Искусство фэнтези и фантастики
Майкл Уэлан
Майкл Уэлан (англ. Michael Whelan) — известный американский художник, специализирующийся на иллюстрации фантастических книг. Многократный лауреат премии «Хьюго». Майкл родился 29 июня 1950 в городе Калвер, Калифорния, в семье авиакосмического инженера, переезжавшей с места на место. Сам Уэлан отмечал, что постоянное присутствие рядом с космическими стартовыми площадками, возможно, повлияло на его пристрастие к фантастике. Майкл окончил художественный колледж в Денвере и университет Сан-Хосе в 1973. В следующем году Уэлан выставил свои работы на фестивале WorldCon 1974 и вскоре получил контракт с DAW Books. Майкл переехал в Коннектикут, занявшись иллюстрацией профессионально. Уэлан быстро приобрел репутацию талантливого, творческого и надежного художника – оформителя книг, работающего в жанре научной фантастики и фэнтези с такими издательствами, как DAW, Del Rey, Ace. Поворотным пунктом в его карьере стала иллюстрация для обложки бестселлера Энн Маккефри «Белый Дракон» 1978 года, которая принесла ему настоящую славу. Работы Майкла для книг Энн Маккефри из серии «Драконы Перна» завоевали «Хьюго» в 1980 году - его первую профессиональную премию. В последующие годы Уэлан получал «Хьюго» шестнадцать раз, установив рекорд для этой премии. В 1992 году ему вручили «Супер-Хьюго» с формулировкой «Лучшему художнику за последние 50 лет». Сегодня Майкл Уэлан – один из самых известных иллюстраторов в жанре фантастики, фэнтези, ужасов. На его счету сотни картин для книжных обложек, календарей, буклетов, обложек для альбомов музыкальных групп, таких как Sepultura, Meat Loaf и Obituary. С 1990-х годов работы художника активно выставляются в галереях, проводятся персональные выставки. Вероятно, секрет успеха Майкла Уэлана, как иллюстратора, заключается в том, что он старается проникнуть глубоко в суть книги. Он всегда полностью прочитывает иллюстрируемый роман, и обычно дважды, чтобы лучше найти подход к теме. Как отмечал писатель-фантаст Майкл Муркок, Уэлан не просто в точности рисует персонажа таким, каким его описал автор, но и передает в своих картинах саму атмосферу романа. Майкл женат на Одри Прайс, у них двое детей: Алекса и Эдриан. Он увлекается музыкой и восточными единоборствами, и имеет чёрный пояс по кэмпо. В конце 1990-х здоровье художника было сильно подорвано, он страдал от болезни Лайма и рака. Врачам удалось поставить Майкла на ноги в 2000 году. В последние годы Майкл редко работает под заказ и больше времени посвящает рисованию в своё удовольствие. Среди немногих исключений — обложки для книг Брендона Сандерсона из серии «Колесо Времени» и для заключительной книги в саге «Тёмная башня» Стивена Кинга, с которым художник сотрудничал много лет. Помимо иллюстраций для книг, Майкл известен своими сюрреалистическими картинами и пейзажами. Его работы наполнены символикой, переходящей из картины в картину и являющейся своего рода авторским знаком. Так, целая серия произведений построена на интерпретации раковины улитки. Есть серия символических картин, посвящённых христианским добродетелям (благоразумие, мужество, смирение, нежность), изображенным в виде женщин. Маленький пушистик (Little fuzzy) Картина Майкла Уэлана на обложку книги американского писателя-фантаста Бима Пайпера (H. Beam Piper) «Маленький пушистик». Картина очень популярна у издателей и не раз использовалась для иллюстрации книг о пушистиках, а впервые появилась в издании 1983 года "Приключения маленького пушистика" (The Adventures of Little Fuzzy), где оригинальный роман Бима Пайпера адаптировали для детей и иллюстрировали. Красочные, добрые рисунки Майкла Уэлана (и еще одного художника Дэвида Уэнзела) очень полюбились ребятам и их родителям. Это первый роман в серии «Маленький пушистик». Однажды в лагерь независимого старателя Джека Холлоуэя (Jack Holloway), добывающего солнечник на планете Заратуштра, забрело маленькое, симпатичное, очень миролюбивое существо. «Человечек» был покрыт густой шерстью и смотрел на мир большими, любопытными глазами. Джек быстро полюбил пушистиков и подружился с ними. Он начал догадываться, что они разумные существа. Однако эта новость совершенно не устраивает крупную компанию, добывающую полезные ископаемые на Заратуштре. Много лет они считали, что все ресурсы на планете принадлежат им, и делали все что хотели, получая огромные прибыли и не считаясь с колониальными властями. Но если на планете обнаружена разумная жизнь, то лицензию компании на добычу ископаемых могут аннулировать. Ее руководство готово пойти на все, чтобы не лишиться прибылей. А значит пушистикам угрожает большая опасность. Но и Джек Холлоуэй готов защищать до последнего своих новых друзей, как с оружием в руках, так и в зале суда… Прячущиеся пушистики (Peekaboo Fuzzies) Картина "Прячущиеся пушистики" - еще одна иллюстрация Майкла Уэлана к изданию 1983 года «Приключения маленького пушистика» (The Adventures of Little Fuzzy) - книги, изданной на основе оригинального произведения Бима Пайпера 1962 года, адаптированного современным автором Бенсоном Паркером (Benson Parker) для детей. Пушистик разумный (Fuzzy Sapiens) Иллюстрация Майкала Уэлана на обложку романа «Пушистик разумный» – второго в цикле о маленьких обитателях Заратуштры. Осторожно, дальше может быть спойлер! Кажется, что для пушистиков все складывается неплохо. После решения суда, признавшего их разумными существами, Заратуштру объявили планетой четвертого класса, серьезно ограничив деятельность добывающей компании, Джек Холлоуэй получил пост уполномоченного по делам аборигенов в колониальном правительстве планеты. Прилагаются усилия, чтобы защитить экосистему Заратуштры. Но компания не намерена так просто мириться с поражением и вынашивает новый коварный план. Есть и другие люди-переселенцы с Земли, которые хотят использовать пушистиков своих грязных целях… Трон из костей дракона (The Dragonbone Chair) Иллюстрация Майкла Уэлана для обложки книги американского писателя Тэда Уильямса (Tad Williams) «Трон из костей дракона». Это первая книга в цикле «Память, Скорбь и Тёрн» (Memory, Sorrow and