Записки путешественникаВелотуризм
На велосипеде в Поднебесную
Первопроходцы
- Наша затея заключалась в том, чтобы показать другим, как можно активно провести свой отпуск. Не сидеть у телевизора, пить пиво или пропалывать грядки, а отправиться в путешествие ради своего здоровья и познания мира. И все это не за такие уж большие деньги – 20 тысяч на человека вместе с билетами на самолет, визой и едой. Сами-то мы бы не потянули – помогли спонсоры. Дата 60-летия Победы сама по себе обязывала посвятить наш поход победе в Великой Отечественной войне. 9 мая мы планировали участвовать в параде в Барнауле, договорились с администрацией города. Но границу закрыли на время праздников, а они продолжались в Китае с 1 по 10 мая. - Тяжело ездить по китайским дорогам? - Всякое бывало. В принципе, дороги там очень качественные, но временами у нас получалась путаница с картами, которые мы покупали в Китае. Все дороги горные, но по карте этого не поймешь. Топография в китайских картах вообще отсутствует, очень редко указываются перевалы, а высоты и того реже. Весь день дорога набирает высоту, а следующий день все время идет вниз. Когда ехали в гору, то в среднем в сутки проходили всего 130 километров за 9,5 часов. На спусках, конечно, гораздо быстрей.
Иногда мы прорывались через колючую проволоку и двигались по автобанам, пока нас не снимали оттуда добрые китайские дэпээсники. Иногда ехали по трассам федерального значения. Покрытие у них замечательное, правда, такая дорога может легко прерваться и превратиться в непролазную грязь по колено, где на протяжении 40 километров идут строительные работы. Через такие участки прорывались по полдня. Причем на карте это никак не указано. Просто работы начались месяц назад и кончатся через месяц. Китайцы вообще строят очень быстро. «Уплотнённая страна»
- Самое яркое впечатление - посещение «Гиант панда резервэйшен». Это что-то типа заповедника, но специально «заточенного» под туристов. Кстати, единственное место в мире, где панды живут в условиях, приближенных к естественным, и на них можно посмотреть с любой точки. Это удивительное животное, которое нужно видеть своими глазами, как оно себя ведет и какое оно красивое. И еще меня поразила невероятная плотность населения. Для русского человека это непривычно. Заезжаем на перевал выше трех тысяч метров, там сидит парочка влюбленных, собирает цветочки, тут же вызывают по мобильнику такси и уезжают в город. Это обычная картина. На всем протяжении пути мы не нашли ни одного места, где не было бы покрытия сотовой связи. Все сделано очень цивилизованно, диких туристов практически нет, как и диких мест.
Лишь заехав в Восточный Тибет, на массив Холигол, мы, наконец, порадовались, что попали в необжитую, не тронутую человеком местность. Так нам показалось в первый момент. Едем по дороге и вдруг попадаем в наше приэльбрусье: куча отелей со звездами, туристы, фуникулеры, автобусы, подъезжающие к самому краю ледника. Словом, хотя места и красивые, но так густо заселены, что чувствуешь себя неуютно, палатку даже поставить негде. Мы палатки постоянно ставили на грядке или на крыше. У них плоские крыши, вот на них и просили нас пустить.
Пшеница в Китае растет на маленьких террасах, выдолбленных в скалах, выкопанных неимоверными усилиями высоко в горах. Для русского человека это просто дико. Думаешь: «Бедные китайцы, как они работают и как борются за каждый сантиметр своей земли». Когда мы на обратном пути заехали в Казахстан, то различия бросились в глаза. Там простирались огромные степи невозделанной земли, бродили большие упитанные коровы, в отличие от китайских худых и дохлых, здоровые сильные кони, в отличие от китайских маленьких пони. В Китае совсем другая жизнь, другое отношение к природе. Природу они используют по полной программе, как не следовало бы. Боюсь, что скоро они ее угробят. Экология просто ужасная.
