Таиланд - страна солнца и улыбок
Из снегов в тропики
Аюттайя
Древняя столица государства Аютия (нынешнего Таиланда) – Аюттайя, основанная в 1350 году принцем Утхонгом, во времена своего расцвета была одним из богатейших и крупнейших городов мира. В XVIII веке в ней жило более 1 млн. человек, больше, чем в тогдашнем Лондоне или Париже. В Аюттайе действовало около 400 храмов, три дворца, всю столицу пронизывали каналы, по которым курсировали суда с товарами местных и заморских купцов. В Аюттайе обосновались большие диаспоры французов, португальцев, японцев, голландцев, англичан. Крупные европейские торговые компании открывали здесь свои представительства.
Процветание закончилось в 1767 году, когда завоеватели из соседней Бирмы взяли штурмом, разграбили и сожгли город. После кровопролитной войны, закончившейся изгнанием бирманцев, восстанавливать Аюттайю было бесполезно, и король Таксин решил перенести столицу на новое место. Так завершилась история государства Аютия и началась история королевства Сиам (в Таиланд он превратился еще позже, в XX веке). С тех пор правители Таиланда больше не живут в Аюттайе, а на месте бывшей столицы сохранились лишь живописные развалины дворцов и храмов. Сейчас Старый город внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А рядом с ним вырос небольшой новый городок, который обслуживает туристов.
Храм Чайваттханарам
Храм Чайваттханарам – одно из самых узнаваемых сооружений старой Аюттайи, которое чаще других появляется на рекламных проспектах и постерах. Его приказал построить в 1630 году король Прасат Тхонг в память о своей покойной матери. В Чайваттханараме исполняли религиозные обряды члены королевской семьи, здесь же их кремировали после смерти. В устройстве храма нет ни одного случайного элемента. По сути, это модель буддийской вселенной в миниатюре. Центральный пранг (башня, похожая на кукурузный початок) символизирует священную гору Меру, которая считается у буддистов центром мироздания.
Многие ценители красот Юго-Восточной Азии замечают, что Чайваттханарам по планировке и архитектуре очень похож на другой древний храмовый комплекс Ангкор-Ват, расположенный в соседней Камбодже. Это сходство не случайно. Скорей всего, король велел построить Чайваттханарам еще и в ознаменование военных побед над Камбоджей. А кроме того, камбоджийцы в то время были своего рода законодателями моды в храмовой архитектуре, тайцы многое позаимствовали из их культуры, особенно после того как победили в войне и временно подчинили себе Камбоджу в XV веке.
Примерно так выглядел храмовый комплекс до разрушения.
На подиуме перед центральным прангом восседают две статуи Будды. Если присмотреться, то можно заметить, что головы статуй выглядят гораздо более новыми, чем туловища. Их восстановили уже в наше время с использованием современных материалов.
До разрушения бирманцами на территории королевского дворца и храмов Аюттайи находились сотни статуй Будды. Они больше всего пострадали во время оккупации. Уходя, завоеватели отрубили головы статуям и унесли их, чтобы сломить дух тайцев. Поскольку буддисты верят, что дух человека находится в голове. Позже многое из того, что не унесли бирманцы, растащили обычные грабители. Поэтому большинство статуй в Аюттайе безголовые.
Голова Будды, оплетённая корнями
Храм Ват Махатхат
Но одну голову завоеватели все-таки забыли или просто обронили при уходе из Аюттайи. За века дерево баньян оплело ее корнями и подняло над землей. Теперь это одна из главных достопримечательностей и символ разрушенной столицы. Раньше на этом месте находился храм Ват Махатхат, построенный приблизительно в 1350 году. По-видимому, тот Будда, которому принадлежала эта голова, находился как раз в этом храме.
Обычно туристы устраивают на этом месте фотосессию. Но поскольку это голова Будды, то фотографироваться с ней можно только по правилам – стоя на коленках или на корточках. Главное, чтобы твоя голова не была выше. Ведь человек не может быть выше божества.
