Римские каникулы
На автобусе через пол Европы
Ватикан
Ватикан – мировая столица католической религии, самое маленькое в мире государство, уместившееся в границах города Рима.
Когда-то первые христиане в Римской империи были всего лишь небольшой общиной, часто преследуемой властями. Но с тех пор, как император Константин в IV веке н.э. признал христианство полноправной религией и крестился сам, ситуация изменилась. Авторитет церкви стал расти, она получала щедрые подарки от состоятельных людей, в том числе земли. А когда империя распалась, римские епископы все чаще стали брать на себя и управление светскими делами. Тем более, что их поддерживали в этом некоторые европейские монархи. К VIII веку образовалось полноценное Папское государство. Во времена наивысшего могущества Папы могли назначать и снимать королей, вели масштабные войны с соседями. Папскому государству принадлежали обширные территории на Апеннинском полуострове. Конец этому положил король Виктор Эммануил II, который в ходе череды войн в XIX веке объединил Италию в единое государство со столицей в Риме и ликвидировал в 1870 году светскую власть Пап. Лишь в 1929 году Святой Престол и итальянский диктатор Бенито Муссолини заключили договор, согласно которому появилось на свет город-государство Ватикан. Вновь образованной стране отошли 44 гектара в центре Рима, на Ватиканском холме.
Город-государство Ватикан окружает массивная крепостная стена, перед которой в дневное время всегда стоит длинная очередь туристов. И не мудрено, ведь за тринадцать веков Папы собрали просто невероятно огромную коллекцию произведений искусства, начиная от античных статуй богов и героев, и заканчивая модернистскими произведениям современных авторов.
Ватиканские сады
Прекрасные сады Ватикана занимают больше половины территории страны. Помимо традиционных для Италии деревьев, здесь растут и экзотические субтропические растения. Меж деревьев бегают белки, кролики, на ветвях щебечут птицы. По садам тоже есть экскурсии, но записываться на них надо как минимум за месяц.
Из-за деревьев выглядывает радиовышка. Несмотря на маленькие размеры государства, в нем есть вся инфраструктура. Собственное радио, банк, жандармерия, вертолетная площадка и даже ветка метро, по которой каждое утро жители Рима спешат на работу «за границу». Хотя, за границу, пожалуй, лучше писать без кавычек. Ведь фактически Ватикан – это все-таки не Италия, а отдельная страна.
Основание колонны императора Антонина Пия
А вот и первые произведения искусства. Это основание колонны римского императора Антонина Пия, отличавшегося большой миролюбивостью и, в отличие от многих своих предшественников, отказавшегося от преследования ранних христиан. Сама колонна не сохранилась. На барельефе изображено вознесение императора и его жены в небеса.
Двор Сосновой шишки
До сих пор остается загадкой, почему вместо статуи Иисуса Христа или христианского святого, внутренний двор, с которого начинается поход по музеям Ватикана, решили украсить четырехметровой бронзовой статуей сосновой шишки, основание которой украшают фигуры римских атлетов. Массивная скульптура венчает фонтан, вокруг которого стоит почетная стража из двух павлинов. Это место так и называется двор Пинии, или двор Сосновой шишки. Известно, что шишка очень древняя (I-II век н.э.) и раньше находилась на Марсовом поле, а в Ватикан ее перенесли в 1608 году.
Это и есть двор Пинии. Справа видно здание Сикстинской капеллы. Именно в нем проходят конклавы (собрания кардиналов), на которых избирают Папу Римского. Об избрании нового Папы паству оповещают белым дымом из трубы. Если кардиналы пока не смогли прийти к согласию, то дым будет черным. Внутри капеллы потолок и алтарная стена расписаны великолепными фресками Микеланджело с сюжетами, взятыми из Ветхого Завета. Самая известная из них изображает сцену страшного суда. На стенах капеллы, расписанных Боттичелли и другими известными флорентийскими художниками, изображены сцены из жизни Иисуса Христа и пророка Моисея. К сожалению фотографировать в Капелле нельзя.
Поэтому позаимствуем кое-что из интернета.
Фото с сайта blogs.privet.ru.
По сути, в своих росписях Микеланджело и другие художники создали иллюстрированную библейскую историю мира, начиная от сотворения и вплоть до грядущего невеселого финала (не для всех веселого). Сотворение мира, создание Адама и Евы, их изгнание из Рая, Великий потоп – всё на этих фресках.
На алтарной стене (прямо) видна знаменитая сцена Страшного суда.
На фреске «Сотворение Адама» Бог передает первому человеку искру жизни (фото с сайта blogs.privet.ru).
Изгнание из Рая (фото с сайта blogs.privet.ru).
