Улаганские и Кош-Агачские горные красоты

Фотовояж

По дальним уголкам Горного Алтая 

 

Улаганские и Кош-Агачские горные красоты


С каждым годом туристы осваивают все более дальние уголки Горного Алтая. Вот и в Улаганском районе выросла куча турбаз, хотя еще лет 20 назад он был известен в основном у проезжавших через него транзитом любителей альпинистских восхождений и дальних пеших походов. И теперь уже трудно представить, как это «колёсные» туристы так долго обходили его стороной, ведь стартовав отсюда, можно увидеть так много интересного – красоты горного перевала Кату-Ярык и Гейзерное озеро, ледник Актру и Уларские водопады, древние Пазырыкские курганы и почти настоящий Марс. 

 

Достопримечательности Улаганского и Кош-Агачского районов
акташ 0040 Белый Бом
По Чуйскому тракту
 
акташ 0078 иконка
Красные ворота и 
Мёртвое озеро
акташ 1101 иконка
Ретранслятор и
заброшенные штольни
акташ 0531 иконка
Гейзерное озеро
 
акташ 0922 иконка
Ледники Актру
 
акташ 1527 иконка
Уларские водопады
 
акташ 1964 иконка
Перевал Кату-Ярык
 
акташ 2018 иконка
Марс
 

 
 

ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ

Улаганский район - действительно дальний уголок Горного Алтая. От села Акташ, где я снял домик на турбазе, уже рукой подать до монгольской границы - каких-нибудь 170 километров. Добраться до села прямым рейсом из Барнаула невозможно, потому что его попросту не существует. Надо ехать до Горно-Алтайска, а там пересаживаться на «Газель» и еще несколько часов "пилить" на ней до Акташа.

Горно-Алтайск

В Горно-Алтайске у меня произошло небольшое незапланированное приключение. Я заранее хорошо рассчитал (как мне в тот момент казалось) свой маршрут. Выеду вечерним рейсом из Барнаула, ночью приеду в Горно-Алтайск, подремлю несколько часов на автовокзале, а ранним утром пересяду на «Газель» и отправляюсь в Акташ. Всё просто и удобно. 

Когда в полвторого ночи автобус остановился перед зданием Горно-Алтайского автовокзала, меня ждал большой сюрприз. Дверь была заперта, рядом висела табличка, сообщающая, что вокзал откроется в шесть утра.

Площадь у автовокзала в Горно-Алтайске. Горный Алтай

Горно-Алтайск, площадь у автовокзала 

Перспектива ночевать на улице меня не вдохновляла, в особенности рядом с близлежащим баром, неподалеку от входа в который как раз затеяли выяснение отношений какие-то не совсем трезвые ребята. Поэтому, заметив неподалеку светящуюся неоном вывеску гостиницы, я повернул туда. На входе меня встретил невозмутимый охранник. Когда я сообщил о своем горячем желании переночевать в гостинице, он ответил: «О, все менеджеры сейчас спят. Они утром появятся. Да и места у нас заранее бронируются».

Похоже, все-таки придется ночевать на улице. Оглядевшись по сторонам, я увидел, как в темноте привокзальных улиц ярким пятном светится крыльцо пенсионного фонда. Рассудив, что ночевать лучше всего на свету и под присмотром видеокамер (которые у входа в пенсионный фонд уж точно есть), я направился туда. Поставил сумку на скамейку, а сам принялся бродить взад-вперед, чтобы не замерзнуть.

Два часа прошли спокойно. Потом на дорожке появилась компания ребят примерно из восьми человек, которых чем-то заинтересовала моя персона. Один из них попросил закурить, но я не смог ничем его порадовать, поскольку с сигаретами не дружу. А вот со вторым парнем у нас состоялся очень интересный и странный разговор. «А вы не могли бы одолжить мне 100 рублей? - очень вежливо поинтересовался молодой человек. – Я их вам обязательно верну, когда украду у кого-нибудь». «К сожалению, не мог бы», - так же вежливо, в тон ему ответил я. «Ну извините», - сказал парень и, сложив руки лодочкой, сделал восточный поклон. На этом компания потеряла ко мне интерес и отправилась дальше по улице. «Ты чё сказал-то? - прикалывались парни над приятелем, просившим у меня сотку. – Украду, верну. Крутой онгудайский парень нашелся».

