Стальная гвардия Виктора Замятина

Художники Барнаула

Ковка старинных доспехов

Стальная гвардия Виктора Замятина

 

Вот уже не первый десяток лет барнаульский мастер кузнечного дела Виктор Замятин удивляет горожан своими коваными доспехами, как две капли воды похожими на настоящие. О его работах высоко отзывались, как ребята из клубов исторической реконструкции, так и эксперты в области истории и искусства. На выставках посетители зачастую сравнивают его творения с экспонатами, выставленными в Эрмитаже.

И действительно, глядя на величественно застывшие на постаментах фигуры рыцарей, ни секунды не сомневаешься, что это самые настоящие средневековые доспехи, найденные при раскопках. Настолько тщательно и правдоподобно мастер выполнил все детали, вплоть до мельчайших ремешков и заклепок, скрепляющих элементы костюма.

Доспехи, выкованные барнаульским мастером Виктором Замятиным, удивительно функциональны. Вот автор берет своего рыцаря за руку, и она начинает вращаться под его пальцами, так же свободно, как рука настоящего человека.
Виктор Замятин со своим рыцарем

Если у кого-то и было представление об изделиях из металла, как о чем-то грубом, неизящном, способном выполнять лишь чисто практические функции, то при одном взгляде на этих кованых стражей, оно рассеивается. Стальные воинские костюмы, сделанные руками Виктора Замятина, по своему изяществу и пластике не уступают бальным нарядам, сшитым из тончайшего шелка. Вот автор берет рыцаря за руку, и она начинает вращаться под его пальцами, так же свободно, как рука настоящего человека, даже мельчайшие пластинки на фалангах пальцев, подогнанные друг к другу до миллиметра, позволяют легко сжимать и разжимать железный кулак. Пожалуй, средневековому воину даже было комфортно в таком костюме, поскольку он совершенно не сковывал движения. 

Виктор Замятин начал работать с металлолом еще в 80-е годы. Начиналось все как хобби. Вначале сделал металлический светильник в виде старинного фонаря для прихожей. «Но один он смотрелся как-то одиноко, - говорит мастер. - Пришлось сделать еще и ажурное зеркало, потом - угловую вешалку, тумбочку. Получился гарнитур». И с тех пор мастер-самоучка страстно увлекся «железом». Ну а дальше путь к доспехам был вполне естественным. Прочитанные в детстве рыцарские романы очень вдохновляли молодого мастера на творчество. И как только он почувствовал, что может делать по-настоящему красивые, сложные вещи из металла, то решил воплотить в металле свои детские фантазии о самой романтической эпохе – о временах рыцарства. 

При изготовлении рыцарских доспехов Виктор Замятин стремится к максимальной исторической достоверности. Он может часами рассказывать, чем отличались доспехи итальянских и немецких воинов.Во всех своих работах Виктор Замятин стремится к максимальной исторической достоверности. Он может часами рассказывать о том, как выглядел какой-нибудь суставной бугорок на перчатке рыцарского костюма, или чем отличались доспехи итальянских и немецких воинов. Информацию умелец по крупицам добывает из книг. Естественно сведений о том, как именно древние мастера ковали доспехи, теперь уже не найти ни в одной книге. Поэтому все секреты Виктор Замятин открывал заново, на собственном опыте. Свои работы он делает вручную, как старинный кузнец, придавая металлу изящные изгибы при помощи набора молотов и других ручных инструментов. Хотя, не пренебрегает и современными методиками. 

Сам мастер из всех своих работ «рыцарского направления» больше всего любит средневековые германские доспехи XVI века, потому что они ближе всего к классическому образу рыцаря, каким его обычно изображают на старинных гравюрах и в школьных учебниках по истории. «Немецкий готический доспех считается классикой, - говорит Виктор Замятин. - У итальянских доспехов более округлые сглаженные черты. У немецких более укрупненные островато-угловатые детали. Мне больше этот стиль нравится». 