Thorn). Страна Светлый Ард охвачена войной и смутой, подпитываемой силами черной магии. Добрый король Престер Джон умер. Его жестокий и полубезумный сын Элиас, взошедший на трон после него, забросил управление страной и вместе со злым колдуном Прейратсом проводит опасные магические эксперименты, во время которых вызывает в наш мир бессмертного правителя эльфоподобных ситхов Иннелуки или Короля Бурь, как его еще называют. Властелин темных эльфов заключает с Элиасом некий договор, через который надеется вернуть свою некогда утерянную власть над этой частью мира. Он призывает орды нежити, чтобы завоевать королевство людей. Понимая, что Светлому Арду грозит гибель, младший брат безумного короля принц Джошуа объединяет силы с группой ученых из Лиги Свитка, чтобы противостоять нависшей над страной опасности. Волею судьбы юный Саймон, простой поваренок в королевском замке, случайно ставший учеником в Лиге, отправляется по тайному приказу на поиски ответа на старинную загадку о давно утерянных мечах власти, которые могут стать единственной надеждой на спасение королевства. Несмышленому мальчишке и его друзьям придется противостоять самым страшным врагам в истории Светлого Арда, призвавшим на помощь темную магию огромной силы, от которой даже сама земля начинает умирать. Скала прощания (Stone of Farewell) Иллюстрация Майкла Уэлана на обложку книги «Скала Прощания» – второй в цикле «Память, Скорбь и Тёрн». Осторожно, дальше может быть спойлер! Злая магическая сила Короля Бурь продолжает порабощать земли Светлого Арда. Природное равновесие нарушено, и зима длится без конца. Принц Джошуа пытается собрать и перегруппировать разгромленные человеческие армии. Тем временем Саймон – бывший поваренок на кухне, а теперь герой, прячется от врага в крепости троллей Икуанук. Он видит пророческие сны о спасении королевства. Саймон и его оставшиеся в живых друзья из Лиги Свитка пытаются разгадать старинную легенду, которая позволит им и проникнуть в тайные земли ситхов и, возможно, найти там союзников, которые согласятся выступить против своих родичей по крови на стороне людей. Для этого героям предстоит отправиться в таинственное место, известное, как Скала Прощания. Принцесса Марса (A princess of Mars) Майкл Уэлан довольно активно иллюстрировал произведения Эдгара Райса Берроуза (Edgar Rice Burroughs), точнее говоря, его знаменитый цикл «Джон Картер – марсианин». «Принцесса Марса» первая книга о приключениях землянина на Барсуме (так называется планета на языке аборигенов). Главный герой истории Джон Картер (John Carter), бывший капитан армии конфедератов, а теперь вольный золотоискатель в штате Аризона, спасаясь от преследующих его индейцев, спрятался в священной пещере. Неожиданно он потерял сознание, а когда очнулся, то понял, что находится в совершенно незнакомом месте, во владениях странных зеленоватых существ с четырьмя руками - тарков. Вскоре землянин узнал, что он попал на Марс. Джону Картеру предстоит пережить много приключений и сражений. Когда его новые зеленые друзья - тарки захватили в плен прекрасную принцессу города-государства Гелиума - Дею Торис (Dejah Thoris) Картер проникся к ней чувствами и помог бежать, но затем она опять стала пленницей, только теперь уже принца из враждебного государства. И вновь землянин отправляется спасать свою возлюбленную... Самая дальняя песочница (The ultimate sandbox) Картина «Самая дальняя песочница» – это портрет дочери Майкла Уэлана в трехлетнем возрасте. Силой своего художественного таланта художник отправил ее лепить куличики из песка прямиком на Луну. Уэлан с радостью поделился этим изображением с научными музеями по всей стране, чтобы помочь стимулировать интерес к освоению космоса. Сегодня это одна из самых популярных и узнаваемых работ художника. Воплощения Бессмертия (Incarnations of Immortality) Цикл фэнтезийных романов американского писателя Пирса Энтони (Piers Anthony) «Воплощения бессмертия» посвящен простым людям, волею случая ставших воплощениями бессмертных сил, правящих миром – Смерти, Времени, Судьбы, Войны, Природы, Зла и Добра. Каждый из них был избран, чтобы занять место ушедших инкарнаций, но они не знают, для чего. Действие происходит в альтернативной реальности, похожей на земной мир недалекого будущего, но в котором повсюду практикуется магия. Майкл Уэлан оформил несколько книг саги Пирса Энтони. Танатос (Thanatos) Картина Майкла Уэлана «Танатос» послужила иллюстрацией для обложки первой книги Пирса Энтони о Воплощениях Бессмертия – «На коне бледном» (On a Pale Horse). Ее героем становится простой человек по имени Зейн (Zane), который решил покончить с собой и случайно застрелил пришедшую за ним Смерть. Теперь по правилам он должен занять её место. И вот он уже скачет по миру «на бледном коне» (точнее, Зейн предпочитает лимузин) и выполняет работу Смерти. В том числе, собирает души, в которых намешано почти поровну добра и зла, проводит точные измерения и определяет их в рай или в ад. Работа оказалась совсем непростой и довольно болезненной. Хронос (Chronos) Картина Майкла Уэлана «Хронос» иллюстрирует вторую книгу из саги Пирса Энтони о Воплощениях Бессмертия – «Властью песочных часов» (Bearing an Hourglass). Речь в ней идет о человеке по имени Нортон, который не видел большого смысла в своем повседневном существовании и принял предложение занять место Воплощения Времени, чьим символом являются Песочные Часы. Нортон обретает большое могущество. Правда, теперь ему придется жить в обратном направлении, из будущего в прошлое. Но зато это дает возможность вернуться заново в приятные моменты жизни, а главное подправить некоторые ошибки в прошлом, чтобы предотвратить приход Сатаны к власти над миром. Орб (Orb) Картина Майкла Уэлана «Орб» иллюстрирует обложку пятой книги пирса Энтони о Воплощениях Бессмертия - «Зелёная мать» (Being a Green Mother). Главная героиня романа Орб Кафтан играет магию на своей арфе и мечтает найти Ллано - песнь, которая управляет жизнью. В поисках Песни она попадает в цыганский табор, в чрево кита, в панк-рок-группу, в объятия Сатаны – ради того, чтобы занять зеленый трон воплощения