Славянский танец - не дискач

Тусовки и клубы Барнаула

Историческая реконструкция
Историко-культурный центр "Аваллон"

Славянский танец - не дискач

 

При словах «славянские традиции» в памяти у россиянина обычно всплывает какой-нибудь концерт или уличный праздник с участием ансамблей русской песни и пляски, девушки в кокошниках, кружащиеся в хороводе, парни, играющие на гармошке или отплясывающие вприсядку и много других достаточно ярких, красивых и колоритных картинок. Кажется, мы знаем о своих традициях почти все. Ну, может, за исключением некоторых мелких деталей. Но, если копнуть чуть-чуть поглубже, то окажется, что в современных праздниках немного осталось от древних славянских обычаев и, по сути, знания о культурном наследии предков нужно откапывать буквально по крупицам.

В этом убедились ребята из историко-культурного Центра «Аваллон», появившегося в Барнауле в 2006 году. Первоначального члены клуба занимались реконструкцией культуры кельтов, древних скандинавов, шотландцев, ирландцев. Проводили ирландские вечеринки, костюмированный бал XIX века, скандинавский новый год - Йоль, Хэллоуин. Со временем они вплотную занялись восстановлением славянских традиций.

Второе открытие славян

Аваллонцы в традиционных славянских костюмах. Историческая реконструкция. Историко-культурный центр "Аваллон". Барнаул
«Аваллонцы» в традиционных славянских костюмах

Как это ни удивительно, но найти материал по славянским танцам, костюмам и доспехам оказалось сложнее, чем по культуре кельтов или викингов. Хотя не так уж это и странно. Реконструкцией национальных культур в Европе занимаются десятки лет, много интересной информации выложено в интернете. В некоторых европейских странах проходят масштабные фестивали, на которых жители целого города в течение дня ходят в костюмах на старинный манер, поют песни древних времен, устраивают игрища, одним словом, вживаются в историю душой и телом. А вот сведения по славянским этническим традициям можно почерпнуть разве что из специальной литературы (заказанной в Москве), обычно не очень занимательной для широкого круга читателей.

Копнув «родную почву», исследователи из «Аваллона» сделали много интересных открытий. Теперь они точно могут сказать, как выглядит традиционный славянский костюм 9-12 века, станцевать реконструированные танцы.

Казалось бы, что тут нового? Все мы видели детей и бабушек в ярких костюмах, отплясывающих на массовых праздниках. Но все не так просто, как кажется. Присмотревшись к кружащимся по залу танцорам из «Аваллона» мы с удивлением замечаем, что и ритм, и движения, и построение хоровода, мало напоминают привычные выступления коллективов народного творчества. И в этом нет ничего удивительного.

В каждом движении славянского танца заложен сакральный смысл. Историческая реконструкция. Историко-культурный центр "Аваллон". Барнаул
В каждом движении славянского танца заложен сакральный смысл

- Те номера, которые исполняют наши знаменитые ансамбли народного танца - это скорее академический народный танец, для которого взяли лишь некоторые идеи, схемы из фольклорного танца, а потом переработали и положили на балетную технику, - говорит Валентина Соловова (на момент интервью директор клуба). – Кроме того, они обычно базируются на культуре 18 или даже 19 века.

- А мы хотим поднять более древние традиции, - вступает в разговор Наталья Перепёлкина, - реконструировать, как эти танцы могли выглядеть в 9-10 веке, и подходить к этому не только с точки зрения танца, но и с точки зрения традиций и символики. Ведь для славян той эпохи танец имел глубокий обрядовый смысл.

- Мы стараемся выяснить, что означает то или иное движение, - продолжает Валентина. - У фольклорного славянского танца ритуальные истоки. Это не просто дискач или способ развлечения, а особое действо, исполняемое на праздниках с сакральными целями. Например, хоровод символизирует движение солнца. Очень часто хоровод идет в одном направлении с солнцем, чтобы танцующие смогли стать сопричастными, поучаствовать в этом движении. Или русалий танец, который девушки обычно исполняли на Ивана Купалу. Длинные рукава их костюмов символизировали струи дождя, которые должны были спуститься на землю. Плавные танцевальные движения «русалок» - это тоже движения дождя.

Костюм как оберег и биография

Мужской вариант славянского костюма. Красная рубаха на выпуск. Историческая реконструкция. Историко-культурный центр "Аваллон". Барнаул
Мужской славянский костюм тоже не имеет случайных деталей. Каждый элемент узора на рубахе несет смысл, скрытый от современного наблюдателя

Тем временем по залу продолжают кружиться девушки в фольклорных славянских костюмах. В деталях покроя мелькает что-то неуловимо знакомое, не раз виденное на экране телевизора в выступлениях народных ансамблей, но все же костюм совершенно иной.

Разноцветные платья свободного покроя с длинным подолом до земли; горловина, рукава и низ платья украшены замысловатым плетеным узором, талия стянута узорным поясом. Здесь каждая деталь не случайна и тоже несет свой сакральный смысл либо рассказывает окружающим о владельце костюма. Узоры на одежде и на поясе, подвески на шее в форме маленьких коняжек, ключиков, гребешков, оружия – это не просто украшения, а обереги от темных сил. Они были призваны защитить человека от нечисти, болезней, сглаза. Без них ни один славянин не решился бы выйти из дома. А тканый узор, помимо всего прочего, отражал представление славян о структуре мира.

