Улаганские и Кош-Агачские горные красотыПо дальним уголкам Горного Алтая
Красные воротаПримерно в 8 километрах от села Акташ находятся знаменитые Красные ворота - две скалы красноватого цвета, стоящие будто стражи-великаны по краям дороги. Самое время посмотреть на них вблизи. Улица, растянувшаяся вдоль речки Чибитки, ведет на выход из Акташа. Напомним, что Акташ вырос вокруг предприятия, занимавшегося разработкой месторождения киновари и выделением из нее ртути, использовавшейся в военной промышленности. Но в 1990-е годы запасы ртути иссякли, а в 2004 году и предприятие по переработке руды закрылось из-за финансовых проблем. Поскольку со дня основания поселка в 1942 году вся его жизнь строилась вокруг рудника и металлургического завода, то с их закрытием и остальная инфраструктура тоже частично разрушилась. С тех пор в Акташе и его окрестностях частенько встречаются вот такие "артефакты" из прошлых времен, когда он еще был поселком горняков и металлургов. Например, это развалины старой электростанции, снабжавшей поселок энергией. Большие проломы в боковой стене проделали, когда демонтировали огромные генераторы. Акташ остался позади. Мост через реку Ярлу-Айры (приток Чибитки) выводит нас на Улаганский тракт. Вид с моста на реку. Улаганский тракт Чтобы попасть к Красным воротам, нужно двигаться на север от Акташа по Улаганскому тракту, ведущему к районному центру Улаган. Эту дорогу строили в 1930-40-е годы. К сожалению, до Чуйского тракта по качеству покрытия ей далеко. Здесь постоянно чередуются участки сносного асфальта, разбитого вдребезги асфальта и грунтовки. В любой момент один "тип покрытия" может смениться другим. Принцип их чередования так и остался для меня загадкой. Но местные жители шутят, что отчасти такая пестрота связана с выборами. Каждый раз перед выборами кандидаты дают обещание сделать дорогу и действительно делают, но только какой-то участок. Возможно, если бы выборы случались чаще, то ее бы всё-таки достроили до конца. То и дело из-за окрестных скал и деревьев показывается река Чибитка, бегущая вдоль дороги. Добраться до Красных ворот можно на личном транспорте, на такси, купить экскурсию, на попутке с местными жителями или пешком. Но на такси выйдет дорого. Можно прокатиться на 8 километров за тысячу рублей. Нисколько не шучу - однажды таксист запросил за поездку от главной площади села до ворот именно такую цену. Впрочем, тут можно и нужно торговаться. В другой раз мне удалось сторговаться о поездке за 80 километров за меньшую цену. Поймать машину в дневное время бывает трудновато, потому что сельчане работают на полях, а туристы сами едут в машинах, забитых под завязку. Но в целом местные жители, возвращающиеся в Улаган, с удовольствием берут попутчиков и даже сами притормаживают рядом с тобой, предлагая подвезти. Плату берут чисто символическую - рублей 100, а иногда везут и бесплатно, ради компании. Красные ворота А вот и цель нашего путешествия - за поворотом дороги показались Красные ворота. Две скалы красноватого оттенка, стоящие слева и справа от дороги, и впрямь напоминают волшебные ворота, ведущие в мир чудес и новых впечатлений. Необычный цвет скал объясняется высоким содержанием киновари - руды, включающей в свой состав ртуть, исторгнутую из недр земли в виде лавы в доисторические времена. Оттенок меняется в зависимости от погоды и времени суток, но красноватым остается всегда, лишь становясь то более, то менее насыщенным. Дорога на Улаган существовала с давних пор, но до появления Красных ворот в их сегодняшнем виде на этом участке пути была только узкая и опасная горная тропа, по которой можно было лишь пройти пешком или проехать на лошади. Во время строительства в 1930-40 годы Улаганского тракта в скале пробили проход с помощью взрывчатки и расширили дорогу, сделав ее пригодной для движения автомобилей. Сегодня Красным воротам присвоен статус памятника природы регионального значения. К сожалению, "обычай" оставлять надписи на скалах не миновал и Красные ворота. И статус памятника природы не помог. Но есть среди прочих надпись, которая не только не вызывает возмущения жителей, но и сама стала местной достопримечательностью. Ее оставил в 1946 году возвращавшийся с фронта солдат, местный житель С.Д. Куюков. Разумеется первоначальная запись не сохранилась, но сын бойца из года в год на протяжении десятилетий подкрашивал ее. Поэтому она дошла до наших дней. Река Чибитка тоже "прорвалась" за Красные ворота. На обочине дороги собралась вереница машин. Туристы любят устраивать здесь фотосессии в хорошую погоду. Как выясняется, река бежит под дорогой по очень необычному трубопроводу, сделанному из дерева. Давненько не приходилось такого видеть в городе. Судя по всему, ему уже не один десяток лет. Еще один взгляд на Красные ворота, теперь с противоположной стороны.