Природы. Ученик убийцы Рисунок Майкла Уэлана на обложку фэнтезийного романа «Ученик убийцы» писательницы Робин Хобб (Robin Hobb). Это первая книга в трилогии «Сага о видящих» (The Farseer Trilogy). Главный герой романа юный Фитц (Fitz) был незаконнорожденным сыном наследного принца и рос среди прислуги. Высокородные родственники относились к нему с пренебрежением, все за исключением короля Шревда (Shrewd). Дальновидный монарх приказал с малолетства в тайне готовить Фитца на роль королевского убийцы для выполнения особых поручений. Юный ученик от природы наделен способностями к волшебству, которые передаются по наследству с королевской кровью, а также умеет мысленно общаться с животными. Вскоре ему пригодятся все полученные знания и природные способности. Ведь король стар и болен, его сыновья заняты плетением интриг и заговоров, а побережье страны между тем опустошают пираты, владеющие черной магией. Похоже, тайному убийце Фитцу предстоит вступить в свой первый бой ради спасения королевства. Хрустальная певица (Crystal Singer) Иллюстрация Майкла Уэлана на обложку книги «Хрустальная певица» (в другом переводе «Певцы кристаллов») писательницы-фантаста Энн Маккефри. Это первый роман в цикле «Певцы кристаллов». Переживая крушение мечты стать выдающейся певицей, главная героиня романа Киллашандра Ри (Killashandra Ree) решает уехать со своей планеты и начать жизнь с ноля. В космопорте она встречает таинственного незнакомца Каррика, оказавшегося представителем гильдии, которая занимается добычей особых кристаллов на планете Баллибран (Ballybran). Эта встреча дает ей шанс присоединиться к избранному сообществу Певцов Кристаллов, которых повсюду побаиваются, но уважают, шанс добиться богатства, сделать карьеру в гильдии. Есть, правда, одна проблема – люди, которые высадились на Баллибране, в процессе адаптации к местному микроорганизму могут приобрести сверхспособности, но могут сойти с ума и даже умереть. Но храбрая и талантливая Киллашандра готова рискнуть, поставив на кон свою жизнь. Киллашандра (Killashandra) Иллюстрация Майкла Уэлана к роману Энн Маккефри «Киллашандра» - второй книге в цикле «Певцы кристаллов». Осторожно, дальше может быть спойлер! Кажется, Киллашандра Ри добилась всего, о чем мечтала: стала хрустальной певицей, разбогатела, распрощалась со своим прошлым. Но после того, как она стала богатой, разрушительный шторм разрушил все, что она имела, к тому же она так сильно страдала от кристальной болезни, что чуть было не умерла. Но Киллашандра не та женщина, которая привыкла сдаваться. Она ввязывается в новое опасное предприятие и спешит на планету Офериа (Optheria), чтобы вставить новый кристалл в Оферианский Орган, разрушенный при таинственных обстоятельствах. Терранская империя (Доминик Фландри) Майкл Уэлан написал несколько картин для оформления обложек книг из серии об агенте Терранской империи (Земной империи) Доминике Фландри, созданных писателем-фантастом Полом Андерсоном (Poul Anderson). Плодовитый американский писатель Пол Андерсон написал подробную историю человечества на несколько тысячелетий вперед, начиная с первых шагов в космосе и первых контактов с иными цивилизациями, и далее до возвышения и распада земной цивилизации и ее повторного возрождения. Был в этой истории и имперский период. Несмотря на кажущееся могущество, Терранской империи (Terran Empire), охватившей множество звездных систем и планет, постоянно угрожают всевозможные опасности. То мятежники поднимают очередной бунт, то местные вожди аборигенов на отдаленной планете устанавливают изоляционистский режим, то соседи по галактике плетут заговоры, желая отхватить кусочек земных владений. Особенно часто происходят стычки в основным врагом землян – могущественной расой зеленокожих мерсейцев. К счастью, на службе у землян есть секретный агент Доминик Фландри (Dominic Flandry) - умный, ироничный, пользующийся успехом у женщин, прекрасно владеющий, как искусством переговоров, так и оружием, и большим набором шпионских штучек. Словом, настоящий герой авантюрных, шпионских историй, развернувшихся на просторах космоса, всегда готовый отправиться в дальний уголок галактики и уладить проблемы. Лейтенант Фландри (Ensign Flandry) Иллюстрация Майкла Уэлана на обложку романа "Лейтенант Фландри". Согласно внутренней хронологии, это первый роман в цикле о космическом суперагенте. На границе двух великих держав — Терры и Мерсейи — плывёт в пространстве планета Старкад, не имеющая ни больших залежей полезных ископаемых, ни стратегического значения, и, в общем-то, никому особо неинтересная. Но вдруг выясняется, что извечные соперники землян мерсейцы для чего-то начинают вооружать разумных обитателей Старкада, обитающих в океане, против другой разумной расы, живущей на суше. Не поняв толком, для чего мерсейцам понадобилось устраивать заварушку на богом забытой планете, земляне на всякий случай начинают вооружать сухопутных старкадцев. Обстановка накаляется. Лейтенанта Фландри отправляют выведать замыслы врагов. Во время своего расследования Доминик выясняет, что планы мерсейцев куда глубже и коварней, чем казалось вначале, и разгорающаяся война на Старкаде угрожает безопасности всей Терранской империи. А значит нужно срочно исправлять ситуацию и начать со спасения туземцев планеты от взаимного уничтожения. Фландри с Земли (Flandry of Terra) Иллюстрация Майкла Уэлана на обложку книги «Фландри с Земли». Это сборник из трех историй о космическом суперагенте. В «Ловушке чести» (The Game Of Glory) капитан Фландри по подсказке, полученной от умирающего человека, отправляется в водный провинциальный мир Ньянза (Nyanza), где возможно затевается бунт против Империи. Там Доминик неожиданно обнаруживает своего старого противника, агента мерсейцев – пятнадцатиметрового двоякодышащего монстра Эйю, которого он упустил год назад на планете Конджумар. В ходе расследования Фландри выясняет, что на Ньянзе готовится плацдарм для вторжения Мерсейской империи. В «По секрету всему свету» (A Message In Secret) Фландри летит в удаленный колониальный мир Алтай, люди которого не были в контакте с метрополией на протяжении