Площадь Баварина

Фотопортрет старого Барнаула

 

Площадь Баварина

 

Площадь Баварина – это та точка в городе, где пересекаются старина и современность, где сходятся разные эпохи. В ее окрестностях еще сохранились старинные здания постройки XIX – начала XX века, а рядом по набережной Оби вовсю растут высотки и современные торговые центры. Такой вот получился мостик между древним и современным городом.

И хотя на самой площади и вблизи нее преобладают современные дома, а не старинные, мы все же решили включить и ее в нашу виртуальную прогулку по исторической части Барнаула. Потому что географически площадь Баварина принадлежит старому городу, а исторически связана с самыми ранними временами Барнаула. Достаточно вспомнить, что буквально в нескольких десятках метров отсюда (на месте нынешнего Старого базара) в 1735 году было основано первое поселение русских на территории Барнаула – деревня Усть-Барнаульская. В более поздние времена, уже после основания Акинфием Демидовым знаменитого медеплавильного завода, положившего начало городу, на месте бывшей деревни бойко шла торговля на первом городском рынке. А через нынешнюю площадь Баварина, по всей вероятности, проезжали подводы купцов, спешащих к базару с обских пристаней.

В купеческую эпоху, в XIX – начале XX века, приречную часть города плотно застроили торговыми и жилыми домами. Собственно, площадь Баварина и сегодня находится посреди еще уцелевшей до наших дней купеческой застройки и рассекает ее на две части. Старинные кварталы подступают к ней с обеих сторон Ленинского (Московского) проспекта. 

Площадь Баварина. Вид из Нагорного парка. История Барнаула

На фото: Вид на площадь Баварина со смотровой площадки Нагорного парка.

В сущности площадь Баварина довольно молодая. Она и до этого была важной транспортной развязкой, но как уголок города со своим неповторимым лицом, особой атмосферой и хорошо благоустроенной территорией сформировалась буквально в последние два-три десятка лет, после строительства Речного вокзала, Нового моста через Обь и кольцевой дорожной развязки. Свое имя получила в 2004 году в честь трагически погибшего в автокатастрофе мэра города Владимира Баварина. После этого и завершилось ее оформление в полноценную площадь. Впрочем, сказать завершилось не совсем правильно, потому что на ней и сегодня постоянно появляется что-то новое.

На площади Баварина. Переплетение проводов. История Барнаула

На площади.

Шоссе на площади Баварина. История Барнаула

Площадь Баварина – шоссейный вариант.

Зеленая зона на площади Баварина. История Барнаула

Зеленая зона. 

Речной вокзал

Речной вокзал. Вид с Оби. Площадь Баварина. История Барнаула

Речной вокзал – то здание, вокруг которого собственно и началось формирование площади Баварина. Перевозка грузов по Оби в Барнауле имеет давнюю историю. Уже в ранние годы существования Демидовского медеплавильного завода, в первой половине XVIII века, выплавленный в Барнауле металл отправлялся на Урал. Сообщение шло по Иртышу и Оби, металл возили на судах – коломенках.

Вторую жизнь речное сообщение получило в середине XIX века, когда по Оби началось движение пароходов. Из Барнаула по реке отправляли на продажу зерно и другие сельскохозяйственные продукты. Пик дореволюционных речных перевозок пришелся на 1900-е – начало 1910-х годов, когда грузооборот барнаульской пристани в отдельные годы доходил до 7-9 млн. пудов. Между Барнаулом и другими сибирскими городами курсировали суда барнаульских, томских и тюменских компаний. В 1915 году часть грузов оттянула на себя построенная до Барнаула железная дорога.

В течение XX века по реке продолжались пассажирские и грузовые перевозки, когда-то более – когда-то менее интенсивные. Однако до 1985 года речной вокзал находился в другом месте – у пересечения улиц Промышленной и Пушкина, в протоке (ныне обмелевшей), называемой в народе Ковшом. Там и сейчас можно увидеть полуразрушенную и обросшую со всех сторон сорнячными кленами лестницу, спускающуюся к воде, где когда-то находились причалы.

Речной вокзал. Вид с площади Баварина. История Барнаула

Новое, более современное здание Речного вокзала (сейчас это пл. Баварина, 8) достроили в 1985 году. С тех пор старый вокзал окончательно утратил свое значение, а площадь Баварина (в то время еще так не называвшаяся) напротив приобрела статус речных ворот города. Со временем она «обросла» новыми газонами, деревцами, кафе, современными дорогами. 

