До Уймонской долины и дальшеПо дальним уголкам Горного Алтая
Музей Рериха в Верх-Уймоне
В селе Верх-Уймон располагается уникальный музей Николая Константиновича Рериха, который стал местом паломничества для поклонников творчества талантливого русского художника и людей, увлеченных восточной философией. Музей разместился в отреставрированном доме старообрядца Вахрамея Атаманова, у которого останавливался Николай Рерих и его спутники во время Центрально-Азиатской экспедиции. Центрально-Азиатское путешествие Рериха некоторые специалисты называют одной из наиболее значительных и плодотворных научно-исследовательских экспедиций в Центральную Азию в XX веке. Она позволила европейскому человеку по-новому взглянуть на один из самых неисследованных на тот момент регионов мира. Путешествие длилось с 1923 по 1928 год. Переправившись из Нью-Йорка в Индию, Николай Константинович, его супруга Елена Ивановна, сын Юрий и другие участники прошли длинный путь через индийские области Сикким, Кашмир, Ладак, китайский Синьцзян, Россию (с заездом в Москву и длинным маршрутом по Сибири), Монголию, Тибет. Сделав круг, экспедиция вернулась в Индию. Самое живое и точное представление о Центральной Азии дают картины Николая Рериха, написанные во время экспедиции и по возвращении из нее. Путешествие выдалось очень непростым. Значительная часть пути пролегала по горным тропам, вначале на автомобилях "Дож", а затем на верблюдах. Странники двигались через перевалы высотой более 5 тысяч метров, боролись с холодом и пронизывающим ветром. Не раз охране экспедиции приходилось отбивать нападения крупных шаек бандитов. А в Тибете подозрительные местные власти задержали участников на несколько месяцев на высокогорном плато. Во время вынужденного плена умерло большинство вьючных животных и несколько участников экспедиции из местных. Но, несмотря на все трудности, маршрут был пройден. За время экспедиции Николай Рерих и его спутники провели археологические, этнографические, лингвистические исследования, собрали уникальный материал о культуре, быте местных народов, составили описания обычаев, фольклора, добыли редкие манускрипты. Благодаря тому, что экспедиция была заявлена как буддистская, участники демонстрировали уважение к традициям, а Юрий Рерих говорил на нескольких восточных языках, исследователи получили доступ в прежде закрытые для европейцев буддистские святыни, познакомились со священными рукописями. В результате путешествия появились книги Николая Константиновича "Сердце Азии" и "Алтай - Гималаи". Особое место в наследии Центрально-Азиатской экспедиции занимают картины Николая Рериха. За время путешествия он создал примерно пять сотен работ (и еще больше после возвращения), дающих представление о природе Центральной Азии, архитектуре и быте людей. Его необычная техника рисования, мастерское изображение гор, хорошее знание мифологии позволило донести до европейского зрителя максимально полное визуальное представление об этом закрытом уголке мира, передать дух Сердца Азии. Восточная мифология, буддистская и индуистская философия также нашли отражение в картинах Николая Рериха, написанных во время Центрально-Азиатской экспедиции и после нее. Персонажами многих произведений этого периода стали мудрецы, восточные святые, божественные существа. На картине "Приказ Ригден-Джапо" (на фото сверху), художник изобразил владыку священной страны Шамбалы, где живут Просветленные. Рерих верил, что однажды из Шамбалы в наш мир придет великий мессия, бодхасатва Ригден-Джапо, и тогда произойдет преображение мира для лучшей жизни. Но вначале он разошлет вперед своих вестников, чтобы они подготовили людей к его пришествию. Сибирский маршрут Сибирская часть маршрута экспедиции пролегала через Алтай. В августе 1926 года Николай Константинович, его супруга и сын на 13 дней остановились в доме старовера Вахрамея Атаманова в селе Верхний Уймон. Для староверов Уймонская долина всегда была особенным местом, сюда стекались люди в поисках Беловодья - мифической страны мира, свободы и благоденствия. Селились здесь, создавали крепкие хозяйства. Николай Константинович тоже с большой теплотой отзывался об Алтае и даже, по некоторым сведениям, высказывал желание поселиться там, создать культурно-промышленный центр в районе главной здешней горы Белухи. Известно, что перед началом Центрально-Азиатской экспедиции Рерих (в то время живший в США) создал