веков. Цель Доминика – восстановить утраченные связи алтайцев с человечеством. Но, как выясняется, местный Хан всех племен Олег Есукай запретил подданным покидать планету и в тайне готовит переход Алтая под власть Мерсейской Империи. Теперь капитану Фландри нужно срочно придумать, как остаться в живых и сообщить руководству о заговоре хана-изменника, не имея возможности ни выбраться с планеты, не связаться с внешним миром. В «Биче властителей» (The Plague Of Masters) Фландри отправляется с инспекцией в удаленный и изолированный мир Унан-Безар (Unan Besar), чтобы выяснить, почему его жители не имели никаких контактов с Империей более 300 лет. Как узнает Доминик, состав окружающей среды на планете таков, что любой оказавшийся на ней человек умрет в страшных муках через несколько дней, если не получит антитоксин. А производством и распространением антитоксина занимается Корпус Стражей Планетарного Биоконтроля, который, пользуясь своей монополией на спасительное лекарство, установил на планете жестокую диктатуру, подавляя все ростки свободы. Сам Фландри становится заложником у Ниас Вароу, начальника Корпуса Стражей, который не желает ни свободы для граждан планеты, ни разрушения своей монополии на власть Терранской империей. Доминик должен придумать, как победить в схватке с Биоконтролем и выжить на враждебной планете. Агент Терранской империи (Agent of the Terran Empire) Обложка Майкла Уэлана для книги «Агент Терранской империи» (другой вариант перевода "Агент Земной империи"). Это сборник из четырех историй о Доминике Фландри. В произведении «К тигру в клетку» (Tiger by the Tail) капитана Фландри похищают представители ранее неизвестной людям расы Скотианов (Scothians) и держат его в качестве ценного пленника на военном корабле. Сами Скотианы считают себя расой честных воинов. И сейчас они хотят захватить и разграбить Земную империю, используя для этого Фландри. Но находчивый капитан имперской разведки может повернуть планы захватчиков против них самих. В рассказе «Воины ниоткуда» (Warriors from Nowhere) неизвестные варвары нападают на планету Варрак и похищают любимую внучку императора, принцессу Меган. Капитан Фландри должен в кратчайшие сроки отыскать и освободить принцессу, до того, как о похищении узнает император, иначе и Доминику, и его непосредственному начальнику адмиралу Фенросу не сносить головы. В рассказе «Честные враги» (Honorable Enemies ) капитан Фландри встречает на планете Альфзар очень сильного противника – суперагента Мерсии, черионита Айкарайка (Aycharaych). Как противостоять телепату, который может предугадать любой твой шаг? Доминик близок к провалу, но у его партнерши, красавицы Элин Чанг-Лей, леди Марр созревает план, как перехитрить агента, читающего мысли. В повести «Охотники из небесной пещеры» (Hunters of the Sky Cave) капитан Фландри вновь сталкивается со старым врагом, агентом-телепатом Айкарайком, работающим на мерсейцев. Пока Доминик проводит время в обществе прелестной леди Виноградофф на роскошном приеме, устроенном мерсейцами на искусственном спутнике Юпитера – Кристальной Луне, гений тайных операций Айкарайк готовит для него смертельную ловушку. По его замыслу, вскоре после приема адмирал Фенрос должен будет послать капитана Фландри для разведывательной операции на Юпитер, из которой он не вернется живым. А затем Мерсия установит свою власть в звёздном скоплении Сиракс, что приведет к скорому крушению Терранской империи. Тёмная башня (The Dark Tower) Майкл Уэлан был одним из главных иллюстраторов цикла романов короля ужасов Стивена Кинга «Тёмная башня». Он оформил первую и последнюю книги цикла, причем нарисовал не только обложки, но и внутренние иллюстрации. Сам Стивен Кинг (Stephen King) считает цикл из восьми романов «Тёмная башня» главным произведением своей жизни. В центре повествования находится Роланд Дискейн (Roland Deschain), член старинного ордена стрелков, наподобие рыцарского. Он путешествует по своему родному постапокалиптическому, умирающему миру, по антуражу напоминающему Дикий Запад, на просторах которого то и дело встречаются осколки погибшей цивилизации. Также через двери-порталы Роланд попадает в другие, параллельные миры, в том числе и в наш. Некоторые события разворачиваются в Нью-Йорке второй половины XX века. По ходу повествования Роланд находит союзников, которые сопровождают его в опасном путешествии, помогая в схватках со всевозможными противниками. Конечная цель Роланда – отыскать Тёмную башню, центр Мироздания, из которого можно управлять всеми мирами. Роланд надеется, что если он поднимется на вершину Тёмной башни, то сможет посмотреть, кто управляет Вселенной, и восстановить естественный порядок вещей. Стрелок (Gunslinger) Картина Майкла Уэлана "Стрелок" украсила обложку первого романа в цикле - «Тёмная башня: Стрелок» (The Dark Tower: The Gunslinger). Роланд Дискейн много дней идет через пустыню, преследуя своего давнего врага Человека в чёрном – могущественного колдуна, который может указать ему путь к Тёмной башне. Но колдун совсем непрост. Он мастер использовать человеческие слабости и расставил на пути Роланда немало коварных ловушек… Стрелок: Мёртвый город (The Gunslinger: The Dead Town) Рисунок Майкла Уэлана "Стрелок: Мёртвый город" тоже послужил иллюстрацией для обложки первого романа из серии «Тёмная башня» (только для более позднего третьего издания 1998 года). На картине изображен эпизод книги, известный как «Бойня в Талле». Осторожно, дальше может быть спойлер! Преследуя Человека в чёрном, Роланд на некоторое время останавливается в маленьком мерзком городишке Талл на краю Великой пустыни. Но там его ждет ловушка. Местная проповедница, мимолетная любовница Человека в чёрном, натравила на Роланда всех горожан. Стрелку пришлось в одиночку вступить в бой с целой толпой из 58 человек, обезумевших от религиозного фанатизма… Стрелок: Храм оракула (The gunslinger: The temple of the oracle) Рисунок Майкла Уэлана для разворота книги «Тёмная башня: Стрелок». Роланд сидит на берегу пруда, собираясь отправиться к древнему храму, виднеющемуся на заднем плане. Живущий там женский демон