Тусовки и клубы БарнаулаМотоклуб
А "дедушка-то" шустро бегает
Однажды летом барнаульцы стали свидетелями необычной картины - с диким ревом по городу проносился сверкающий на солнце черный мотоцикл, по виду напоминающий картинку из фильмов послевоенных лет. Прохожие с любопытством оглядывались вслед «бегающему» раритету «Неужто кино в Барнауле снимать собрались?». Счастливый владелец наслаждался произведенным эффектом. Но прежде чем сказка стала былью, потребовалось полтора года реставрации и творческих поисков.
«Хочу, чтобы оно ездило», - с этих слов заказчика началось возвращение к жизни легендарного немецкого мотоцикла BMW R-35, немало поколесившего в далекие пятидесятые годы по сибирским дорогам. На момент начала «реанимации» он представлял собой груду ржавого железа. Окинув критическим взглядом раму, с напрочь отсутствующими рулем, тросами, аккумулятором и электропроводкой, неработоспособной коробкой передач, и «убитым» газораспределительным механизмом, Андрей, известный в байкерских кругах как Axe Gringo, решил взяться за «безумную идею». Насквозь проржавевший двигатель был тщательно промыт порошком и собран заново. Практически вся ходовая часть - рама, вилка, обода колес, тормозные барабаны, крылья – осталась родная. Но остальные детали прошлось не один месяц разыскивать в автомобильных магазинах и на барахолках. Наконец, гигантский труд был завершен. Блестящий, матово-черный, будто сошедший со страницы учебника истории, мотоцикл занял свое место в холле «Чаплин-клуба» (располагавшегося в то время ККРК «Мир»), привлекая восторженные взгляды посетителей. Прекрасно понимая, что такая красота стоила вложенных усилий и средств, я все же задаю владельцу раритета Аркадию Кацу наивный вопрос: - У современных мотоциклов и скорость повыше, и материалы более совершенные, да и мороки с ними наверняка, было бы меньше? Почему вы не завели новый аппарат? - А меня не интересует скорость. 80 км в час он идет, и этого вполне достаточно. Скорость я могу испытать на чьем-то мотоцикле или на своей машине. Меня интересует старая вещь, которая, тем не менее, ездит. Я вообще люблю старые вещи: картины, диваны, в том числе и мотоциклы. От езды на нем я получаю большое моральное удовольствие. - Наверное, сейчас подобные аппараты – большая редкость? - По крайней мере, я таких мотоциклов в Барнауле больше не видел. Это BMW R-35. После войны они поступали к нам страну по контрибуции. У меня как раз один из тех мотоциклов 1947 года выпуска. Если бы это был мотоцикл выпуска военных лет, на нем ездили немцы, и он участвовал в боевых действиях против СССР, то я на нем никогда не поехал бы. Он мне даром, бесплатно был бы не нужен. Меня просто тошнит от того, что связано с немецкой военной тематикой. Мне много раз предлагали ездить в немецкой каске времен войны, но меня от этого воротит. - Где удалось раздобыть первооснову, из которой потом получился целый мотоцикл? - После долгих поисков раму я купил в деревне, в Новосибирской области. У прежнего владельца в сарае валялся старый, ржавый корпус и некоторые запчасти к нему. Я пригнал грузовик и вывез его в Барнаул. - Как видно, пришлось восстанавливать его по крупицам?
