Художники БарнаулаСкульптуры из коряг Красота из мусора, или Сказка о золотом яйце
Имя скульптора Александра Парфёнова хорошо знакомо барнаульцам. Его многочисленные победы на престижных конкурсах ледовой скульптуры мирового уровня частенько радуют земляков. Но еще раньше он стал известен горожанам своими потрясающими произведениями из дерева. Его скульптуры, выполненные в соавторстве с природой, то есть вырезанные из деревянных коряг, которые человек без воображения пустил бы в лучшем случае на дрова, украсили многие дворы и улицы Барнаула. Каждое произведение уникально, ведь природа не знает повторений. В поисках талантливых коряг
Подход к подбору материала у Александра Парфёнова особенный. Не каждое дерево способно превратиться в произведение искусства. «Коряга тоже должна быть талантлива, - уверен художник. – Талант – это способность оригинально решать стандартные задачи, преодолевать трудности. Например, какая-то железяка или забор мешали дереву расти, а оно смогло их обогнуть, прорваться. Его форма обусловлена преодолением жизненной задачи. Если дерево решило эту задачу, значит оно талантливое. Все как у людей. Я постоянно настроен на поиск талантливой коряги. Иногда это происходит мистически, будто тебя ведут к цели. Нужно только, чтобы был сформулирован заказ, чтобы эта работа была еще кому-то нужна. Может быть, ты сядешь в трамвай, пошедший не по тому маршруту, и он привезет тебя к нужному дереву. Ты пытаешься сопротивляться, а потом прислушиваешься и понимаешь, что идет какая-то волна. Нужно просто с ней слиться, помочь ей и ждать чуда. А дальше твоя задача не испортить находку, работать на уровне не ниже, чем тебе предложено природой. Вытащить по максимуму то, что есть в тебе самом, в материале и в образе, который ты пытаешься сделать видимым». Резьба из чувства протеста Увлечение Александра Парфёнова резьбой зародилось еще в детстве, отчасти из чувства протеста, отчасти из желания найти свое место в жизни. «Мне не давал покоя вопрос «Зачем я?» Все, за что я брался, уже было кем-то создано до меня. Родители были очень успешными людьми, они освоили мир до меня и делали все лучше меня. Я искал то, чего без меня быть не может, чему никто не научит». Началось все с маленькой детской работы из дерева. Однажды Александр сел в своей комнате, зажав в одной руке обыкновенный столовый нож, а в другой кусок дерева, и будто провалился в творчество, как в наваждение. Очнулся часов через пять весь в поту, с готовой фигуркой индейца в руках. В этот момент Александр понял, что выложился по максимуму. «Мне так понравилось это ощущение. За эти несколько часов я вырос настолько, что вся предыдущая жизнь промчалась перед глазами. Значит, она была не случайна. Ты ее всю проглядел, и все воплотилось в одной вещи». Потом были другие работы, сделанные втайне от родителей, которых, естественно, больше интересовали успехи сына в учебе, первые публичные выставки, уже во время учебы в вузе. Чувство самодостаточности появилось после поездки в Японию, куда Александр отправился в числе 30 молодых людей с неординарным мышлением, отобранных в рамках государственной программы подготовки президентских кадров. "Оскорблённая" национальная гордость японцев Вообще-то, во время заграничной стажировки участники проекта решали задачи из области управления современной японской экономикой. Но Александра больше интересовало художественное творчество, и он нашел способ проявить себя. Не будучи японцем, барнаульский скульптор впервые в истории одержал победу в традиционном культурном соревновании «Национальное достояние Японии», проходящим под патронажем императора. Его участники должны отличиться в традиционных ремеслах или видах деятельности, например, в борьбе сумо, ткачестве, заточке камней… Словно по наитию Александр привез с собой из России выполненную еще в университетские годы коллекцию нэцке и по почте отправил их на конкурс. Переводчики долго отговаривали его от этой затеи, поскольку в Японии подобная самодеятельность не принята. Но он настоял на своем. Примерно через 10 дней на улице рядом с Александром остановилась черная машина, и его вежливо, но твердо пригласили проехать на «допрос». Японцы полагали, что русский художник вознамерился оскорбить его императорское величество. Шутка ли, его работа признается лучшей в конкурсе традиционных японских искусств, а автор - не японец! Больше всего восточных мастеров впечатлила фигурка «Японская принцесса», выполненная из капа кедра, а также полностью свернувшаяся в кольцо женская фигура, символизирующая вселенную. Эдакий врубелевский образ. После победы в конкурсе организаторы поступили в свойственной для Востока манере. В знак уважения устроили для Александра персональную выставку, но на следующий день вручили… авиабилеты домой. Не признать ценность его работ они не могли, но и простить «оскорбления» национальной гордости – тоже. Эпицентр красоты За свою жизнь Парфёнов немало поездил по стране и миру, но как бы далеко ни забрасывала художника судьба, в каких бы красивых уголках мира он ни оказывался, память о Барнауле, где он родился и вырос, звала его домой. С давних пор скульптор лелеял мечту – превратить свой родной город в центр притяжения красоты. Вскоре после возвращения из Страны восходящего солнца на малую родину, Александр приступил к воплощению своего эстетического замысла. Первым кирпичиком в проекте стала вырезанная из дерева фигура барышни XVIII века. Несколько лет скульптор наблюдал за старым кленом, который не сегодня-завтра должен был упасть от старости и отправиться городскую свалку. В хитросплетениях могучего корневища зорким глазом художник явственно разглядел очертания роскошного бального платья изящной дамы и очаровался ее красотой. Через несколько дней Александр уже корпел над новой работой, захватившей его с головой.
