Римские каникулы
На автобусе через пол Европы Вена Страницы 1 2 3
Швейцарские ворота
Швейцарские ворота, украшенные гербами, ведут в Швейцарский двор, названный так из-за живших в этой части дворца швейцарских гвардейцев, охранявших императрицу Марию Терезию. Хотя ворота довольно новые по историческим меркам (построены в XVI веке), эта часть Хофбурга самая старая во всем дворцовом комплексе Габсбургов. Первое упоминание о ней встречается еще в документах 1279 года. В то время на этом месте находился укрепленный средневековый замок.
Конная статуя императора Иосифа II
Конная статуя императора Иосифа II (1741 – 1790 гг.) на фоне Национальной библиотеки на площади Святого Иосифа. Фон для памятника подобрался весьма удачный. Потому что Иосиф II сохранился с памяти австрийцев, как монарх-реформатор, который способствовал развитию образования в империи, ограничил власть церкви, дал некоторые права иноверцам и отменил крепостное право.
Вообще конных статуй в Вене довольно много. Это не удивительно, ведь австрийский императорский двор всегда гордился своими скакунами. При дворце Габсбургов до сих пор существуют конюшни и Школа Испанской Верховой езды (основанная в 1572 году), где обучают знаменитых липицианцев – особых австрийских королевских лошадей, и их наездников. Эти красивые и умные белые лошади выступают перед зрителями с «конным балетом». Во время спектакля они гарцуют, показывают грациозные па, как будто танцуют.
Флигель Архангела Михаила
(Михаэлертракт)
Здание с зеленым куполом - флигель Архангела Михаила (Михаэлертракт). Император Иосиф I приказал построить его, чтобы соединить Имперскую канцелярию и Зимний манеж для верховой езды. Раньше в этом дворце находились личные покои предпоследнего императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I, а также его супруги Елизаветы Баварской (Сисси). Сейчас их превратили в музей, где посетители могут пройтись по бывшим императорским спальням, рабочему кабинету, столовой, гимнастическому залу, посмотреть на роскошную мебель, люстры и портьеры, на сокровища, собранные почти за 700 лет правления династии Габсбургов.
В каждой из четырех статуй, стоящих перед его входом, представители династии Габсбургов скоромно изобразили (точнее велели изобразить) себя в виде Геракла, совершающего один из его знаменитых двенадцати подвигов.
И снова Геракл, совершающий один из своих подвигов. На сей раз герой греческих мифов пленил трёглавого адского пса Цербера.
И немного имперской пропаганды, воплощенной в камне. В фасад дворца вмонтированы два фонтана, призванные подчеркнуть могущество Австро-Венгрии. Один называется «Австрия, покоряющая сушу»…
…а второй – «Австрия, покоряющая море».
Римские развалины
Прямо перед входом в дворцовый комплекс Хофбург можно увидеть самую древнюю часть Вены. Это остатки римских построек, сохранившихся со II-IV века н.э., когда будущая Вена еще была небольшим поселением и называлась Виндобоной. Под этим именем она звучит в фильме «Гладиатор» Ридли Скотта. В первых сценах фильма именно под Виндобоной происходит сражение римских войск под командованием генерала Максимуса с германцами.
Церковь Святого Михаила
(Михаэлеркирхе)
Церковь Святого Михаила (Михаэлеркирхе) расположилась рядом с дворцовым комплексом Хофбург. Помимо икон и скульптур на библейские сюжеты, в ней находится большой старинный склеп, в котором за отдельную плату хоронили знатных, богатых горожан. Из-за особых климатических условий тела в склепе естественным образом мумифицировались и сейчас выставлены на всеобщее обозрение в открытых гробах.
Также церковь известна тем, что здесь впервые прозвучал «Реквием» Моцарта, на панихиде по великому композитору.
Над центральным входом церкви по бокам установлены две скульптуры ангелов, а в центре архангел Михаил с сияющим мечом повергает дьявола.
Не спеша прогуливаемся по старинным улицам Вены.
Церковь Святого Петра
(Петерскирхе)
Дорога выводит нас к церкви Святого Петра (Петерскирхе) в стиле барокко. Говорят, первый храм на этом месте появился еще в римские времена, а второй заложил сам император Карл Великий. Это третий вариант, построенный в XVII веке по велению императора Леопольда I. При разработке облика для нового храма архитектор ориентировался на Собор Святого Петра в Риме, только сделал его в миниатюре. Церковь украшали многие известные скульпторы и художники своего времени. В ней хранится стеклянный гроб с мощами Святого Бенедикта, а также работает один из лучших органов во всей Австрии.
Улица Грабен
Фото с сайта globus-tour.ru
А сейчас прогуляемся по улице Грабен – главной туристической, пешеходной улице в исторической части города. В древние времена здесь проходил римский оборонительный земляной вал. Но в XIII веке вал срыли, а на его месте появилась улица, несколько веков выполнявшая роль рыночной площади. В XIX веке Грабен перестроили, и она обрела современный вид. Среди ее главных достопримечательностей Чумная колонна и два фонтана XIX века - Йозефсбруннен и Леопольдсбруннен.
Чумная колонна
Фото со странички l7e7o7n.narod.ru
Чумные колонны (или чумные столбы) было принято возводить в средневековой Европе в благодарность господу за прекращение эпидемии, кои в те времена были частым явлением.
