Аюттайя

Таиланд - страна солнца и улыбок

Из снегов в тропики
 

Аюттайя


Древняя столица государства Аютия (нынешнего Таиланда) – Аюттайя, основанная в 1350 году принцем Утхонгом, во времена своего расцвета была одним из богатейших и крупнейших городов мира.  В XVIII веке в ней жило более 1 млн. человек, больше, чем в тогдашнем Лондоне или Париже. В Аюттайе действовало около 400 храмов, три дворца, всю столицу пронизывали каналы, по которым курсировали суда с товарами местных и заморских купцов. В Аюттайе обосновались большие диаспоры французов, португальцев, японцев, голландцев, англичан. Крупные европейские торговые компании открывали здесь свои представительства.

Процветание закончилось в 1767 году, когда завоеватели из соседней Бирмы взяли штурмом, разграбили и сожгли город. После кровопролитной войны, закончившейся изгнанием бирманцев, восстанавливать Аюттайю было бесполезно, и король Таксин решил перенести столицу на новое место. Так завершилась история государства Аютия и началась история королевства Сиам (в Таиланд он превратился еще позже, в XX веке). С тех пор правители Таиланда больше не живут в Аюттайе, а на месте бывшей столицы сохранились лишь живописные развалины дворцов и храмов. Сейчас Старый город внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А рядом с ним вырос небольшой новый городок, который обслуживает туристов.

Храм Чайваттханарам

Храм Чайваттханарам. Аюттайя. Таиланд

Храм Чайваттханарам – одно из самых узнаваемых сооружений старой Аюттайи, которое чаще других появляется на рекламных проспектах и постерах. Его приказал построить в 1630 году король Прасат Тхонг в память о своей покойной матери. В Чайваттханараме исполняли религиозные обряды члены королевской семьи, здесь же их кремировали после смерти. В устройстве храма нет ни одного случайного элемента. По сути, это модель буддийской вселенной в миниатюре. Центральный пранг (башня, похожая на кукурузный початок) символизирует священную гору Меру, которая считается у буддистов центром мироздания.

Центральный пранг храма Храм Чайваттханарам символизирует священную гору Меру. Аюттайя. Таиланд

Многие ценители красот Юго-Восточной Азии замечают, что Чайваттханарам по планировке и архитектуре очень похож на другой древний храмовый комплекс Ангкор-Ват, расположенный в соседней Камбодже. Это сходство не случайно. Скорей всего, король велел построить Чайваттханарам еще и в ознаменование военных побед над Камбоджей. А кроме того, камбоджийцы в то время были своего рода законодателями моды в храмовой архитектуре, тайцы многое позаимствовали из их культуры, особенно после того как победили в войне и временно подчинили себе Камбоджу в XV веке.

Модель храма Чайваттханарам. Аюттайя. Таиланд

Примерно так выглядел храмовый комплекс до  разрушения.

Статуи Будды с восстановленными головами. Аюттайя. Таиланд

На подиуме перед центральным прангом восседают две статуи Будды. Если присмотреться, то можно заметить, что головы статуй выглядят гораздо более новыми, чем туловища. Их восстановили уже в наше время с использованием современных материалов. 

Статуи Будды с отрубленными головами. Аюттайя. Таиланд

До разрушения бирманцами на территории королевского дворца и храмов Аюттайи находились сотни статуй Будды. Они больше всего пострадали во время оккупации. Уходя, завоеватели отрубили головы статуям и унесли их, чтобы сломить дух тайцев.  Поскольку буддисты верят, что дух человека находится в голове. Позже многое из того, что не унесли бирманцы, растащили обычные грабители. Поэтому большинство статуй в Аюттайе безголовые.

Голова Будды, оплетённая корнями
Храм Ват Махатхат

Голова Будды, оплетенная корнями. Храм Ват Махатхат. Аюттайя. Таиланд

Но одну голову завоеватели все-таки забыли или просто обронили при уходе из Аюттайи. За века дерево баньян оплело ее корнями и подняло над землей. Теперь это одна из главных достопримечательностей и символ разрушенной столицы. Раньше на этом месте находился храм Ват Махатхат, построенный приблизительно в 1350 году. По-видимому, тот Будда, которому принадлежала эта голова, находился как раз в этом храме.

Не поднимай голову выше головы Будды. Храм Ват Махатхат. Аюттайя. Таиланд

Обычно туристы устраивают на этом месте фотосессию. Но поскольку это голова Будды, то фотографироваться с ней можно только по правилам – стоя на коленках или на корточках. Главное, чтобы твоя голова не была выше. Ведь человек не может быть выше божества.

Отреставрированная статуя Будды. Аюттайя. Таиланд

В 1991 году древние памятники Аюттайи внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор их реставрация, которая в общем-то шла и до этого, ускорилась. Часть храмов отремонтировали, чтобы остановить их разрушение, некоторым статуям вернули отрубленные головы и руки. 
На снимке: среди развалин на постаменте расположилась одна из отреставрированных статуй Будды.

Собаки отдыхают на ступенях храма. Аюттайя. Таиланд

Старожилы здешних мест – собаки - в полуденный зной обычно отдыхают в тенёчке на ступенях храмов.

