Римские каникулы
На автобусе через пол Европы
Вена
Наше путешествие по солнечной Италии заканчивается, но по пути домой заглянем в еще один интересный город – в австрийскую столицу Вену.
Хоть мы и выехали за пределы Италии, ее влияние дотянулось и досюда. Ведь Вену основали римляне в I веке н.э., установив здесь форпост 15-го легиона. На протяжении нескольких веков Вена была крупным центром европейской цивилизации, столицей Священной Римской империи, а затем Австро-Венгрии. Под ее стенами в XVII веке объединенные силы австрийцев и поляков положили конец нашествию Османской империи на Центральную Европу, наголову разгромив осаждавшие город турецкие войска.
В годы правления королевской династии Габсбургов Вена превратилась в один из самых крупных и развитых городов мира, центр культуры и искусств, столицу музыки. Здесь творили Моцарт и Бетховен, Шуберт и Гайдн, Штраус и Брамс. Не случайно по сей день при слове Вена люди, даже далекие от музыки, среди всех ее достопримечательностей первым делом вспоминают Венский оперный театр.
Лично же меня во время прогулки по Венским улицам больше всего вдохновила их неповторимая атмосфера цветущей старины. До чего же здорово, что даже в XX веке, в эпоху массовой застройки, когда во многих других городах сносились целые кварталы старинных домов, Вена сумела сохранить свой исторический центр, свое узнаваемое лицо изящной столицы империи Габсбургов. Сегодня это по-прежнему город дворцов и соборов, роскошно украшенных фасадов с ажурными колоннами, зеленых парков и розовых садов.
А еще различные организации регулярно ставят Вену на первые места в списках городов с самым высоким качеством жизни и с самым комфортным проживанием. Да оно и не мудрено. Как можно не чувствовать себя комфортно в таком-то великолепном окружении?
Памятник Марии Терезии
В самом центре музейной Вены нас встречает эрцгерцогиня Австрии, императрица Священной Римской империи Мария Терезия (1717-1780 г.г.), точнее, ее памятник, установленный на площади, также названной ее именем. Обычно отсюда и начинается большинство экскурсий по Австрийской столице. Мария Терезия считается одной из величайших правительниц Австрии, просветительницей, которая открывала по всей стране школы, университеты, библиотеки, реформировала систему государственного управления, ограничила власть ордена иезуитов и немало повоевала с соседями. А в перерывах между государственными делами успела родить 16 детей, двое из которых стали императорами.
Этот бронзовый памятник работы Каспара Цумбуша строили четырнадцать лет и открыли в 1888 году. Его общая высота достигает 20 метров, а вес превышает 20 тонн. Для своего времени он стал самым дорогим памятником. На вершине сидит в царственной позе сама Мария Терезия, приветствуя народ чуть приподнятой рукой, а внизу, на конях – четверо ее лучших военачальников.
Музей естественной истории
В музее естественной истории на площади Марии Терезии хранится собранная королевской династией Габсбургов богатая коллекция вымерших животных, насекомых, минералов, предметов быта древних людей и т.д. Среди самых известных экспонатов скелет гигантского динозавра диплодока, статуэтка языческой богини, которой поклонялись люди, жившие в этих землях 24-26 тысяч лет назад. На противоположной стороне площади находится брат-близнец этого музея - в точности такое же здание, открытое в то же самое время. Только в нем располагается Музей истории искусств, в котором собрана одна из крупнейших в мире коллекций живописи.
Австрийский парламент
При первом взгляде на австрийский парламент может показаться, что ты внезапно перенесся из современной Австрии в Древнюю Грецию. Очень уж он напоминает (местами) своей архитектурой античный храм или дворец. Центральный вход обрамляют колонны, поддерживающие треугольный фронтон, украшенный фигурами прекрасных дев. А если прогуляться вокруг здания, то можно повстречать всех главных древнегреческих богов, не собственной персоной конечно, а в виде статуй. Все это так знакомо… Да ведь это же знаменитый афинский храм - Парфенон, только абсолютно целый, а не разрушенный за 2,5 тысячелетия войнами и непогодой!
Такое обилие отсылок к греческим традициям появилось благодаря строившему парламент (с 1873 по 1883 год) архитектору Теофилу Хансену, который много лет прожил в Греции и считал античную архитектуру непревзойденным образцом красоты и гармонии. К тому же именно древние греки первыми изобрели демократическую систему, ради которой и создается любой современный парламент. О демократических ценностях автор и хотел напомнить народным избранникам.
На постаменте перед входом в Парламент стоит статуя Афины Паллады - древнегреческой богини искусств и ремесел, воительницы, покровительницы городов и государств. Две женщины слева и справа от богини символизируют законодательную и исполнительную ветви власти. А четыре статуи ниже символически изображают главные реки Австро-Венгерской империи: Дунай, Эльбу, Инн и Влтаву. Одновременно эта скульптурная композиция играет и роль фонтана. Вот уже больше столетия мудрая Афина приветствует идущих на заседание депутатов, вначале Австро-Венгерской империи, а с 1918 года – национального и федерального советов парламента Австрии.
