Художники БарнаулаИзготовление витражей Витражных дел мастер
В последние 10-15 лет на Алтае все большим спросом пользуется такой способ оформления зданий и интерьеров, как витражи. Поподробнее об этом древнем, но не устаревшем виде искусства рассказывает один из первых алтайских витражистов Юрий Яуров. Юрий Алексеевич родился и вырос в Алтайском крае. В юности окончил отделение монументальной живописи Ленинградской академии декоративно-прикладного искусства и дизайна. В 90-е годы вернулся в Барнаул и одним из первых в новейшей истории стал применять витражную технику на Алтае. Сегодня его изящные работы из искрящегося цветного стекла украшают особняки и квартиры сотен жителей Барнаула, Белокурихи, Новоалтайска и других городов. Погружение в чудо
Как правило, витражи ассоциируются со Средневековьем, с европейскими католическими церквями. Для чего же они создавались в то время и насколько востребованы сейчас? «Первоначально в средневековых храмах строили минимум стен. Они выполняли скорее роль несущего каркаса, а остальное пространство заполнялось цветным вареным стеклом, - рассказывает Юрий Яуров. - Из стекла создавали изображения святых, сцены из их жития. Жизнь была сложной, людям больше негде было отвести душу. В костел приходили за чудом. В преломлении лучей солнца через цветное стекло в замкнутом пространстве создавалась сказка, загадочность, необычность. В наше время витраж по-прежнему востребован, и у него появились новые объемно-пространственные задачи. Современный витраж существует не только для украшательства или для создания настроения в пространстве, но и для завершения интерьера». Изготовление витражей - процесс тонкий и трудоемкий. Он сочетает как творческое начало, так и веками наработанные технологии. Самое трудное, по признанию самого художника, создать, почувствовать, уловить первоначальный образ, который ляжет в основу работы. Обычно витражист работает над ним совместно с дизайнером, создающим интерьер квартиры в целом. Постепенно на основе этого образа вызревает идея, которая подсказывает, в какой технике будет выполняться витраж. «Витраж служит не просто для украшения, но и выполняет конкретную задачу, - говорит Юрий Алексеевич. - Он создает завершенность пространства. Часто дизайнеры привозят меня на объект, в дом, в квартиру, показывают готовый интерьер и говорят «Чего-то здесь не хватает. Не могу все собрать в единую картину». Я прикидываю, какого цвета и в каком количестве не хватает в этом интерьере, и в зависимости от этого разрабатываю витраж, который позволит логически завершить картину». Затем нужно подобрать цветовую палитру, неповторимую для каждого интерьера. Для создания витражей применяется специальное стекло американского, польского, немецкого производства. Когда отдельные элементы мозаики подобраны, остается соединить их в единую картину. Юрий Алексеевич и его коллеги используют для этого разнообразные техники. Например, «тиффани», или паяный витраж. Это средневековое направление в витражном деле, усовершенствованное итало-американским мастером XIX века Луи Тиффани. После того, как кусочки стекла обрезали и подогнали друг к другу, шов заливают металлическим припоем и спаивают. Получается очень прочное крепление. Знаком барнаульским мастерам и фьюзинг, когда отдельные фрагменты рисунка спекаются друг с другом в специальной печи, и смешанные техники. Второе рождение - Как давно витражи пришли на Алтай? - До Сибири витраж сейчас доходит по второму кругу. В первый раз витраж в Сибири появился еще до революции. Из европейской части царской России к нам приезжали образованные люди, которые заведовали здесь банками и предприятиями. Они-то и привезли с собой культуру витражей. В Бийске по сей день стоит дом банкира, где сохранились старинные витражи в стиле модерн. Второе пришествие витража состоялось в 90-е годы прошлого века, когда начались изменения в стране, когда у жителей Алтайского края появилась возможность строить жилье по индивидуальному проекту. Витраж стал использоваться для наполнения интерьера. В первые годы дело шло туго, народ еще не знал толком, что это такое. Но постепенно интерес к нему рос, людей, желающих сделать витраж, становилось больше. Современные витражи мы в основном проектируем для частных коттеджей, квартир. Для внешнего оформления домов у нас витражи практически не используются, хотя за рубежом – это не редкость. В Барнауле и других городах Алтая чаще заказывают плафоны в квартирах, светильники, межкомнатные двери, внутренние оконца, выполненные в технике витража. Один состоятельней человек заказал для своей барнаульской квартиры витражный плафон с изображением знаков зодиака членов семьи. - Какие сюжеты интересуют современные заказчиков? - Очень востребованы работы, где присутствуют звери, птицы, люди в какой-то мере. Одно время просили сделать витражи с растительной тематикой, как можно ближе к натуре. Женщины особенно любят цветы, чтобы картинка ласкала глаз, и от нее веяло летом. Но в основном заказывают работы орнаментального плана, либо геометрические, либо криволинейные, со смещением к модерну, к ампиру. Помню, мы делали витраж с подсветкой с изображением львов, цветов на фактурном стекле, похожем на флорентийскую мозаику. Подоплекой этой работы было показать благосостояние заказчика. Львы в данном случае символизируют достаток и охраняют замкнутое пространство, в котором находится хозяин дома. Но меня больше всего радует, что начинает появляться новое поколение заказчиков, которые мыслят другими категориями и понимают, что интерьер можно привести в порядок не только изобразительными элементами, а выстроить его на фактурах. Первой ласточкой стала молодая заказчица, для которой мы делали витраж на фактуре. Это было внутреннее окошко из ванной комнаты в туалетную и окошко в зал. С его помощью мы оформили межкомнатное пространство, оно работало на просвет из туалетной комнаты в зал. В этой работе нет изобразительных элементов. Я постарался передать состояние - текучесть, будто струится, журчит вода. В этой работе присутствует и теплое, и холодное начало, стихия, вечный водоворот, переменчивость, все как в человеческой жизни. Я надеюсь, что со временем таких заказов будут появляться все больше, ведь они заставляют искать новые художественные решения, дают новые возможности для творчества. Стас Сидоркин Все фото за исключением отдельно подписанных из архива Юрия Яурова
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором |
Комментариев пока нет