Записки путешественникаВелотуризм От Москвы до Барнаула на педальном ходу
В мае завершился грандиозный велопробег Москва-Барнаул, посвященный празднику Победы. Изначально идея принадлежала Союзу ветеранов Афганистана. Но помимо представителя этой организации Геннадия Шабатько в пробеге участвовал еще один велотурист Владимир Лысенко, который отправился из столицы совсем по другому, северному, маршруту. Выехав из Москвы 13 апреля, он преодолел расстояние в 3450 километров и поздним вечером 8 мая прибыл в Барнаул. На следующее утро Владимир проехался со знаменем в руках во время парада на площади Советов. Шутки дальнобойщиков
- Почему ты выбрал, прямо скажем, не самый простой маршрут, где прохладно и дорог хороших поменьше? - Все получилось само собой. Перед поездкой я советовался с друзьями, которые бывали в тех краях, карты изучал. И вот один парень рассказал, как он ездил в Москву к другу на свадьбу и ехал не югом, а севером. Потому что машина у него была хорошая и не хотелось встречаться с бандитами. Мне ребята посоветовали тоже идти севером. Бандитов там вообще быть не должно, да и машин поменьше - гарью дышать не придется, и с дороги не спихнут. А то по федеральным дорогам, от Москвы до Ярославля, не езда, а сплошная жуть. Дальнобойщики на своих грузовиках просто скидывали с трассы. Легковушки-то они объезжают, а меня, как поравняются, начинают корпусом сбивать на обочину, хотя я и так по самой бровке еду. Приходилось на землю съезжать, пережидать. А один раз еду по широкой дороге, догоняют меня две фуры, причем идут капот в капот. Когда со мной поравнялись, как они дунули в свои гудки, у меня со страху душа в пятки ушла. Не знаю, толи шутки у дальнобойщиков такие, но мне было совсем не смешно. - Со стороны большой велопробег кажется трудным только в физическом плане. Каждому понятно, что крутить педали весь день непросто. Но ведь на самом деле велотуристу приходится решать еще и множество мелких бытовых вопросов, с едой, жильем, деньгами… - Если б не спонсорская помощь, то не было бы никакого пробега. Туристическое оборудование в основном подарили фирмы, городской спорткомитет помог билеты на самолет до Москвы приобрести со скидкой и выдал мне официальную бумагу с печатью, что я являюсь участником велопробега Москва-Барнаул, который проходит с 12 апреля по 9 мая. Просим оказывать посильную помощь. Когда милиция останавливала, я сначала показывал эту бумагу, потом только доставал паспорт. Но они в основном интересовались не документами, а велосипедом. Красивый, посмотреть хочется. В пути не жировал, ночевал в основном в поле, в стогу сена, и только когда надо было постирать одежду, помыться, искал гостиницу. По продуктам я рассчитывал на свои финансы. Старался сильно не транжирить, не брать лишнего. А хотелось. В Москве да и в других крупных городах, где я заправлялся продуктами в супермаркетах, было много сортов пива, всю дорогу подмывало желание его попробовать. Но я стоически от себя отгонял эту мысль. Потому что выпьешь пива – расслабишься, а в дороге нужна собранность. Средь бескрайних полей
- Наверное, насмотрелся в пути на красоты природы? - Я ехал по северному маршруту: Москва, Ярославль, Кострома, Киров, Пермь, Свердловск, Тюмень, Омск, Новосибирск, Барнаул. Федеральных дорог там мало. Федеральная дорога идет только до Ярославля, немного до Кирова и с Перми до Свердловска. Пейзаж однообразный, по пути следования деревень очень мало и они полуразрушены. У меня-то была задумка остановиться, поснимать камерой красивые места. А там никуда в сторону с дороги не свернешь. Километров 15-20 тянутся сплошные лужи, слева вода и справа вода с деревьев стекает. В полях грязь непролазная, в землю проваливаешься сантиметров на 5-6. Один раз попробовал проехаться по полю, спуститься к реке, намотал кучу грязи на колеса, перематерился и больше с трассы не сходил. - Видимо, в северных районах в апреле еще прохладно? - Подвела меня погода. От Москвы до Ярославля было довольно тепло, конечно, со снегом, дождем, но снег сразу таял, и ночью вода не замерзала. А вот ближе к Перми стало попрохладней. От Перми отъехал буквально километров 70-80, и тут пошел плотный, хороший снежок, ближе к Свердловску он был уже по колено, температура минус 10, одним словом, натуральная зима. Конечно, ночевать при такой погоде на улице я не уже не рисковал, заезжал к людям, просился на ночлег. - И кто-то пускал в дом совершенно незнакомого человека? - Нет, хоть и предлагал деньги, пускали меня далеко не везде, чаще посылали