Из глубины вековПроисхождение новогодних традиций Личное дело Деда Мороза
Добрый Дедушка Мороз, его внучка Снегурочка, хороводы вокруг наряженной елки, гирлянды и подарки стали такими привычными атрибутами Нового года, что кажется, будто они существуют вечно. Но на самом деле многие новогодние традиции довольно молоды. Еще 100 с небольшим лет назад у Деда Мороза не было внучки, а 300 лет назад даже о царице праздника – увешанной игрушками елке - на Руси никто слыхом не слыхивал. Да и сам Дед Мороз сильно отличался от своего современного сородича в красном кафтане с белой оторочкой и мешком подарков за спиной. О том, откуда взялись такие родные и знакомые каждому ребенку новогодние персонажи и обряды и как они менялись, мы попросили рассказать доцента кафедры режиссуры праздников АлтГАКИ Нину Андрейчук. Коляда - бог новорожденного солнца -Нина Михайловна, так все-таки откуда взялись наши сегодняшние традиции празднования Нового года? Вероятно, в языческие времена этот праздник отмечали иначе?
-Новый год, судя по всему, отмечали всегда. На Руси до принятия христианства был праздник, который мы сейчас называем Святки, а по-старому - Колядки. Они никогда не меняли свое время и были связаны с рождением зимнего солнца, то есть с зимним солнцестоянием. Эти Колядки мы можем назвать Новым годом Древней Руси. Исследователи говорят, что Коляда – это бог новорожденного солнца. А в народе этот персонаж ассоциировался с ряжеными, которые приходили на Колядки, нарядившись мифологическим существом, похожим на козла. Традиция колядовать идет из глубокой древности. Еще в языческие времена люди обходили дома с песнями, в которых требовали угощения. На тех, кто не угощал, насылали проклятье, а тому дому, где колядующим выносили подарки, обещали добро. Отсылки к тому древнему зимнему празднику сохранились и в современном календаре. Каждый знает, что между Рождеством и Крещением существуют Святки - культурный отзвук языческих колядок. Как Новый год поменялся местами с Рождеством В конце X века Русь приняла крещение. Именно тогда новолетие определили с 1 марта. Связывали эту дату с днем рождения Адама. И до сих пор православная церковь свое летоисчисление ведет со дня рождения Адама. В XV веке, по примеру Византии Новый год стали отмечать с 1 сентября. И уже тогда у нас было новогоднее деревце, но не елка, а вишня.
И лишь в 1700 году Пётр I повелел справлять Новый год по европейскому календарю, с 1 января. Впрочем, в то время основным праздником был не Новый год, а Рождество Христово, которое православные праздновали 25 декабря, как и католики по сей день. Уже в XX веке эти праздники поменялись местами в календаре. До октябрьской революции мы жили вместе с церковью по юлианскому календарю. Но большевики перешли на григорианский календарь, а церковь осталась на юлианском. Поэтому и произошло смещение Рождества на несколько дней, оно заняло место за Новым годом. Поскольку мы росли в атеистической стране, то отмечали только Новый год, а Рождество было отодвинуто на второй план. Но до сих пор воцерковленные люди продолжают во время новогодних праздников соблюдать пост. И церковь не поощряет бурного веселья в это время. А Старый Новый год, который россияне по сей день празднуют почти с такой же любовью, как и новый – это Васильев вечер, посвященный богу – покровителю свинопасов. В старину его еще называли Щедрый вечер или Щедрец. В это время было принято «готовить боровка для Васильева вечерка». А на вершине Вифлеемская звезда -А как появилась новогодняя елка и традиция украшать ее игрушками? -До того как мы перешли на Новый год с 1 января, символом новогоднего праздника была вишня. Люди, которые держали вишню, старались подгадать, чтобы она расцвела прямо к празднику. Вишневое дерево украшали яблоками, пряниками, другими яствами. Ель пришла к нам гораздо позже из Германии. Пётр I, вводя празднование Нового года в январе, повелел украшать ворота домов ветвями сосновыми и можжевеловыми. А первая елка появилась в 1852 году в Петербурге, в помещении Екатерининского, а ныне Московского вокзала. С тех пор традиция устанавливать елку стала распространяться по другим городам России. В германской традиции считалось, что в ели живет дух лесов, защитник правды, верности, долголетия, достоинства. Правда, на Руси к еловым лесам относились не очень хорошо. Была такая поговорка: «Если в березовом лесу надо любиться, то в еловом - удавиться». Но все же елка со временем прижилась и стала украшением нашего праздника. Вокруг нее водили хороводы (еще одна древняя славянская традиция), пели песни. Кстати, самая известная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка» появилась еще в начале XX века. Стихотворение, которое легло в ее основу, написала в 1903 году безвестная поэтесса княгиня Кудашева. Песенка полюбилась людям и получила большое распространение. -Почему появился обычай украшать еловые ветви?