В 1679 году в Европе свирепствовала особо массовая эпидемия чумы. Не обошла беда стороной и Вену, где от страшной болезни вымерла примерно третья часть населения. Горожане умоляли небеса послать им избавление, а император Леопольд I дал обет, что если бог спасет народ Вены от мора, то он воздвигнет взамен старой деревянной колонны новый роскошный монумент. И когда болезнь наконец отступила, настало время выполнить обещание.
Богато украшенную Чумную колонну, посвященную Святой Троице, благодарные венцы строили с 1683 по 1693 год. На нижнем уровне скульптурной композиции изображены гибнущие от болезни люди, чуть выше - фигура коленопреклоненного императора, который молится об избавлении от несчастья, еще выше – многочисленные фигуры ангелов, принесших добрую весть об окончании мора. И на самой вершине – сияющая золотом Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух в виде голубя.
Почти все здания здесь старинные, в них работает много сувенирных магазинов, ресторанчиков, кафе. Кстати, надо не забыть заглянуть в одно из них, попробовать «Захер» – знаменитый шоколадный торт, который считается визитной карточкой Вены. Его выпускают только две венских фирмы (имеющие патент на рецепт торта).
Собор Святого Стефана
Фото с сайта allwantsimg.com
Собор Святого Стефана (покровителя Вены) – это национальный символ Австрии, главный католический храм страны.
Собор в его современном виде начали строить в XIII веке и закончили (с учетом всех реконструкций) лишь в XVI. Его размеры воистину огромны – высота южной башни превышает 136 метров. На самой вершине находится двуглавый гербовый орёл.
Снаружи и внутри храм украшен богатой каменной резьбой, многочисленными статуями святых, готическими витражами. Особое внимание привлекает резная кафедра XV века со скульптурными портретами учителей церкви. На кровле цветной черепицей выложены гербы Вены и Австрии.
В соборе похоронено несколько императоров, королей, знатных особ, ученых и просто великих людей, в том числе князь Рудольф IV (который и строил храм), полководец Евгений Савойский, разгромивший турков. В особом герцогском склепе покоятся останки 72 членов династии Габсбургов. Кстати, в храме хранятся и мощи Святого Валентина (одного из святых с таким именем) – возможно, того самого, которого в массовой культуре считают покровителем влюбленных.
Помимо того, что сам храм по праву считается архитектурным шедевром, за несколько веков в нем собрали множество священных реликвий. Среди достопримечательностей собора можно назвать чудотворную Пёчскую икону Девы Марии, которую император Леопольд I вывез из одного небольшого венгерского селения. Пуммерин - второй по величине колокол в Европе весом в 21 тонну. Его отлили в 1683 году, после отражения набега турок на Вену, из пушек, захваченных у врага. Для венцев он олицетворяет свободу. Другие ценные реликвии: черепа святых Космы и Дамиана и лоскут скатерти с Тайной Вечери, той, на которой ужинал Иисус Христос с учениками-апостолами.
Фото с сайта www.artcontext.info
Поскольку собор сделан из песчаника – камня, впитывающего, как губка, всю сажу и копоть, то в условиях современного города его приходится постоянно чистить. Иначе он станет абсолютно черным.
На площади перед собором Святого Стефана в режиме нон-стоп проходят выступления музыкантов, танцоров, других артистов всех стилей и жанров. Эти «аборигены Америки», судя по надписи на плакате, предлагают перестать разрушать Землю и спасти ее от уничтожения.
Древность и современность рядом. В зеркальных окнах современного Дома Хааса отражаются старинные башни собора.
Галерея Альбертина
Фото с сайта izi.travel
В галерее Альбертина собрана одна из богатейших в мире коллекций графики. Она находится в бывшем дворце герцога Альберта Саксонского-Тешенского (1738-1822), много лет собиравшего произведения искусства. Еще в далеком 1822 году в музейные залы дворца открыли вход всем желающим посмотреть на произведения искусства, а не только дворянам, как было принято в то время. Единственным обязательным условием для входа было наличие у посетителя собственной обуви. В завещании герцог запретил делить коллекцию или передавать ее другому государству.
На высокой террасе Альбертины установленная конная статуя, изображающая правда не самого основателя музея, а его потомка, выдающегося полководца времен австро-прусско-итальянской войны эрцгерцога Альбрехта Австрийского (1817-1895), который получил галерею по наследству, пополнил ее новыми экспонатами и перестроил дворец.
Противоречивые чувства у многих горожан вызывает "Крыло Соравия", или «летящая крыша», контрастирующая с обликом исторического здания Альбертины. Этот вытянутый навес над входом в здание пристроили во время послевоенной реконструкции музея, сильно пострадавшего во время бомбежек 1945 года.
Мемориал против войны и фашизма
Гуляя по историческому центру, выходим на площадь Альбертины, откуда начинаются многие самые популярные туристические маршруты по Вене. И тут мы оказываемся перед необычным монументом, который контрастирует с дворцом Герцога Альберта и другими старинными зданиями. «Мемориал против войны и фашизма» на Альбертинаплац, спроектированный скульптором по имени Альфред Хрдличка, состоит из нескольких массивных блоков, из которых торчат исковерканные части человеческих тел. До Второй мировой войны на этом месте находился дом, в подвале которого во время бомбежек 1945 года погибли сотни людей. Но скульптурная композиция посвящена не только им, но и всем жертвам войны и тем, кто боролся с фашизмом.