Наталья Перепёлкина выплетает славянский пояс. Историческая реконструкция. Историко-культурный центр "Аваллон". Барнаул
Наталья Перепёлкина выплетает пояс

«Наряд женщины состоял из окрашенной длинной рубахи – сорочицы, - рассказывает Наталья Перепёлкина. - Сверху незамужняя девушка надевала запону – что-то наподобие сарафанчика. А взрослая, замужняя женщина – понёву, то есть незашитую спереди юбку. Такая одежда долго сохранялась на Украине. Юбка украшалась узором, вышивкой, либо сразу ткалась в виде цветной клетки. По этой клетке можно было узнать очень многое – из каких мест эта женщина, сколько ей лет, ее социальный статус и т.д. Понёва содержит не меньше информации о владелице, чем килт – юбка шотландских мужчин».

Всю одежду современные наследники славянских традиций делают сами из натуральной льняной ткани, даже узор выплетают собственноручно. Ведь такую необычную вещицу не купишь в магазинах. Вот Наталья Перепёлкина обвязывает готовую часть пояса вокруг талии, другой конец крепит к дверной ручке и начинает терпеливо сплетать нити в узор. Впереди еще много работы. Настоящий славянский пояс за несколько минут на станке не выткешь. В него надо вложить свою душу.

Богатырские доспехи

В оружейной мастерской тоже вовсю кипит работа. Илья Сушенцев вертит в руках заготовку для будущего меча. Конечно, эти мечи не выкованы молотом, а выточены на станке. Но по форме в точности повторяют старинные образцы.

Прямой славянский меч и круглый щит. Историческая реконструкция. Историко-культурный центр "Аваллон". Барнаул
Богатырский меч

«Славянский меч был прямой и, как правило, одноручный. Существует представление, что славяне рубились огромными, «богатырскими» мечами. На самом деле, они были небольшой длины. С огромным мечом быстро устанет рука, и махать им неудобно, - рассказывает Илья. - Мечи ковали из стали. В особом почете была дамасская или холоружская сталь. Ее закаляли по особой технологии, придавая невероятную прочность. Немногие кузнецы владели секретом ее изготовления. Меч из такой стали продавали на вес золота. То есть за него давали столько же золота, сколько весило это оружие.

Кузнец считался у славян магом, связанным с богами. Потому что в его кузнице смешивались несколько стихий: железо, из которого куется оружие и броня; вода, в которой закаляли меч; огонь, которым разогревалось железо; и воздух, которым раздували огонь. Железо было священным. Славяне верили, что нечистая сила боится этого металла. Часто на топоре, который был символом бога Перуна, изображали громовой знак, внешне похожий на снежинку. Его и сейчас можно иногда встретить в деревнях, на старых домах. Считалось, что если железный топор с таким символом воткнуть в косяк двери, то ни одна нечисть не сможет через нее пройти».

Илья Сушенцев плетет славянскую кольчугу. Историческая реконструкция. Историко-культурный центр "Аваллон". Барнаул
Илья Сушенцев работает над кольчугой

А чуть поодаль идет работа над кольчугой. На ось небольшого механического приспособления с ручкой мастер наматывает толстую проволоку, превращая ее в колечки. Это заготовка для будущей кольчуги. Рядом стоит прислоненный к стене щит, украшенный орнаментом.

«В одной руке славянский воин держал меч или топор, а в другой – щит, - объясняет Илья. - Щиты у славян были круглые, как и у викингов, или каплевидные. Но каплевидными чаще пользовались конники. Тело прикрывали кольчуги, чешуйчатые доспехи. Из оружия в ходу были сулицы – маленькие метательные копья, очень мощные и дальнобойные луки, рогатины. Вопреки всеобщему мнению, рогатина – это не вилы, а большое копье с наконечником около 30 см. Чисто славянское изобретение. Широко использовался кистень, то есть гирька, привязанная на цепь. Очень простое и удобное оружие. Им пользовались все». Многие из этих атрибутов славянских воинов со временем появятся в коллекции клуба. А там и пофехтовать можно.

Стас Сидоркин

Фото Стаса Сидоркина


P.S.: В настоящий момент клуб "Аваллон", к сожалению, официально не функционирует. Работа продолжается в виде неформальных встреч групп по интересам. 

Вернуться в раздел

Тусовки и клубы Барнаула

PICT0291 иконкаПодробнее об историко-культурном центре "Аваллон" читайте в материале "Кельтские танцы сибирской закваски"

 


Комментарии

Комментарий появляется на странице после просмотра модератором


Наши контакты. Со всеми вопросами и предложениями Вы можете обращаться по адресу staslandia15@gmail.com
18 + Некоторые страницы сайта могут содержать материалы для взрослой аудитории.
При использовании текстовых материалов, фотографий и рисунков желательно делать активную ссылку на наш сайт или указывать его адрес.
Правообладателям. Если Вы обнаружили на сайте изображение или текст, на которые Вы обладаете авторскими правами, и имеете что-то против их размещения на нашем ресурсе, пишите на адрес staslandia15@gmail.com. Там Вы сможете потребовать удаления материала или внести свои предложения об условиях его размещения.
Яндекс.Метрика