Тусовки и клубы БарнаулаИсторическая реконструкция
Кельтские танцы сибирской закваски
Какие мысли возникают в голове, когда видишь три десятка парней в клетчатых юбках и девушек в легких воздушных платьях с широкими рукавами, весело кружащихся в хороводе под музыку волынки? Не иначе как шотландцы отмечают какой-то национальный праздник на зеленеющих склонах туманных гор Британии. На самом деле такую развеселую картинку мы подсмотрели однажды зимним вечером в заснеженном Барнауле. Ожившее Средневековье
В роли танцующих шотландцев, или правильней сказать кельтов, выступили ребята из историко-культурного центра «Аваллон». И пусть у них нет кельтских корней, от этого танцы и костюмы выглядят ничуть не менее правдоподобно, чем у настоящих шотландских горцев. Ведь то, что делают участники из «Аваллона» - это не просто костюмированное шоу, а историческая реконструкция. Точное воссоздание всех деталей, вплоть до последнего шовчика на одежде и завершающей ноты в песне, – непременное условие исторической реконструкции. Этот способ познания истории и культуры довольно распространен в странах Европы и постепенно начинает приживаться в России. Барнаульские реконструкторы увлеченно разучивают европейские средневековые танцы, этнические танцы скандинавов, славян и, конечно же, кельтов – народа, жившего в древние времена на Британских островах и на западе континентальной Европы. «А начиналось все с детского увлечения историей древних времен, - говорит первый руководитель Центра «Аваллон», историк по образованию, Валентина Соловова. – Чуть позже, в юношеские годы, все мы – первый костяк Центра - прошли через движение ролевиков. Но там я задержалась недолго, потому что культура ролевиков довольно замкнутая, все делается только для самих себя, ради игр. А для меня важно работать для общества, чтобы знания об истории и культуре получили другие люди, в особенности - молодежь.
Я ездила в Европу, но не на автобусе, по маршруту, а самостоятельно, побывала в реконструкторских центрах, на средневековых фестивалях и была поражена, насколько хорошо знают люди свою историю и уважают традиции. Приезжаешь в провинцию Бретань во Франции, в город Динан, на средневековый фестиваль - там обычные бабушки, дедушки, дети ходят в старинных одежках. Они у них в шкафу висят, а на время фестиваля люди надевают их и идут отдыхать. По всему городу играет живая средневековая музыка, жители танцуют старинные танцы. Так они развлекаются и заодно узнают историю своей страны, повышают общий культурный уровень. Эта технология называется историко-культурное моделирование. В России она только начинает приживаться. Я поняла, что стоит попробовать сделать нечто подобное в Барнауле. В хороводе друидов В студию исторического танца при Центре «Аваллон» приходят в основном студенты и старшие школьники. Интересно, что же так притягивает молодых, современных ребят к ритмам и движениям, которым уже не одна сотня лет, если даже мелодии нашего века через 10-20 лет выходят из моды?
«Именно кельтские танцы заинтересовали меня возможностью осмысленно выплеснуть свою энергию, эмоции, драйв, - говорит первый руководитель студии Максим Курышев. – В современных танцах, которые танцуют на дискотеках, энергии выделяется немерено. Но они какие-то неосмысленные, некрасивые, «невкусные». А кельтские танцы – это очень красиво. Их главная ценность в огромном выплеске положительных эмоций. Чтобы их танцевать, нужны крепкие ноги, правильное дыхание и сильный, веселый, бесшабашный дух танцора. Таков менталитет ирландцев. Это как полет. Идет такая отдача энергии, что сам падаешь после выступления, ноги, руки болят, но передать свое восхищение от того, что ты только что сделал, невозможно». Изначально кельтские танцы были распространены на территории современной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Свои истоки они ведут из языческих культов друидов. В те далекие времена раннего Средневековья каждое движение танцоров несло в себе потаенный, сакральный смысл. Редкий кельтский танец обходится без хороводного действа. И это не случайность. Ведь, по сути, ирландский хоровод символизирует солнце, а своим движением по кругу древние танцоры прославляли светлых богов, дающих тепло и свет всему живому на земле. В некотором смысле приложила руку к оформлению танца и церковь. В свое время высшее католическое духовенство посчитало ирландские танцы развратными из-за их открытых костюмов, и запретила размахивать руками. Поэтому в кельтском танце стали преобладать прыжки, жесткая степовая техника. Впрочем, существует и «мягкая кельтика», когда строй девочек невесомо парит над сценой, очень редко прикасаясь к ней. Создается впечатление, что танцоры зависают в воздухе.