В этот момент открылась дверь пенсионного фонда, и на пороге показался охранник. «У вас всё в порядке? – поинтересовался он. – Я обход делал, а мне тут дежурный (из полиции - прим. автора) звонит. Говорит «У тебя там толпа человека окружила. Выгляни, посмотри, что случилось». Я сказал, что у меня всё в порядке. Оставшуюся часть ночи проговорили с охранником. Он угостил чаем. Как оказалось, я далеко не первый, кто ночует на крыльце пенсионного фонда. До этого были и другие люди, прибывшие на автовокзал ночью. Несколько месяцев назад двое путешественников даже расстелили на крыльце теплые спальные мешки и устроились на ночлег.

Остаток ночи прошел без происшествий, и утром я продолжил путь к Акташу.

Чуйский тракт

Райцентр Шебалино. Горный Алтай

За окном "Газели" мелькают села, расположившиеся вдоль Чуйского тракта - главной дороги здешних мест. Это крупное село, райцентр Шебалино.

Семинский перевал

Стела на Семинском перевале. Горный Алтай

Фото: Фотобанк Лори / Ирина Овчинникова 

Эту стелу видел, наверное, каждый, кто хоть раз проезжал по Чуйскому тракту через Семинский перевал. Монумент установили в 1956 году в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи. Рядом с ней очень любят фотографироваться туристы. Поблизости от стелы располагаются торговые ряды, где можно купить сувениры.

Семинский перевал - знаковое место Чуйского тракта, ведь здесь проходит путь из северного в центральный Алтай. Веками он служил торговцам и воинам. Через него ходили в походы армии саков, тюрков, а в более поздние времена - караваны русских купцов.

Несмотря на то, что подъем на перевал довольно пологий, до строительства в начале XX века колесной дороги он считался труднопроходимым, поскольку зимой его засыпало снегом, а летом после обильных осадков он утопал в непролазной грязи. Впрочем, для превращения его в удобную, широкую дорогу понадобилось еще несколько реконструкций в течение XX века.

Дорожка для роллеров в тренировочном центре. Семинский перевал. Горный Алтай

Сегодня движение через перевал очень интенсивное. Это место пользуется популярностью у туристов. Непосредственно на вершине располагается несколько турбаз, а также учебно-тренировочный центр с дорожками для роллеров, горнолыжными трассами, фуникулером. Здесь тренируются спортсмены-олимпийцы.

Кедры Семинского перевала. Горный Алтай

Фото с сайта nashaltay.ru

Семинский перевал является памятником природы государственного значения. Это одна из самых высоких точек на Чуйском тракте. Природа здесь удивительная. Можно прогуляться по хвойному лесу, посмотреть на кедры с замечательными округлыми кронами, а поднявшись немного повыше в горы вдруг очутиться в самой настоящей тундре с карликовыми деревцами, ковром из кустарников и трав. 

Онгудай. Горный Алтай

Районный центр Онгудай.

Онгудай. Мемориальная зона. Горный Алтай

Мемориальная зона в Онгудае. 

Чуйский тракт 1. Горный Алтай

Как и до этого, наш дальнейший путь протекает по Чуйскому тракту - знаменитой дороге, берущей начало в Новосибирской области, бегущей через Алтайский край и Горный Алтай и уходящей в Монголию. О тропе, проходившей по Алтайским горам на месте современного Чуйского тракта, китайским летописцам было известно еще тысячу лет назад. А в середине XVIII века ее начали активно осваивать русские купцы, желавшие выгодно торговать с монголами, китайцами, тибетцами. Дорога в то время была очень опасна, поскольку петляла по горным тропам, которые порой были столь узкими, что на них не могли разойтись даже две навьюченные лошади. В 1903 году власти Российской империи построили на месте конной тропы колесную дорогу, что заметно оживило торговлю. На протяжении XX века ее много раз реконструировали, расширяли, ремонтировали, пока она не приобрела свой современный вид.