Памятник основателям республики
«Памятник основателям республики» у здания парламента представлен бюстами трех общественных деятелей, стоявших у истоков создания Австрийской Республики в 1918 году после распада Австро-Венгерской империи.
Венская ратуша
Фото с сайта bestmaps.ru
Продолжаем путешествие по историческому центру города.
Венскую ратушу в неоготическом стиле построили в конце XIX века, по проекту архитектора Фридриха Шмидта, который выиграл конкурс среди 64 кандидатов. Первый камень заложили в 1873 году в присутствии императора. Дворец, который возводили 10 лет, получился очень внушительным по размерам, роскошным и оригинальным. Высота его центральной башни – 105 метров. На вершине стоит железный страж ратуши «Ратхаусман» - знаменосец в доспехах. Грандиозное здание стало прекрасной заменой старой ратуше, которая стала слишком мала после присоединения к Вене ее пригородов.
Сегодня в здании располагается городской бургомистр и муниципалитет, проходят заседания ландтага (местного парламента). А еще в Венской ратуше постоянно устраивают балы, фестивали, выставки, кинопоказы, концерты классической, джазовой, поп и рок-музыки. За год здесь бывает до 800 разнообразных мероприятий, самые известные из которых «Бал жизни», «Цветочный бал», Новогодний концерт венской филармонии и многие другие. Зимой площадь перед ратушей заливают водой, превращая ее в большой каток, очень популярный у венцев.
Любимое кафе Фрейда
В этом кафе (в центре) любил обедать основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Заходил в него почти каждый день, садился за столик в самом углу и за обедом наблюдал за посетителями. Видимо, анализировал их поведение.
Бургтеатр
Фото с сайта venagid.ru
Бургтеатр – бывший придворный театр Габсбургов – основала императрица Мария Терезия. В 1888 году он переехал в новое роскошное здание в стиле итальянского Возрождения, в котором располагается по сей день. На входе зрителей приветствует покровитель искусств и предводитель муз Аполлон, статуя которого установлена над порталом с колоннами. Практически с первых лет своего существования Бургтеатр стал одним из ведущих театров Европы. Здесь впервые увидели свет многие ныне всемирно известные пьесы и оперы, такие как «Женитьба Фигаро», «Похищение из сераля» Моцарта.
Народный парк (Фольксгартен)
«Народный парк» - очень уютный и спокойный зеленый уголок посреди оживленного города. В давние времена на этом месте находились оборонительные сооружения, земляные валы, которые благополучно разрушил Наполеон Бонапарт при взятии Вены в 1809 году. Овладев городом, император распорядился разбить на месте бывших городских укреплений парк во французском стиле. После разгрома Наполеона армиями союзных государств и освобождения страны королевский двор Габсбургов не стал отказываться от столь щедрого «подарка» и сохранил парк. А в 1820 году его открыли для прогулок горожан (народа Вены), за что парк и назвали Народным. Правда, под народом в тот момент подразумевалась только аристократия и очень состоятельные люди, которые могли заплатить за вход. Зато сейчас здесь гуляют все желающие. Народный парк давно стал популярным местом отдыха тысяч венцев и туристов.
Парк знаменит своей богатой коллекцией роз всех цветов, размеров и форм. Жаль, их немного подморозило прямо перед нашим приездом. Но общее впечатление все равно волшебное. Что интересно, все розовые кусты подписаны, на табличках указаны названия сортов.
Памятник Францу Грильпарцеру
Памятник Францу Грильпарцеру – австрийскому драматургу и поэту XIX века, прославившемуся своими трагедиями. Хотя творчество Грильпарцера не раз подвергалось жестким нападкам критики, тем не менее еще при жизни он стал почетным жителем Вены, а сейчас считается национальным поэтом Австрии.
Храм Тезея
Храм Тезея, хоть и напоминает своим видом древнегреческое святилище, на самом деле не античное сооружение. Заказ на его постройку тоже сделал Наполеон в годы своего правления австрийскими землями. Но в тот момент хватало других неотложных дел и до строительства руки не дошли. А в 1820 году, когда побежденный император уже коротал свои дни в ссылке на острове Святой Елены, об интересном проекте вспомнили и решили воплотить его в жизнь. При создании этого строения архитекторы скопировали храм Тезея в Афинах. Первоначально в нем действительно установили скульптуру древнегреческого героя Тезея, победившего Минотавра. Но в 1890 году ее перенесли в Художественный музей Вены. Сегодня в храме проходят выставки современных художников.