В традициях разных народов существовало отношение к дереву, как к живому существу. Считалось, что оно может творить добро или зло, в его ветвях живут злые или добрые духи. В древние времена развешанные на ветвях угощения приносились в дар духам. Но в более поздних русских традициях они использовались не для того, чтобы задобрить дерево, а чтобы сделать подарки людям. Пряники, яблоки, сладости развешивали на ветки или просто раздавали народу. Так же делалось на вербное воскресение. После революции елка была запрещена большевиками в рамках антирелигиозной кампании. Возобновилась традиция только в 1934 году, когда Сталин повелел не лишать детей этого праздника. Вышла даже соответствующая статья в газете «Правда». Но никакой речи о Рождестве тогда уже не шло. Из зимних праздников остался только Новый год. А елку хотя и реабилитировали, из рождественской она стала новогодней. Мы привыкли, что на верхушке елки - пятиконечная, обычно красная звезда. Однако она появилась только в XX веке, уже после революции, и не имеет никакого отношения к христианской традиции. До революции на вершину елки укрепляли Вифлеемскую звезду, которая, согласно Евангелию, появилась в небе, возвещая о рождении Иисуса Христа. По моим данным, это была восьмиконечная звезда. Это сакральное число, символ бесконечности, которое часто использовалось в иконописи. Хотя, иногда ее изображают в виде четырнадцатиконечной звезды. Маска, дающая свободу -Видимо, другая любимая народом традиция – надевать маски на карнавал пришла из глубокой древности? -Действительно, маски пришли к нам из глубины веков. Исследований, касающихся роли масок в празднике, очень много. По одной из трактовок, за ними могли скрываться души умерших, которые в особые дни возвращаются в наш мир. По другой версии маска нужна потому, что человек, закрывшись ей, может вести себя как угодно. Он закрывается маской и обретает свободу. А народные праздники – это обязательно свобода и раскрепощение.
Во что наряжались наши предки? Ряженые были разнообразные, но чаще всего встречались бука, коза, медведь, Баба Яга, плясуны и путешественники. Бука наряжался забавней всех. Лицо его было обмазано сажей, на голове рога, уши обвернуты лохмотьями, руки из соломы, ноги толстые и кривые, тело обвивалось чем-то косматым с привешенными бубенчиками. Во рту он держал раскаленные угли и выпускал дым. Коза шла за букой одетая в вывороченный тулуп и кричала «бя-я-я». А Баба Яга загадывала загадки. И все загадки были по смыслу, к месту и к обстоятельствам. Она знала семьи, шутила, поддевала, не щадила пороки. Путешественники приходили в виде уродливых горбунов. Это были гонцы от свах, матушек, чтобы выведывать разговоры суженых. Были традиции встречи, проводов гостей. Если человек был так наряжен, что его не могли узнать, его долго раскачивали, пели ему славу, пока он не признавался, кто он. Если же он нравился людям, его приглашали на другие пиры. За здоровье боярыни или красной девицы пили из башмака, почтительно снятого с ноги. Было страшной обидой, если девушка отказывалась от этой почести. Дед Мороз, он же Николай Чудотворец
-А главный новогодний персонаж - добрый Дед Мороз с подарками, давно ли он пришел на Русь? -Дед Мороз – это традиционный русский персонаж. Был в языческом народном фольклоре Дедушка Мороз, который заковывал реки в лед. У восточных славян – это олицетворение зимних морозов, добрый, справедливый старик, живущий в ледяных краях, который одаривает всех пришедших. То есть он уже в то время ассоциировался с подарками, хотя еще не был новогодним персонажем. Во времена христианства появилась другая трактовка этого образа. Дед Мороз стал ассоциироваться со Святым Николаем-Угодником – любимым святым русского крестьянства. Реальный Святой Николай жил в Византии, был епископом и просто очень добрым человеком, который всегда готов был помочь обездоленным, особенно детям, дарил подарки бедным людям. По преданию, однажды он подбросил в окно бедным девушкам, у которых не было приданого, узелок с золотом. Этот узелок упал в стоящий валеночек. Отсюда на Западе пошла традиция класть подарки для детей в валенки или чулки. Первоначально их дарили в день Николая Чудотворца, а позже на Рождество. Со временем этот святой в качестве дарителя подарков, друга детей стал популярен во многих странах, в том числе в России. В российской традиции часто ставят знак равенства между образом Святого Николая и Деда Мороза.