"Шар в шаре"
«Шар в шаре» - еще одна необычная скульптура, расположенная во дворе Сосновой шишки. Большинство произведений искусства, собранных в Ватикане, принадлежат древним эпохам. Но эту статую работы Арнольдо Помодоро Ватикан приобрел в 1990-е годы. Она подвижная – маленькая сфера вращается внутри большой. Согласно самому убедительному толкованию философского смысла этой скульптуры, большой шар символизирует Вселенную, а маленький – нашу Землю, которая разрушает Вселенную, вгрызаясь в недра, словно бур. Автор хотел сказать, что в нашем мире все взаимосвязано, планета является частичкой большого Космоса, а мы крупицей Земли. А значит люди, бездумно уничтожая свою планету, разрушают тем самым все Мироздание.
Бельведерский дворец
Вход в Бельведерский дворец. В нем располагается музей Пия-Клемента - один из самых знаменитых в Ватикане. Свое название он получил в честь двух Пап - Климента XIV и Пия VI, которые в XVIII веке отвели Бельведерские залы под музейные экспозиции ради сохранения известных греческих и римских произведений искусства.
На фото Галерея статуй в музее Пия-Климента.
На протяжении веков Ватикан собирал произведения искусства по всему миру. Количество бесценных произведений, собранных в его стенах, не поддается никакому счету. Статуи и бюсты богов, героев, императоров, римских пап, саркофаги, чаши, фрески, мозаики, гобелены разных народов, времен и культур.
Аполлон Бельведерский
Фото со странички smarty-yulia.livejournal.com
Знаменитые на весь мир статуи находятся не только в покоях дворца, но и в специальных нишах во внутреннем дворике. Аполлон Бельведерский – пожалуй, самое известное в мире изображение греческого бога – покровителя искусств и наук, хранителя солнечного света. Бронзовый оригинал статуи создал придворный скульптор Александра Македонского. Это древнеримская мраморная копия. Ее нашли в XV веке во дворце римского императора Нерона. Рук в тот момент не было – их восстановил позже ученик Микеланджело – скульптор Монторсоли.
Лаокоон и сыновья
Скульптурная группа «Лаокоон и сыновья» изображает сцену из поэмы Гомера «Илиада». Как все мы помним, греки в течение десяти лет вели осаду Трои, но безуспешно. И тогда хитроумный царь Итаки Одиссей предложил снять с города осаду, спрятать флот за ближайшим островом, а у стен Трои оставить гигантского деревянного коня, якобы в дар богине Афине, чтобы троянцы втащили его в город и установили на почетном месте. Вот только коня сделали полым, чтобы там могли спрятаться воины, ночью вылезти наружу, перебить стражу и открыть греческой армии ворота. Когда жрец Лаокоон попытался отговорить троянцев втаскивать в город гигантского коня, богиня Афина, подыгрывавшая в войне грекам, натравила на Лаокоона и его сыновей огромных змей, которые их задушили. Этот драматический эпизод и запечатлел в своей работе знаменитый скульптор I века до н.э. Агесандр Родосский и его сыновья. Фрагменты полуразрушенного творения древних мастеров нашли на месте бывшего дворца императора Нерона. Его реставрацию, по распоряжению Папы Римского, провел сам Микеланджело. В том числе, он приделал Лаокоону новую руку.
В Ватикане собрана еще и самая богатая в мире коллекция античных скульптур животных.
Бельведерский торс
Бельведерский торс. Хотя от этого могучего мужчины мало что осталось, он считается очень ценным экспонатом. Этим торсом восхищался еще Микеланджело, считавший его совершенным скульптурным творением. Раньше считали, что автор скульптуры афинский мастер Апполоний изобразил Геракла. Но теперь больше склоняются то к циклопу Полифему, то к сатиру Марсию.
Зал Ротонда
Зал Ротонда. В его центре стоит гигантская порфировая чаша, найденная во дворце императора Нерона, а по периметру, в нишах – статуи и бюсты богов, героев и императоров.
Статуя Геркулеса
Фото со странички brother2.livejournal.com
Взгляд сразу же останавливается на позолоченной бронзовой статуе Геркулеса II века н.э., найденной на развалинах театра Помпея в Риме. Кстати, это единственная в мире позолоченная скульптура из бронзы, сохранившаяся с античных времен.
Фото с сайта club443.ru
Римские императоры особо не скромничали и частенько заказывали скульпторам изобразить себя в образе одного из богов. Например, император Клавдий представил себя в виде верховного бога римлян Юпитера.
По соседству расположилась супруга Юпитера - Юнона. Эту римскую богиню почитали как покровительницу брака и материнства, что, впрочем, не мешало ей проявлять свой воинственный нрав.
Страницы 1 2