Записки путешественникаВелотуризм Как сходить в велопоход
Каждое лето тысячи барнаульцев отправляются на отдых в Горный Алтай. Наряду с традиционными видами активного отдыха - пешим, конным, автомобильным туризмом и сплавами - в последние годы все большей популярностью пользуются велопоходы. Сейчас Барнаул переживает настоящий велосипедный бум. За минувшие пятнадцать лет в нашем городе сложилось довольно внушительное сообщество хорошо подготовленных велопутешественников, члены которого исколесили Алтайский край и Горный Алтай вдоль и поперек. Промчаться по горным тропам Конечно, бывалые велотуристы ездят в горные походы сами, объединившись в небольшие группы друзей по интересам. Но, что любопытно, подобные путешествия востребованы и среди новичков, особенно среди служащих, менеджеров среднего звена, компьютерщиков, творческих людей, домохозяек, которым успели поднадоесть за год одни и те же интерьеры и жизнь в четырех стенах. Иногда отваживаются на такой поход целые семьи с детьми, разумеется, с подросшими. Вот только не все знают, как правильно организовать велопутешествие в горы, которое запомнится на долгие годы. Мы попросили дать несколько советов велотуриста со стажем Ивана Крюкова. Вместе с группой единомышленников из клуба «Русский Алтай» он организовывает велотуры в Горный Алтай для новичков. - Иван, почему же так тянет городских людей промчаться по горным тропам на велосипеде? Ведь есть куда более простые и легкие способы отдыха. - Для закоренелых горожан велопоход - это своеобразный способ психологической разгрузки. У каждого бывают в жизни такие моменты, когда хочется бросить все и уехать подальше от повседневных забот, набраться новых впечатлений. Для кого-то это еще и фитнес-тур. Известно, что продолжительная ежедневная езда на велосипеде помогает согнать лишний вес, избавиться от животика, да и просто повысить жизненный тонус. Причем все происходит естественно, без всякого ограничения в питании. - А не легче проехать по тем же самым местам на машине? Педали крутить не надо. - Когда смотришь на красоты природы из окна автомобиля, а тем более автобуса, ощущения совсем другие. Бывает, человек пролетит сотню километров по Чуйскому тракту, а потом не может вспомнить, где он побывал. Не вспомнит ни Семинский перевал, ни Чикет. В путешествии на велосипеде человек всем своим телом может прочувствовать те места, по которым он проезжает. Когда заберешься на Чике-Таман, не вставая с седла, то такая гордость берет за свои труды. Каждый подъем останется в памяти на годы. Тут уже наедине идет диалог между природой и человеком, без посредника в виде стекла автомобиля. В любой момент можно остановиться, осмотреть достопримечательности, полюбоваться на бурундуков, косуль, сделать фото-, видеосъемку, поменять маршрут. Полная свобода импровизации. - Какие маршруты самые популярные у романтиков педальной езды? - Наибольшей популярностью пользуется район Белухи, Катунский хребет, долина реки Чулышман, плато Укок, Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты. Одним словом, такие места, которые почти не тронула цивилизация, где можно увидеть настоящие горы. В них есть своеобразная энергетика, которая меняет человека, его мировоззрение, взгляды на жизнь. Кто однажды попробовал активный туризм, уже не возвращаются на турбазы, дискотеки и автобусные экскурсии. Дорожный быт Но красоты красотами, а от быта тоже никуда не денешься. Чтобы не испортить себе отдых, не помешает запомнить несколько простых правил и подготовиться к некоторым трудностям. 1. Прежде всего, надо позаботиться о снаряжении. Понятное дело, на простеньком велосипеде с одной-единственной скоростью в горы и даже в предгорья лучше не соваться. Придется полдороги идти пешком, а своего верного «коня» вести рядом. Для такого путешествия понадобится хороший горный велосипед среднего класса как минимум с 18-21 скоростями, оборудованный надежным багажником. Благо, теперь в специализированных спортивных магазинах моделей больше чем достаточно. За 25-50 тысяч рублей вполне реально обзавестись транспортом с хорошими рабочими качествами; 2. Другие непременные атрибуты велопутешествия: велорюкзах емкостью 60-80 литров, комплект запчастей, палатка, спальник, коврик, горелка и котелки. В общем, все то, что нужно в обычном походе. 3. Не стоит забывать о теплой одежде. Ночью в горах бывает очень холодно, даже летом; 4. Используйте минимум хлопчатобумажной одежды. Она хорошо впитывает влагу и долго сохнет, вызывая опрелости. Лучше носить качественную синтетику; 5. Подберите для похода запас легкоусвояемой пищи. Идеально подходят субпродукты, наподобие каш быстрого приготовления. Впрочем, если у вас есть желание совершить разовый поход по Горному Алтаю, но не хочется вкладывать деньги в снаряжение или не хватает знания местности, то можно нанять гида, а снаряжение арендовать. Профессиональные велотуристы прокатят вас по любым местам, по вашему желанию. Обойдется это не дороже, чем отдых на турбазе. 