-А традиционная униформа Деда Мороза – красный кафтан, с белой оторочкой – все-таки чисто русская традиция, или он позаимствовал ее у Санта-Клауса? -Нет, одежда у Деда Мороза чисто русского покроя. Только в нашей традиции на Дедушке изначально был голубой кафтан (красный появился в XX веке) и белые трехпалые рукавицы, расшитые серебром, которые символизировали чистоту и святость всего, что он дает из собственных рук. Снегурочка тоже всегда была в русских сказках. В народном фольклоре она символизировала застывшую воду, но в качестве внучки Деда Мороза обрела широкую известность лишь в XX веке. Кстати...
Внучка Деда Мороза - Снегурочка в своем современном виде – довольно молодой персонаж. Она стала регулярно появляться на новогодних елках вместе со своим дедушкой только в середине XX века. Но и у нее есть древние предки, жившие еще в дохристианские времена. Снегурочка часто появлялась в русских народных сказках. Например, в сказке о бездетных дедке и бабке, которые вылепили себе дочку из снега. Случилось чудо – девочка ожила и стала жить вместе со стариками. Но потом растаяла, прыгая через костер вместе с другими парнями и девушками. В 1873 году народный сказочный сюжет использовал в своей пьесе русский драматург Александр Островский. В его произведении Снегурочка впервые становится внучкой Мороза. Она приходит в гости к людям, очарованная их песнями. С тех пор ледяная девушка стала часто появляться в театральных постановках, на полотнах известных художников – Михаила Врубеля, Николая Рериха, Виктора Васнецова, и, конечно же, в опере Римского-Корсакова. Их стараниями и родился собирательный облик Снегурочки. В конце XIX века она начинает появляться на городских рождественских елках и веселить вместе с Дедом Морозом детей. Новый всплеск популярности этот образ переживает в 50-е годы, когда Снегурочка становится обязательным персонажем на всех новогодних елках. Новый год - не Рождество -До революции важной частью зимних праздников была религиозная составляющая. В советское время она практически исчезла. Но все-таки, осталось что-нибудь от религиозных традиций в рамках Нового года?
-Нельзя проводить параллель между рождественским и новогодним праздником, по крайней мере, в России. Рождество – это православный праздник, а Новый год – светский. Они переплетаются во внешнем елочном обрамлении, но между ними не стоит ставить знак равенства. Тем более что современный новогодний праздник падает на рождественский пост. Новый год не сохранил и не мог сохранить рождественских традиций. До революции на Рождество показывали вертепы. Это кукольный театр, где ставили спектакли с сюжетом о рождении Иисуса Христа. Также в эти дни принято было посещать больных, собирать близких за столом. Готовился определенный набор блюд: взвар, кутья. В Сочельник до первой звезды есть было нельзя. Сейчас эти традиции в основном забыты. Праздник не созерцают, а живут в нём -Какие-то новые новогодние традиции появились в последние 10-20 лет? Я считаю, что основные традиции за последние два столетия принципиально не менялись. Единственное, вначале украшали елку съестными припасами, потом стали делать стеклянные украшения. Это пошло от бедности. Якобы какой-то бедный германский стеклодув не мог повесить на елку апельсины, мандарины, пряники, конфеты и решил вместо этого выдуть украшения, бусы из стекла и повесил их. Потом стали использовать еще и свечки. Уж не знаю, как елка не загоралась, но на ней крепили натуральные восковые свечи. Лишь в XX веке появились электрические гирлянды.
Но, на мой взгляд, у нас стала более нищей фантазия. Мы не пользуемся культурными запасами своего народа. Откройте Русский месяцеслов, откройте книги - вы найдете невероятное количество опыта проведения новогодних елок. Сейчас многие новогодние елки сводятся к зрелищу. Детей собирают, они стоят вокруг елки и смотрят, как им показывают спектакль. Но ведь ребенку нужно проявить себя. Он репетировал, учил стишок, надевал костюм, думал, что будет в центре внимания. Ребенок ревет после новогодней елки чаще всего потому, что она не оправдала его ожидания, он не проявил себя. Новогодний праздник не созерцают, в нем живут. Человеку необходимо быть среди людей и получать эмоциональное удовлетворение от самопроявления. А этого не происходит, когда праздник подменяется зрелищем. Традиции меняются, но очень медленно. Как бы ни проводился новогодний праздник, обязательно должна быть елка, хоровод, Дедушка Мороз и Снегурочка. Нельзя трансформировать их кардинально. Они живут до тех пор, пока вокруг них существует творчество. Если же вокруг традиций нет творчества, то это, как говорил Вахтангов, оживший труп. Вокруг нашего новогоднего праздника много фантазии, много творчества, поэтому он и живет. Стас Сидоркин
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором. |
Комментариев пока нет