Записки путешественникаВелотуризм
Два колеса и море удовольствия
С приходом теплых дней на улицах города появляется все больше людей на велосипедах. Можно с уверенностью сказать, что за последние годы этот простой и экономичный вид транспорта стал как никогда популярен в Барнауле. На нем ездят на отдых, на дачу, на работу. Но если вы только собираетесь присоединиться к армии велосипедистов, как выбрать именно тот велосипед, который нужен вам, как безопасно передвигаться на нем по городу? На эти вопросы отвечает руководитель клуба приключений «Русский Алтай», велосипедист с многолетним стажем Иван Крюков. Велики бывают разные... «Прежде, чем идти в магазин покупать велосипед, нужно определиться, для чего он вам нужен, - рассказывает Иван. - Для катания по городу подойдет один тип велосипеда, для соревнований – другой, для туризма – третий. Есть велосипеды для экстремального спорта: триальные, даунхилльные, фрирайдные. Если человек не собирается устраивать продолжительные заезды, если он хочет ездить только со спуска, прыгать через препятствия, получать заряд эмоций, адреналин, экстремально проводить время, то ему подойдет такой вариант. Естественно, такие велосипеды стоят намного дороже. Наиболее популярны обычные горные велосипеды, с легкой рамой, чаще всего без заднего амортизатора, с передним и задним переключением скоростей, обычно с колесом диаметром 26 дюймов. Они универсальны и подходят как для передвижения по городу, так и по пересеченной местности, по горам, для велотуризма, для спортивной дисциплины кросс-кантри. На них можно забраться на любую гору, спуститься с любого спуска. Под их колеса можно подобрать любые покрышки: для гравия, для асфальта, зубастые, грязевые. Самые популярные модели в Барнауле – STELS и GT. Цены и возможности Возможности велосипеда напрямую зависят от его цены. Обычные покатушечные городские велосипеды в ценовой категории до 25 тысяч рублей имеют относительно небольшой ресурс прочности. У них хуже работа трансмиссии, вилка пружинная без гидравлического демпфера. По весу довольно тяжелые. Они не очень годятся для дальних туристических поездок или для соревнований, но для передвижения по городу, пригороду вполне подойдут. Следующая ценовая категория 25-50 тысяч рублей. Этот велосипед позволит участвовать в любом походе, в том числе по горам. Можно комплектовать его багажником для перевозки грузов и уезжать в недельные-двухнедельные поездки. Естественно, на нем возможно передвигаться и по городу. Участововать в любительских соревновениях. Дорогие велосипеды, от 50 до 150 тысяч рублей предназначены для быстрого перемещения, ярких «отжигов» со спусками и подъемами. Тут уже идет увеличение не качества и надежности, а уменьшение веса, повышение удобства и резкости в управлении. Новичок, сев на велосипед за 25 тысяч и за 50 тысяч рублей, не заметит разницы, ни в трансмиссии, ни в вилке. В принципе, для новичков в дорогих велосипедах нет большой необходимости. Мой совет - вначале купить велосипед за 20-30 тысяч рублей. Такая техника дает большие возможности и позволяет понять, что требуется конкретному человеку. Потом уже можно модернизировать имеющийся велосипед на свой вкус или купить другой. Или иметь несколько для разных целей. У меня, например, два велосипеда – один дорогой гоночный, а другой относительно дешевый - для туризма, для перевозок багажа. Покупать велосипеды желательно в специализированных веломагазинах. Там товар лучшего качества, и продавцы дадут грамотную консультацию, помогут выбрать велосипед, в том числе по росту. Если у вас задача - не ездить за тридевять земель, а просто кататься по саду, и к тому же жестко ограничен бюджет, то можно купить и совсем простой велосипед в супермаркете. Гараж на лоджии Если велосипед у вас уже есть, и вы просто хотите без проблем сесть на него после зимы, лучше всего предпринять некоторые меры еще до периода простоя, «законсервировать» его. Главное, чтобы он стоял в нормальном положении, вилка не была перевернута, чтобы в конце сезона он не остался грязным и необслуженным после луж. Чтобы цепь была смазана. Тогда в начале сезона особых проблем не будет. Хранить его можно где угодно, главное, чтобы он не стоял на спущенных колесах. Потому что резина под