6. Если вы заберетесь в действительно дикую местность, то, возможно, придется форсировать вброд горную реку. Впрочем, маршрут можно скорректировать с проводником; 7. Заранее психологически подготовьте себя к тому, что будут нагрузки и будет усталость. Для любых походов это нормальное состояние. И с местными подружились - Иван, иногда в соцсетях появляются сообщения об агрессивно настроенных местных жителях в дальних уголках Республики Алтай, которые якобы недолюбливают чужаков. Это действительно так? - Нет, агрессивное поведение встречается очень редко. Сколько мы ездим в Горный Алтай, нас всегда принимают дружелюбно. Интересных встреч с людьми в пути всегда много. Бывает, заезжаем в глухую горную деревушку, где люди почти не общаются с внешним миром. Видят нас в яркой одежде, на современных велосипедах, подходят посмотреть. Когда мы расспрашиваем о местном быте, реакция всегда положительная. Если надо, дорогу покажут, пожелают счастливого пути. Помню, однажды мы ездили в Тыву, так нас тоже пугали, что там не любят приезжих, могут избить, деньги отобрать. Но ничего подобного. Самым «опасным» за все время пути был момент, когда к одному из наших ребят начала приставать пьяная местная жительница, когда мы остановились в городке пополнить запасы продуктов. Потом мы смеялись над этим эпизодом. - Да, промчаться на велосипеде с ветерком, конечно, здорово. Жаль вот только, что новички мало что увидят за время поездки. Без подготовки далеко не уедешь. - На самом деле при грамотном инструктаже, хорошей технике и снаряжении любой новичок может проехать 50-70 км в день по слабопересеченной местности. В течение недельного или двухнедельного тура получится очень приличное расстояние. Пусть начинающих велотуристов не пугают цифры с двумя нулями. Уж двухсоткилометровый маршрут второй категории сложности за неделю пройдет кто угодно. А люди с хорошей подготовкой за тот же срок делают до 1000 километров. И, кроме того, чтобы не терять лишнее время на дорогу, можно доехать до определенной точки маршрута на джипе или микроавтобусе, а там высадиться и ехать дальше на велосипеде. Памятка велопутешественнику: Травмы. Падения в велопоходе всегда возможны, но обычно они заканчиваются легкими ушибами и царапинами. Если чего-то и стоит опасаться, то это ударов головой. От них хорошо спасает специальный велосипедный шлем. Возьмите с собой в путь аптечку типа автомобильной с обязательным набором препаратов: обезболивающие, стерильный бинт, средства для обработки ран, жгут, антидот, средство от расстройства желудка и т. д. Автомобили. Наибольшую опасность для велотуристов представляют автомобили. Как показывает практика, чем выше спортивная категория велопохода, тем он безопасней, потому что в дикой местности машин практически нет. Именно на трассе надо проявлять особую осторожность, держаться правой обочины и всегда соблюдать Правила дорожного движения. Профессиональные велосипедисты ездят в яркой одежде, часто со светоотражающими вставками, чтобы в сумерках быть более заметными для водителей. На велосипеде необходимо установить катафоты и фонарик. Помимо писаных правил поведения на дороге, у велосипедистов существует неписаное правило "дай дорогу дураку". Лихачей на трассах хватает. Если кто-то несется с ненормальной скоростью, то лучше не «качать права», уповая на то, что ты едешь по главной дороге, а уступить ему. Алкоголь. Ни в коем случае не употребляйте алкоголь за рулем велосипеда. Порой неопытные путешественники не воспринимают велосипед всерьез, считая, что им можно управлять в любом состоянии. На самом деле, садиться в нетрезвом виде за руль велосипеда так же опасно, как садиться пьяным за руль автомобиля. Именно у пьяных велотуристов часто случаются падения, столкновения с автомобилями. Плутание. Заблудиться в лесу проще простого. Нужно хорошо изучить местность, в которую вы планируете отправиться, и уметь ориентироваться по карте, либо не отклоняться от дорог. Ожоги. В горах сгореть легко. Опасайтесь ожогов. Не забывайте брать панамки и крем от загара. Клещи. В период клещевой активности есть опасность быть покусанным. Поэтому иметь закрытую одежду и проводить регулярные самоосмотры не помешает. Правда, как говорят бывалые велопутешественники, за все годы поездок в Горный Алтай с энцефалитными клещами никому встречаться не доводилось. Поломки в длительном велопоходе бывают всегда, но их количество можно уменьшить. Прежде всего, велосипед должен быть в идеальном состоянии. Перед походом проверьте и отладьте все узлы и системы. Путешествуя на велосипеде, нужно либо самому уметь «крутить гайки», либо иметь в команде хотя бы одного механика. Иначе можно застрять где-нибудь в районе Онгудая и потом идти несколько десятков километров пешком. С собой необходимо взять набор ключей и основных деталей, без которых нельзя обойтись: камеры, запасную цепь, задний переключатель, одну покрышку на всю группу. При наличии инструментов и запчастей любую простую поломку велосипеда можно устранить в полевых условиях. Проколы. Распространенная проблема в дороге – это проколы колес. Запасную камеру, клей и заплатки берет с собой любой велотурист. «Петух». Чаще всего ломается держатель заднего переключателя, или «петух», поэтому всегда надо иметь с собой запасной. Его легко заменить в пути. Производители специально делают «петуха» более хрупким, чтобы сломался именно он, а не сам переключатель и не рама. Без «петуха» в принципе обойтись можно, если жестко «накинуть» цепь на две звездочки. Но тогда останется лишь одна скорость. А на таком велосипеде по горам уже не поездишь, на все крутые подъемы придется взбираться пешком. Неправильное питание. При плохо сбалансированном питании велопутешественник будет быстро уставать, с трудом восстанавливать силы. В велопоходах человек расходует много энергии – 3-4 тысячи ккал в день. Поэтому заранее стоит позаботиться о быстроусвояемой пище с большим содержанием углеводов. Ешьте как можно больше каш, макаронных изделий, изюма, кураги, чернослива, сгущенки, подойдет и шоколад. И как можно меньше сала, жиров – на них далеко не уедешь. Тушенка, несмотря на большую любовь к ней туристов, не самый подходящий продукт. Стас Сидоркин Фото из архива клуба приключений «Русский Алтай»
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором |
Комментариев пока нет