- Да. Здесь практически все настоящее. Детали, которых в нем не хватало, мы долго искали, ту же крышку от бензобака, подшипники, фирменные чекухи BMW тех времен. Какие-то мелочи для него доставал в Новосибирске, какие-то в Москве, заказывал по мотоклубам. Нашли даже специальную краску, сделанную под старинку. У меня есть журнал про этот мотоцикл. Мы все скопировали по этому журналу, все кремовые полоски, как они были при выходе с завода. Когда его реставрировали, специально не хромировали части, не тюнинговали, восстанавливали приближенно к оригиналу. На 95 процентов он состоит из оригинальных деталей: двигатель, ходовая часть остались неизменными. - Трудно было привыкать к «старинной» системе управления? - Управлять этим мотоциклом изначально достаточно сложно, потому что на обычном мотоцикле человек всегда держит руль двумя руками, левой рукой выжимает сцепление, и ногой переключает скорость. А здесь нужно выжать сцепление, держа руль одной рукой, а правой рукой на баке переключать скорости. А так как подвеска мотоцикла несовершенна, не такая, как на современных аппаратах, то руль может выбить из рук. Надо привыкнуть к этому управлению. Первый раз было трудно ехать, но я быстро научился. Все лето ездил на нем каждый день, получал огромный заряд энергии. Он хоть и древний, но хорошо идет по бездорожью. - Наверное, при езде на старинном мотоцикле не оставляет ощущение, что прикасаешься к исторической реликвии? - Конечно. Когда едешь на мотоцикле сороковых годов, то действительно чувствуешь, что под тобой старинная вещь. Постоянно ловишь удивленные взгляды прохожих. Стоит где-то припарковаться, вокруг него сразу собираются люди. Он никого не оставляет равнодушным. Подходят, фотографируются, просят потрогать, посидеть. Мне не жалко, лишь бы ничего не ломали. Мне за этот мотоцикл постоянно предлагают деньги. Но я не хочу его продавать. Как-то раз у нас в ресторане был предприниматель из Иркутска. Он давал мне за мотоцикл 10 тысяч долларов, но я его не отдал. После этого он дважды звонил и спрашивал, надумал я или нет. Сумма, конечно, интересная, но его не продаю, потому что я его люблю. Скульптура в металле Не менее яркие чувства от прикосновения к ожившей истории испытывает и автор реставрации Андрей Axe Gringo.
- Как впечатления от первого опыта реставрации? Интересно было после работы с современными мотоциклами восстанавливать старинный? - Даже не столько была интересна сама работа, сколько подстегивало желание на нем прокатиться, опробовать эту технику в движении. Помню, мне надо было пригнать его из гаража и поставить на стоянку. Когда я ехал в полвторого ночи по Ленинскому проспекту, гремя пустым глушителем, который совершенно не глушит звук двигателя, и видел, как в двух кварталах впереди зажигается свет в окнах, и народ начинает выглядывать, это было здорово. Определенный шарм в этом есть. Тянуло покататься. Если бы на нем не сгорела свеча, наверное, всю ночь ездил бы по городу. - BMW R-35 чем-то отличается от современных мотоциклов помимо внешнего вида? - Очень своеобразная техника. Езда на ней представляет собой что-то среднее между вождением автомобиля и мотоцикла. Непривычно для мотоциклиста переключение скоростей рукой, причем не по одной линии (как на «Иж-49»), а по стандартной автомобильной схеме Н. По сути, это коробка от маленького автомобиля, только без заднего хода. И потом, на нем конструктивно нет ни зеркал заднего вида, ни стоп-сигнала, ни указателя поворота. То есть при повороте нужно делать отмашку рукой, так же, как делали водители в годы выпуска этого мотоцикла. - Наверное, по трассе с современным движением на нем особо не покатаешься?
- На самом деле, ездить на нем ненамного сложнее, чем на обычным мотоцикле, просто надо привыкнуть к управлению. Мы до сих пор вспоминаем первый выезд. Когда хозяин сел на отреставрированный R-35, чтобы перегнать его из одной точки города в другую, то опыта мотоциклетного вождения у него было немного, а тут еще такая система управления. Он шел вдоль дороги зигзагами. А я ехал сзади на его «Мерседесе» и периодически перекрывал дорогу, чтобы его кто-нибудь не стукнул. Он приближается к левому повороту, я тоже сразу смещаюсь влево, чтобы какой-нибудь автомобиль не вынырнул. Насколько я знаю, потом он часто на нем ездил. - Восстановление старой техники - это распространенное увлечение? - У нас в Барнауле пока нет. В городах покрупнее, в Москве, например, есть фирмы, которые занимаются восстановлением и достаточно дорого за это берут. Насколько мне известно, господину Черномырдину в свое время подарили полностью реставрированную «Волгу» («ГАЗ-21»). По оценкам специалистов, эта «Волга» стоила в районе 20 тысяч долларов. - А чем интересен для ценителя старинной техники именно BMW R-35? - По оценкам стилистов, это один из самых красивых мотоциклов, которые когда-либо выпускались в мире. По сути, это скульптура в металле, его на выставке или в музее выставлять можно. Очень интересно управляется. Несмотря на архаичность конструкции, ездить на нем приятно. Трясет, но не сильно, сиденья подпружинены. - Аппарат, который получился после реставрации - это точная копия того самого BMW R-35 послевоенных лет?