два коммерческих предприятия и при посещении Москвы вел переговоры с советским правительством о разработке месторождений на Алтае. Легенда о чуди - мифическом народе, наподобие европейских эльфов или холмовиков, ушедшем жить под землю - вдохновила Николая Рериха на написание сразу двух картин с одинаковым названием. Первая работа "Чудь подземная", основанная на мифологии жителей севера, появилась в 1913 году. Другую версию легенды Рерих услышал во время пребывания на Алтае в гостях у староверов. В кержацком варианте чудь ушла под землю, не желая покоряться власти Белого Царя, завалила за собой камнями проходы, отрезав себя от внешнего мира. А древние каменные курганы, которые во множестве встречаются на Алтае, - это якобы и есть закупоренные входы в подземное царство. Что ж, история очень созвучна мироощущению староверов, бежавших от преследований на Алтай в поисках Беловодья. В 1929 году на ее основе родилась вторая картина Рериха о чуди (на фото сверху). Судьба старовера Судьба гостеприимного хозяина Рерихов - Вахрамея Атаманова была печальной, как и судьба его дома. Старовера раскулачили и вместе с семьей сослали в Нарым, усадьбу отобрали, передав сельской администрации. Вспомнили о ней лишь в 1960-е годы алтайские художники из Барнаула Илзе Рудзите и Леопольд Цесюлевич, которые съездили в Верх-Уймон и нашли живых очевидцев визита Рериха. В 1970-е годы заговорили о создании в селе музея Рериха. Поскольку настоящий дом Атаманова, где останавливался знаменитый художник, к тому времени обветшал, то для размещения экспозиции решили использовать временный павильон. Музей открылся в начале 1980-х, но просуществовала недолго. Вскоре финансирование прекратили, и он закрылся. Лишь в 1990-е годы всерьез заговорили о создании музея в бывшей усадьбе Атаманова. Во многом благодаря деятельности Сибирского Рериховского общества проект удалось протолкнуть и обеспечить финансовые вливания. Фактически музей заработал летом 2001 года, хотя реставрационные работы в бывшей усадьбе Атаманова продолжались еще несколько лет. Сегодня главную часть экспозиции составляют репродукции известных картин Николая Рериха, в том числе, созданных за время Центрально-Азиатской экспедиции. В 2005 году на доме установили табличку, сообщающую, что здесь жил и работал в 1926 году известный русский художник Николай Константинович Рерих. Старая Русь Значительная часть коллекции музея посвящена Древней Руси. В ранние годы творчества Николаю Константиновичу была особенно близка древнерусская тема, он совершил большой вояж по старинным российским городам, известных архитектурными памятниками, хорошо знал традиционный костюм, обычаи, что помогало художнику создавать правдоподобные картины из жизни старой Руси. Картина "Гонец" ("Восстал род на род") стала дипломной работой Николая Рериха в Академии художеств. С ней он приобрел первую известность, как художник. Картина "Заморские гости" 1901 года, изображающая ладьи варяжских купцов, прибывших на Русь для торговли, входит в цикл "Начало Руси. Славяне". Император Николай II, на которого картина произвела большое впечатление, купил ее для Царскосельского дворца. Сейчас оригинал находится в Третьяковской галерее. Картина "Пантелеймон-целитель" посвящена одному из самых почитаемых русских святых, врачевавшему людей целебными травами. Во время Второй Мировой войны Николай Рерих жил в Индии. Он сочувствовал России и ее народу и старался в меру сил помочь в борьбе против фашизма. Художник устраивал выставки, продавал картины, а собранные деньги передавал в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Тогда же он создал "Богатырскую серию", посвященную русскому воинству. Картину 1942 года "Победа" (другое название "Змей-Горыныч") художник написал вскоре после победы советских войск в Битве за Москву. Народ-победитель предстает здесь в образе былинного богатыря, воина в древнерусских доспехах, срубившего голову дракону. На заднем плане видны пики горы Белухи. Известно, что в Битве за Москву особую храбрость и упорство в бою проявляли сибирские дивизии, в том числе, воины с Алтая. Так что для Рериха его любимая гора - символ Алтая - стала еще и символом Победы. Оригинал картины младший сын художника Святослав в 1975 году подарил Новосибирску. Восточные картины Многие восточные картины Николая Рериха не просто живописуют красоты суровой горной природы Центральной Азии, но и