Художники БарнаулаКовка старинного оружия
|
Юрий Колодкин со своим творением |
Серьезное увлечение Юрия Колодкина исторической реконструкцией холодного оружия началось примерно тринадцать лет назад. Душа мастера всегда лежала к народным промыслам. В молодости Юрий Александрович занимался резьбой, чеканкой. А в конце девяностых в его руки случайно попал патент на изготовление булата с подробным научным описанием технологии. И очень захотелось попробовать самому сделать нечто подобное, в душе пробудился азарт. «Посыл у меня был такой. Тысячи лет тому назад люди, относительно неграмотные по сегодняшним меркам, создали этот металл. Почему я не могу в третьем тысячелетии?».
Пошел с этой идеей в Политех. «Дайте мне пару студентов, изготовим на основании этого патента настоящий булат. Я сделаю из него ножи, мечи. Будет красивая работа, интересная и прикладная». Но сотрудничество с университетом не сложилось по финансовым причинам. Большую сумму запросили за научно-техническую разработку (НИОКР). Словом не удалось найти единомышленников.
Но идею Юрий Александрович не похоронил и вернулся к ней некоторое время спустя. «Есть у меня знакомый кузнец Рашид. Пришел к нему и говорю: «Давай попробуем ковать дамасскую сталь». Рашид согласился, и работа закипела.
Только погрузившись с головой в это дело, Юрий Колодкин в полной мере ощутил, что ковка оружия действительно была настоящим искусством. Ведь дамасская сталь – это не просто кусок металла, а сложная многослойная конструкция. Не один пуд соли съели умельцы, прежде чем получился настоящий клинок под стать древним образцам.
"Красный угол" мастера |
«Когда я начинал дамасской сталью заниматься, полгода ничего не получалось. Это сейчас у меня две полки книг, и в каждой второй про «дамаск» говорится, и то не везде точно. А тогда ни описаний, ни книжек в моем распоряжении еще не было. Но однажды я увидел одну фотографию в журнале с изображением дамасского клинка и понял, как надо его делать».
«Работа очень трудоемкая даже при использовании современных гидравлических молотов. Есть такое понятие – количество слоев, - поясняет Юрий Александрович. - Берется несколько сортов стали, складывается в стопочку и сковывается в монолит. Получается брикет весом около пяти килограммов. Этот брусок куется в полосу. Потом полоса рубится, формируется еще один брикет. Чтобы рисунок был виден на клинке, надо получить около 300 слоев. Для этого брикет нужно расковать в полосу пять раз. Мы с Рашидом сами дошли до этого. При использовании молота – это полдня довольно интенсивной работы.
А после этого еще столько нюансов. Можно запороть ковку в самом конце. А можно в начале. Я своими глазами видел, как брикет – пятикилограммовый кирпич из железа – сгорел из-за того, что мы передержали его в горне лишних пять секунд. Кузнец его за кочергу вытаскивает, а там кусок уже отгорел и ушел в горн. А если металл недогреть, то он просто не сковывается - бренчит, но не сваривается. Можно выбрасывать заготовку, тушить горн и начинать все с начала».
Дух оружия
Китайский меч шао-дао, названный звучным именем "Коготь Ворона", висит на самом почетном месте |
Каждый раз, взявшись ковать оружие, Юрий Александрович старается максимально приблизиться к реальному историческому образцу, вплоть до узора на рукояти и даже веса клинка. «В описании египетского ножа, найденного при раскопках, говорилось, что он весит 600-750 граммов. У меня он получился весом 720 граммов. Для меня это как критерий исторической достоверности. Некоторые люди берут в руки саблю или меч и спрашивают «А почему он такой тяжелый?» Да потому что настоящий. Если в описании сказано, что нож изготовлялся из стали, бронзы и кости, то у меня он именно так и сделан.
В свое время, еще в 1995 году, я побывал в Кунсткамере, в Санкт-Петербурге. У нас был всего час времени. Зашел и вижу – стоит в витрине самурай в полном вооружении, в доспехах. Я встал возле витрины и 40 минут смотрел, как оплетается ручка меча. Тогда еще не было такого количества литературы, не было Интернета, но я понял, сумел разглядеть рисунок плетения».
Порой, чтобы найти нужные сведения о технологии ковки, о классической форме меча, приходится перерыть кучу книг, просмотреть множество сайтов в Интернете. Полки в кабинете у Юрия Александровича уставлены книгами по истории холодного оружия. Литература нужна не только для точности в деталях. «Когда делаешь такие вещи, необходимо читать исторически достоверные книги, чтобы понять дух тех времен» - уверен мастер.
Дага – кинжал против шпаги. Работа Юрия Колодкина |
Это очень важно. Ведь в древности качественный меч или кинжал был не просто оружием, но и произведением искусства. В нем нет ни одного случайного элемента. Например, изящный изгиб китайского меча шао-дао дополняется несколькими кольцами на обратной стороне клинка. В бою эти кольца громко звенели, отвлекая внимание противника, а также помогали бойцу захватить вражеское копье. В даге – средневековом европейском кинжале для левой руки - тоже нет случайных деталей. Вот это колечко сбоку – не просто элемент дизайна, во время поединка оно позволяло захватить шпагу противника и даже сломать ее.