Перевал Чике-Таман

Перевал Чике-Таман 1. Горный Алтай

Перевал Чике-Таман 2. Горный Алтай

Сейчас наша "Газель" мчится по крутым виражам Чике-Тамана. Перевал Чике-Таман (или "Прямая подошва" в переводе с алтайского) на протяжении долгого времени был одним из самых опасных участков на Чуйском тракте. Крутые повороты дороги, петляющей между отвесных скал и обрывов, и сегодня пугают впечатлительных пассажиров, хотя теперь здесь проложена хорошая трасса с качественным асфальтом.

Караваны торговцев ходили через перевал еще в X веке н.э., но в те времена и вплоть до начала XX века здесь была лишь конная тропа, непригодная для поездок в повозке. При строительстве в 1903 Чуйского тракта на участке от Онгудая до Кош-Агача через Чике-Таман, наконец, проложили дорогу, подходящую для колесных экипажей.

В 1920-е годы дорогу перестроили и расширили, но вплоть до 80-х годов проезд через перевал Чике-Таман оставался опасным участком пути, поскольку трасса была узкой, со щебеночным покрытием и делала много крутых зигзагов. Недостаточно опытный водитель мог просто не вписаться в поворот. Лишь в 1984 году завершилась очередная реконструкция и на Чике-Тамане появилась достаточно широкая и безопасная дорога. Хотя, "фирменный стиль" перевала с крутыми виражами сохранился по сей день.

Вид с перевала Чике-Таман 1. Горный Алтай

В верхней точке перевала располагаются лавки торговцев сувенирами и смотровая площадка, с которой открывается замечательный вид на Теректинский хребет. 

Вид с перевала Чике-Таман 2. Горный Алтай

Старая дорога через перевал Чике-Таман. Горный Алтай

Во время последней реконструкции новая дорогая прошла немного в другом месте. Рядом все еще можно заметить остатки старой щебеночной дороги и порадоваться, что сегодня мы ездим не по ней. 

Чуйский тракт 2. Вид на реку. Горный Алтай

Чуйский тракт 3. Вид на горную деревню. Горный Алтай

Козы у дороги. Чуйский тракт. Горный Алтай

По обочинам то и дело попадается скот, который в Горном Алтае традиционно бродит самостоятельно, без присмотра пастуха. Если присмотреться, то можно заметить, что у этих коз рога выкрашены в разные цвета, видимо, чтобы не перепутать, какая из чьего стада. 

Белый Бом (Ак-Боом)

Белый Бом 1. Чуйский тракт. Горный Алтай
Бомами на Алтае называют высокие отвесные скалы, круто обрывающиеся вниз к реке или к дороге.

Скала Белый Бом (алт. Ак-Боом) была хорошо известна с давних пор всем, кто путешествовал по Чуйскому тракту. О ней знали караванщики, купцы XIX века, везущие товар в сторону Кош-Агача. Наверное, известность Белого Бома объясняется необычным белым цветом и тем, что это было одно из самых опасных мест на всем тракте. Тропа здесь становилась такой узкой, что даже пешему человеку пройти было непросто, а лошади караванщиков шли по ней, вжавшись в отвесную каменную стену скалы и цепляясь за уступы лишь кромками копыт, потому что полностью поставить ногу было некуда.

Поскольку разъехаться на этом участке дороги двум лошадям было невозможно, в старые времена караванщик слезал с лошади, пешком проходил до конца узкого участка и бросал на землю шапку, давая понять возможным встречным путешественникам, что тропа занята. 

Белый Бом 2. Чуйский тракт. Горный Алтай
Благодаря нескольким реконструкциям Чуйского тракта, проходившим на протяжении XX века, участок пути около Белого Бома превратился в широкую и довольно безопасную асфальтированную дорогу. Но скала и сегодня издали привлекает взгляд своим необычным оттенком, который ей придает белый известняк.