похоти – суккуб опасен для людей, но может предсказать будущее и указать Роланду дорогу к Тёмной башне и к Человеку в чёрном. Чтобы усилить восприятие, Роланд принял перед встречей с демоном наркотическую таблетку мескалина. Видимо, этим, по задумке художника, объясняется такой яркий, психоделический зеленый свет вблизи храма. Так сейчас воспринимает мир стрелок. Стрелок: Недоумки-мутанты (The Gunslinger: The slow mutants) Картина «Стрелок: Недоумки-мутанты» – еще один вариант обложки Майкла Уэлана для первой книги из серии «Тёмная башня» (для раннего издания 1982 года). Осторожно, дальше может быть спойлер! На картине изображен эпизод романа, в котором Роланд и его попутчик мальчик Джейк, путешествующие на дрезине по подземным железнодорожным тоннелям, построенным погибшей высокоразвитой цивилизацией, подвергаются атаке тупых и медлительных, но очень живучих мутантов. Стрелок: На пляже (Gunslinger: On the beach) Картина "Стрелок: На пляже" - это тоже иллюстрация Майкла Уэлана для первого романа цикла "Тёмная башня" (обратная сторона обложки). Роланд сидит на берегу океана и грезит о Тёмной башне. Всадники Перна (Dragonriders of Pern) «Всадники Перна» (Dragonriders of Pern) – пожалуй, самый известный цикл произведений плодовитой американской писательницы-фантаста Энн Маккефри (Anne McCaffrey), включающий более 30 романов и рассказов. Ко многим из них иллюстрации создавал Майкл Уэлан. Действие цикла разворачивается на планете Перн, колонизированной землянами. Люди мирно живут в гармонии с природой на цветущих землях своей новой родины. Постепенно они отказываются от технического прогресса, а их общество начинает напоминать земное Средневековье. Но земляне не подозревали о нависшей над ними страшной опасности. Раз в 200 лет блуждающая по звездной системе планета Алая Звезда сближается с Перном. Обитающие на ней враждебный споры, приняв вид серебристых Нитей, через космическое пространство устремляется на беззащитную планету, пожирая все живое. Чтобы защитить себя от гибели, люди (которые во время первого пришествия Нитей еще не утратили научные знания) генетически модифицировали обитавших на Перне маленьких ящерок файров и превратили их в огромных драконов, перенявших от своих прародителей способность пускать огонь и телепортироваться. Их огненное дыхание способно сжигать Нити. Каждый дракон на всю жизнь устанавливает телепатическую связь с одним человеком, который становится его всадником. Много поколений (и книг) вместе они сражаются против Нитей за жизнь на планете. Заря драконов (Dragonsdawn) Картина Майкла Уэлана для обложки книги Энн Маккефри «Заря драконов». Роман «Заря драконов» не был первым в Пернском цикле. Его Энн Маккефри написала гораздо позже. Но именно в нем она рассказывает раннюю историю колонизации землянами созданного ей мира. Из «Зари драконов» читатель узнаёт, как впервые обрушились на беззащитных переселенцев, наслаждающихся своим новым зеленым домом, всепожирающие Нити, от которых не было спасения. И о том, как люди обратили внимание на маленьких летающих огнедышащих ящерок файров, решив превратить их с помощью генетики в могучих драконов. Белый дракон (The white dragon) Иллюстрация Майкла Уэлана к роману Энн Маккефри «Белый дракон», который входит под номером три в первоначальную, самую раннюю по времени написания трилогию Пернского цикла. Юный лорд Джексом (Jaxom) помог появиться на свет необычному белому дракону Руту (Ruth), который должен был погибнуть еще в яйце, и случайно запечатлелся с ним (установил пожизненную ментальную связь). В Пернском обществе возникла сложная ситуация, ведь лорд должен управлять человеческим поселением - холдом, а драконий всадник – жить вместе со своим драконом в специально оборудованной пещере - вейре и сражаться с Нитями. Лишь позже выясняется, что этот неожиданный союз будет очень полезен для всего Перна. Ведь единственный в своем роде Белый дракон обладает несколькими уникальными способностями, в том числе умеет целенаправленно перемещаться во времени. Только у юного лорда и его уникального дракона есть шанс предотвратить войну, вернувшись в прошлое и исправив чужие ошибки. Отщепенцы Перна (Renegades of Pern) Картина Майкла Уэлана на обложку книги Энн Маккефри "Отщепенцы Перна". На Перне растет число отщепенцев, которые не вписываются в привычную картину пернского общества. Многих из них изгнали из безопасных каменных крепостей – холдов, защищающих людей при падении Нитей, за какой-то проступок. Они двигаются на неосвоенный юг, чтобы основать свои собственные поселения. Встречаются среди них и бандиты, самая опасная и жестокая из которых леди Телла (Thella), сколотившая большую шайку. Она хочет похитить девушку по имени Арамина (Aramina), которая слышит драконов, чтобы заранее узнавать о падении Нитей и обезопасить себя от них. Но атаманша бандитов совершила большую ошибку, когда выместила свою злобу на семье вольного торговца Джейги (Jayge). Он обязательно отомстит Телле и не даст сделать Арамину пленницей. Основание (Foundation) Майкл Уэлан, конечно же, не мог пройти в своем творчестве мимо бессмертной многотомной саги Айзека Азимова (Isaac Asimov) «Основание» (Foundation), в русском переводе известной так же под названием «Академия». Действие романа «Основание» (с которого, собственно, и началась сага), происходит в далеком будущем. Люди расселились на тысячи планет, созданная ими империя охватывает целую Галактику. Всем кажется, что таким обустроенным и удобным мир и останется навечно. И лишь один человек, ученый-математик Хэри Сэлдон понимает, что Галактической империи приходит конец. Дело в том, что Сэлдон изобрел новую науку - психоисторию, которая позволяет математическими методами предсказывать, как пойдет развитие человеческой цивилизации, какие важные события произойдут в ее будущей истории, и вносить в них исправления. Проведя расчеты, ученый понял, что империя неумолимо движется к своему краху. Со временем она распадется на тысячи разрозненных миров, современные технологии будут утеряны, и наступит период варварства, который продлится 30 тысяч лет. И все это время люди будут страдать