Записки путешественникаВелотуризм
На велосипеде в Поднебесную
С детства для многих россиян Китай предстает как некая загадочная страна чудес. Сколько легенд и сказаний о таинственном китайском боевом искусстве кунг-фу, бесконтактном массаже, философских доктринах даосизма дошло до нас из глубины веков, воплотившись в кинофильмах и на страницах книг. Не случайно тема Китая так популярна у ведущих телепередач о путешествиях. Но одно дело услышать рассказ о стране по телевизору, и совсем другое – самому прикоснуться к восточным тайнам. Трое путешественников из Федерации велотуризма Алтайского края - Иван Крюков, Иван Шиянов и Данил Ананко - решили увидеть «страну чудес» собственными глазами. Преодолев на велосипедах 2400 километров за 32 дня, ребята с массой впечатлений вернулись в Барнаул. Мы попросили рассказать о поездке одного из покорителей китайских дорог Ивана Крюкова. Первопроходцы - Иван, что побудило вас отправиться в велопутешествие в сердце Азии? - Наша затея заключалась в том, чтобы показать другим, как можно активно провести свой отпуск. Не сидеть у телевизора, пить пиво или пропалывать грядки, а отправиться в путешествие ради своего здоровья и познания мира. И все это не за такие уж большие деньги – 20 тысяч на человека вместе с билетами на самолет, визой и едой. Сами-то мы бы не потянули – помогли спонсоры. Дата 60-летия Победы сама по себе обязывала посвятить наш поход победе в Великой Отечественной войне. 9 мая мы планировали участвовать в параде в Барнауле, договорились с администрацией города. Но границу закрыли на время праздников, а они продолжались в Китае с 1 по 10 мая. - Тяжело ездить по китайским дорогам? - Всякое бывало. В принципе, дороги там очень качественные, но временами у нас получалась путаница с картами, которые мы покупали в Китае. Все дороги горные, но по карте этого не поймешь. Топография в китайских картах вообще отсутствует, очень редко указываются перевалы, а высоты и того реже. Весь день дорога набирает высоту, а следующий день все время идет вниз. Когда ехали в гору, то в среднем в сутки проходили всего 130 километров за 9,5 часов. На спусках, конечно, гораздо быстрей.
Иногда мы прорывались через колючую проволоку и двигались по автобанам, пока нас не снимали оттуда добрые китайские дэпээсники. Иногда ехали по трассам федерального значения. Покрытие у них замечательное, правда, такая дорога может легко прерваться и превратиться в непролазную грязь по колено, где на протяжении 40 километров идут строительные работы. Через такие участки прорывались по полдня. Причем на карте это никак не указано. Просто работы начались месяц назад и кончатся через месяц. Китайцы вообще строят очень быстро. «Уплотнённая страна» - Какое было самое яркое впечатление за время поездки? - Самое яркое впечатление - посещение «Гиант панда резервэйшен». Это что-то типа заповедника, но специально «заточенного» под туристов. Кстати, единственное место в мире, где панды живут в условиях, приближенных к естественным, и на них можно посмотреть с любой точки. Это удивительное животное, которое нужно видеть своими глазами, как оно себя ведет и какое оно красивое. И еще меня поразила невероятная плотность населения. Для русского человека это непривычно. Заезжаем на перевал выше трех тысяч метров, там сидит парочка влюбленных, собирает цветочки, тут же вызывают по мобильнику такси и уезжают в город. Это обычная картина. На всем протяжении пути мы не нашли ни одного места, где не было бы покрытия сотовой связи. Все сделано очень цивилизованно, диких туристов практически нет, как и диких мест.
Лишь заехав в Восточный Тибет, на массив Холигол, мы, наконец, порадовались, что попали в необжитую, не тронутую человеком местность. Так нам показалось в первый момент. Едем по дороге и вдруг попадаем в наше приэльбрусье: куча отелей со звездами, туристы, фуникулеры, автобусы, подъезжающие к самому краю ледника. Словом, хотя места и красивые, но так густо заселены, что чувствуешь себя неуютно, палатку даже поставить негде. Мы палатки постоянно ставили на грядке или на крыше. У них плоские крыши, вот на них и просили нас пустить.
Пшеница в Китае растет на маленьких террасах, выдолбленных в скалах, выкопанных неимоверными усилиями высоко в горах. Для русского человека это просто дико. Думаешь: «Бедные китайцы, как они работают и как борются за каждый сантиметр своей земли». Когда мы на обратном пути заехали в Казахстан, то различия бросились в глаза. Там простирались огромные степи невозделанной земли, бродили большие упитанные коровы, в отличие от китайских худых и дохлых, здоровые сильные кони, в отличие от китайских маленьких пони. В Китае совсем другая жизнь, другое отношение к природе. Природу они используют по полной программе, как не следовало бы. Боюсь, что скоро они ее угробят. Экология просто ужасная.