Конечно, в наше время культовая сторона танца окончательно утратила былое значение, но красота и энергетика движений по сей день пленяет души танцоров и зрителей. И действительно, когда рядом играет веселая кельтская музыка, даже в магнитофонном исполнении, настроение начинает повышаться. Ощущение такое, что солнце и вправду пробилось сквозь серые тучи зимнего Барнаула, наполняя тело весенним теплом и бесшабашной радостью веселых ирландских парней. О костяных иглах и традициях Но для настоящих реконструкторов мало одного лишь веселья и драйва. Подготовка к каждому выступлению – это возможность узнать что-то новое о культуре народа и рассказать о своем открытии зрителям.
- Интересно, а насколько точно нужно следовать традициям? Например, те юбки, которые надевают артисты на время выступления, в точности сшиты по технологиям раннего Средневековья? А музыка – она тоже пришла из глубины веков? – интересуемся мы у Максима. - Найти средневековую музыку в первозданном виде сегодня не проблема. Много информации в Интернете, в литературе, у клубов из других городов. Рисунок танца можно восстановить очень точно по работам историков и этнографов. В костюмах тоже стараемся приблизиться к оригиналу. Но в нашем веке, к счастью, доступны иные технологии изготовления, существенно упрощающие нам жизнь. Конечно, некоторые реконструкторы считают, что настоящую историческую одежду надо шить непременно костяной иглой, выточенной из зуба волка, убитого из ясеневого лука при полной луне, - шутит Максим. - Но таких реконструкторов в мире единицы. А мы стараемся приблизиться к оригиналу хотя бы внешне. Это называется историческим моделированием.
- В принципе, достаточно соблюдать минимальные требования реконструкции: использовать натуральную ткань, желательно, покрашенную натуральным красителем, и делать ручные швы, - говорит Валентина Соловова. - Но мы не всегда строго следуем канонам. Два-три костюма можно сшить вручную, а если надо сделать десять, то проще прошить их на машинке. Для нас важнее, чтобы люди получили знания о той эпохе, что-то прочувствовали в душе, а не просто надели на себя правильно сшитую одежду. Кстати, подход к одежде у кельтов был столь же осмысленный, как и к танцу. Древние жители британских островов очень любили клетчатую ткань. Эта любовь не иссякла и в их потомках - шотландцах. Свидетельство тому – традиционная шотландская юбка – килт. Но в клетчатой ткани их привлекала не просто красота. Количество цветов, использованных при окраске килта, обозначало знатность рода, а набор цветов – принадлежность к определенному клану. В Шотландии проживало около 1800 кланов, и каждый из них имел свою неповторимую окраску килта. Каждый раз, собственноручно делая костюм, разучивая новый танец, реконструкторы из «Аваллона» становятся чуточку ближе к древним обитателям туманных шотландских гор, бесшабашным ирландцам, викингам из суровых северных земель. «Через вживание в культуру других народов человек расширяет свой кругозор, - уверена Валентина Соловова. - И возможно для русского человека тоже не помешает знать, что происходит за пределами России. Это будет положительно сказываться и на его имидже. Лучше узнавая культуру других народов, человек учится толерантности, терпимому отношению к своим соседям». Стас Сидоркин ℵℵℵℵℵℵℵ
В дальнейшем «Аваллон» заметно расширил направления своей деятельности. При Центре начала действовать школа ирландского танца, танца XIX века, народного танца, студия танца эпохи возрождения «Канцонетта», также с ним стала сотрудничать Барнаульская школа старинного танца. Клуб активно отрабатывает ирландскую, скандинавскую, славянскую тематику, европейское Средневековье. Кроме того, к «Аваллону» присоединилось общество исторической реконструкции «Орден Северного храма» (подробнее о нем читайте в статье «Рыцарство – не игра, а образ жизни»), иначе говоря, современные барнаульские рыцари, увлеченные изготовлением старинных доспехов и историческим фехтованием. Долгое время «Аваллон» располагался в Краевом дворце молодёжи на ул. Юрина, 204в. К сожалению, потом клубу пришлось съехать и прекратить официальную деятельность по организационными причинам. Сейчас его работа продолжается в виде неформальных встреч групп по интересам. Нынешний руководитель клуба Артём Пестов.
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором |
Комментариев пока нет