Заросли камышей и кувшинок в фонтанах парка – вовсе не недосмотр парковых работников. Наоборот их выращивают специально, чтобы, чтобы у посетителей при взгляде на них оставалось ощущение погружения в старину, в ретро, в ушедшее прошлое аристократической эпохи.
Памятник императрице Элизабет Баварской
В дальнем уголке парка установлен мраморный памятник австрийской императрице Элизабет Баварской (1837 - 1898 гг.), которую называли самой красивой женщиной Европы и очень любили в народе. До сих пор австрийцы ласково зовут ее семейным именем Сисси. Императрица боялась старости, увядания красоты, и после 42 лет запретила себя рисовать и фотографировать. Поэтому на всех портретах Сисси выглядит молодой и красивой.
Жизнь Элизабет была трагичной. Она вышла замуж за австрийского императора Франца Иосифа I по любви, что очень необычно для монархических семей того времени. Но из-за постоянных придирок свекрови и чуждого для нее дворцового окружения Сисси всегда жила в одиночестве. После трагической гибели любимого сына она окончательно покинула свет, много путешествовала. Элизабет погибла при нападении итальянского анархиста, когда прогуливалась по улицам Женевы, без охраны, в сопровождении одной лишь фрейлины.
Памятник работы скульпторов Ханса Биттерлика и Фридриха Охманна открыли через 9 лет после ее смерти. От мраморного лица статуи, установленной в Народном парке, веет печалью. С помощью цветника и небольшого прудика авторы намеренно расположили скульптуру так, чтобы между ней и зрителями сохранялась дистанция. Неувядающей красотой Сисси можно любоваться только издалека. Она была одинока при жизни и осталась одинокой после смерти.
Портал Героев
А теперь курс на главный дворец Габсбургов. Через Портал Героев входим на Площадь Героев перед императорским дворцом. Сам портал построен на месте бывшего бастиона крепостной стены. Его еще называют Воротами замка. Внутри портала находится мемориальная зона, посвященная героям Первой мировой войны.
Хофбург
Хофбург – главная резиденция императорской династии Габсбургов. Этот грандиозный дворцовый комплекс строили больше шести столетий, с XIII по начало XX века. Каждый новый император считал своим долгом расширить резиденцию. Для этого монарх выкупал соседние городские кварталы, сносил их, а на освободившейся площадке пристраивал еще один дворец, библиотеку, конюшни, театр, зал для приемов… Разумеется застройку императоры вели в соответствии с собственными художественными вкусами и архитектурной модой своего времени. Именно поэтому гигантская резиденция Габсбургов не симметрична и не имеет единого плана. Но от этого она смотрится только интересней. Сегодня в нее входит 19 дворцов, примерно 2600 комнат и залов, и каждый из них имеет свой особый колорит.
Фото с сайта lifeglobe.net.
Завершающим штрихом комплекса стал Новый дворец (на фото), который закончили перед самой Первой мировой войной. В ходе войны Австро-Венгерская империя распалась на множество независимых государств, саму Австрию преобразовали в республику, Габсбургов отстранили от власти и дальнейшие пристройки стали не нужны. Сейчас Хофбург отдан под музеи, также в нем располагается резиденция президента Австрии. На вершине центрального портала виден императорский герб с двуглавым орлом.
Конная статуя Евгения Савойского
Фото с сайта photo.qip.ru
Перед дворцом на постаменте высится конная статуя Евгения Савойского (1663 – 1736 гг.) – полководца Священной Римской империи, одержавшего много побед, в том числе в войнах европейских государств с Османской империей. С большим успехом участвовал в отвоевании у турецких войск Венгрии и Балкан.
От ворот Хофбурга по экскурсионному маршруту отходит вот такой симпатичный старинный автобус.
Ин-дер-Бург
Внутренний двор резиденции Габсбургов Ин-дер-Бург (в переводе с немецкого «в крепости»), где в старые времена проходили турниры и военные парады, вершился суд. На постаменте стоит памятник Францу I - последнему императору Священной Римской империи, исчезнувшей в ходе наполеоновских войн. Статуи внизу символизируют главные опоры монаршей власти: Мир, Силу, Веру и Справедливость. На замке императрицы Амалии (за спиной у императора) укреплены необычные двойные часы. На верхних механических часах время отсчитывают стрелки, а на нижних солнечных – тень, бегущая по циферблату.
Государственная канцелярия
Там же, во дворе Ин-дер-Бург. Вид на Государственную канцелярию. В прошлом в здании располагалась резиденция знатных гостей империи.
При оформлении своих дворцов Габсбурги часто ориентировались на классику, на античную культуру и на героев, воплощающих в себе силу, мужество и красоту. Часто среди скульптур Хофбурга появляется Геракл, совершающий один из своих подвигов. Вокруг арки канцелярии стоят два стража-Геракла. Точнее не стоят, а бьются с врагами.