Художники БарнаулаМонолог художника об искусстве древнего Барнаула Алтайские художникиот пещерных людей до гуннов
Об истории Барнаула учеными написано много интересных и полезных книг, но порой, чтобы почувствовать живой дух далекого времени, стоит обратиться не к книжным строкам, а всмотреться, как воспринимает скрытые пылью веков картинки прошлого, мысли и чувства живших тогда людей человек творческий. Дадим же слово мастеру. "Меня история Барнаула интересует в первую очередь как художника, - говорит известный барнаульский скульптор Александр Маркин[1]. - Ведь творения человека лучше всего раскрывают душу людей, в какую бы эпоху они ни жили и к какому бы народу ни принадлежали[2]. Кубисты каменного века
Уже в каменном веке в месте впадения реки Барнаулки в Обь жили люди. Древних людей часто представляют очень примитивными, не способными создать ничего стоящего с позиций современного человека. На самом деле наши доисторические земляки были не только ловкими охотниками, но и талантливыми ремесленниками, и уже тогда испытывали тягу к искусству. Многие найденные в Барнауле и его окрестностях вещи выполнены на высоком художественном уровне. Конечно, люди каменного века еще не были знакомы с выплавкой металлов, из известных нам материалов им были доступны только камень, кость, глина и дерево. Но тонкость отделки предметов, сделанных из этих материалов, порой поражает даже современных мастеров.
В школе, где я иногда даю детям уроки, у меня стоит копия ритуального сосуда эпохи неолита, найденного недалеко от Барнаула. Представьте себе из камня камнем же выдолбленный горшок со стенками не толще сантиметра. Я бы ни за какие деньги не взялся сейчас за такую работу, даже используя современные алмазные сверла. А они сделали, и не только выдолбили горшок, но и расписали его изнутри высеченными фигурками солнца, тигров, волков, оленей, бизонов, медведей, козлов. И в центре, на самом донышке стоит человек, стреляющий из лука. Главные герои их рисунков – животные, на которых они охотились. При этом древние «барнаульцы» умели не только механически копировать формы животного мира, но и обладали абстрактным мышлением, порой высекая на камне или кости не самих животных, а их символические изображения. Еще одна находка того же периода - костяной нож с тончайшей бороздкой посередине, которую сейчас можно было бы проделать с помощью маленькой дисковой пилы. В бороздку вставлялись каменные лезвия, причем такие острые, что ими можно бриться. На рукоятке ножа треугольниками обозначены волны, которые затем переходят в таких же треугольных рыбок и снова в волны. Это же самый настоящий кубизм, который думал, что изобрел Пабло Пикассо. На самом деле этот художественный стиль появился еще в каменном веке, здесь в Барнауле. [1] Известный барнаульский художник и скульптор Александр Маркин умер в октябре 2014 года. Это интервью состоялось за несколько лет до печальной даты. [2] В этой статье главную ценность представляет взгляд художника, творца на жизнь и искусство древних "барнаульцев". В некоторых моментах он может на совпадать с информацией ученых-историков. Но задача добиться максимальной исторической точности в данном случае и не ставилась. Андроновская эпоха
Затем люди познали металл, и начался ранний бронзовый век, а вместе с ним примерно в 16-15 веке до н.э. появилась на свет «андроновская культура», названная так по имени села, в котором были сделаны первые находки. В андроновской культуре не очень много изображений конкретных предметов или животных. Люди того времени были больше склонны к абстрактному художественному творчеству. Для меня самая интересная находка, относящаяся к этому периоду, - многоразовые керамические литейные формы для бронзовых изделий, позволявшие раз за разом отливать одно и то же украшение. Как видим, ставить производство на поток научились уже в глубокой древности. Даже сейчас для художника непростая задача - сделать многоразовую литейную форму для бронзы. Как правило, после заливки металла форму разбивают, чтобы извлечь готовое изделие. А жившие на территории современного Барнаула люди научились решать эту проблему много веков назад. Совершенно удивительной была их керамика. Найден, например, сосуд, опоясанный несколькими кольцами выдавленного в глине орнамента. Ни в одном круге мы не найдем места смычки, расстояние между фигурками узора везде равное, элементы нигде не наслаиваются друг на друга. Как древние люди этого добились? Ведь измерительных приборов, да и самой системы мер тогда еще не существовало, они не знали ни алгебры, ни геометрии. Ясно, что это был не математический расчет, а одним им известная система измерений расстояния в пропорциях, которая сейчас утрачена. Золотой век скифов
В 1-м тысячелетии до н.э. на Алтай пришла, на мой взгляд, самая удивительная из всех существовавших в наших краях культур - скифская. К сожалению, письменности у скифов не было, поэтому мы знаем о них только из китайских документов и от Геродота, упоминавшего в своих исторических трудах о грифонах, стерегущих золото. Известно, что это были рослые, под два метра, голубоглазые люди, обычно рыжие или светловолосые. Так что не прав был Блок, сказав в одном из стихотворений: «Да, скифы мы, да, азиаты с раскосыми и жадными глазами». Хотя скифы и населяли Азию, но они принадлежали к европеоидной расе. Племена скифов жили на обширной территории от Крыма до Иркутска. Предметы их быта в изобилии находят на территории Алтая, в том числе непосредственно в окрестностях Барнаула. Здесь их культуру называют «пазырыкской», в честь группы курганов. В этот период господствует так называемый скифский звериный художественный стиль. Любимый предмет изображения древних мастеров, как показывает название, - это животные: лошади, утки, олени, бараны, козлы, волки, леопарды. Зверей вырезали из дерева, ковали из металла, наносили в виде татуировок на кожу, изображали на коврах. Животное украшали замысловатым, витиеватым орнаментом, нередко превращавшим его из обычного зверя в мифологическое существо, самое знаменитое из которых, конечно же, грифон.