Собака кайфует на ступенях храма. Аюттайя. Таиланд

Храм Ват Ратбурана

Храм Ват Ратбурана. Аюттайя. Таиланд

Храм Ват Ратбурана построили в XV веке по приказу короля Бороморачи II в память о его погибших братьях, на месте их кремации.

Принц Бороморача был младшим сыном в семье и по законам Аюттайского государства не мог унаследовать трон и стать королем. Поэтому с детских лет он готовился к тому, чтобы стать буддийским монахом. Трон же после смерти короля-отца стали оспаривать двое старших принцев. Поскольку они имели примерно равные права на престол и законы не давали четкого ответа, кто должен возглавить страну, то братья задумали решить этот вопрос в поединке один на один. По традиции они выехали на середину моста навстречу друг другу на боевых слонах и стали биться, стараясь поразить друг друга длинными копьями. Но в разгар сражения мост обрушился, браться вместе со слонами рухнули вниз и погибли. Так неожиданно младший принц Бороморача стал законным наследником и взошел на трон.

Вход в храм Ват Ратбурана. Аюттайя. Таиланд

Монархом Бороморача II оказался весьма деятельным и воинственным. Вскоре он разгромил в войне своих соседей камбоджийцев, взял штурмом и разграбил их столицу Ангкор-Тхом, а на соседский трон посадил своего сына. После завоевания Камбоджи традиции из кхмерской культуры стали проникать в быт тайцев. Именно поэтому центральная башня (пранг) храма Ват Ратбурана так похожа на камбоджийские пранги. Но известна она не только подражанием культуре соседей, но и особым секретом, который открылся совсем недавно (по историческим меркам).

Фотографии сокровищ из тайника храма Ват Ратбурана. Аюттайя. Таиланд

В 1957 году при очередной попытке расхитителей разграбить храм внутри центральной башни обнаружился тайник, в котором хранились бесценные статуэтки, пластинки с изображением Будды, украшения, и в том числе золотые драгоценности общим весом более 100 килограммов. К счастью, большую часть из них грабители найти не успели. Сейчас они хранятся в музее, а их фотографии выставлены в пранге, где их обнаружили исследователи.

Лестница в подземелье храма Ват Ратбурана. Аюттайя. Таиланд

Но это еще не все секреты храма. Очутившись внутри пранга, можно спуститься по длинной узкой лестнице в крошечное помещение, где умещается только один человек, и увидеть там…

Фрески с сюжетами из прошлых жизней Будды в храме Ват Ратбурана. Аюттайя. Таиланд

… древние фрески, сохранившиеся еще со времен раннего Аюттайского государства, созданные задолго до бирманского нашествия. К сожалению, сохранились они не очень хорошо, но известно, что на фресках изображены сюжеты из жизни Будды в предыдущих его воплощениях.

Обратно к свету из подземелья. В храме Ват Ратбурана. Аюттайя. Таиланд

Обратно к свету из подземелья.

Лежащий Будда в храме Ват Локайасутхарам

Лежащий Будда в храме Ват Локайасутхарам. Аюттайя. Таиланд

Не только в Бангкоке, но и в Аюттайе есть свой Лежащий Будда, второй по размеру в стране после бангкокского. Его длина достигает 38 метров. Мастера-скульпторы не просто так изображали Будду в полулежачем положении.  Считается, что именно в этой позе он провел часть медитации, после которой перешел в  нирвану.

Храм Ват Локайасутхарам, в котором изначально располагался Будда, погиб во время бирманского нашествия вместе с другими постройками. Сегодня можно видеть лишь остатки его стен. А статую отреставрировали уже в наше время, в 1954 году, при поддержке Департамента Прекрасных Искусств. За ней постоянно присматривают, оборачивают в желтую материю, как бы одевая статую. Это еще один из буддийских обычаев - наряжать статуи Будды.

Лицо Лежащего Будды. Аюттайя. Таиланд

Несмотря на то, что храма как такового нет, статуя лежащего Будды действующая. К ней приходят не только туристы, но и верующие тайцы, которые приносят цветы, ставят перед ней свечи. А на лице у Будды вовсе не грязь…

Посетители наклеивают фольгу на стопы Лежащего Будды. Аюттайя. Таиланд

… а бесчисленные кусочки тонкой золотистой фольги, которую приклеивают на него тайцы и туристы. Это своего рода жертвоприношение. Если фольжинка приклеилась, то это должно принести счастье. 


Страницы 1 2

 
 
 
 
 
Наши контакты. Со всеми вопросами и предложениями Вы можете обращаться по адресу staslandia15@gmail.com
18 + Некоторые страницы сайта могут содержать материалы для взрослой аудитории.
При использовании текстовых материалов, фотографий и рисунков желательно делать активную ссылку на наш сайт или указывать его адрес.
Правообладателям. Если Вы обнаружили на сайте изображение или текст, на которые Вы обладаете авторскими правами, и имеете что-то против их размещения на нашем ресурсе, пишите на адрес staslandia15@gmail.com. Там Вы сможете потребовать удаления материала или внести свои предложения об условиях его размещения.
Яндекс.Метрика