В 1991 году древние памятники Аюттайи внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор их реставрация, которая в общем-то шла и до этого, ускорилась. Часть храмов отремонтировали, чтобы остановить их разрушение, некоторым статуям вернули отрубленные головы и руки.
На снимке: среди развалин на постаменте расположилась одна из отреставрированных статуй Будды.
Старожилы здешних мест – собаки - в полуденный зной обычно отдыхают в тенёчке на ступенях храмов.
Храм Ват Ратбурана
Храм Ват Ратбурана построили в XV веке по приказу короля Бороморачи II в память о его погибших братьях, на месте их кремации.
Принц Бороморача был младшим сыном в семье и по законам Аюттайского государства не мог унаследовать трон и стать королем. Поэтому с детских лет он готовился к тому, чтобы стать буддийским монахом. Трон же после смерти короля-отца стали оспаривать двое старших принцев. Поскольку они имели примерно равные права на престол и законы не давали четкого ответа, кто должен возглавить страну, то братья задумали решить этот вопрос в поединке один на один. По традиции они выехали на середину моста навстречу друг другу на боевых слонах и стали биться, стараясь поразить друг друга длинными копьями. Но в разгар сражения мост обрушился, браться вместе со слонами рухнули вниз и погибли. Так неожиданно младший принц Бороморача стал законным наследником и взошел на трон.
Монархом Бороморача II оказался весьма деятельным и воинственным. Вскоре он разгромил в войне своих соседей камбоджийцев, взял штурмом и разграбил их столицу Ангкор-Тхом, а на соседский трон посадил своего сына. После завоевания Камбоджи традиции из кхмерской культуры стали проникать в быт тайцев. Именно поэтому центральная башня (пранг) храма Ват Ратбурана так похожа на камбоджийские пранги. Но известна она не только подражанием культуре соседей, но и особым секретом, который открылся совсем недавно (по историческим меркам).
В 1957 году при очередной попытке расхитителей разграбить храм внутри центральной башни обнаружился тайник, в котором хранились бесценные статуэтки, пластинки с изображением Будды, украшения, и в том числе золотые драгоценности общим весом более 100 килограммов. К счастью, большую часть из них грабители найти не успели. Сейчас они хранятся в музее, а их фотографии выставлены в пранге, где их обнаружили исследователи.
Но это еще не все секреты храма. Очутившись внутри пранга, можно спуститься по длинной узкой лестнице в крошечное помещение, где умещается только один человек, и увидеть там…
… древние фрески, сохранившиеся еще со времен раннего Аюттайского государства, созданные задолго до бирманского нашествия. К сожалению, сохранились они не очень хорошо, но известно, что на фресках изображены сюжеты из жизни Будды в предыдущих его воплощениях.
Обратно к свету из подземелья.
Лежащий Будда в храме Ват Локайасутхарам
Не только в Бангкоке, но и в Аюттайе есть свой Лежащий Будда, второй по размеру в стране после бангкокского. Его длина достигает 38 метров. Мастера-скульпторы не просто так изображали Будду в полулежачем положении. Считается, что именно в этой позе он провел часть медитации, после которой перешел в нирвану.
Храм Ват Локайасутхарам, в котором изначально располагался Будда, погиб во время бирманского нашествия вместе с другими постройками. Сегодня можно видеть лишь остатки его стен. А статую отреставрировали уже в наше время, в 1954 году, при поддержке Департамента Прекрасных Искусств. За ней постоянно присматривают, оборачивают в желтую материю, как бы одевая статую. Это еще один из буддийских обычаев - наряжать статуи Будды.
Несмотря на то, что храма как такового нет, статуя лежащего Будды действующая. К ней приходят не только туристы, но и верующие тайцы, которые приносят цветы, ставят перед ней свечи. А на лице у Будды вовсе не грязь…
… а бесчисленные кусочки тонкой золотистой фольги, которую приклеивают на него тайцы и туристы. Это своего рода жертвоприношение. Если фольжинка приклеилась, то это должно принести счастье.
Страницы 1 2