Красный угол для Когтя Ворона

Художники Барнаула

Ковка старинного оружия


«Красный угол» для Когтя Ворона


Заходя в рабочий кабинет Юрия Колодкина, первым делом обращаешь внимание на своеобразный «красный угол», какой был когда-то в каждой русской избе. Только вместо икон там находятся ножи всевозможных форм и размеров. Вот изогнутый как язык пламени индийский кинжал ханджар, а вот боевой нож египтян с клинком, расписанным иероглифами. Точно такие же ножи только возрастом в 3 тысячи лет археологи находили в пирамидах. На самом почетном месте, помещенный на фоне настоящего китайского веера с традиционным восточным пейзажем, величественно царствует китайский меч шао-дао. Все оружие Юрий Александрович делает сам в сотрудничестве с другими мастерами.

Секрет дамасской стали

Оружейный мастер Юрий Колодкин со своим творением - китайским мечом шао-дао. Барнаул
Юрий Колодкин со своим творением

Серьезное увлечение Юрия Колодкина исторической реконструкцией холодного оружия началось примерно тринадцать лет назад. Душа мастера всегда лежала к народным промыслам. В молодости Юрий Александрович занимался резьбой, чеканкой. А в конце девяностых в его руки случайно попал патент на изготовление булата с подробным научным описанием технологии. И очень захотелось попробовать самому сделать нечто подобное, в душе пробудился азарт. «Посыл у меня был такой. Тысячи лет тому назад люди, относительно неграмотные по сегодняшним меркам, создали этот металл. Почему я не могу в третьем тысячелетии?».

Пошел с этой идеей в Политех. «Дайте мне пару студентов, изготовим на основании этого патента настоящий булат. Я сделаю из него ножи, мечи. Будет красивая работа, интересная и прикладная». Но сотрудничество с университетом не сложилось по финансовым причинам. Большую сумму запросили за научно-техническую разработку (НИОКР). Словом не удалось найти единомышленников.

Но идею Юрий Александрович не похоронил и вернулся к ней некоторое время спустя. «Есть у меня знакомый кузнец Рашид. Пришел к нему и говорю: «Давай попробуем ковать дамасскую сталь». Рашид согласился, и работа закипела.

Только погрузившись с головой в это дело, Юрий Колодкин в полной мере ощутил, что ковка оружия действительно была настоящим искусством. Ведь дамасская сталь – это не просто кусок металла, а сложная многослойная конструкция. Не один пуд соли съели умельцы, прежде чем получился настоящий клинок под стать древним образцам.

Коллекция оружейного мастера Юрия Колодкина. Барнаул
"Красный угол" мастера

«Когда я начинал дамасской сталью заниматься, полгода ничего не получалось. Это сейчас у меня две полки книг, и в каждой второй про «дамаск» говорится, и то не везде точно. А тогда ни описаний, ни книжек в моем распоряжении еще не было. Но однажды я увидел одну фотографию в журнале с изображением дамасского клинка и понял, как надо его делать».

«Работа очень трудоемкая даже при использовании современных гидравлических молотов. Есть такое понятие – количество слоев, - поясняет Юрий Александрович. - Берется несколько сортов стали, складывается в стопочку и сковывается в монолит. Получается брикет весом около пяти килограммов. Этот брусок куется в полосу. Потом полоса рубится, формируется еще один брикет. Чтобы рисунок был виден на клинке, надо получить около 300 слоев. Для этого брикет нужно расковать в полосу пять раз. Мы с Рашидом сами дошли до этого. При использовании молота – это полдня довольно интенсивной работы.

А после этого еще столько нюансов. Можно запороть ковку в самом конце. А можно в начале. Я своими глазами видел, как брикет – пятикилограммовый кирпич из железа – сгорел из-за того, что мы передержали его в горне лишних пять секунд. Кузнец его за кочергу вытаскивает, а там кусок уже отгорел и ушел в горн. А если металл недогреть, то он просто не сковывается - бренчит, но не сваривается. Можно выбрасывать заготовку, тушить горн и начинать все с начала».

