До Уймонской долины и дальше
По дальним уголкам Горного Алтая
К слиянию Катуни и Аккема
+ Гора Филаретка
Сегодня наш путь лежит к слиянию рек Катуни и Аккема. Помимо того, что сама дорога радует глаз красивыми пейзажами, в конце нас ждет небольшой сюрприз - послание, оставленное средневековыми людьми.
С утра пораньше отправляемся в путь.
С дороги открывается прекрасный вид на идиллические пейзажи Уймонской долины.
Большая часть пути пролегает вдоль берега Катуни, в которую впадает множество рек и речушек поменьше. Для начала притормозим немного, чтобы полюбоваться на слияние Катуни и Акчана.
Село Тюнгур
Дорога приводит нас в село Тюнгур с населением около 400 человек. Это важный туристический центр, вблизи села располагается несколько турбаз, здесь начинаются основные туристические маршруты к горе Белухе, сплавы по Катуни.
Вид на Катунь в окрестностях села.
... на окрестные холмы.
Место разгрома суховцев
Сразу за Тюнгуром посреди луга видим ещё одну достопримечательность, если можно так выразиться. Здесь расположен памятник некоему Петру Сухову, красному командиру партизанского отряда времен гражданской войны 1918-1922 годов. В советские времена на Алтае, как горном, так и равнинном, он был своего рода знаменитостью, которого сильно любили пиарить всевозможные пропагандисты, газетчики и просто школьные учителя, рассказывая, как он нёс советскую власть в разные уголки Алтая и как "героически" погиб под конец своей карьеры. В Барнауле и Горно-Алтайске его именем названы улицы.
Памятник в Тюнгуре появился отнюдь не случайно. Ведь окончательный разгром группировки Сухова произошёл в августе 1918 года именно под Тюнгуром, а на месте, где сейчас стоит памятник, он был расстрелян вместе с группой своих подчинённых, уцелевших в том бою.
Раньше у памятника проводили торжественные мероприятия, принимали детей в пионеры. Когда советская власть рухнула, всё изменилось. По словам местных жителей, кто-то и сейчас по привычке считает Сухова героем. Кто-то наоборот вспомнил о своих старообрядческих корнях и о том, что в здешних местах никогда особо красных не жаловали. Ну а третьим до старых споров и "древних" могил просто нет дела. Судя по состоянию памятника, последних абсолютное большинство.
Съехав с равнины на узкую горную дорогу, видим ещё один символ - памятный камень, надпись на котором рассказывает, что именно на этом месте был разгромлен отряд Петра Сухова. Припомним некоторые подробности той истории.
Первоначально суховцы действовали в Кузбассе и на равнинном Алтае, но в то время белые там ещё были в большинстве и войну выигрывали, поэтому отряд решил уходить через Горный Алтай, Монголию и Китай в Среднюю Азию, чтобы соединиться с более крупными частями красных. По пути через алтайские деревни и поселки Сухов, как с гордостью и пафосом писали летописцы советских времен, везде, где только мог, устанавливал советскую власть. Что на практике означало в числе прочего формирование новых "органов власти" из местных маргиналов, образование комитетов бедноты и отъём имущества у зажиточных хозяев в пользу деревенских бездельников и голодранцев, а также коней и продовольствия на нужды самих суховцев.
Однако оппоненты про суховцев не забыли. Белое правительство специально снарядило экспедицию под командованием войскового старшины Вячеслава Волкова, которая окружила группировку красных в районе деревни Тележиха (располагается в Алтайском крае) и успешно разгромила её. Остатки суховцев числом всего 400 человек сумели сбежать в Горный Алтай.
Потерпев неудачу на равнине, Сухов с остатками своих людей прошёлся по горам, с трудом смог добраться до Уймонской долины, где его уже ждал отряд белогвардейцев под командованием поручика Любимцева.
Тут стоит ещё раз вспомнить, что Уймонская долина с давних времен была местом, куда бежали от преследований старообрядцы, в поисках благословенной земли Беловодья. Были они людьми крепкой веры, трудолюбивыми, основательными, многие показали себя хорошими предпринимателями. Так что в Уймонской долине издавна вырастало много зажиточных хозяйств.
Нетрудно догадаться, что появление ватаги красных суховцев с их идеями богоборчества и узаконенного грабежа собственников, тяжёлым трудом наживших имущество, мягко говоря, не вызвало восторгов у местного населения. Так что поручику Любимцеву не составило труда набрать подкрепление из числа казаков и просто местных жителей, возмущенных деятельностью красных беспредельщиков.
Путь суховцев пролегал по узкой горной дороге, с одной стороны которой поднималась почти отвесная скала, а с другой шумела бурными водами река Катунь. Поручик Любимцев грамотно подошёл к делу, устроив недалеко от села Тюнгур две засады, в каждой из которых разместил по пулемёту. Первую - на пути у красноармейцев, в самом узком месте дороги, а вторую - на противоположном берегу Катуни. В деревне ждали сигнала ещё 4 сотни ополченцев из числа местных жителей.
Когда суховцы приблизились к первой засаде, застрочил пулемёт, раздались выстрелы из винтовок. Красные попытались отойти тем же путем, что пришли, обратно к Тюнгуру, но тут пулемёт на другом берегу тоже принялся поливать их огнём, отрезав путь к отступлению. Дорога хорошо простреливалась, укрыться было негде. Уже в сумерках некоторым из суховцев все же удалось взобраться по отвесным склонам на гору, но там их переловили ополченцы и казаки и доставили в штаб белогвардейцев. Попался в умело расставленные сети и сам Пётр Сухов. Блестящая операция закончилась полным разгромом красноармейцев. Белые также захватили обоз, в котором оказалось много изделий из золота, серебра и других ценных вещей, награбленных суховцами за время похода у местного населения. Самих красноармейцев, включая их главаря, не откладывая дело в долгий ящик, расстреляли и захоронили в братской могиле. Так закончился бесславный поход Сухова по Алтайским равнинам и горам.
Статуи урочища Толоно
За долгую историю Алтая здесь жили многие народы, вырастали и распадались могучие империи. Был в истории Алтая и тюркский период. Тюркский Каганат стал одним из крупнейших государств в человеческой истории. Первоначально жившие в горах Алтая тюрки в ходе бесконечной череды войн многократно расширили сферу своего влияния и к моменту наибольшего расцвета в конце 6 века нашей эры контролировали огромные территории от Манчжурии до Северного Кавказа, от Крыма до Туркестана и Монголии.
От тех времен в Горном Алтае остались многочисленные антропоморфные каменные статуи, которые в обиходе почему-то часто называют «каменными бабами». Конечно же, это некорректное название. Ну, хотя бы, потому что это вовсе не бабы. Гораздо точнее отражает их суть алтайское название Кезер-Таш, что в переводе означает камень-воин. И в большинстве камней, обработанных рукой безымянных скульпторов древности, действительно явственно проглядывает облик воинов. Многие изображены с мечом, висящим на поясе.
В Уймонской долине тоже есть свои камни-воины. В конечной точке нашего сегодняшнего маршрута, за речкой Тургунда, на возвышенности есть урочище Толоно, где расположились несколько каменных статуй, сохранившихся до наших дней. Хотя о детальной проработке облика персонажей говорить не приходится, тем не менее, у некоторых можно различить черты лица – глаза, рот, нос, усы. У двух статуй ученые смогли разглядеть пояса с заткнутым под них оружием, а также сосуд, зажатый в руке. У одной статуи нашли круглый предмет, висящий у пояса, вероятно, сумочку. Предположительно такие каменные статуи устанавливали рядом с могилами погибших или умерших тюркских воинов.
Как водится в Горном Алтае, рядом со знаковым местом на ветви ближайших деревьев повязывают ленточки в дар духам. Правда, как говорят бывалые экскурсоводы, чаще всего духов задабривают не столько местные жители, сколько туристы.
И еще дары духам, на сей раз в денежном выражении, на импровизированном алтаре.
А вот и сама речка Тургунда, её слияние с Катунью.
Напоследок взгляд на ещё два слияния рек, на сей раз Катуни и Аккема (на заднем плане) и Катуни и Тургунды (вблизи).
Гора Филаретка
Гора Филаретка (или Филаретова гора), расположенная неподалеку от села Мульта, известна всей Уймонской долине тем, что когда-то на ней жил старец Филарет, который среди местных жителей считался образцом христианского праведника. Достоверных сведений о нем сохранилось немного, в основном в устных преданиях, дошедших до наших дней через старожилов этих мест. Сегодня путь на Филаретову гору - один из популярных туристических маршрутов Уймонской долины.
