Записки путешественникаВелотуризм По Европе на двух колёсах
В последнее время все большую популярность среди россиян набирают велосипедные и автомобильные туры по дорогам Европы. Последователи этой манеры отдыха уверены, что именно таким способом легче всего разглядеть страну с близкого расстояния, познакомиться с жизнью людей. Мы попросили двух путешественников, исколесивших нынешней осенью на велосипеде Германию, Австрию, Швейцарию, Францию, Италию, Лихтенштейн – Ивана Крюкова и Ольгу Гринько – поделиться опытом велопутешествий по странам Европы. Почему велосипед
-У нас был вариант попробовать автобусный тур по путевке. Но в стандартном автобусном туре мы видим только то, что нам хотят показать. Автобус движется большей частью по автобану, с которого невозможно что-то разглядеть, учитывая, что он огорожен забором. А с велосипедной дорожки отличный обзор. В сельской местности она нередко вливается в третьестепенную автомобильную трассу и идет между деревнями. Машин там очень мало. Ехать по ней приятней, потому что виды гораздо красивее. Не случайно автопутешественники тоже ездят именно по таким дорогам, а не по автобанам.
Виза - В принципе, если человек хочет прокатиться по Европе на велосипеде, то можно найти за границей единомышленников-велосипедистов по Интернету. Они могут прислать приглашение. Это один из способов решить вопрос с визой. Мы получили приглашение от наших коллег-велосипедистов из Германии и представительства Русской православной церкви, которое находится в Дюссельдорфе. Есть такой человек - Алексей Потупин. Он возглавляет при церкви велоклуб имени знаменитого путешественника Глеба Травина. С Алексеем Потупиным мы работали по проекту «Велодорожки мира». Я с ним давно поддерживал связи по поводу развития велосипедизма в Сибири. О велодорожках
- Сразу скажем, путешествовать по Европе на велосипеде удобно и приятно, поскольку для этого созданы все условия. Все более или менее крупные города связывают не только автострады, но и специальные велодорожки. В городах на всех больших улицах есть пешеходная часть, велосипедная и автомобильная. Причем, пешеходная и велосипедная пользуются приоритетом. Я уверен, что автомобилей на душу населения там гораздо больше, чем у нас, да и улочки поуже, но пробок мы не видели. Просто все хорошо отрегулировано, и нет такого культа машин, как у нас. Люди считают нормальным пользоваться альтернативным двухколесным транспортом.Выехав из Дюссельдорфа, мы двинулись вдоль Рейна на юг. Вдоль реки с обеих сторон идет одна из самых лучших велодорожек Европы. Местные жители катаются там каждый свободный денек, много велотуристов. Дорожки полностью промаркированы, карты практически не требуются. Заблудиться невозможно. Вдоль шоссе тоже идут велодорожки местного значения. Так что можно на ходу корректировать маршрут, выбирать самый красивый или самый короткий путь по своему желанию.
Мы заехали по дороге в Страсбург. Он нам понравился больше всего - больше, чем Милан и Париж. До того милый провинциальный городок. Большая историческая часть, одноэтажная застройка. В частном секторе стоит здание Европарламента. Рядом чьи-то домики, кто-то землю навозом удобряет, а через дорогу - Европарламент. Причем, велодорожка идет прямо через его территорию, чтобы жителям не приходилось объезжать. При желании передвигаться по велодорожкам можно очень быстро - 200-300 км в день мы могли бы делать. Но зачем? Если будешь торопиться, то столько интересного пропустишь. Там ведь достопримечательности на каждом шагу. Если бы мы торопились, то никогда не узнали бы, что у нас по пути будут Европа-парк, Боденское озеро, Фрайбургский собор. Не заехали бы в Шварцвальд, что в переводе на русский означает «черный лес». Он очень-очень плотный, велодорожки через него нет. А мы хотели срезать дорогу и забрались в дебри, из которых кое-как выбрались.
В Швейцарии мы тоже ехали без карты, там отличные велодороги идут в Альпийских горах, все размечено. А вот в Италии загородные велодорожки закончились, так что двигаться там на велосипеде не очень удобно. Хотя велосипедистов достаточно много. Но в Швейцарии и Германии все велосипеды дорогие, суперухоженные. А в Италии какие-то развалюхи. Наверное, там их воруют, поэтому дорогим велосипедом рисковать не хочется. Или просто итальянцы не придают особого значения их внешнему виду. Они по жизни люди более простые, безалаберные, веселые. Чем-то россиян напоминают. "Двухколёсная" Европа
-Для местных жителей это обычное дело - передвигаться на велосипедах, на роликовых коньках. Там расстояния небольшие между городами. Между Дюссельдорфом и Кёльном примерно 50 км. Мы после обеда из Дюссельдорфа выехали, а в шесть вечера уже рассматривали знаменитый Кёльнский собор. Очень впечатляющее сооружение в готическом стиле. В Германии сплошь и рядом на велосипедах ездят совершенно древние бабушки и дедушки лет 80. Все как положено, в полной экипировке, в шлемах, очках. Садятся на велосипед и катаются весь день. В Дюссельдорфе в воскресенье мы отправились прогуляться по городу. Там автомобильное движение перекрывают в выходной, поэтому все ходят пешком. Мы едем не спеша. И тут нас обгоняет древний дед… на роликах. И притом еще прыгает на них с бордюра на бордюр. Потом мы очень часто видели подобную картину.
Там многие занимаются велотуризмом. В Германии мы встречали путешественников из Италии, Швейцарии. Много людей выезжает покататься на выходной. Едут с палаткой, останавливаются в кемпинг-лэнде или в гостинице. Бабушки, дедушки с велорюкзаками пересекают Европу с севера на юг. Мы встречали парня-спортсмена. Он проезжает на шоссейном велосипеде по 200-300 километров в день, с маленьким рюкзачком, с кредитной карточкой в кармане, останавливается в дешевых гостиницах. Словом устраивает себе мега-тренировку. Всю Европу пересекает за неделю. Также там много местных велокоманд, особенно в горах – в Австрии, в Швейцарии. Где ночевать
- Перед отъездом мы прочитали в Интернете, что существуют так называемые кемпинг-плацы – специальные места, где могут переночевать люди с палаткой. К вечеру мы остановились у первого кемпинг-плаца. Это огромный идеально ухоженный газон с асфальтированными дорожками, на которых стоят автомобили-кемпинги, то есть домики на колесах со всеми удобствами – плитой, кроватью, туалетом, - в которых люди путешествуют и живут. В кемпинг-плаце этот домик можно подключить к электроэнергии, а в Италии – даже к канализации и водопроводу. Там многие люди, выходя на пенсию, покупают такой домик на колесах и в нем путешествуют. Могут остановиться в понравившемся месте на кемпинг-плаце и жить там несколько дней, недель, месяцев. Мы подъехали, видим, сидят какие-то мужички. Попросили у них воды. Они нам налили и спрашивают: «А где вы ночевать будете?». – «Да не знаем, наверное, на берегу Рейна палатку поставим». – «Прыгайте к нам». – «Но это же что-то стоит?» - «Нет, - говорит один мужичок, - ничего не стоит. Мы же фамилия (то есть «мы же семья», он имел в виду)». Выяснилось, что у него есть украинские корни. «Зачем вам платить? Перелезайте через забор. А утром так же выйдете через забор, не через кассу». И мы с ним переночевали бесплатно. У нас палатка была, современная, из суперлегких материалов. Мы ее просто устанавливали в кэмпинг-лэндах за небольшую плату и ночевали. Останавливались и в гостиницах. Там, конечно, цена повыше. Но мы и тут старались экономить, выбирали заведения попроще. В Париже остановились в относительно дешевой арабской гостинице. Как общаться - В Германии люди образованные, вежливые, многие английский знают на хорошем уровне. В любом магазине или на улице спросишь что-то у человека по-английски, и тебе ответят более или менее понятно или даже на хорошем английском. В Швейцарии и Австрии - то же самое. Особенно меня удивила Швейцария. У них и так три государственных языка, а они еще и английский учат. В Германии нас очень часто выручал русский, потому что элементарные русские слова там многие знают, особенно в Западной Германии, в районе Карлсруэ, Франкфурта, где живет много русских, в том числе переселенцев с Алтая, из Восточного Казахстана. Когда мы только заехали во Францию, то поначалу не увидели больших отличий от Германии. Кроме того, что люди резко перестали разговаривать по-английски, и стало больше чернокожих ребят. У них политика такая, они всех пускают в страну. Все толерантные. Приезжай – не хочу. Где отовариваться
- Продуктами мы запасались в супермаркетах, потому что так дешевле и проще. Ничего не надо спрашивать у продавца – просто набрал, что тебе нужно, и рассчитался на выходе наличкой или кредиткой без единого слова. Но после пяти в Германии можете в магазины не ходить, они закрыты. В воскресенье тем более. Мы нашли только одну сеть продуктовых магазинов, которые работают в воскресенье – «Пени Маркт», а самая разветвленная и дешевая сеть – это LIDL. И что хорошо, хоть в самой Германии, хоть в Австрии, хоть в Италии магазины LIDL одинаковые. Находятся за городом, с парковкой, построены по одинаковому архитектурному проекту. Ты всегда знаешь, где что лежит. Мы еще и в кафе питались. Здесь есть своя тонкость. Никогда не нужно питаться, покупать продукты или вещи в туристическом районе. Цены в кафе рядом с Кёльнским собором будут такими же, как у нас в дорогом ресторане. А если вы заедете на окраину Кёльна и зайдете в кафешку для местных, то получите цены на уровне наших средних придорожных кафешек. Как не влипнуть в неприятности - Правило одинаковое для любых путешествий – уважайте местных жителей, законы и обычаи других стран. Если вы видите, что местные так не делают, то лучше и вы не делайте. Например, в Германии, если даже на дороге нет машин, но для пешехода горит красный свет, но никто не пойдет через дорогу. В Париже, наоборот, даже поговорка есть «Мы что, не в Париже живем?». Если горит красный свет, но никого нет, то даже машины проезжают. Но едут все потихоньку, уважают друг друга. Без этих наглых рывков и нарушений скоростного режима. Если в городе установлена скорость 50 км в час, то быстрее никто не ездит. Поэтому, наверное, и аварий почти нет. За все путешествие мы увидели всего одну аварию. В Италии какой-то бешеный мотоциклист врезался на загородной трассе в BMW. Иногда нас пугали, что в некоторые районы, где живут арабы и чернокожие, лучше не заезжать. Говорили, там бывает опасно. Но мы, в общем-то, и с ними нормально общались, дорогу спрашивали. В Париже даже ночевали в арабской гостинице. Идеальный город для велосипедистов - Париж - идеальный город для велосипедистов. Когда там стали появляться пробки, они решили проблему глобально – переделали часть улиц под одностороннее движение. По одной стороне дороги ездят только автомобили, по другой – велосипедисты, автобусы и такси. Там пробок нет, только у Триумфальной арки и у площади Бастилии небольшие задержки движения. Очень многому можно было бы поучиться у столицы Франции нашим муниципалитетам. Половину исторической части Парижа я проезжал на велосипеде минут за десять – потому что везде можно без проблем держать скорость 30 км в час. По основным проспектам, кроме Елисейских полей, очень удобно ездить.
В Париже есть такая служба «Велибо», которая дает велосипеды на прокат. Стоят длинные ряды велосипедов, ты подходишь, бросаешь в автомат один евро, берешь велосипед и весь день можешь на нем кататься. Если надо куда-то зайти, просто поставить его у стеночки. Его никто не угонит, потому что в этом нет смысла. Они все пронумерованы и у них особая конструкция, единый дизайн – сразу видно, что они прокатные. Как только трогаешься, у него автоматически загораются фонарики со всех сторон. Идеальное средство передвижения и стоит дешевле метро. В Париже все ездят на таких «велибошках». И другие страны Европы начали этот опыт перенимать. О ценах и поездах
- Вообще-то, наша поездка обошлась нам довольно дорого. Дороже, чем стандартный автобусный тур по Европе. Потому что мы сделали одну ошибку. Такие поездки надо планировать заранее, а я вот, например, собрался в дорогу за полчаса. На некоторых участках пути нам надо было делать переезды из родного города в другой на поезде. А мы не продумали, как точно проедем невелосипедную часть маршрута. Забежали на вокзал в Каннах за час - полчаса до отбытия поезда и спрашиваем: «Есть билеты на ближайший рейс до Парижа?». Кассиры делают квадратные глаза, начинают суетиться. Местные ведь так не ездят, они обычно бронируют билеты за месяц. Потом в день отбытия приходят с резервейшеном и получают билет. И им это обходится в два раза дешевле.
И еще, как нам сказали перед выездом, все поезда в Западной Европе приспособлены к перевозке велосипедов. В головной вагон поезда вы можете прямо на велосипеде заехать, пристегнуть его в специальной зоне и спокойно идти в салон. Но оказалось, что не во всех скоростных поездах перевозят велосипеды, а только в новых составах. Мы этого не знали и по Франции дорого прокатились. Вообще в Германии с велосипедами в поездах путешествовать удобней. А вот французские железные дороги для этого слабо приспособлены. Нас вначале совсем не хотели пускать в поезд с неупакованным великом. А мы велосипедные сумки как назло оставили в Дюссельдорфе. После того, как мы устроили скандал, нас все-таки впустили, но упаковали велосипеды как обычный багаж и содрали лишние деньги за место. Так что, путешествуя по Европе, планируйте поездку заранее, смотрите, в какой поезд садитесь, и берите с собой велосипедные сумки. В целом путешествовать на велосипеде по Европе не очень дорого. Большую часть средств мы потратили на перелет в Европу и обратно и на поезда во Франции. Жаль, я права не захватил с собой, а то можно было бы машину взять напрокат. Доехать из Канн до Парижа обошлось бы евро в сто не больше. Стас Сидоркин Фото из архива Ивана Крюкова
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором. |
#7683806
Александр, по прошествии лет установить километраж, к сожалению, уже не представляется возможным. Тем более что и писался материал изначально как познавательно-развлекательная статья, а не отчет о путешествии. То есть с основным упором на впечатления от поездки и полезные советы для желающих прокатиться по Европе на велосипеде.