Все ресурсы высосаны из земли, и скоро Китай начнет превращаться в огромную свалку. Все распахано, нет ни одного свободного клочка земли. Горы прорезают автобаны, везде сплошные тоннели и железные дороги, которые, казалось бы, построить невозможно, но они строятся, причем в таких невообразимых местах, где нам и не снилось. Даже по руслам горных рек порой идут автобаны. Опоры стоят прямо в воде. Это гораздо выгодней, чем взрывать скалы. Стройка идет огромная, везде. - Как вам показался уровень жизни простых китайцев? - С первого взгляда кажется, что уровень жизни довольно высокий, особенно в городах. В крупных городах нормальное явление – разъезжающие по улицам джипы «Порши» или свадебные машины «Роллс-ройсы» за полмиллиона долларов, украшенные живыми цветами. Но с другой стороны, в деревнях уровень жизни, по-моему, очень низкий. Средний ежемесячный доход – 300 юаней, или около 1000 рублей. Но люди работают, ни на кого не жалуются, радуются жизни, рожают и воспитывают детей. И нет такого расслоения, надменности богатых по отношению к бедным, они легко общаются между собой, сидят вместе в одной кафешке. Существует расслоение по уровню доходов, но от этого не возникает расслоения в социальном статусе. Рис – всему голова
- Насколько дружелюбно относилось к вам местное население? - Очень доброжелательные люди, во многом нам помогали. Мы не рассчитывали на такое долгое путешествие, и у нас под конец похода закончились юани. Рубли на юани поменять невозможно. И мы жили только благодаря помощи китайцев. Просто подходили и объясняли: «Во ма эдзян», то есть у нас нет денег. Люди были очень добродушно настроены, иногда даже оставляли на ночлег бесплатно. Но мы обычно отказывались, потому что ехали не для того, чтобы в домах ночевать, а в палаточке, по-туристически. Нам очень хотелось попасть в «Гиант панда резервэйшен», и нас пропустили туда бесплатно. - Что в повседневных привычках китайцев показалось вам необычным? - Наверное, их кухня. В Китае дома готовят редко. Везде стоят уличные кафе, где люди и питаются. Утром, когда идут на работу, кушают «баодзы» - что-то типа наших мант, днем – лапшу, а вечером – серьезный ужин, который включает много блюд вместе с рисом. Рис они едят все время, простой, сваренный на пару без соли и приправ. Китайцы используют его как хлеб. Даже рис по-китайски будет «фа», а кушать – «чи фа», то есть это однокоренные слова. На вторую неделю поездки у нас этот рис и китайская лапша стояли поперек горла. Мы засыпали в него сахар, покупали китайское порошковое молоко, которое просто так пить невозможно, заливали им рис и делали кашу. На нас все смотрели квадратными глазами. Для меня было серьезной проблемой то, что я вегетарианец. У китайцев любое блюдо делается с мясом, они без него не живут. Фраза «я вегетарианец» по-китайски звучит «во ши зо». Когда я ее произносил, они и вправду думали, что я - шизо. Тут же выковыривали из своей лапши мясо и возвращали мне, по-прежнему с бульоном и жиром. Я, конечно, отказывался. Китайцы не едят молочные продукты, к которым мы привыкли, а о крупах и кашах вообще никогда не слышали. Их нет ни в одном супермаркете, а я так соскучился по кашам. В результате за время поездки я скинул со своих худых 68 килограммов еще пять кило. Потому что есть вегетарианцу больше нечего. Спасали дешевые фрукты. Любые фрукты в южных провинциях – ананасы, какие-то особые абрикосы, любые виды мандаринов и апельсинов, бананы - стоят 7-8 рублей килограмм. Побег из китайской больницы Кстати, под конец поездки у меня случилось еще одно происшествие, связанное с едой и с атипичной пневмонией. Не знаю, чего хотят добиться китайские власти, но, по-моему, никакой атипичной пневмонии нет, просто нужно есть нормальную еду. Я один раз отравился чем-то, у меня поднялась температура, и меня «загребли» в китайскую больницу. До Ченгду – конечного пункта нашего путешествия по китайской территории - оставалось каких-то 60 километров. Я решил: «Хватит. Надо поймать попутный грузовичок, уехать в город и там отоспаться». Грузовичок мы поймали, но он отвез меня в аптеку, где меня бесплатно накормили таблетками. Хотели деньги содрать, но у нас их просто не было. Я объяснил знаками, что у меня начал болеть живот и поднялась температура. Это показалось работникам аптеки похожим на симптомы атипичной пневмонии, и меня тут же «загребли» в китайскую больницу. Причем пообещали оставить там на две недели, чтобы изучить болезнь. Я сразу «выздоровел», сказал им русскими словами, в основном все-таки приличными, что я думаю об их затее. Но они меня все равно не отпускают, жестко вцепились, мой велосипед поставили к стенке, рюкзак унесли в больницу. Сбежалось 12 человек персонала, начали меня успокаивать. Что мне оставалось делать? Разве что махать руками, будто крыльями, показывать, что завтра у меня самолет улетает. Но боюсь, тогда меня отправили бы уже в другую больницу.