Мёртвое озеро
На другой день отправляюсь по тому же маршруту, за Красные ворота, к другой достопримечательности - Мёртвому озеру. Идти сюда пешком уже далековато, но один молодой дружелюбный местный житель, возвращавшийся по вечеру в Улаган с работы, берет меня на борт. Просто ради компании. Проехав чуть дальше Мёртвого озера, высаживаюсь возле небольшого безымянного, но очень уютного и симпатичного озерца. Тем временем, на небе собираются тучи, начинает накрапывать дождь, вдали мелькают молнии. В таком грозовом обрамлении озерцо выглядит особенно эффектно. Дорога манит вдаль, в сторону Улагана, Пазырыкских курганов, перевала Кату-Ярык. Но это дальний маршрут, так что туда отправимся в другой раз. А тем временем грозовые тучи продолжают сгущаться, придавая озеру все более драматичный вид. Но пора двигаться назад в сторону Акташа, к цели нашего пути - Мёртвому озеру. Вон оно виднеется за морем травы. Мёртвое озеро Вопреки зловещему названию, в облике Мёртвого озера нет ничего жуткого или неприятного. Собственно говоря, сами коренные жители мёртвым его и не зовут. В переводе с алтайского Чейбеккёль означает всего лишь "вытянутое озеро". И действительно оно растянулось на три километра вдоль Улаганского тракта. Озеро образовалось в результате скального обвала, который перекрыл речку Чибитку и создал запруду. Впрочем, название Мёртвое озеро тоже весьма популярно. В рассказах для туристов к его зловещему имени прибавляется еще и таинственная история, что в нем никогда не водилась рыба, и даже водоплавающие птицы не решаются садиться на воду. По одной из версий, такое странное поведение живности объясняется деятельностью злых духов, которые не любят, когда их беспокоят лишним шумом. Говорят Чейбеккёль было одним из озер, которое послужило прототипом для известной картины художника Григория Чорос-Гуркина "Озеро горных духов". А писателя-фантаста Ивана Ефремова местные предания вдохновили на написание рассказа с одноименным названием. Хотя, чаще эти произведения все-таки связывают с другими местами Горного Алтая. По другой версии, объясняющей название Мёртвого озера, его воды загрязнены ртутью (неподалеку от него действительно есть месторождение содержащего ртуть минерала - киновари), поэтому ничто живое здесь выжить не может. Однако ученые опровергли и эту версию, выяснив, что содержание ртути в воде не превышает нормы. На самом деле водоплавающую птицу на озере видели всегда. А вот рыба долгое время здесь действительно не водилась. Но не потому что боялась духов или ртути, а по причине изолированности водоема. Из-за большого перепада высот рыба просто не могла приплыть сюда из реки Чуи, поднявшись вверх по крутому течению речки Чибитки, и заселить озеро. Но с тех пор, как водоем сдали в аренду, ситуация изменилась. Частные предприниматели запустили в него рыбу, и теперь здесь нередко можно увидеть рыбаков. Мёртвое озеро больше не мёртвое. У подъезда к нему даже табличка висит, извещающая, что перед рыбалкой нужно спросить разрешение арендатора. С неба закапал дождь. Пора ловить попутку и возвращаться на базу.
Вернуться в раздел Улаганские и Кош-Агачские горные красоты
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором. |
Комментариев пока нет