от междоусобных войн, анархии, тирании местных царьков, болезней, голода… Хэри Сэлдон понял, что процесс упадка в империи зашел слишком далеко, и его уже не остановить. И тогда с помощью психоистории ученый вместе со своими соратниками разработал план, благодаря которому период варварства должен продлиться всего одну тысячу лет. Стараниями Сэлдона на самой окраине империи, на отдаленной планете Терминус, была создана Академия, которая даже в период всеобщего развала сохранила все накопленные за тысячелетия знания и стала новым Основанием, центром цивилизации, которая, постепенно расширяя свое влияние на другие миры, должна со временем превратиться в новую империю, более жизнеспособную, чем прежняя. А о том, как ей это удалось, как Академия подчиняла соседние впавшие в варварство миры, как боролась с умирающей, но все еще пытающей расширяться старой империей и о многом другом, собственно и рассказывает вся последующая сага об Основании. Хэри (Hari) На картине Майкла Уэлана «Хэри», нарисованной для обложки книги «Основание», разумеется изображен сам Хэри Сэлдон. Судя по всему, ученый находится на Транторе – столичной планете прежней империи, на которой он прожил много лет. По крайней мере, именно так выглядел Трантор до упадка – планета, вся поверхность которой заполнена небоскребами, дорогами и полностью покрыта металлической оболочкой. Словом, один большой город. Просто вершина техногенной цивилизации. Хотя, с другой стороны, можно воспринимать картину и по-другому и представить, что Хэри Сэлдон изображен на фоне того мира возрожденной человеческой цивилизации, который он задумал, но не успел увидеть собственными глазами. Мул (The Mule) Картина Майкла Уэлана «Мул» украсила обложку книги «Основание и империя» (Foundation and Empire) – второго романа саги Айзека Азимова. Хэри Сэлдон предусмотрел в своем плане возрождения человеческой цивилизации почти все: войны, дворцовые перевороты, столкновение с умирающей старой империей. Единственное, чего не смог просчитать ученый-психоисторик, так это появления мутанта по кличке Мул с невероятными психическими способностями, благодаря которым он телепатически подчинял себе волю тысяч людей, делал своих врагов самыми преданными единомышленниками и слугами. Армии и боевые звездолеты были против него бессильны. Мул отчаянно рвется к власти, на пути к трону императора превращая в руины только начавшие возрождаться миры. На картине Майка Уэлана, Мул, судя по всему, тоже изображен на Транторе – бывшей столичной планете старой империи. Только теперь планета лежит в руинах. Аркадия (Arkady) Картина Майкла Уэлана «Аркадия» иллюстрирует обложку книги «Второе Основание» (Second Foundation) – третьего романа в саге Айзека Азимова о распаде и возрождении Галактической Империи. Создавая Основание будущей империи, Хэри Сэлдон понимал, что со временем из-за различных погрешностей (наподобие появления Мула) отклонения от разработанного им плана развития цивилизации могут стать слишком велики, и весь план может рухнуть. Поэтому на другом конце Галактики он создал Второе Основание. Если население Первого Основания в самом начале составляли в основном ученые - представители естественных наук, то во Втором Сэлдон собрал математиков и психологов, которые на протяжении всего этого времени тайно наблюдали за Первым Основанием и корректировали отклонения в его развитии с помощью математики и телепатического воздействия на отдельных людей. Но вот беда, теперь жители Первого Основания узнали о Втором, и им вовсе не хочется, чтобы кто-то управлял их жизнью извне. Они хотят уничтожить «конкурента», не понимая, что тем самым могут разрушить план Хэри Сэлдона и поставить крест на своем будущем. Ученым из Второго Основания надо не дать уничтожить себя, а также продолжить присматривать за своими подопечными. Так начинается противостояние двух детищ Хэри Сэлдона. Молодая девушка Аркадия - дочь ученого, вступившего в борьбу со Вторым Основанием - даже не догадывается, какая большая роль отведена ей в великом противостоянии. На картине Майкла Уэлана Аркадия опять же оказалась на Транторе – столичной планете старой империи. Как видим, планета продолжает меняться. Теперь на ней почти не осталось и следа от прежней металлической оболочки и небоскребов. Кругом зеленеют леса и поля. Остатки населения живут сельскохозяйственными общинами. Новая цивилизация Первого Основания еще не успела добраться досюда. Орлы прилетели (The eagles are coming) В 1979 году издательство Ballantine Books выпустило настенный календарь на 1980 год, который украсили двенадцать иллюстраций к произведениям Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» (The Hobbit, or There and Back Again) и трёхтомнику «Властелин колец» (The Lord of the Rings). По одной картине на каждый месяц. Для работы над календарем привлекли десять художников, каждый из которых изобразил один или два эпизода из романов Толкина (John Ronald Reuel Tolkien). Майкл Уэлан, который иллюстрировал ноябрь, представил картину «Орлы прилетели», написанную по мотивам заключительной части трилогии «Властелин Колец» – «Возвращение Короля» (The Return of the King). Все поклонники бессмертной саги Толкина, конечно же, сразу догадались, что на картине изображен финальный эпизод войны против темного властелина Саурона, когда Фродо уничтожил (не без помощи Голлума) Кольцо Всевластья, сбросив его в недра горы Ородруин. После этого крепость Саурона рушится, страну Мордор заливают потоки лавы, а Фродо и Сэм ищут спасения на камне, торчащем из бушующего раскаленного моря. Кажется, их ждет неминуемая гибель, но на помощь героям уже спешит Гэндальф верхом на гигантских орлах. Сарра (Sarra) Картина Майкла Уэлана «Сарра» иллюстрирует обложку книги «Руины Амбрая» (The Ruins of Ambrai) писательницы Мелани Роун (Melanie Rawn). Это первая книга трилогии «Изгнанники» (Exiles). Тысячу лет назад Магорождённые (Mageborns) бежали от предрассудков и преследований, чтобы колонизировать планету Ленфел (Lenfell) - идеальное пристанище для тех, чьи силы были восприняты как угроза для людей, не одаренных магией. Но чем больше магии, тем