нагрузкой будет продавливаться и портиться. Кроме того, на открытом балконе на узлы велосипеда может попасть влага и вызвать ржавчину. А на холодной, но сухой лоджии он хранится без проблем. Если какие-то скрипы все же появились, то эти проблемы легко устраняются. В начале сезона необходимо проверить втулку, каретку и цепь, смазать узлы маслом, возможно поменять кое-что из расходных частей трансмиссии – звездочки и цепь. Можно сделать обслуживание вилки. Гонки по обочине Итак, велосипед выбран. Теперь осталось узнать, как безопасно передвигаться на нем по городу, чтобы не попасть под колеса автомобиля и не сбить пешехода. Поскольку у нас в городе нет специальных велодорожек, то этот вариант езды мы рассматривать не будем. Как правило, велосипедисты передвигаются по городу по проезжей части. Это удобней, поскольку скорость выше, чем на тротуаре, и можно двигаться с транспортным потоком. Есть несколько нюансов по безопасному управлению. Прежде всего, надо соблюдать Правила дорожного движения, быть очень внимательным, втрое внимательней, чем за рулем автомобиля. Потому что вы менее заметны на дороге, а скорость у вас практически такая же, как у машины. Старайтесь всегда держаться крайнего правого ряда. Правда, город заставлен запаркованными на обочине автомобилями, правая часть дороги часто бывает занята, а выезжать на другие полосы небезопасно. Поэтому такие участки лучше проскакивать по тротуарам, конечно, не создавая помех пешеходам. По старым Правилам это было запрещено. Но потом в Правила внесли поправки и вычеркнули пункт о запрете езды по тротуарам. Сейчас в городе огромный автомобильный трафик, и проехать из спальных районов в центр по основным проспектам достаточно тяжело. Поэтому лично я стараюсь передвигаться по парковым зонам или по ленточному бору. Пускай это будет чуть дольше, но я получу настоящее удовольствие от поездки. Если вам нужно ехать именно по центру, то хотя бы выберете для поездки не главный проспект, а периферийные улицы - там менее интенсивное движение и меньше машин, припаркованных на обочине. Вместо Ленинского проспекта вполне можно проехать по Комсомольскому или Социалистическому. Всегда передвигайтесь по городу в шлеме. По скорости велосипед ненамного уступает автомобилю, так что малейшее падение может привести к травмам. Дай дорогу дураку При любом перестроении, при любом маневре необходимо посмотреть налево, направо и еще раз налево, чтобы узнать, как движутся сзади участники движения. Даже если вы едете по главной дороге, следите, чтобы вас увидели и вам действительно уступают дорогу. Показывайте направление своего движения руками. При повороте вытяните в сторону левую или правую руку, в зависимости от направления поворота. Очень неприятно, когда велосипедист резко поворачивает налево. Водитель этого не ожидает и может допустить наезд, причем исключительно по вашей вине. Делайте плавные остановки. Хотя Правила дорожного движения подсказывают, что при остановке надо поднять руку вверх. Но чисто технически это сделать достаточно сложно, потому что при торможении обе руки задействованы для управления тормозами. Лучше использовать плавную остановку, чтобы на вас не наехали сзади. И еще одно важное правило – «дай дорогу дураку». Если вы видите, что автомобилист ведет себя на дороге неадекватно (не замечает вас, находится в состоянии алкогольного опьянения, двигается слишком быстро, виляет на трассе) - лучше уступить ему дорогу, даже если вы во всем правы. Будь он трижды неправ, вашего здоровья или жизни это не вернет. В темное время суток на велосипеде тоже можно передвигаться. Но он должен быть оборудован световыми приборами, в первую очередь - передним фонарем белого света. Включайте его не только ночью, но и в сумерках, когда видимость только начинает ухудшаться. В городе не так актуально освещать путь перед собой. Главное, чтобы водители встречного транспорта видели вас и не сбили, особенно при повороте налево. А сзади обязательно закрепите красный маячок на светодиодах, который тоже далеко видно. Батареек там хватает на год или на два. Ни в коем случае не выезжайте в сумеречное время без фонариков или хотя бы без катафотов. Правила дорожного движения вообще не позволяют использование велосипеда без данного