Дух оружия

Китайский меч шао-дао, названный звучным именем "Коготь Ворона", висит на самом почетном месте. Мастер Юрий Колодкин. Барнаул
Китайский меч шао-дао, названный звучным именем "Коготь Ворона", висит на самом почетном месте

Каждый раз, взявшись ковать оружие, Юрий Александрович старается максимально приблизиться к реальному историческому образцу, вплоть до узора на рукояти и даже веса клинка. «В описании египетского ножа, найденного при раскопках, говорилось, что он весит 600-750 граммов. У меня он получился весом 720 граммов. Для меня это как критерий исторической достоверности. Некоторые люди берут в руки саблю или меч и спрашивают «А почему он такой тяжелый?» Да потому что настоящий. Если в описании сказано, что нож изготовлялся из стали, бронзы и кости, то у меня он именно так и сделан.

В свое время, еще в 1995 году, я побывал в Кунсткамере, в Санкт-Петербурге. У нас был всего час времени. Зашел и вижу – стоит в витрине самурай в полном вооружении, в доспехах. Я встал возле витрины и 40 минут смотрел, как оплетается ручка меча. Тогда еще не было такого количества литературы, не было Интернета, но я понял, сумел разглядеть рисунок плетения».

Порой, чтобы найти нужные сведения о технологии ковки, о классической форме меча, приходится перерыть кучу книг, просмотреть множество сайтов в Интернете. Полки в кабинете у Юрия Александровича уставлены книгами по истории холодного оружия. Литература нужна не только для точности в деталях. «Когда делаешь такие вещи, необходимо читать исторически достоверные книги, чтобы понять дух тех времен» - уверен мастер.

Средневековый кинжал дага. Работа Юрия Колодкина. Барнаул
Дага – кинжал против шпаги. Работа Юрия Колодкина

Это очень важно. Ведь в древности качественный меч или кинжал был не просто оружием, но и произведением искусства. В нем нет ни одного случайного элемента. Например, изящный изгиб китайского меча шао-дао дополняется несколькими кольцами на обратной стороне клинка. В бою эти кольца громко звенели, отвлекая внимание противника, а также помогали бойцу захватить вражеское копье. В даге – средневековом европейском кинжале для левой руки - тоже нет случайных деталей. Вот это колечко сбоку – не просто элемент дизайна, во время поединка оно позволяло захватить шпагу противника и даже сломать ее.

Индийский кинжал ханджар с волнообразным клинком. Работа Юрия Колодкина. Барнаул
Ханджар Юрия Александровича на выставке

Идея изготовить тот или иной меч или кинжал рождается по-разному. Однажды, будучи в командировке в Москве, Юрий Александрович купил в индийском магазине красивую костяную ручку с традиционной индийской резьбой. Так появилась идея сделать синкхский нож. (Синкхи – народ в Индии – прим. авт.). В описании другого индийского кинжала - ханджара говорилось, что он полностью металлический вплоть до ручки. Ну как было не попробовать повторить находку древних мастеров?

Синкхский нож. Работа Юрия Колодкина. Барнаул
Синкхский кинжал

С тех пор, как Юрий Колодкин занялся исторической реконструкцией древнего оружия, для него, как и для наших далеких предков, это тоже стало не просто ремеслом, но настоящим искусством. Он даже имена дает своим произведениям. Например, этот китайский меч, висящий на почетном месте, назвал Когтем Дракона. А его собственную разработку – алтайский нож – нарек Шаманом.

Юрий Александрович в корне не согласен, что увлечение оружием изначально несет в себе агрессию. «Я делаю красивые, удобные, элегантные вещи. Если в руках художественное изделие, то у человека даже не возникнет посыла кого-то им убить. Я не делаю явно агрессивное оружие. Если почитать криминальную хронику, то убивают обычно простыми кухонными ножами».

Катана – король мечей

Катана - король мечей
Король мечей катана (фото с сайта picsbase.ru)

Самой сложной из своих работ сам Юрий Колодкин считает японский меч катану. Помучиться с ним пришлось немало. Впрочем, какое может быть мучение, если речь идет о любимом деле, которое захватывает тебя целиком?

«Катана – самое замечательное клинковое оружие, которое я знаю. О нем я могу говорить часами. По структуре это очень сложный клинок. Представляете пулю со стальным сердечником? Примерно таков и клинок катаны. По краям находится мягкий металл, а внутри, само лезвие из стали очень хорошего качества. В классике есть две композитных стали, которые используются для изготовления холодного оружия. Это знаменитый булат и дамаск. А японцы сделали что-то среднее между ними.