больше риск. Ленфел вскоре был опустошен войной между соперничающими фракциями магорождённых, которые загрязнили землю Дикой Магией и выпустили на свободу чудовищных призраков, называемых Призрачные твари (Wraithenbeasts). Теперь, спустя несколько поколений, на искалеченной планете затевается очередная война между кланами, которая перевернет жизнь трех магорожденных сестер Гленан (Glenin), Сарры (Sarra) и Колет Амбрай (Cailet Ambrai). Интриги, заговоры, борьба за власть - сестры оказываются в самом центре запутанного клубка событий. На картине Майкла Уэлана изображена одна из сестер – Сарра. Четырёхдневная планета (Four day planet) Иллюстрация Майкла Уэлана на обложку книги «Четырёхдневная планета» писателя-фантаста Бима Пайпера (H. Beam Piper). Фенрис (Fenris) – просто адская планета. Она вращается вокруг оси так медленно, что за год здесь успевает пройти всего четверо суток. Причем, днем стоит адская жара, от которой все люди спасаются под землей, а ночью – непереносимый без специального скафандра холод. И лишь на закате температуры позволяют нормально жить на поверхности. В таких условиях выживают и преуспевают лишь суровые и умные люди. Немногочисленные человеческие обитатели планеты зарабатывают тем, что охотятся на гигантских морских монстров ради их подкожного жира. Но однажды они узнают, что коррумпированное руководство их бессовестно обманывает, сильно недоплачивая за жир, добытый с таким трудом. Охотники Фенриса начинают борьбу за свои права, за справедливые цены. Даэтрин (Daetrin) Картину «Даэтрин» Майкл Уэлан создал для оформления обложки книги «Сезон безумия» (The Madness Season) американской писательницы-фантаста Селии Фридман (Celia S. Friedman). В течение сотен лет, Земля страдает под гнетом инопланетных завоевателей - рептилоидной расы Тир, в которой все индивидуальности сливаются в единое, всеобъемлющее сознание. Чтобы держать человечество в узде, Тир забирают из плененного населения планеты самых умных, любознательных, всех, кто мог бы чему-то научиться, разжечь восстание и изгнать их с Земли. По мере того, как память о свободе отступает, человечество погружается в рабскую покорность. Но некоторые люди нашли способы противостоять планам своих поработителей. Герой этой истории Даэтрин (Daetrin) – вампир, но не монстр, а человек, почти бессмертный, который воплощает в себе исчезнувшие добродетели некогда суверенной Земли. Когда о его существовании становится известно Тир, то пораженные рептилии решают забрать его на другую планету, чтобы выяснить, кто он такой и почему все еще жив после столетий их владычества. Даэтрину придется вступить в борьбу с тщательно подавляемой кровавой стороной своей натуры, а также попытаться найти союзников, чтобы противостоять захватчикам. Этот чужой берег (This alien shore) Иллюстрация Майкла Уэлана на обложку книги «Этот чужой берег» американской писательницы-фантаста Селии Фридман (Celia S. Friedman). Идет эпоха второй космической колонизации. Первая эпоха закончилась для человечества катастрофой, когда выяснилось, что все, кто пользовался ранней версией сверхсветового привода, понесли непоправимый генетический урон. Он привел к мутациям тела и разума земных колонистов, расселившихся в дальних мирах. Впрочем, кое-кто извлек из этой ситуации выгоду. Обитатели одной из первых земных колоний Гуэра (Guera) приобрели таинственные способности, которые помогли им монополизировать галактический транспорт и взять под контроль всю человеческую торговлю. Теперь мощные компании на десятках планет соперничают за то, чтобы стать первыми, кто свергнет монополию гуэрской Гильдии. А тем временем на корпоративном спутнике Шидо Хабитат, вращающемся на внешней орбите Земли, живет девушка по имени Ямисия (Jamisia). Под защитой систем жизнеобеспечения спутника, и в сопровождении голосов, звучащих в ее голове, она превратилась в изобретательную и очень необычную, молодую женщину. Когда Шидо атакуют рейдеры, Ямисия сбегает на корабль, направляющийся в дальний космос. Она путешествует через всю Галактику, преследуемая беспощадным, но неизвестным противником. Ямисия должна разгадать тайну своего происхождения и понять ту роль, которая она должна сыграть в борьбе между Гуэро и остальными земными колониями. Ни хрустальных слёз (Nor Crystal Tears) Иллюстрация Майкла Уэлана на обложку романа американского писателя-фантаста Алана Дина Фостера (Alan Dean Foster) «Ни хрустальных слёз». Алан Дин Фостер создал большой цикл произведений о Челанксийской федерации (Humanx Commonwealth) – союзе двух рас – людей и насекомоподобных транксов (Thranx). Довольно поздний по времени написания роман «Ни хрустальных слёз» возвращает читателя в более ранние времена - первого контакта между людьми и транксами. Знакомство оказалось трудным. У людей вызывают неприятные чувства насекомые, а транксы испытывают отвращение к двуногим, мягким, не покрытым панцирем существам. И все же находится транкс-мечтатель по имени Рио (Ryo), который верит, что два народа смогут подружиться, а возможно и заключить союз, чтобы вместе противостоять агрессивным налетам ящероподобной расы а-аннов (AAnn). Он всячески помогает прилетевшей на его планету небольшой группе людей избегать неприятностей, дает им возможность сбежать из плена, хотя после этого и сам оказывается на волосок от гибели. Постепенно обе, такие непохожие друг на друга расы, начинают преодолевать страхи, предрассудки и делать первые шаги к созданию содружества. Искренне ваш (Yours Truly) Магистр Йода в дополнительных представлениях, конечно же, не нуждается. Эту картину с портретом великого мастера-джедая Майкл Уэлан создал для обложки издания 1983 года «Мой джедайский дневник» (My Jedi Journal), содержащего дополнительные материалы к только что вышедшему в прокат фильму «Возвращение Джедая», третьему в оригинальной саге «Звёздные войны». Совершенно очевидно, что на картине магистр Йода изображен в период его пребывания на планете Дагоба, где он скрывался от темного императора, давал уроки Люку Скайвокеру и (по задумке Майкла Уэлана) вел записи. На обложке издания есть дополнительная подпись «Специальный дневник