Мозаичное панно "Труд и природа Алтая" в здании Речного вокзала. Площадь Баварина. История Барнаула

Фото из архива газеты "Вечерний Барнаул"

Одной из достопримечательностей Речного вокзала считается мозаичное панно из полудрагоценных камней «Труд и природа Алтая», украшающее стену в его холле. Оно выполнено в очень сложной технике флорентийской мозаики, когда при составлении цельной картины из отдельных элементов используется естественный природный рисунок камня. Над мозаикой работали несколько мастеров под руководством главного художника Барнаула Георгия Алексеева. Согласно первоначальной задумке автора, юноша, изображенный на панно, должен был олицетворять собой алтайские земли, а девушка - Обь. Кстати, при появлении барнаульской мозаики на свет в 1984 году она стала самой большой в СССР. Ее площадь составляет 46 кв.м. При создании панно использовали камни, подготовленные на Колыванском камнерезном заводе.

Сейчас в здании Речного вокзала располагается несколько фирм, и в частности помещение с мозаикой некоторое время арендовал автосалон, потом туда переехал клуб боевых искусств «Лидер». А в последнее время все активнее идут разговоры о возможном сносе вокзала и строительстве на его месте жилой высотки. В связи с этим общественность Барнаула высказывает озабоченность дальнейшей судьбой панно. Однако, как уверяют в краевом управлении по культуре и архивному делу, если снос все же состоится, то панно в любом случае сохранят. Хотя и не целиком. Его разрежут на несколько частей. Центральную передадут Художественному музею Алтайского края и выставят в здании на площади Октября, когда завершится его строительство. Остальные части отвезут в Колывань.

Набережная Оби

Набережная Оби. Площадь Баварина. История Барнаула

На фото: Старый участок прогулочной зоны вдоль берега Оби, которую тоже обновили, подтянув под стандарты полноценной набережной.

До недавнего времени для барнаульцев собственная набережная была лишь мечтой. Так уж исторически сложилось, что, имея под боком большую реку, Барнаул в ходе своего развития постепенно удалялся от нее, застраивая все более дальние от Оби районы. Хотя, барнаульцы всегда любили гулять в теплые летние дни вдоль обского берега в районе Речного вокзала, сидеть в кафешках у реки, как таковой большой обустроенной набережной в городе все же не было. Периодически идея ее строительства всплывала на протяжении XX века, но каждый раз ее реализация откладывалась на неопределенный срок.

Новая набережная Оби 1. Площадь Баварина. История Барнаула

На фото: Новая набережная Оби, открывшаяся в 2018 году.

Но с тех пор, как в исторической части города запустили создание туристического кластера "Барнаул - горнозаводской город", ситуация изменилась. В 2015 году началось строительство полукилометровой набережной, уходящей от речного вокзала в сторону горы, на которой расположился Нагорный парк. Для начала строители выполнили берегоукрепление, выстроили двухъярусную террасу. И вот к февралю 2018 года большая часть работ осталась позади. Террасы вымостили плиткой, провели освещение, установили ограждения, обустроили амфитеатр.

Новая набережная Оби 2. Площадь Баварина. История Барнаула

Затем террасирование провели и на самом склоне горы и построили лестницу, ведущую из Нагорного парка на набережную. Когда это случилось, Набережная и Нагорный парк превратились в единую прогулочную зону, у которой есть все шансы стать одним из самых популярных маршрутов туркластера.

Новый мост через Обь

Новый мост через Обь. Площадь Баварина. История Барнаула

А вот Новый мост через Обь в этих местах уже не новичок. Как-никак разменял второй десяток.

Необходимость строительства нового моста через Обь стала понятна еще в начале 1970-х годов, поскольку старый мост нуждался в капремонте и уже с трудом справлялся с потоком машин. «Выбивали» его у московских властей долго. Решение о строительстве, наконец, приняли в 1985 году во время визита в Барнаул первого заместителя председателя совета министров СССР Гейдара Алиева, баллотировавшегося в верховный совет от барнаульского центрального избирательного округа. Стройка шла медленно из-за перебоев с финансированием, а в начале 1990-х была заморожена. Разморозил ее прибывший с визитом в Барнаул в 1992 году президент России Борис Ельцин, который прямо на берегу реки подписал распоряжение о финансировании строительства. Мост открылся в 1997 году. Его длина составляет 943 метра. Сегодня он не только выполняет свое предназначение, связывая Барнаул с правым берегом Оби, но и просто служит украшением города.