Взгляд издали на гору Филаретку перед восхождением.
Начинается история в 1864 году, когда в Уймонскую долину переехал из Европейской части России старовер Калистрат Железнов и пятеро его сыновей, одним из которых был Филарет. Выбор семьи Железновых был неслучайным, ведь в Уймонская долина всегда была особенным местом для староверов, с давних времен сюда съезжались люди в поисках Беловодья - мифической земли мира, свободы и благоденствия, где можно жить вольно, не опасаясь преследований за свою веру. Переселенцы обживались здесь, создавали крепкие хозяйства.
Отец и братья Железновы были умелыми плотниками и построили в селе несколько домов. А сам Филарет лично участвовал в строительстве молебного дома. Всю свою жизнь они строго придерживались обычаев, присущих их вере.
С годами Филарет решил полностью уйти из мира, посвятить себя богу и вести отшельническую жизнь. Сведения о том периоде разнятся. Но, по-видимому, окончательный уход из села состоялся уже в послереволюционные годы, когда начались преследования Филарета за его веру. По воспоминаниям старожилов, его даже ложно обвиняли в фальшивомонетничестве, чтобы было за что привлечь к ответу несговорчивого старца.
Равнина осталась позади, начинаем восхождение по следам старца Филарета.
Но Филарет не покорился и ушел на гору, которую позже назовут в его честь, поставил там сруб и жил в одиночестве, посвящая время молитвам и переписыванию старых церковных книг. Первое время он приходил к родным в село по ночам. Но во время одного из визитов его чуть было не схватили местные комсомольцы, устроив засаду рядом с родным домом. К счастью, доброжелатели из местных жителей предупредили старца о ловушке, и он, переодевшись в пастушескую одежду, погнал скот на выпас и так сумел выскользнуть из села.
Сверху открывается вид на ближайшие села - Мульта и Замульта.
Больше он в село почти никогда не возвращался, жил у себя на горе, питался ягодами и орехами, всю домашнюю утварь мастерил сам из дерева. Лишь изредка родственники оставляли ему в условленном месте еду и одежду.
По пути знакомимся с местной флорой.
Почувствовав приближение смерти, старец сам выкопал себе могилу, оставил в условном месте записку родственникам, переоделся в чистую одежду, и так, готовый к похоронам, лег и умер у себя в избушке.
Вот и вершина...
... с которой открывается прекрасный вид на Уймонскую долину.
Правда, это была только первая вершина. Гора обманчива, только тебе показалось, что ты взошел на самый пик, как начинается небольшой спуск, а потом подъем на более высокую вершину, а за ней открывается следующая, ещё выше. Филаретка не такая маленькая, как может показаться при взгляде из села - её высота 1783 метра.
В 1968 году правнуки Филарета совершили восхождение на гору и отыскали его хижину, практически разрушившуюся к тому времени. В память о своем предке на скале они выбили надпись «Могила отца Филарета» и дату его приезда в эти места – 1864 год.
Уже при жизни Филарет считался праведником, духовным авторитетом среди верующих местных жителей. Говорят, что после его смерти некоторые староверы даже совершали паломничества на гору, ставшую для него последним домом. За прошедшие десятилетия старца не забыли. Сегодня гора Филаретка стала популярной достопримечательностью, на нее и сейчас совершаются «паломничества», правда, теперь уже в основном туристами.
Вот и вершина. Фото Виктора Кулачкова (пост на портале Мой Мир)
Фото Виктора Кулачкова (пост на портале Мой Мир)
Сразу скажем, что хижины старца Филарета горе давно нет. Из творений человеческих рук отыскался только вот такой геодезический знак, которые нередко устанавливают на вершинах Горного Алтая. Надписи на нем оставили, разумеется, туристы. Хотя, на самой вершине горы сруб Филарета никогда и не стоял, он находился меж двух вершин, на склоне горы, рядом с отвесной скалой.
Фото Виктора Кулачкова (пост на портале Мой Мир)
Уймонская долина отсюда видна будто на ладони.
Все снимки для фотоальбома за исключением имеющих отдельную подпись сделаны Станиславом Сидоркиным
Вернуться в раздел До Уймонской долины и дальше
Комментарии
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором
|