- Почти точная. Во время работы мы ориентировались, в основном на внешнюю, а не конструктивную схожесть и на общую работоспособность конструкции. Когда нам не удалось найти некоторые детали от BMW R-З5, мы смело заменили их на идентичные от других машин или мотоциклов. Отражатель фары позаимствовали у трактора, спидометр с тросом - от «Урала», гофрики для вилки от «Фольксвагена-Гольфа», а когда подвернулся подходящий по длине ремень от какой-то импортной стиральной машинки - не задумываясь поставили его на генератор. Подошли как родные, будто там и были. Все изношенные детали - втулки, опорные шайбы, заднюю ось - заказали на заводе. Реставраторам-ортодоксам это точно не понравилось бы, но это их проблемы. - Кто такие реставраторы-ортодоксы? - Реставраторы-ортодоксы следят за точным соответствием оригиналу даже в материалах изготовления. Некоторые марки сталей сейчас уже не выпускаются, с тех пор придумали более совершенные сплавы с лучшими характеристиками. Но ортодоксы считают, что изготовление деталей из современного сплава - это большой минус в реставрации. Я так не считаю. По-моему, если есть возможность заменить старую деталь на идентичную, более хорошего качества, то надо менять. Особенно если она стоит внутри узлов и агрегатов и не меняет внешнего вида мотоцикла. Я знаю парня, который ездит на потрепанном мотоцикле, с ободранным седлом. Я у него спрашиваю: «Почему ты не сменишь обшивку на седле, она же вся стерлась давно?» Он мне в ответ: «Да ты что, это же та самая немецкая кожа, которую поставили при выпуске?» Наверное, он считает себя реставратором-ортодоксом. Но я бы сказал, что он просто не сильно хорошо относится к технике. С одной стороны, я уважаю людей, которые фанатично преданы делу. Но с другой стороны, все должно быть красиво. И если уж человек не хочет пожертвовать родной краской мотоцикла, покрасить его ради того, чтобы он просто красиво выглядел, мне это не понятно. - До какой степени можно отступать от канона, от того вида, в котором мотоцикл вышел с завода?
- Знаменитый американский кастомайзер Сирил Хьюз сказал так: «Первое и основное правило кастомизации (равно как и реставрации) - кастомизируйте, и никаких правил». Главное, чтобы все детали подходили друг другу по стилю, и чувствовался художественный вкус. Хозяин этого BMW вначале мне сказал: «Я хочу, чтобы он был цвета синий металик». Принес журнал, показал мне такой же отреставрированный мотоцикл. Я говорю: «Все понятно, если сделать как в журнале, тоже будет красиво. Но если ты хочешь, чтобы он выглядел как старый послевоенный мотоцикл, он должен быть цвета «черный мат». Два месяца у нас шли дискуссии, но, в конце концов, он со мной согласился.
Честно говоря, мы все же немного отступили от канона и во внешнем виде. Полностью восстановить электрооборудование не смогли, поэтому кое-что позаимствовали от старого мотоцикла «Урал». С большим трудом нам удалось купить из старых запасов одного деда шестивольтовый ураловский генератор. У родного генератора реле-регулятор был встроен внутрь, а у ураловского стоит наружу. Но мы его приспособили так, что он выглядит почти на своем месте. Все органично вписалось, провода не торчат. В общем, аппарат получился неплохой, и с технической, и с эстетической стороны. От оригинала отличим только вблизи, и только специалистом, ездит замечательно - а это, пожалуй, самое главное для мотоцикла. Стас Сидоркин
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором |
Комментариев пока нет