Это очень консервативное оружие. При его изготовлении вообще нельзя сделать ни шагу в сторону. Хотя в Японии существует множество школ по изготовлению мечей, но все равно регламентируется технология изготовления очень жестко, вплоть до позы, в которой должен находится специалист, который шлифует клинок. Шлифовальщик сидит на корточках, одна нога вытянута и в такой позе он часами, днями его полирует. Японцы очень щепетильно относятся к таким вещам, хранят свои традиции. Над изготовлением катаны работает несколько человек. Кузнец выковывает клинок, полировщик полирует, отдельный человек изготавливает цубу (гарду). Изготовление ножен – тоже особое искусство».

Медные мечи скифов

Скифский меч - акинак
Скифский меч (фото с сайта forum.knives.kz)

А в последние годы Юрий Александрович увлекся скифским оружием. Наверное, это новый этап его творчества. Просто невозможно было пройти мимо такого большого пласта истории древнего Алтая. «Интересно прикоснуться к тому, что делалось давным-давно, 2 тысячи лет назад, людьми, которые жили прямо здесь, на этом месте, где мы с вами сидим».

«Хочу сделать серию ножей, посвященных скифам, с разными вариантами картинок в так называемом зверином стиле, - делится планами Юрий Колодкин. – Вот, например, подходящий вариант - картинка со знаменитого Пазырыка – волк борется со змеей. У меня есть фотографии, заготовки на бронзовый скифский меч и на железный кинжал. Буду делать историческую реконструкцию один в один, с соблюдением всех нюансов и из того же материала, что в древности. Лучше всего изготовить его минимум в двух экземплярах. Один меч «состарить», чтобы он был в том виде, в каком находился бы сейчас, по прошествии веков. А второй оставить в идеальном состоянии, как он выглядел бы две тысячи лет назад».

Сибирский скиф с кинжалом и луком
Сибирский скиф с кинжалом и луком (рисунок с сайта 
history.novosibdom.ru)

Обе заготовки сделаны по образцу настоящего скифского меча, найденного несколько лет назад неподалеку от Рубцовска. Нашел его местный житель. «Пришел с ним в музей. Ему предложили за него пять тысяч. Он отказался. Через полмесяца приехали мужики из Барнаула, предложили 10 тысяч. Он отказался. Они полазили по своим архивам, выяснили, что у меча хорошее состояние, есть свои нюансы изготовления. Приехали, хотели предложить больше. А он уже продал его. Осталась одна фотография». Вот по этой-то фотографии Юрий Александрович и делает свой скифский меч.

Как обычно, знакомство с новым оружием поставило и новые технические вопросы. «Главная проблема была найти ковкую бронзу. Потому что бронза вообще-то не куется. Она слишком хрупкая и разлетается от ударов молота. Скифские мечи изготавливались в первую очередь методом литья, как и большинство бронзовых изделий. Но для этого нужна специальная печь. Мне такой вариант не подходит. Полгода искал ковкую бронзу. Оказалось, что есть все-таки определенные сорта, которые куются».

Есть и еще одна тема, которая все больше интересует алтайского умельца. «Это сувениры. Выходишь на базар и видишь, что везде один Китай, - с досадой в голосе говорит Юрий Колодкин. - А ведь у нас на Алтае есть свои темы, которые можно было бы развить и показать, оформить в сувениры. Одна из них скифская».

Стас Сидоркин

Все снимки за исключением отдельно подписанных сделаны Стасом Сидоркиным


 

Вернуться в раздел Художники Барнаула


 

Комментарии

Комментарий появляется на странице после просмотра модератором




Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Наши контакты. Со всеми вопросами и предложениями Вы можете обращаться по адресу staslandia15@gmail.com
18 + Некоторые страницы сайта могут содержать материалы для взрослой аудитории.
При использовании текстовых материалов, фотографий и рисунков желательно делать активную ссылку на наш сайт или указывать его адрес.
Правообладателям. Если Вы обнаружили на сайте изображение или текст, на которые Вы обладаете авторскими правами, и имеете что-то против их размещения на нашем ресурсе, пишите на адрес staslandia15@gmail.com. Там Вы сможете потребовать удаления материала или внести свои предложения об условиях его размещения.
Яндекс.Метрика