Ханджар Юрия Александровича на выставке |
Идея изготовить тот или иной меч или кинжал рождается по-разному. Однажды, будучи в командировке в Москве, Юрий Александрович купил в индийском магазине красивую костяную ручку с традиционной индийской резьбой. Так появилась идея сделать синкхский нож. (Синкхи – народ в Индии – прим. авт.). В описании другого индийского кинжала - ханджара говорилось, что он полностью металлический вплоть до ручки. Ну как было не попробовать повторить находку древних мастеров?
Синкхский кинжал |
С тех пор, как Юрий Колодкин занялся исторической реконструкцией древнего оружия, для него, как и для наших далеких предков, это тоже стало не просто ремеслом, но настоящим искусством. Он даже имена дает своим произведениям. Например, этот китайский меч, висящий на почетном месте, назвал Когтем Дракона. А его собственную разработку – алтайский нож – нарек Шаманом.
Юрий Александрович в корне не согласен, что увлечение оружием изначально несет в себе агрессию. «Я делаю красивые, удобные, элегантные вещи. Если в руках художественное изделие, то у человека даже не возникнет посыла кого-то им убить. Я не делаю явно агрессивное оружие. Если почитать криминальную хронику, то убивают обычно простыми кухонными ножами».
Катана – король мечей
Король мечей катана (фото с сайта picsbase.ru) |
Самой сложной из своих работ сам Юрий Колодкин считает японский меч катану. Помучиться с ним пришлось немало. Впрочем, какое может быть мучение, если речь идет о любимом деле, которое захватывает тебя целиком?
«Катана – самое замечательное клинковое оружие, которое я знаю. О нем я могу говорить часами. По структуре это очень сложный клинок. Представляете пулю со стальным сердечником? Примерно таков и клинок катаны. По краям находится мягкий металл, а внутри, само лезвие из стали очень хорошего качества. В классике есть две композитных стали, которые используются для изготовления холодного оружия. Это знаменитый булат и дамаск. А японцы сделали что-то среднее между ними.
Это очень консервативное оружие. При его изготовлении вообще нельзя сделать ни шагу в сторону. Хотя в Японии существует множество школ по изготовлению мечей, но все равно регламентируется технология изготовления очень жестко, вплоть до позы, в которой должен находится специалист, который шлифует клинок. Шлифовальщик сидит на корточках, одна нога вытянута и в такой позе он часами, днями его полирует. Японцы очень щепетильно относятся к таким вещам, хранят свои традиции. Над изготовлением катаны работает несколько человек. Кузнец выковывает клинок, полировщик полирует, отдельный человек изготавливает цубу (гарду). Изготовление ножен – тоже особое искусство».
Медные мечи скифов
Скифский меч (фото с сайта forum.knives.kz) |
А в последние годы Юрий Александрович увлекся скифским оружием. Наверное, это новый этап его творчества. Просто невозможно было пройти мимо такого большого пласта истории древнего Алтая. «Интересно прикоснуться к тому, что делалось давным-давно, 2 тысячи лет назад, людьми, которые жили прямо здесь, на этом месте, где мы с вами сидим».
«Хочу сделать серию ножей, посвященных скифам, с разными вариантами картинок в так называемом зверином стиле, - делится планами Юрий Колодкин. – Вот, например, подходящий вариант - картинка со знаменитого Пазырыка – волк борется со змеей. У меня есть фотографии, заготовки на бронзовый скифский меч и на железный кинжал. Буду делать историческую реконструкцию один в один, с соблюдением всех нюансов и из того же материала, что в древности. Лучше всего изготовить его минимум в двух экземплярах. Один меч «состарить», чтобы он был в том виде, в каком находился бы сейчас, по прошествии веков. А второй оставить в идеальном состоянии, как он выглядел бы две тысячи лет назад».
Сибирский скиф с кинжалом и луком (рисунок с сайта history.novosibdom.ru) |
Обе заготовки сделаны по образцу настоящего скифского меча, найденного несколько лет назад неподалеку от Рубцовска. Нашел его местный житель. «Пришел с ним в музей. Ему предложили за него пять тысяч. Он отказался. Через полмесяца приехали мужики из Барнаула, предложили 10 тысяч. Он отказался. Они полазили по своим архивам, выяснили, что у меча хорошее состояние, есть свои нюансы изготовления. Приехали, хотели предложить больше. А он уже продал его. Осталась одна фотография». Вот по этой-то фотографии Юрий Александрович и делает свой скифский меч.
Как обычно, знакомство с новым оружием поставило и новые технические вопросы. «Главная проблема была найти ковкую бронзу. Потому что бронза вообще-то не куется. Она слишком хрупкая и разлетается от ударов молота. Скифские мечи изготавливались в первую очередь методом литья, как и большинство бронзовых изделий. Но для этого нужна специальная печь. Мне такой вариант не подходит. Полгода искал ковкую бронзу. Оказалось, что есть все-таки определенные сорта, которые куются».
Есть и еще одна тема, которая все больше интересует алтайского умельца. «Это сувениры. Выходишь на базар и видишь, что везде один Китай, - с досадой в голосе говорит Юрий Колодкин. - А ведь у нас на Алтае есть свои темы, которые можно было бы развить и показать, оформить в сувениры. Одна из них скифская».
Стас Сидоркин
Все снимки за исключением отдельно подписанных сделаны Стасом Сидоркиным
Вернуться в раздел Художники Барнаула
Комментарии
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором