Из глубины вековКак праздновали Рождество в Барнауле в XIX - начале XX века
|
Зимние гуляния на картине Бориса Кустодиева (рисунок с сайта artcyclopedia.ru) |
- Прежде всего, главным зимним праздником в России конца XIX – начала XX века был не Новый год, а Рождество, - говорит Юрий Михайлович. - Интересно, что поздравительных открыток «С Рождеством!» в то время печаталось в три раза больше, чем открыток «С Новым годом!».
К Рождеству готовились заранее, дом тщательно мыли, чистили, натирали полы. В первую очередь это религиозный праздник, поэтому начинался он с отправления духовных обрядов. Барнаульцы шли в церковь к заутрене, затем к обедне, а уже после обедни – с поздравлениями к родне. На Рождество также было в обычае, чтобы замужние дочери после обеда ездили с мужьями и детьми к родителям. На другой день тоже делали визиты к старшим родственникам и принимали у себя гостей.
Среди чиновников и купечества было принято наносить друг другу визиты вежливости - заезжать с поздравлениями к знакомым на 5–10 минут. Если хозяев не заставали дома, оставляли в знак почтения визитки. В богатых домах Барнаула было модным для сбора визиток выставлять в прихожей чучела медведей с подносом.
Рождественский прием (рисунок с сайта userdocs.ru) |
Особое значение для горожан имел праздничный рождественский стол. Это было время разговения. 24 декабря, в Сочельник, как только появлялась в небе первая звезда, пост заканчивался, и можно было есть скоромную пищу. Люди готовились к приему гостей, старались накрыть богатый стол. Излюбленными блюдами были жареный поросенок, окорок.
Сейчас у нас есть бытовая примета - как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому считается, что праздничный стол должен быть изобильным, с икрой, шампанским, другими блюдами, которые мы не едим каждый день. Эта традиция перешла к нам еще с тех времен, только тогда она относилась к Рождеству. Люди верили: каков рождественский стол, такой и следующий год будет.
На тройке с ветерком
По календарю рождественские праздники включали в себя 3 нерабочих дня: 25, 26 и 27 декабря, но фактически после рождественской ночи праздники продолжались двенадцать дней, это время называлось Святками.
Картина Ивана Федотова «Ряженые» (рисунок с сайта proobraz27.ru) |
Святки, то есть период от Рождества до Крещения, были самым веселым временем в году. По домам ходили ряженые в импровизированных костюмах с музыкой, песнями, танцами. Костюмы делали из подручных средств. Например, выворачивали тулуп шиворот навыворот, а на голову надевали самодельную маску медведя. Получалось вполне правдоподобно. Нередко ряженые разъезжали большими группами вместе с музыкантами и веселили горожан. Не переодеваясь, прямо в форме ходили по домам солдаты, устраивали групповые представления. Детки славили Христа, пели гимны, частушки. А хозяева давали им за это подарки - конфетки или копеечки.
С давних пор на Рождество (а позже на Новый год) барнаульцы любили кататься в украшенных повозках (фото из архива газеты «Вечерний Барнаул») |
На улицах устраивали катания в повозках. Состоятельные горожане – купцы, дворяне и просто зажиточные мещане – старались похвастаться резвостью лошадей и богатством экипажей. Повозку украшали коврами, лентами. Особенно ценились у барнаульцев разноцветные ковры тюменской работы, которые специально делали для того, чтобы застилать сани. Это чисто сибирский обычай. Экипажи ходили в рядок один за другим по кругу, чтобы владельцы могли показать во всей красе себя, повозку и кивнуть знакомым. У кого не было собственной повозки, нанимали извозчика и катались с ним.
В то время Барнаул был небольшим городом. В 1897 году, по результатам переписи, в нем насчитывалось 27,5 тысяч человек, а в 1917 году - около 70 тысяч. Поэтому культурная жизнь города, рождественские катания на лошадях и пешие прогулки проходили на достаточно небольшом пятачке городского центра: по Демидовской площади, Московскому (ныне Ленинскому) проспекту, улице Пушкина, Большой Тобольской (ныне Толстого), Конюшенному переулку (сейчас проспект Красноармейский). Центром религиозной жизни была площадь Соборная (ныне Свободы), где располагался главный собор - Петропавловский.
Супергорка
Катание с горы. Картина Василия Сычкова (рисунок с сайта mordov.er.ru) |
Одним из главных центров развлечений становилась Демидовская площадь. Там заливали каток, где устраивали соревнования по бегу на коньках между учениками реального училища и гимназии. За победу вручали призы. В свободное от соревнований время на катке могли бесплатно кататься все желающие горожане.
Обязательно заливали горки, самая большая из которых находилась на Демидовской площади. Это старинный русский обычай. Причем, строились они не так, как это делается сейчас. При строительстве современных горок насыпается снег, скат заливается водой, а с другой стороны прорубаются ступеньки. В конце XIX - начале XX веков горка была капитальным сооружением. Вначале ставили высокие столбы, потом делали деревянный настил, на котором намораживали лед. Высота такой горки достигала метров десяти, а укатиться с нее можно было метров на 100. По вечерам горки освещали глиняными плошками с фитилем. Украшали конструкцию ветками ели или сосны, флагами, в том числе государственными.
Во время массовых гуляний на площади устраивали фейерверки. Конечно, они были поскромнее современных, в основном изготавливались на основе пороха. Горожане зажигали бенгальские огни.
Ёлка с немецкими корнями
Старинная открытка (рисунок с сайта allday2.com) |
А вот наряженная елка в конце XIX – начале XX веков еще не была таким распространенным явлением, как сейчас. В сущности, это заимствованный у Запада, новомодный обычай, который приживался как раз в начале XX века. Он был привезен из Германии немецкими принцессами. Ведь начиная XVIII века российские императоры в основном женились на немецких принцессах, и они приносили с собой часть своей культуры. Вначале рождественская елка прижилась только при дворе, потом царственным особам начала подражать аристократия, и лишь затем - широкие слои горожан.
В домах состоятельных барнаульцев уже вошел в моду обычай украшать комнаты гирляндами, композициями и ставить елку, наряженную шарами, игрушками, сладостями. Но эти обычаи пока еще охватывали только городскую верхушку и отчасти средние слои. Небогатые мещане елки не ставили.
Ни в одном источнике я ни разу не встречал упоминания о публичной городской елке, установленной на какой-то из площадей Барнаула. (Хотя, полностью исключить, что ее ставили, нельзя.) Такого понятия, как главная елка города, губернии или страны, не существовало.
Впрочем, это не значит, что улицы на Рождество никак не украшали. Благоустроители сплетали сосновые ветки в гирлянду, перевязывали алыми лентами, бантами и вывешивали на общественных зданиях. А в вечернее время места массовых гуляний освещались плошками с фитилем, фонарями со свечой.
А где же рождественский дед?
Святой Николай – «прототип» современного варианта Деда Мороза (bygaga.com.ua) |
Такой персонаж, как Дед Мороз, а тем более Снегурочка, в начале XX века тоже еще не прижились в народном сознании, во всяком случае, среди жителей Барнаула и других сибирских городов. По крайней мере, в документальных источниках мне ни разу не встречались упоминания, что на каком-то из барнаульских рождественских празднеств присутствовал Дед Мороз, который веселил народ и раздавал детям подарки. Как многим известно, прообразом доброго рождественского деда с мешком подарков за плечами стал Святой Николай Мирликийский, или, иначе говоря, Санта-Клаус. Как и елка, он постепенно приживался в России, приобретая некоторые специфические национальные черты. Но в начале XX века устойчивой традиции ассоциировать Рождество с Дедом Морозом еще не существовало. На массовых праздниках, на детских утренниках был просто ответственный организатор, который все координировал, вел программу. Нередко то, что кажется нам очень старым, появилось не так давно.
С карнавала в полицию
Картина Константина Сомова «Маскарад» (рисунок с сайта art-holster.ru) |
Кстати, понятие детского утренника тоже довольно новое, оно вошло в быт горожан именно в начале XX века. В Барнауле в зале Общественного собрания, городской Думы, в школах, гимназиях, в других общественных местах стали устанавливать елку, приглашать детей. Мальчишки и девчонки пели песни, частушки, водили хороводы вокруг елочки, ставили небольшие пьески, читали стихи и получали за это подарки. Средства для святочных детских праздников чаще всего собирали по подписке. На собранные деньги покупали подарки для ребятишек: катанки, шапки, рубашки, шубы, шарфы, платки.
С середины XIX века количество общественных увеселений на Святках неизменно возрастало. В Барнауле вошло в обычай делать театральные постановки силами горных инженеров и членов их семей.
У наиболее состоятельных слоев общества стали входить в моду карнавалы и костюмированные балы. Обычно они устраивались в здании Общественного собрания, городской Думы, в клубе горных инженеров, в купеческом клубе. Гости старались поразить друг друга красотой и оригинальностью карнавальных нарядов. Особой популярностью пользовались костюмы домино, цыганки, римского воина.
Проводились конкурсы, участники которых должны были придумать какую-то аллегорию и выразить ее в костюме. За лучшую аллегорию вручали призы. Во времена революции 1905-1907 годов конкурсы порой становились очень политизированными, некоторые участники с помощью костюмов выражали свои антисамодержавные настроения. Бывали случаи, когда человека, получившего первый приз, забирали для разбирательства в полицию.
Гадание (рисунок с сайта vladimir.mk.ru) |
Одной из любимейших забав горожан в период между Рождеством и Крещением были святочные гадания. Они пользовались большой популярностью у всех слоев населения, в первую очередь у девушек. Разумеется, главным был вопрос: «Какой попадется муж?». Конечно, церковь осуждала языческие обычаи, но смотрела на происходящее сквозь пальцы. Тем более что в Сибири народ никогда не отличался особой религиозностью. По-видимому, простые, малообразованные девушки искренне верили в святочное волшебство и в точность предсказаний. Но ради шутки в гаданиях участвовали и представители барнаульской интеллигенции, и чиновники. Просто они воспринимали это скорей как веселый способ времяпровождения.
Новый год против одиночества
Старинная открытка (humus.dreamwidth.org) |
Новый год, в отличие от Рождества, был в первую очередь семейным, а не публичным праздником. Как таковые массовые гуляния на него не устраивали. Как и Рождество, он начинался с заутрени в церкви. Ведь по своей сути это тоже религиозный праздник, который в церковной традиции называется Новолетие, то есть «новое лето», или в переводе с церковно-славянского «новый год».
На утреннем богослужении 1 января обычно собиралось много прихожан во главе со всем местным начальством. После службы следовали визиты, поздравления. В губернских городах было принято подносить губернатору приветственный адрес от имени городского общества. Вечером 1 января у главы местной администрации или в Общественном собрании мог даваться бал. С середины XIX века в моду вошли маскарады.
В течение дня на Новый год барнаульцы ходили в гости, а вечером собирались за столом для семейного празднования. Был такой чисто сибирский обычай – приглашать в гости одинокого человека, друга семьи, хорошего знакомого, чтобы ему не пришлось провести Новый год в одиночестве.
Стас Сидоркин
Вернуться в раздел Из глубины веков
Комментарии
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.
Комментариев пока нет