Памятный знак в честь В.Н. Баварина

Памятный знак в честь В.Н. Баварина. Площадь Баварина. История Барнаула

Памятный знак в честь мэра Барнаула Владимира Баварина установили вскоре после его трагической гибели в автокатастрофе в 2003 году.  

Часовня святого равноапостольного князя Владимира

Часовня святого равноапостольного князя Владимира. Площадь Баварина. История Барнаула

Часовня Святого равноапостольного князя Владимира была освящена в 2004 году. Архитектор А.Ф. Деринг разработал ее проект еще в 1995 году по заказу частного предпринимателя. В то время ее рабочее название было «Часовня Рождества Христова». С одобрения мэра города Владимира Баварина под нее заложили фундамент в районе Речного вокзала, но строительство несколько раз откладывалось. После гибели Владимира Николаевича в 2003 году в автокатастрофе о проекте вспомнили и ускорили начало строительства. Часовню, выполненную в стилистике древнерусской архитектуры, характерной для старых храмов Москвы и русского Севера, посвятили памяти погибшего градоначальника. Отсюда и выбор нового названия в честь тёзки барнаульского мэра - киевского князя Владимира, крестителя Руси.

ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ

 

В общем-то, площадь Баварина сама по себе не очень велика. Это площадка от Речного вокзала до часовни Святого Владимира. Но поскольку она составляет единое целое с окружающим пространством, то посмотрим на этот уголок города немного шире.

Знаменская церковь

Знаменская церковь. Площадь Баварина. История Барнаула

Плотность религиозных сооружений на площади и в ее окрестностях просто невероятная. На относительно небольшом пространстве разместились два храма и одна часовня.

Знаменская церковь (ул. Большая Олонская, 24) – не только самый древний «житель» вблизи пл. Баварина, но и один из старейших храмов Барнаула. Ее построили на народные пожертвования в 1853-1858 годах взамен обветшавшей деревянной церкви святых Захария и Елисаветы. Величественный восьмиглавый храм, с красивым белым декором поверх красных кирпичных стен, с трехъярусной колокольней и 12 колоколами стал настоящим украшением тогдашней Сенной площади. После октябрьского переворота 1917 года церковь подвергалась многочисленным притеснениям со стороны новой власти, начиная от изъятия церковных ценностей и заканчивая расстрелом в 1937 году Барнаульского епископа Иакова Маскаева, служившего в Знаменской церкви, которая была некоторое время кафедральным собором барнаульских епископов. В 1939 году храм окончательно закрыли, снесли купол и колокольню, а здание отдали под архив НКВД, позже - Государственный архив Алтайского края. 

Знаменский храм. Вид из Нагорного парка. Площадь Баварина. История Барнаула

В 1992 году храм вернули православной церкви, службы возобновились, началось восстановление здания в прежнем виде.

Сквер у площади Баварина

Сквер у площади Баварина. История Барнаула

Площадь Баварина и сегодня продолжает развиваться, в том числе и в плане благоустройства. В 2014 году барнаульские озеленители создали рядом со Знаменской церковью сквер с интересным ландшафтным дизайном. Они не стали бороться с природой, завозить тонны земли в попытках выровнять местные горки, а просто встроили все лужайки и цветники в уже имеющийся рельеф местности, добавили скамейки. Получилась законченная зона отдыха. В каком-то смысле, это новое слово в благоустройстве Барнаула.

Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию

Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию 1. Памятники Барнаула

В 2019 году в сквере установили памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию - византийским братьям-просветителям, почитаемым во многих странах за создание первой славянской азбуки. Автором памятника выступил скульптор Сергей Исаков, проект постамента разработали Михаил Соломатин и Иван Соловьёв.

Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию 2. Памятники Барнаула

Торжественное открытие состоялось 24 мая, в День славянской письменности и культуры. Православные верующие прошли крестным ходом от Никольского храма до площади Баварина. Там епископ Барнаульский и Алтайский Сергий совершил богослужение и освятил монумент.

Аллея Статистики

Аллея Статистики. Площадь Баварина. История Барнаула

Вдоль церковной ограды по ул. Мамонтова растянулась молодая яблонево-рябиновая аллея, разбитая в том же 2014 году к 95-летию образования алтайской статистики. В посадке, проходившей в рамках акции "Посади дерево", участвовали работники Алтайкрайстата, члены их семей и ветераны службы. 