В наши дни в районе Белого Бома развивается туризм, прямо у скалы висят плакаты, рекламирующие активные туры. Сам скальный массив Белый Бом является памятником природы. Из местных достопримечательностей можно отметить Большую Белобомскую пещеру, старый участок Чуйского тракта, петроглифы, оставленные древними людьми, и памятники тюркского периода.

Олень и фонтан у скалы Белый Бом. Чуйский тракт. Горный Алтай

Непосредственно у подножья скалы расположилось кафе "Ак-Боом" с фигурой оленя у входа и небольшим фонтаном. Табличка у фонтана гласит, что родник "Ак-Боом" находится на 500 метров вверх по трубе и выбивает Источник. "Сооружен на благо всем Такиным В.С. в 2000 г". 

Памятник Кольке Снегирёву

Памятник Кольке Снегирёву. Чуйский тракт. Горный Алтай
Фото с сайта guide-altai.ru

Каждый, кто проезжает по Чуйскому тракту, мимо скалы Белый Бом, видит памятник Кольке Снегирёву - шоферу, герою песни "Есть по Чуйскому тракту дорога".

В песне, которая родилась в 1930-е годы, рассказывается о шофере Кольке, водившем машину АМО по Чуйскому тракту - опасной, извилистой горной дороге. Он был влюблен Раю, гонявшую на быстроходном грузовом "Форде". Однажды Николай признался в любви Рае, но красавица лишь улыбнулась и в шутку сказала, что будет его девушкой, только если АМО обгонит "Форд". Однажды, завидев машину Раи на трассе, Колька разогнал свою АМО до невероятной скорости, догнал "Форд" и окликнул Раю, но забыл на миг о руле и улетел вниз в воды реки Чуи.

На протяжении десятилетий песня о Кольке Снегирёве, погибшем во имя любви, была очень популярна у шоферов, водивших машины по Чуйскому тракту. Многие были уверены, что Колька существовал на самом деле. Однако, в реальности эту красивую историю в стихах придумал поэт и писатель из Бийска Михаил Михеев и подарил на свадьбу своему другу Николаю Ковалёву и его невесте Ираиде. Они же послужили прототипами главных героев песни, хотя невеста водительницей не была. И настоящий Колька, к счастью, не погиб, а благополучно прожил с Ираидой всю жизнь.

В 1987 году шоферы-ветераны, много лет водившие грузовики по Чуйскому тракту, установили неподалеку от скалы Белый Бом, где якобы погиб отчаянный шофёр, самодельный памятник Кольке Снегирёву, по местной традиции сделанный из автомобильного руля. Так принято было увековечивать память погибших на тракте водителей. В 2012 году, к 90-летию присвоения Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения, по инициативе правительства Республики Алтай вместо руля установили более масштабный памятник - поднимающийся по постаменту автомобиль ЗИС. Через пару лет его заменили на машину АМО, на которой ездил герой песни Колька Снегирёв, а затем пристроили позади и автомобиль Раи, правда, не грузовик "Форд", а легковой "Виллис".

Акташ

Ну вот и добрались до Акташа. Въезжали в село мы, правда, с западной стороны, но восточный въезд выглядит поинтересней из-за таблички с приветствием гостям. 

Добро пожаловать в Акташ. Чуйский тракт. Горный Алтай

Село Акташ основали во время Второй Мировой войны специально ради добычи ртути, поскольку здесь располагалось крупное месторождение этого металла. В 1942 появился акташский рудник, где добывали киноварь, а рядом с ним вырос металлургический цех, в котором из руды выделяли ртуть. В тот момент спрос на нее был особенно велик, поскольку она используется в производстве снарядов, гранат и авиационных бомб.

В послевоенные годы Акташ продолжал развиваться вокруг горно-металлургического предприятия. Большинство жителей были так или иначе связаны с рудником, который находится в нескольких минутах езды от поселка.