Выкованные Виктором Замятиным рыцарские доспехи совершенно не сковывают движений. Хотя сейчас бери щит и меч, висящие на стене по соседству, и отправляйся в бой. БарнаулВсе работы Виктора Замятина функциональны – суставы сгибаются, шлем вращается вокруг оси, поднимается забрало. Хоть сейчас надевай рыцарскую броню, бери в руки щит и меч, которые висят по соседству, и отправляйся в бой. Кстати, эти доспехи и на самом деле опробовали его дети. Дело в том, что средневековые мастера каждый рыцарский костюм делали индивидуально, по фигуре конкретного человека. Даже если враг захватывал его в бою в качестве трофея, то не мог сразу им воспользоваться. Вначале кузнец должен был подогнать костюм под нового владельца. Виктор Замятин не стал отступать от этой традиции. За основу при работе он берет пропорции реальных людей - своих сыновей. Иногда они даже примеряют доспехи по окончанию работы и могут подтвердить, что в них можно свободно двигаться и ходить по дому.

Кует Виктор Замятин и пластинчатые тюркские доспехи. Именно в такой броне тюркские воины сотни лет назад держали в руках обширные пространства каганата, простиравшегося от Дальнего Востока до Чёрного моря. БарнаулА вот тюркские доспехи периода раннего железного века имеют самое непосредственное отношение к Алтаю. Ведь в древние времена здесь располагался Тюркский каганат. Виктор Замятин изготовил пластинчатые тюркские костюмы по просьбе частного заказчика. Они не столь замысловаты, как европейские рыцарские доспехи, но свою функцию исполняли надежно. Это проверено временем.

При их изготовлении автор не отступил от своего принципа – быть как можно ближе к оригиналу. Именно в таких доспехах из пластинок, соединенных полосками кожи, и в конусообразных шлемах с лисьим хвостом на маковке тюркские воины сотни лет назад держали в руках обширные пространства каганата, простиравшегося от Дальнего Востока до Чёрного моря. 

Поражает воображение русская кольчуга. Сколько усилий пришлось приложить мастеру Виктору Замятину, чтобы соединить вместе тысячи стальных колец и сплести из них цельный костюм. БарнаулНе меньше поражает воображение и русская кольчуга. Можно только догадываться, сколько усилий пришлось приложить мастеру, чтобы соединить вместе тысячи стальных колец, сплести из них цельный костюм, идеально защищающий витязя от рубящих ударов мечом, но нисколько не сковывающий движения. Дополняет картину идеально круглый щит, скрепленный сотней заклепок.

Впрочем, интересы Виктора Замятина не ограничиваются только доспехами, есть в его творческой копилке и другие работы. Маски, подсвечники, металлические скульптуры ничуть не менее изящны, чем воинские костюмы. Вот мастер берет с полки фигурку кита, и она оживает в руках. Тело стального животного, хвост, собранный из множества пластин, изгибается как тело настоящего живого существа, плывущего по океанским волнам.

Тело стального кита работы Виктора Замятина, собранное из множества стальных пластин, изгибается как тело настоящего живого существа, плывущего по океанским волнам. Барнаул
Кит
Декоративный стальной подсвечник работы Виктора Замятина. Барнаул
Подсвечник
Авторская стальная маска работы Виктора Замятина. Барнаул
Маска

Будучи человеком очень скромным Виктор Замятин первоначально делал свои изделия ради собственного удовольствия. Но очень скоро его изящные и очень правдоподобные в историческом плане работы привлекали внимание друзей, а потом появились и заказчики. Хобби стало профессией. Сегодня многие из его рыцарей «стоят на страже» в офисах Барнаула, в частных коллекциях. В мастерской художника они подолгу не задерживаются. 

Стас Сидоркин

Фотографии Стаса Сидоркина



Вернуться в раздел Художники Барнаула


 

Комментарии

Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.


Наши контакты. Со всеми вопросами и предложениями Вы можете обращаться по адресу staslandia@staslandia.ru
18 + Некоторые страницы сайта могут содержать материалы для взрослой аудитории.
При использовании текстовых материалов, фотографий и рисунков желательно делать активную ссылку на наш сайт или указывать его адрес.
Правообладателям. Если Вы обнаружили на сайте изображение или текст, на которые Вы обладаете авторскими правами, и имеете что-то против их размещения на нашем ресурсе, пишите на адрес staslandia@staslandia.ru. Там Вы сможете потребовать удаления материала или внести свои предложения об условиях его размещения.
Яндекс.Метрика