, главный хранитель фондов Музея археологии и этнографии Алтая Вадим Горбунов, в окрестностях Барнаула есть несколько мест, где проводились крупные археологические раскопки.

Целый комплекс памятников находится в районе села Фирсово. Там раскопан большой могильник раннего железного века, относящийся к староалейской культуре (VI-IV век до н. э.). Ученые нашли множество произведений искусства – украшений для поясов, пряжек, ножей - в скифо-сибирском зверином стиле, с изображением хищных птиц, волков, кошачьих, копытных.

И в этом же месте находится могильник бронзового века, представляющий андроновскую культуру. В погребении найдено много посуды, керамических горшков, украшенных геометрическим орнаментом, а также украшения с женского головного убора, серьги, подвески, сделанные из бронзы, но обернутые золотой фольгой.

В этом же микрорайоне есть памятник Фирсово-11 (сейчас там расположены дачный поселок и новая трасса). Там открыт интересный могильник эпохи энеолита (медно-каменного века – 5-е тысячелетие до н. э.). Обнаружено интересное парное захоронение мужчин, которые, видимо, были жрецами. Их верхняя одежда была расшита зубами хищных и травоядных животных: волков, медведей, оленей. Костюм имел ритуальное значение.

Кроме того, был раскопан могильник Гоньба, а также могильник и поселение Казенная Заимка, которые относятся к другой культуре раннего железного века – каменской (датируется VI-I веком до н. э.). Больше сходства она имеет не со скифами, а с племенами сарматов и саков. Погребения той эпохи люди делали под земляными насыпями. На могильнике Гоньба найдена роговая пряжка, изображающая присевшего перед атакой волка.

Раскопано крупное поселение Турина гора-1 и -2 в по направлению к Научному городку, в районе поймы Оби. Обнаружены материалы раннего железного века, также принадлежащие к каменской культуре. Основные находки – керамика, каменная зернотерка, роговая панцирная пластина, защищавшая тело воина. 

Стас Сидоркин



Вернуться в раздел Художники Барнаула



Комментарии

Комментарий появляется на странице после просмотра модератором




Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Наши контакты. Со всеми вопросами и предложениями Вы можете обращаться по адресу staslandia@staslandia.ru
18 + Некоторые страницы сайта могут содержать материалы для взрослой аудитории.
При использовании текстовых материалов, фотографий и рисунков желательно делать активную ссылку на наш сайт или указывать его адрес.
Правообладателям. Если Вы обнаружили на сайте изображение или текст, на которые Вы обладаете авторскими правами, и имеете что-то против их размещения на нашем ресурсе, пишите на адрес staslandia@staslandia.ru. Там Вы сможете потребовать удаления материала или внести свои предложения об условиях его размещения.
Яндекс.Метрика