Скифы великолепно работали с керамикой, деревом, камнем. Меня особенно поразили их полированные, многослойные ожерелья из нефрита. Я работал с нефритом, это очень труднообрабатываемый камень. Но они умудрялись проделывать в четках ожерелья такие дырочки, через которые проходит только конский волос. Причем сверлили их тысячами. Сейчас это можно сделать только лазером, не сверлом.
Лишь недавно закончился каменный век, и они продолжали активно пользоваться камнем, но их технологии обработки металлов просто поражают. Например, скифам был известен секрет изготовления огромных литых, а не кованых, бронзовых сосудов. Но все же королем металлов в скифской цивилизации было золото, изделиями из которого они прославились на весь мир. Древние мастера умели так раскатывать золото, что сделанная из него фольга просвечивала на солнце. Искусные наездники, скифы изготовляли детали конской сбруи из дерева и покрывали ее тончайшей золотой фольгой, так что они выглядели как настоящие золотые изделия, но были легкими и не перегружали лошадь. Как показывают археологические находки, скифы любили яркие, красивые вещи, даже самый незамысловатый предмет был особым образом украшен. Если представить себе кавалькаду всадников того времени, то мы увидим коней в накидках, украшенных изображениями красных, синих, желтых рыб от седла лошади до самой земли. Украшения из золота покрывали шею, гриву, морду лошади, часто ей приделывали рога. Не менее ярко наряжались сами всадники. Так же, как египтяне, скифы мумифицировали трупы, просверливая кость и шприцуя в дырки ртутную мазь. Затем выкапывали яму, опускали туда сруб с телом и предметами для загробной жизни и насыпали сверху курган. Часто вокруг ставили менгиры – каменные стелы. О богатстве скифских курганов ходили легенды. В Сибири были целые села, жители которых не сеяли, не пахали, а только копали курганы. Найденное золото за бесценок продавали перекупщикам. Многие находки впоследствии были переплавлены, как варварское и дикое, а часть осела в музеях, в том числе в «Золотой коллекции» Эрмитажа.
Со временем скифов начали вытеснять из Азии другие народы, собственно азиаты. В европейской части материка культура скифов просуществовала гораздо дольше и утратилась уже в христианские времена. Но скифы не исчезли бесследно. Некоторые исследователи считают, что русские – это народ, произошедший от скифов. И я согласен с этой точкой зрения. Потому что преемственность культур видна невооруженным глазом. Скифский звериный стиль с его знаменитыми узорными тиграми и львами использовался во внешнем дизайне православных храмов во Владимире, Суздале, Угличе, Подольске и других городах «Золотого кольца». Кстати, он используется до сих пор, на эмблеме колбасной фирмы «Рики» изображен самый настоящий грифон. А в современном Барнауле, на старых домах Социалистического проспекта, можно найти деревянные наличники, выполненные в классическом скифском зверином стиле. Каменные воины гуннов
В 3 веке до н.э. пришли гунны, или, как их называли в Азии, хунну. Кочуя на запад, они пересекли Азию и ударили по Европе, чуть было не завоевав даже могучую Римскую Империю. Римлянам все-таки удалось их разбить, а вот на обширных пространствах Азии в течение нескольких веков гунны были властителями. Они тоже оставили свой след в местном искусстве. Если скифы мало интересовались изображением людей, то с гуннских времен до нас дошло много каменных статуй, как правило, изображавших мужчин-воинов. Несколько таких статуй стоят на территории краеведческого музея и в университете. Новшеством по сравнению со скифами было появление портретной скульптуры. Как художник, я совершенно убежден, что они делались с портретным сходством, потому что в каждом лице статуи ясно проглядывают индивидуальные черты человека. Меня особенно заинтересовала одна из музейных статуй, изображающая воина с длинными усами, в традиционной остроконечной шапке, c палашом за спиной и с кувшином в руке, видимо, с каким-то алкогольным напитком, и даже дошедшим до нас сквозь тьму веков выражением лица.
По праву могут считаться произведением искусства и удивительные по степени совершенства гуннские доспехи. Сложенные из отдельных чешуек, они закрывали воина буквально с головы до ног, но при этом могли складываться так, что уместились бы в современный дипломат. В отличие от европейских монолитных доспехов, гуннские доспехи были подвижными, сравнительно легкими и многофункциональными. Они одновременно защищали воина от стрелы, сабли и копья, в то время как цельные доспехи защищали только от одного типа оружия. После изгнания гуннов на Алтае и в Барнауле жили в основном тюркские народы – ойроты, телеуты, казахи, возможно, остатки гуннских племен, - а в 18 веке пришли русские, открыв новый этап, который интересен для меня более всего в плане архитектуры. Но это уже другая история". Записал Стас Сидоркин Вернуться в раздел Художники Барнаула
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором
20.01.2017 14:54/
перейти к комментариям
|