оборудования. Велосипед на привязи Те, кто много ездит по городу на велосипеде, например, за покупками, сталкиваются с еще одной проблемой – как обезопасить его от кражи во время стоянки. Наш совет: если у вас нет возможности завести велосипед в помещение, не оставляйте его без присмотра более чем на 1-2 минуты, каким бы надежным ни был ваш велозамок. Я сам терял ключи от велозамка, и мне приходилось его вскрывать. Это можно сделать минуты за полторы с помощью обычного кирпича или большого камня, а тем более с помощью ломика или кусачек. Старайтесь заходить в помещение, например, в магазин, так, чтобы велосипед всегда оставался в поле зрения. Или так планируйте свой маршрут, чтобы вас было как минимум двое. Хоть у нас в Барнауле и нет такой проблемы, как целенаправленное воровство велосипедов, но когда стоит дорогая вещь, которую легко взять и уехать, рано или поздно эта отрасль преступного бизнеса появится. В Новосибирске уже появилась. Существуют специальные бригады с компактными кусачками, которыми перекусывают тросик и уезжают. У нас обычно угоняет гопота. Захотели покататься - взяли и поехали. Чаще всего их находят, догоняют и воспитывают. Но замок в любом случае иметь желательно. Есть очень тяжелые и неудобные, но надежные замки в виде больших скоб. Это прут, согнутый в виде подковы, которая закрывается в нижней части планкой. Перекусить его кусачками почти невозможно – только перепилить. Лучшие трассы Барнаула В Барнауле есть несколько мест, где можно покататься в свое удовольствие. Это шоссе Ленточный бор, дорожки вдоль Барнаулки, хорошая профилированная дорога «Лыжня здоровья», по которой летом катается очень много велосипедистов-любителей. Дорожки более жесткого рельефа есть в Сухом логу, у лыжных баз «Крылатых», «Выстрел» и «Белочка». Там уже можно проводить серьезные тренировки для поддержания формы. В поход на двух колёсах Для более дальнего похода за пределы города требуется более тщательная подготовка. Поход может быть автономным, когда едешь куда-то далеко, с ночевками и все необходимое везешь с собой. Для него потребуется велорюкзак, багажник, бивачное снаряжение – палатка, спальник, коврики, теплая и боевая одежда. Есть и другой способ активного отдыха, в том числе в наших Алтайских горах. Это езда с автомобильным сопровождением по красивым местам. Для этого нужен автомобиль повышенной проходимости, который едет вместе с велосипедистами, везет снаряжение, запасы пищи. Размещаться можно как на турбазах, так и автономно, в палатках. Второй способ удобней: поскольку велосипед легкий, мы можем проходить за сутки большее расстояние, с большим удовольствием, по более сложным дорожкам. А можно просто выехать на турбазу, жить на ней, и вокруг нее кататься на велосипеде. Это тоже популярный вид отдыха, особенно среди любителей. Но вокруг турбазы все окрестности в радиусе 30-40 километров можно объездить в первый день, потом будет уже неинтересно. Поэтому лучше переезжать с одного места на другое. Велопамперсы и шип для педаляжа Из экипировки при продолжительных поездках не помешает специальная велосипедная одежда из современных синтетических материалов, которая быстро выводит влагу. Очень важный элемент – велотрусы. В них вшиты так называемые велопамперсы. Они мягкие, хорошо впитывают пот и предотвращают опрелости. В них комфортно ехать на жестких велосипедных седлах. Обязательно должен быть защитный шлем, велоочки. Большое применение находят специальные велотуфли со специальными контактными педалями. В подошву встроен специальный шип, который встегивается в педаль и позволяет лучше чувствовать велосипед, на 20-25 процентов увеличивая качество педаляжа. Джентльменский набор велосипедиста: запасная камера, заплатки, насос и набор ключей-шестигранников. В подседельной сумочке или рюкзачке он займет немного места. Практически любая незначительная поломка устраняется с помощью этого набора. Самая частая проблема в пути – это прокол колеса. В пределах города есть сервисные центры в клубе приключений «Русский Алтай», магазинах «Триал-спорт» и «Спортивный мир», где быстро устранят небольшую неисправность, и вы сможете продолжить путь». Стас Сидоркин
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором |
Комментариев пока нет