для обучающихся Рыцарей-Джедаев», а название картины «Искренне ваш» еще раз подчеркивает, что повествование как бы ведется от имени магистра Йоды и открывший брошюру читает его записи. Когда издательство Del Rey Books заказало Майклу Уэлану этот портрет мастера-джедая Йоды, то компания Lucasfilms послала ему лишь черно-белые кадры из фильма, чтобы использовать их в качестве образца для рисования. Говорят, Уэлан был очень разочарован, что не смог встретиться со своим персонажем лично и написать потрет с натуры. Золотой ключ (The Golden Key) Иллюстрация Майкла Уэлана на обложку романа «Золотой ключ» (The Golden Key), авторами которого выступили сразу три писательницы, работающие в жанре фэнтези, - Мелани Роун (Melanie Rawn), Дженнифер Роберсон (Jennifer Roberson) и Кейт Эллиот (Kate Elliott). В королевстве Тира Вирте (Tira Virte), где искусство живописи ценится превыше всего, а картины служат вместо документов при заключении юридических договоров, регистрации брака, смерти или рождения, много талантливых художников. И все же семья Грихальва (Grijalva) занимает особое место среди других мастеров, потому что из поколения в поколение некоторые мужчины из рода Грихальва наследуют особый, чудесный дар - изменять реальность, влиять на людей и события, которые они изображают на своих картинах. Веками они использовали свой талант во благо королевства и имели большое влияние при дворе Великого Князя. Но теперь все изменилось. Молодой и самый талантливый живописец в семье Сарио (Sario) встал на путь предательства и решил применить дар в личных темных целях. Используя способность влиять на ход времени, он стремится поработить свою кузину Сааведру (Saavedra), в которую влюблен, чтобы она не отдала сердце другому. Хуже того - консервативный художник вмешивается и в ход политической жизни королевства, мешая происходить естественным для развивающегося общества переменам. Одним словом, добро пожаловать в мир высокого искусства, любви, магии и коварных интриг. Любопытный момент. Если присмотреться к лицу художника, то можно заметить, что его портрет Майкл Уэлан написал с самого себя. Красны, как кровь, или сказки Сестёр Гриммер Иллюстрация Майкла Уэлана на обложку книги британской писательницы Танит Ли (Tanith Lee) «Красны, как кровь, или Сказки Сестёр Гриммер». В более поздние годы картина использовалась для оформления других книг и в авторских сборниках художника. Книга представляет собой сборник из девяти историй. Писательница Танит Ли в полной мере показала в нем свой тонкий черный юмор, взяв за основу классические сказки Братьев Гримм про Белоснежку, Рапунцель, Золушку, Красную Шапочку и других известных персонажей и переделав их на свой лад, сделав более мрачными (фамилию сестер Grimmer, заявленную в названии, дословно можно перевести, как «еще мрачнее»). Здесь злодеи и жертвы меняются местами, а «хэппи энд» под час превращается в жутковатый финал под стать готическому роману. Милая замарашка Золушка у Танит Ли становится мстительной дочерью и слугой темных сил, а бабушка Красной Шапочки из жертвы кровожадного волка сама превращается в оборотня-ликантропа. Рисунок Майкла Уэлана на обложке иллюстрирует вторую историю сборника - «Красны, как кровь», которая является переделанной сказкой про Белоснежку. Здесь Белоснежка отнюдь не невинная девочка, а дочь вампиреллы и сама вампирша, которая с удовольствием пьет кровь, вызывает мор, не отражается в волшебном зеркале и наводит ужас на окружающих вместе со своими колдовскими слугами – семью злыми ходячими деревьями. Ее мачехе – доброй ведьме придется приложить немало усилий, чтобы избавить мир от адской девочки. И тут уж все средства хороши, начиная от попыток традиционного убийства при помощи ножа и заканчивая яблоками с особым секретом… Паравремя (Paratime) Картина Майкла Уэлана на обложку цикла рассказов американского писателя-фантаста Бима Пайпера (H. Beam Piper) «Паравремя». Вселенная в этом цикле многомерна, в ней одновременно существует множество параллельных миров и соответственно множество одинаковых планет Земля. Однако человечество в каждом из миров развивалось по-разному, поскольку в ключевые моменты истории произошли разные события. Уровень развития людей на разных Землях соответственно тоже разнится: где-то обитатели давно летают на другие планеты, а где-то застряли в Средневековье. В одном из развитых измерений люди открыли возможность путешествовать между параллельными мирами и активно пользуются этим. Поскольку на их варианте Земли природные ресурсы давно израсходованы, они покупают все необходимое у обитателей других миров втайне от них самих. Однако такие путешествия опасны и могут привести к глобальной катастрофе. Поэтому и была создана Паравременная полиция, которая следит, чтобы визиты в другие миры оставались тайной, и технология перемещений между изменениями не попала в руки аборигенов. К тому же они заботятся о том, чтобы не нанести цивилизациям, которые посещают, непоправимый вред. На обложке сборника Майкл Уэлан изобразил сцену из рассказа 1948 года «Полицейская операция» (Police Operation). На сей раз сотрудник Паравременной полиции Веркан Вэлл (Verkan Vall) отправляется на охоту в наш мир, на нашу Землю середины XX века. Несколькими днями раньше сюда прибыл один безответственный путешественник между измерениями и нелегально протащил с собой венерианскую гончую – огромную плотоядную шестилапую тварь с острыми когтями. По случайности паравременной турист погиб в автокатастрофе, а его «милая домашняя зверюшка» теперь бегает по округе и истребляет скот окрестных фермеров. Веркан Вэлл срочно должен найти гончую, застрелить ее и уничтожить тело, чтобы о нем не узнали представители местной слаборазвитой цивилизации (то есть нашей). Ведь если явно инопланетное существо попадет в руки людей, которые даже полеты в ближний космос пока не освоили, то в будущем это может непредсказуемо изменить весь дальнейший путь их развития и раскрыть секрет путешественников между мирами. Вернуться в раздел Искусство фэнтези и фантастики Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором |
Комментариев пока нет