Все ресурсы высосаны из земли, и скоро Китай начнет превращаться в огромную свалку. Все распахано, нет ни одного свободного клочка земли. Горы прорезают автобаны, везде сплошные тоннели и железные дороги, которые, казалось бы, построить невозможно, но они строятся, причем в таких невообразимых местах, где нам и не снилось. Даже по руслам горных рек порой идут автобаны. Опоры стоят прямо в воде. Это гораздо выгодней, чем взрывать скалы. Стройка идет огромная, везде.
- С первого взгляда кажется, что уровень жизни довольно высокий, особенно в городах. В крупных городах нормальное явление – разъезжающие по улицам джипы «Порши» или свадебные машины «Роллс-ройсы» за полмиллиона долларов, украшенные живыми цветами. Но с другой стороны, в деревнях уровень жизни, по-моему, очень низкий. Средний ежемесячный доход – 300 юаней, или около 1000 рублей. Но люди работают, ни на кого не жалуются, радуются жизни, рожают и воспитывают детей. И нет такого расслоения, надменности богатых по отношению к бедным, они легко общаются между собой, сидят вместе в одной кафешке. Существует расслоение по уровню доходов, но от этого не возникает расслоения в социальном статусе. Рис – всему голова
- Насколько дружелюбно относилось к вам местное население? - Очень доброжелательные люди, во многом нам помогали. Мы не рассчитывали на такое долгое путешествие, и у нас под конец похода закончились юани. Рубли на юани поменять невозможно. И мы жили только благодаря помощи китайцев. Просто подходили и объясняли: «Во ма эдзян», то есть у нас нет денег. Люди были очень добродушно настроены, иногда даже оставляли на ночлег бесплатно. Но мы обычно отказывались, потому что ехали не для того, чтобы в домах ночевать, а в палаточке, по-туристически. Нам очень хотелось попасть в «Гиант панда резервэйшен», и нас пропустили туда бесплатно. - Что в повседневных привычках китайцев показалось вам необычным?
Для меня было серьезной проблемой то, что я вегетарианец. У китайцев любое блюдо делается с мясом, они без него не живут. Фраза «я вегетарианец» по-китайски звучит «во ши зо». Когда я ее произносил, они и вправду думали, что я - шизо. Тут же выковыривали из своей лапши мясо и возвращали мне, по-прежнему с бульоном и жиром. Я, конечно, отказывался. Китайцы не едят молочные продукты, к которым мы привыкли, а о крупах и кашах вообще никогда не слышали. Их нет ни в одном супермаркете, а я так соскучился по кашам. В результате за время поездки я скинул со своих худых 68 килограммов еще пять кило. Потому что есть вегетарианцу больше нечего. Спасали дешевые фрукты. Любые фрукты в южных провинциях – ананасы, какие-то особые абрикосы, любые виды мандаринов и апельсинов, бананы - стоят 7-8 рублей килограмм. Побег из китайской больницы
Смотрю, неподалеку стоят несколько полицейских. Подбежал к ним, говорю: «Мне нужен англоговорящий человек, или я сейчас разнесу вашу больницу рулем от велосипеда». Полицейские нашли англоговорящую девчонку, что было непросто, потому что мало кто знает английский. Я ей объяснил, что у меня все нормально, просто я не ем мясо, а сейчас где-то наелся мяса, и мне стало плохо, но сейчас уже намного лучше, и меня надо посадить в автобус. Полицейские поймали мне автобус и бесплатно довезли до города. Так мне удалось отбиться от принудительного лечения. Дорожные приключения - Вы постоянно передвигались своим ходом по дорогам, ночевали почти под открытым небом, точнее в палатках. Какие-то опасные ситуации в поездке были?
-Очень интересное путешествие. Но не проще ли было, в чисто физическом плане, знакомиться со страной, разглядывая ее из окна туристического автобуса?
Стас Сидоркин Все фото с сайта «Русский Алтай» (www.altayrussia.com)
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором. |
Комментариев пока нет