Памятный камень в аллее Статистики. Площадь Баварина. История Барнаула

 Музей истории дорог Алтая

Музей истории дорог Алтая. Старинный дом. Площадь Баварина. История Барнаула

Фото Германа Сидоркина

Еще один старинный житель площади – дом на пл. Баварина, 17, построенный в начале XX века. Так же он известен как Дом Черкасова. Это последний уцелевший старожил ныне несуществующей улицы С.И. Гуляева.

В XIX веке на этом самом месте находилась улица Ивановский лог, получившая свою название в честь храма Иоанна Предтечи. Храм располагался на горе, на территории Нагорного кладбища, и от него в долину Барнаулки спускался глубокий овраг, вдоль которого выросла улица. Так и родилось ее название.

Единственный полукаменный дом в Ивановском логу принадлежал одному из родственников известного в Барнауле человека, городского головы Александра Александровича Черкасова, управлявшего Барнаулом с 1886 по 1890 год. После революции особняк национализировали. Долгое время в нем располагался психоневрологический диспансер. В 1960-е годы во время очередной антирелигиозной кампании власти решили избавиться от религиозного названия улицы и дали ей имя известного алтайского историка, этнографа, естествоиспытателя XIX века Степана Ивановича Гуляева.

В конце 1980-х годов началось строительство Нового моста через Обь и сопутствующей ему дорожной развязки. При прокладке дорог всю улицу Гуляева снесли, остался только бывший дом Черкасова, который взяла под свое покровительство организация, проводившая стройку, "Алтайавтодор". Надо отдать должное новым хозяевам, которые бережно подошли к реставрации старинного особняка, тщательно восстановив все оконные наличники и резной карниз.

Музей истории дорог Алтая с пристроенным ангаром. Площадь Баварина. История Барнаула

Сейчас в старинном доме располагается Музей истории дорог Алтая, созданный «Алтайавтодором» в 2000 году. В музее собраны макеты, карты, автомобили, колесившие в разные годы по Алтайским трассам, а также всевозможная дорожная техника. Машины, конечно, находятся не в старинном особняке, а в пристроенном современном стеклянном ангаре. 

Река Барнаулка

Река Барнаулка. Площадь Баварина. История Барнаула

«Пограничная» река Барнаулка отделяет площадь Баварина и современный Барнаул от старого города, спрятавшегося за стеной прибрежных деревьев.

На снимке: Барнаулка во время большого наводнения в Алтайском крае в 2014 году. 

Мост через Барнаулку

Мост через Барнаулку. Площадь Баварина. История Барнаула

В 2015 году началась реконструкция моста через Барнаулку на пр. Ленина. Поскольку мост, по сути, выполняет роль ворот в старую часть города, то с началом создания туристического кластера "Барнаул - горнозаводской город" воротам необходимо было придать более презентабельный вид и привести в порядок обветшавшие конструкции.

В декабре 2017 года обновленный мост открыли для водителей и пешеходов. За два года ремонта его облик разительно изменился. Строители укрепили железобетонные конструкции, переложили водопроводные и тепловые сети, заменили асфальт, отремонтировали шоссе. И что самое приятное, на мосту создали удобную прогулочную зону для пешеходов, в том числе широкий бульвар по центру, вдоль которого установили ажурные литые фонари.

Новые перила моста через Барнаулку с миниатюрной копией Демидовского столпа. Площадь Баварина. История Барнаула

Благодаря новым элементам декора мост приобрел совершенно иное лицо - во всем его облике читается приверженность традициям истории и архитектуры старого Барнаула. Некое благородство и дух ожившей старины придают ему новые литые перила с участками, отделанными гранитом.

Гранитные шары на мосту через Барнаулку. Площадь Баварина. История Барнаула

Одной из главных изюминок моста стали установленные на перилах декоративные элементы - гранитные шары и миниатюрные копии Демидовского столпа, изготовленные на Колыванском камнерезном заводе, а также литые декоративные панно. 

Всего на гранитном ограждении укрепили четыре чугунных панно, отлитых на "Каменском металлозаводе". Каждое из них посвящено определенному периоду или важному событию в жизни Барнаула.