Смотрю, неподалеку стоят несколько полицейских. Подбежал к ним, говорю: «Мне нужен англоговорящий человек, или я сейчас разнесу вашу больницу рулем от велосипеда». Полицейские нашли англоговорящую девчонку, что было непросто, потому что мало кто знает английский. Я ей объяснил, что у меня все нормально, просто я не ем мясо, а сейчас где-то наелся мяса, и мне стало плохо, но сейчас уже намного лучше, и меня надо посадить в автобус. Полицейские поймали мне автобус и бесплатно довезли до города. Так мне удалось отбиться от принудительного лечения. Дорожные приключения - Вы постоянно передвигались своим ходом по дорогам, ночевали почти под открытым небом, точнее в палатках. Какие-то опасные ситуации в поездке были? - Один раз мы ехали по дороге и увидели мандариновую плантацию. Я остановился, сорвал мандарин, сделал макросъемочку на видеокамеру, чтобы показать, как они растут в диком виде. Народ вокруг нормально реагирует. Нас до этого угощали мандаринами несколько раз просто так, бесплатно. Они стоят-то два юаня за килограмм. И тут выбегает один китайский паренек, хватается за багажник моего велосипеда и что-то мычит по-своему. Чего ему надо? «Да забирай свой мандарин», - говорю и протягиваю ему фрукт. Он все равно не отцепляется. Тут подъезжают пацаны, достают видеокамеру и начинают снимать эту сцену. В итоге это оказался кто-то типа местного рэкетира. Место было туристическое, вот он с туристов и пытался «трясти» деньги. Тут уже толпа народа стала собираться. И в этот момент паренек на земле пишет ногой, что мы должны заплатить ему 50 юаней за «испорченный» урожай. Мы ему объяснили по-русски, что 50 юаней он с нас не получит, зато может получить кое-что другое, менее приятное, если не отвяжется. Он нас понял и отпустил багажник. Еще был случай в Гуйане, на вокзале. В «Лонели Плонет» - популярном путеводителе по разным странам – написано, что Гуйан очень криминальный город, особенно вокзал. Мы в этом убедились на собственном опыте. Я начал снимать кофту через голову и положил рюкзак с насосом и велокамерами на пол. Снял кофту – рюкзака уже нет. А вокруг толпа народа идет, как в муравейнике. Смотрю, неподалеку стоит работник китайской железной дороги. Я его «хватаю за жабры» и говорю: «Парень, ты же все здесь видел и все знаешь. И видел, кто это сделал. В рюкзаке ничего нет, он никому не нужен. Смотри, чтобы рюкзак был на этом же месте». Потом мы сдали багаж в камеру хранения, уже ехать собрались, смотрим, наш рюкзак лежит под лавочкой в целости и сохранности. -Очень интересное путешествие. Но не проще ли было, в чисто физическом плане, знакомиться со страной, разглядывая ее из окна туристического автобуса? -Как раз наоборот, путешествуя на велосипеде, в тысячу раз лучше узнаешь страну. Успеваешь все хорошо разглядеть, можешь в любой момент остановиться, осмотреться, и к тому же есть личный контакт с местными жителями. Когда едешь на машине или мотоцикле, не замечаешь маленьких нюансов. А экскурсовод расскажет только положительные стороны, он никогда не покажет, как живет настоящий крестьянин, как он трудится, и как ему приходится тяжело. Не покажет ту изнанку жизни, которая, на самом деле, гораздо интересней. Мне интересен именно такой вид путешествий, когда я сам, без чужих мнений, вижу и анализирую, как живут люди. По-моему, это лучший способ узнать мир. Стас Сидоркин Все фото с сайта «Русский Алтай» (www.altayrussia.com)
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.
11.07.2015 11:56/
перейти к комментариям
|