В 1993 году в связи с истощением ртутных запасов добычу руды прекратили, но еще более десяти лет сюда привозили для переработки ртутные отходы с других предприятий. И все же в 2004 году Акташское горно-металлургическое предприятие, испытывавшее серьезные финансовые трудности, окончательно ликвидировали. Работы в поселке горняков и металлургов не стало.

Сейчас акташцы стараются осваивать другие отрасли, в частности, зарабатывают на туризме. Кто-то из местных возит гостей на экскурсии, другие открывают турбазы, третьи торгуют сувенирами и продуктами.

Домик на турбазе. Акташ. Горный Алтай

Я отыскал по интернету и арендовал домик на одной из небольших баз, разместившихся на частном подворье.

Река Чибитка. Акташ. Горный Алтай

За забором открывается приятный вид на реку Чибитку.

Сторож. Собака у забора. Акташ. Горный Алтай

Из-за забора бурчит соседская собака.

Смешной плакат 1. Ведунья наводит порчу по мусору. Акташ. Горный Алтай

С чувством юмора у хозяйки базы явно все в порядке.

Смешной плакат 2. Ведунья наводит порчу по мусору. Акташ. Горный Алтай

А что, прогрессивная методика борьбы с мусором - наводить порчу на тех, кто любит свинячить. Надо будет порекомендовать ее нашим коммунальщикам. 

Но пора бы познакомиться с селом поближе, прогуляться по улицам. 

На улицах Акташа 1. Горный Алтай

На улицах Акташа 2. Горный Алтай

Главная площадь Акташа. Горный Алтай

Главная площадь Акташа. 

Мемориальная зона на главной площади Акташа. Горный Алтай

Мемориальная зона.

"Мария-Ра" с местным колоритом. Акташ. Горный Алтай

Вездесущая "Мария-Ра" с местным колоритом. Неплохая выручалка для туристов, которые не хотят заморачиваться на отдыхе готовкой еды. 

Георгиевская церковь. Акташ. Горный Алтай

В селе есть своя церковь (даже, говорят, две). Эту называют Георгиевской.

Колокольня у Георгиевской церкви. Акташ. Горный Алтай

Даже с собственной колокольней.

Мечеть. Акташ. Горный Алтай

Присутствует и мечеть. В том, что в относительно небольшом селе есть и церковь, и мечеть, нет ничего удивительного. Ведь Горный Алтай считается местом схождения разных религий. Христианства, буддизма, ислама, ну и, конечно же, шаманизма - традиционной веры алтайцев, веками поклонявшихся духам природы и предков. В начале XX века под влиянием буддизма сформировалось еще и специфическое алтайское религиозное течение - бурханизм. 

На улицах Акташа 3. Горный Алтай  

Все снимки для фотоальбомов, за исключением отдельно подписанных, сделаны Станиславом Сидоркиным 


 

Достопримечательности Улаганского и Кош-Агачского районов
акташ 0040 Белый Бом
По Чуйскому тракту
 
акташ 0078 иконка
Красные ворота и 
Мёртвое озеро
акташ 1101 иконка
Ретранслятор и
заброшенные штольни
акташ 0531 иконка
Гейзерное озеро
 
акташ 0922 иконка
Ледники Актру
 
акташ 1527 иконка
Уларские водопады
 
акташ 1964 иконка
Перевал Кату-Ярык
 
акташ 2018 иконка
Марс
 

 
 

 


 

Комментарии

Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Наши контакты. Со всеми вопросами и предложениями Вы можете обращаться по адресу staslandia15@gmail.com
18 + Некоторые страницы сайта могут содержать материалы для взрослой аудитории.
При использовании текстовых материалов, фотографий и рисунков желательно делать активную ссылку на наш сайт или указывать его адрес.
Правообладателям. Если Вы обнаружили на сайте изображение или текст, на которые Вы обладаете авторскими правами, и имеете что-то против их размещения на нашем ресурсе, пишите на адрес staslandia15@gmail.com. Там Вы сможете потребовать удаления материала или внести свои предложения об условиях его размещения.
Яндекс.Метрика