несут скрытый философский смысл. Например, в картине "Ведущая" (одном из ее вариантов), где женщина поднимается в горы и ведет за собой мужчину, отражены воззрения жены Рериха Елены Ивановны, которая считала, что женщина должна вырасти нравственно и увлечь за собой мужчину к духовным вершинам. В картине "Тангла. Песнь о Шамбале" (на фото сверху) 1943 года Николай Рерих воплотил свои представления о мифической священной стране Шамбале, которая в индуистских и буддистских верованиях существовала в горах Тибета (либо в одном из соседних районов Азии). В религиозных индуистских текстах она упоминается как место будущего рождения Калки - воплощения бога Вишну на Земле. В понимании некоторых поздних философов-мистиков 19 и 20 веков, в том числе и Николая Рериха, Шамбала стала считаться местом пребывания великих учителей, которые двигают развитие человечества в правильном направлении. А путешествие в эту страну последователи учения стали воспринимать как синоним духовного поиска. Впрочем, есть версия, что Рерих и его супруга верили, что Шамбала - это вполне конкретное тайное место в Тибете, и якобы вся экспедиция была затеяна ради ее поисков. В этом смысле, путник с картины, сидящий на горной круче и грезящий о стране света, которая вот-вот должна показаться вдали, символически схож с самим Рерихом. Николай Рерих и его единомышленники верили, что в незапамятные времена на Землю был послан из космоса священный камень Чинтамани. Он обладает чудесными свойствами: сияет как огонь, дарует своему обладателю дар ясновидения, невероятную силу и выносливость. Сейчас он хранится в Шамбале. А его осколок время от времени попадает в мир, и избранные люди, которые им владеют, творят великие дела, меняющие ход истории. Якобы в разные времена им обладали иудейский царь Соломон, китайский император Цинь Шихуанди, Александр Македонский, Тамерлан, Наполеон. По преданию, однажды с гор спустится белый конь, на спине которого будет находиться камень Чинтамани, и тогда наступит эпоха света и преображения человечества. Кажется, именно этот момент и изобразил Николай Рерих в своей картине 1924 года "Сокровище мира - Чинтамани". Знамя Мира Портреты Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих под "Знаменем Мира". Возможно, самым значимым вкладом Николая Константиновича в мировую культуру стало создание Пакта Рериха - Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников. В 1935 году его подписала 21 страна Северной и Южной Америки. А впоследствии на его основе были разработаны другие международные документы, такие как Гаагская конвенция. Пакт стал первым в истории международным договором об охране культурного наследия, установившим преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Рерих предложил принять в качестве символики международного Пакта - "Знамя Мира", представляющее собой три красных сферы, заключенных в круг на белом фоне. По его мнению, этот символ встречается в разные эпохи у многих народов, в христианском, буддистском мире и может послужить объединяющим началом для всего человечества. По словам самого Рериха, три соединённые амарантовые сферы на белом фоне в круге - это символ вечности и единения. Здания, на которых вывешено это знамя, пользуются международным покровительством, и не должны использоваться правительствами в военных целях, а также разрушаться бомбардировками и обстрелами во время войны. Слияние культур Для Николая Рериха был характерен синкретизм мышления, сочетание в творчестве и в философии казалось бы совершенно несочетаемых вещей. Он с одинаковой увлеченностью писал индуистских и буддистских просветленных, медитирующих на горной круче, и русских святых, шагающих по колено в снегу с бревном на плечах. Вот и в знаменитом триптихе 1932 года "Мадонна орифламма" (три картины в центре на фото сверху) сошлись православный святой Сергий Радонежский (слева), католический святой Франциск Асизский (справа) и Богоматерь в центре со Знаменем Мира в руках, символизирующим движение в защиту культурных ценностей, независимо от того, какой цивилизации, народу или религии они принадлежат. Такой подход очень органично вписывается в систему философских воззрений Николая и Елены Рерих, которые в своем учении "Живая Этика" (Агни-йога) развили теософские идеи Елены Блаватской. И Блаватская, и Рерихи были убеждены, что все великие религии проистекают из единого источника, все человечество