подальше. Единственно, в Свердловске мне удалось две ночи переночевать. Ходил по избам, предлагал 150-200 рублей за постой – бесполезно. Я уж было руки опустил. Потом постучался в дом к пожилым супругам. Они меня тоже долго пускать на ночлег не хотели, потом поговорили, я объяснил, куда еду, паспорт им через окно показал. Видимо, мой внешний вид внушил им доверие. - А вообще люди с пониманием относятся, что человек отправился на велосипеде в такое далекое путешествие? - Обычно удивлялись, когда узнавали, что я решил проделать такой путь от Москвы до Барнаула на двух колесах. Я ехал в снаряжении, с огромным рюкзаком, словом, сразу видно, что не простой велосипедист. Когда останавливался в кафе, в гостиницах, часто подходили, спрашивали, куда еду. «Да вот, - говорю, - делаю велопробег из Москвы в Алтайский край». Они сразу: «О, Алтайский край, это не там ли, где Евдокимов губернатором стал?». – «Да, там». - «О, брат, да тебя веселая жизнь ждет». Положительно действовало на людей, что нашим губернатором стал Евдокимов. Адреналина прибавилось
- Ехал на время или ради удовольствия? - Ехал, как получится, но перед отъездом взял атлас, раскидал километраж между городами. Получилось, что километров 150 в день мне надо делать, чтобы уложиться в 26 дней. С трудом далась мне эта дорога. - В твоей практике это первая такая дальняя поездка? - Первая и, наверное, последняя. Во-первых, жена сказала: «Я тебя больше отпускать не буду». Во-вторых, надо семью содержать, деньги зарабатывать. А в-третьих, один я больше не поеду, зарекся на десять раз от этого во время поездки. Морально это очень тяжело - проделать такой дальний путь в одиночку. Поговорить не с кем, все время молчишь. К тому же ночевал один в полях, в стогах сена, под открытым небом. Страшновато. Были моменты, когда хотелось все бросить и вернуться домой, самолетом, поездом, лишь бы быстрее. Первый раз такое желание возникло перед Ярославлем. Моросил дождь, я весь промок до нитки. Когда добрался до гостиницы в Ярославле, думал: «Ну все, завтра утром обратно в Москву, на поезд и в Барнаул». Наутро проснулся: погода нормальная, сам высох. Решил продолжить путь на велосипеде. - Были в пути откровенно опасные моменты? - Как-то раз заехал в одно село пополнить запасы продуктов. Выхожу из магазина, а там стоит компания подвыпивших ребят. Пять-шесть деревенских плечистых парней. Не знаю, насколько они опасные, но меня начали с нездоровым гонором расспрашивать, откуда еду и зачем. Я сильно выпендриваться не стал, спокойно объяснил, что турист, еду из Москвы в Алтайский край. «А это где?». Я в ответ пустил в ход проверенный прием: «Там, где Евдокимов губернатор». – «Да ты что? Расскажи подробней». Ну, ребята с юмором оказались, поговорили о крае, о моей поездке, посмеялись вместе и разошлись. А в другой раз ночью спал в стогу сена, до дороги метров 200, и до леса метров 100. Устроился на ночлег, начал дремать. Вокруг птички поют, и вдруг в один момент наступила тишина. Значит, по лесу кто-то идет - или человек, или крупный зверь. Я привстал, смотрю на лес. И тут слева направо по ветвям шум пронесся, ломится кто-то напролом. Я перепугался: «А вдруг волк или медведь!». Потом подумал, волк до веток не достанет, медведь с такой скоростью двигаться не может. Олень или лось, наверное. Немного успокоился. А в остальном все было нормально, если не считать дальнобойщиков, которые норовили с дороги скинуть. Дальнобойщик, стало быть
- Что больше всего понравилось в поездке? - Общение с людьми. Заходишь в кафе, пока повара жарят, парят, начинаешь с другими посетителями общаться. В одном кафе подходит парнишка нерусский: «Слущай, дарагой, твой виласипед?» - «Мой». Разговорились с ним. Он рассказал, что у него тоже есть велик. Я ему кое-что посоветовал. Он пошел барменшам про меня рассказал. В другом придорожном кафе с дальнобойщиками общался. Они как узнали, что я из Москвы еду, говорят: «О, да ты, парень, тоже дальнобойщик». Прикололись надо мной, говорят: «Сделай себе сзади номерную табличку, напиши Барнаул 22 rus, чтобы все видели, из какого ты региона». В Новосибирской области встретился с мужчиной-геологом. Он много путешествовал по Хакассии, Кемеровской области, Красноярскому краю, про Саяны мне все рассказывал, советовал съездить туда, покататься. Охота теперь последовать его совету. Сидя в городе, никогда не встретил бы столько интересных людей. Стас Сидоркин
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором
08.01.2017 08:05/
перейти к комментариям
|