Чугунное панно на мосту через Барнаулку, посвященное горнозаводскому периоду барнаульской истории. Площадь Баварина. История Барнаула

Например, это панно (сверху) с горном плавильной печи в центре посвящено горнозаводскому периоду барнаульской истории, от момента основания промышленником Акинфием Демидовым медеплавильного завода (позже сереброплавильного), давшего начало городу, до его закрытия в 1893 году.

Чугунное панно на мосту через Барнаулку, посвященное периоду истории, когда Барнаул был поселком Сереброплавильного завода. Площадь Баварина. История Барнаула

Соседнее панно, изображающее 1-ю плавильную фабрику, лабораторию и канцелярию завода явно намекает на тот период (1730-1771 гг..), когда Барнаул был поселком сереброплавильного завода. В 1771 году он официально получил статус города. (Конечно, на самом деле строительство завода началось в 1739 году, и именно этот год надо считать началом существования города, но так уж случилось, что официально отсчет лет Барнаула ведется с 1730 года).

Чугунное панно в честь паровой машины И.И. Ползунова. Мост через Барнаулку. Площадь Баварина. История Барнаула

Третий барельеф напоминает о знаменательном событии в жизни Барнаула - строительстве талантливым изобретателем И. И. Ползуновым первой в России паровой машины в 1764-1766 годах. Изображение машины мы можем видеть в центре картины.

Чугунное панно в честь Народного дома (Филармонии). Мост через Барнаулку. Площадь Баварина. История Барнаула

Четвертый барельеф также отмечает важное событие барнаульской истории - строительство в 1898-1900 годах Народного дома, изображение которого находится в центре картины. С инициативой строительства выступил известный просветитель В. К. Штильке. Открытие народного дома дало огромный толчок развитию культурной жизни Барнаула. Здесь ставились театральные спектакли, проходили концерты, художественные выставки, работала библиотека. Сегодня этот дом известен нам как филармония.

Набережная Барнаулки. Площадь Баварина. История Барнаула

Параллельно начала формироваться набережная Барнаулки в районе обновленного моста. Строители соорудили одетые в гранит лестницы ведущие под мост, а часть будущей набережной отделали тротуарной плиткой и установили красивые литые ограждения.

Старообрядческий Храм иконы Казанской Божией Матери

Старообрядческий Храм иконы Казанской Божией Матери. Площадь Баварина. История Барнаула

За Барнаулкой притаился за густой листвой старообрядческий Храм иконы Казанской Божией Матери (ул. Чехова, 19). 

Храм на основе старинного купеческого дома. Площадь Баварина. История Барнаула

В 1997 году, с окончанием гонений на религию, барнаульской общине старообрядцев Поморской Древлеправославной церкви предоставили старинный торговый дом 1908 года постройки. Верующие перестроили его под храм, в том числе, возвели купол с крестом. Фигурная кирпичная кладка карниза и оконных наличников выдают купеческое происхождение дома.

Бизнес-центр «Парус»

Бизнес-центр «Парус». Площадь Баварина. История Барнаула

А это уже новая линия развития площади Баварина и набережной Оби. Авторы проекта застройки проповедуют идею создания нового делового центра Барнаула с выходом на Обь. Так что будущее этих мест - за современными высотками, в которых разместятся офисы, торговые заведения, рестораны, киноконцертные и развлекательные центры.

Бизнес-центр «Парус» (пл. Баварина, 2), пожалуй, самый оригинальный из уже построенных домов новой волны на обской набережной. А что, вполне логично выстроить здание в виде парусника на берегу реки. 

Высотки вдоль берега Оби. Площадь Баварина. История Барнаула

Рядом постоянно подрастают всё новые высотки. 


Фотографии для фотопортрета "Площади Баварина" сделаны Станиславом Сидоркиным (за исключением снимков, имеющих отдельную подпись)



Вернуться на страницу с картой старого Барнаула



Комментарии

Комментарий появляется на странице после просмотра модератором. 

 
 

Наши контакты. Со всеми вопросами и предложениями Вы можете обращаться по адресу staslandia15@gmail.com
18 + Некоторые страницы сайта могут содержать материалы для взрослой аудитории.
При использовании текстовых материалов, фотографий и рисунков желательно делать активную ссылку на наш сайт или указывать его адрес.
Правообладателям. Если Вы обнаружили на сайте изображение или текст, на которые Вы обладаете авторскими правами, и имеете что-то против их размещения на нашем ресурсе, пишите на адрес staslandia15@gmail.com. Там Вы сможете потребовать удаления материала или внести свои предложения об условиях его размещения.
Яндекс.Метрика