едино в своей культуре, и у нас общий путь духовного совершенствования. В Агни-йоге Рерих объединил идеи классической индийской философии, буддизма, даосизма, конфунцианства, христианства, философии Платона. Впоследствии схожие взгляды, тяга к смешению культур, интерес к восточным мистическим практикам нашли отражение в религиозно-философском течении нью-эйдж, получившим заметную популярность в западном обществе во второй половине XX века. Старообрядцы Часть дома-музея отдана под экспонаты, воссоздающие быт гостеприимного хозяина Вахрамея Атаманова и его семьи. В комнате стоит большая русская печь, на полках расставлены предметы, традиционные для старообрядцев - прялка, коромысло, деревянная посуда, домотканый рушник, а также религиозные книги, иконы. Кроме того, в музее нашлось место коллекции полудрагоценных камней и предметов, относящихся к культуре народов, в разное время населявших Алтай. Картины Святослава Рериха Как известно, в поздние годы жизни Николай Рерих рассорился со своими американскими покровителями - бизнесменом Луисом Хоршем и политиком Эдгаром Уоллесом, которые поддерживали его в культурных и просветительских проектах, помогали организовывать экспедиции. Он лишился финансирования, задолжал крупные суммы и с 1935 года переехал из США на постоянное жительство в Индию. Там Рерих ведет активный образ жизни, много общается с учеными, писателями, политическими деятелями. С большим успехом в разных городах проходят выставки картин Николая Константиновича. Еще дольше лет в Индии прожил младший сын Рериха Святослав. Он был влюблен в эту страну, в ее культуру, женился на известной индийской актрисе Девике Рани. Для художника Святослава Рериха Индия, ее народ и культура стали главной темой творчества. В одной из комнат музея в Верх-Уймоне разместились также репродукции его картин. Картины Святослава Рериха очень яркие, позитивные, светлые, наполненные сочными южными красками. Индия предстает на них очень красивой страной, в которой живут люди, прекрасные душой и телом. Например, на картине с говорящим названием "Моя страна прекрасна" (на фото сверху) изображена отнюдь не фотомодель и не святая, достигшая просветления, а обычная работница с плантации, присевшая отдохнуть в перерыве. Но кто сказал, что она не прекрасна? Святослав был мастером таких ярких, запоминающихся портретов жителей своей новой родины. Но любил писать и индийские пейзажи, и не меньше, чем его отец, благоговел перед горами. Музей старообрядчества Музей истории и культуры Уймонской долины Предметы быта старообрядцев неплохо представлены и в музее Рериха, но буквально через два дома от него, есть еще один музей, полностью посвященный старообрядчеству. Такое внимание к теме не случайно. Ведь цветущая Уймонская долина, укрывшаяся между Теректинским и Катунским горными хребтами, – место для Алтая знаковое, необычное. Во все времена, и в языческие, и в более поздние, христианские (после прихода русских переселенцев), ее считали точкой духовной силы. Именно в Уймонскую долину с момента церковного раскола XVII века стекались староверы в поисках Беловодья – земли мира, свободы и благоденствия. Веками они хранили особый уклад жизни, традиции. А село Верхний Уймон, основанное в 1786 году, долгое время было религиозным старообрядческим центром Уймонской долины. Переступив через порог бревенчатой избы в поселке Верхний Уймон, где раньше жила кержацкая семья, мы будто переносимся в одно мгновение на пару веков назад. Горожане, непривычные к подобному антуражу, с удивлением оглядываются по сторонам. Как на пришельцев из другого мира смотрим мы – городские жители XXI века – на экзотическое убранство комнаты... на большую печь с прислоненным к ней ухватом... расписную деревянную колыбель, подвешенную посреди комнаты на веревке... на полати - лежанку под потолком между печью и стеной дома, на которой можно было спать в тепле... глиняную и деревянную посуду, выстроившуюся на полках... самостоятельно расписанные цветами и сказочными птицами двери... на самошитые покрывала. Для нас это седая древность, а кержаки пользовались этими вещами еще несколько десятилетий назад. При создании Музея старообрядческой культуры в обстановке избы почти ничего не пришлось менять. Все снимки для фотоальбома сделаны Станиславом Сидоркиным
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором
30.07.2016 15:00/
перейти к комментариям
|