Во время ее установки на Ленинском проспекте скульптора и заприметил тогдашний глава городского управления по благоустройству Александр Шепшелев и пригласил его в качестве руководителя мастерской по благоустройству города деревянными скульптурами. За годы работы Александра Парфёнова в мастерской на улицах и во дворах Барнаула появилось более сотни работ из дерева. Одна из самых известных - фигура «Алтаец и сарлык», появившаяся в сквере на Октябрьской площади после фестиваля деревянной скульптуры, на котором она заняла первое место. Долго ходил Александр среди останков сваленных тополей, подыскивая свое неповторимое, талантливое дерево. Коряга с торчащими из нее рогами сразу бросилась в глаза. «Да это же какое-то животное и хозяин рядом с ним!». Так появился на свет старожил алтайских гор и его верный спутник, которого так любила рассматривать и трогать гуляющая в сквере детвора. Позже этот сарлык был подарен Республике Алтай, переехал на новое место жительства близ турбазы «Берель», где еще много лет радовал туристов, которые с удовольствием фотографировались на его фоне перед отправкой в конное путешествие. Деревянный зоопарк Позже в парке «Лесная сказка» появился целый зоопарк деревянных фигур. Это своеобразный музей под открытым небом. На его зеленых лужайках поселился верблюд, выросший из цельного клена, цапля, гималайский медведь, Кинг Конг с детенышем. Художник специально не стал обрубать горилле хвост, чтобы не разрушать чудо, выращенное природой. Вскоре к ним присоединились петух, акула, крокодилобегемот, собака и жирафы. Всего два десятка животных, созданных скульптором Александром Парфеновым из старых коряг, найденных во дворах Барнаула. С самого утра в день открытия в «живом уголке» толпились посетители, в основном мамы с детьми. Возможно, сказался эффект новизны, но в первый день зоопарк деревянных фигур по количеству посетителей даже обошел зооуголок с живыми животными. Дети были просто в восторге и воспринимали деревянных животных, как живых. Какой-то карапуз даже пытался на полном серьезе накормить деревянную собаку у входа хлебом. Похоже, ребятишек очень вдохновляет тот момент, что в отличие от музея, здесь все можно потрогать своими руками, полазить по фигурам и даже поносить какую-нибудь симпатичную деревянную курочку на руках, если силенок хватит. Что интересно, настоящие животные тоже признали деревянных собратьев за своих. Лебеди из зооуголка, завидев лебедя из коряги, столпились у забора и долго клекотом подзывали его к себе. А чуть позже в деревянный зоопарк наведались вороны. Удивительно, но приземлились вещуньи в аккурат рядом с деревянной вороной. Хотя, сам автор, по его собственному признанию, к анатомическому сходству особо не стремился, исповедуя принцип «максимум эффекта при минимуме вмешательства». Александр помнит происхождение каждой замысловатой загогулины. Где она росла, как оказалась в руках художника. «Вот этот жираф раньше был верхушкой старого клена, перенесшего санитарную обрезку. Обгорелую утку – «жертву птичьего гриппа» – я вытащил из костра. А вот этот ослик рос у железнодорожного полотна, вплотную к забору. Шел как-то раз через пути в районе ВРЗ, пытался найти самый короткий путь к остановке и набрел на эту корягу». Просто создаю красоту вокруг себя
Казалось бы, чего еще желать, исполняется заветная мечта художника – его природные скульптуры расселились по всему городу, распространяя ту самую красоту, к которой он так стремился. Но не все так просто. Самое обидное, что многие фигуры давно уже уничтожены. Сделали свое черное дело вандалы, естественная порча дерева (которое быстро растрескивается без регулярной лакировки), а порой и сами местные жители, для которых была создана эта красота. «Однажды по просьбе родителей детей-инвалидов из организации «Незабудка» я сделал прекрасный двор, - с грустью вспоминает художник. – Пол-лета я там практически жил. Но через год этого двора уже не существовало. Сломали фигуры сами жители. Когда двор стал красивым, туда потянулись дети, молодежь, стали шуметь. Пенсионеры заявили, что им нужен покой и тишина. В итоге все снесли бульдозерами и выбросили на свалку. Раз досталось так легко, то и беречь незачем».
Но Александр не отчаивается и старается относиться к разрушению своих творений философски: «Люди получили этот дар бесплатно. И тут встает философский вопрос из сказки про Курочку Рябу: «Что дальше делать с золотым яйцом?». Если на халяву получил, значит, надо этот дар уничтожить, чтобы не видеть его и не знать. Это слишком тяжелая ноша. То, что выше твоего понимания, – это чудо. Чудо иметь могут не все». И все же, несмотря на набеги вандалов, на непонимание, а то и просто на нежелание заказчиков платить за уже готовые скульптуры, созданные для украшения их дворов, словом, несмотря на очевидную невыгодность затеи для личного бюджета, Александр Парфёнов посвятил изготовлению деревянных скульптур для Барнаула несколько лет своей жизни. И нисколько не жалеет об этом периоде творчества. - Я уже все в жизни доказал самому себе, всего достиг, - говорит художник. - У меня заказчиком был император Японии. Мне стало нечего доказывать, ни себе, ни другим. Поэтому я просто создаю красоту вокруг себя. Дальнейший смысл жизни для меня заключается в том, чтобы оставить после себя добрый след, чтобы вокруг меня были хорошие человеческие отношения, красивый город. Стас Сидоркин Все неподписанные фотографии сделаны Стасом Сидоркиным
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором. |
Комментариев пока нет