Из глубины вековАлтай - прародина татар Загадки татарского народа
Алтай – знаковое место для всех татар. Хотя у современных людей словосочетание «татарский народ», прежде всего, ассоциируется с республикой Татарстан, расположенной в Поволжье, многие ученые-историки считают именно Алтай прародиной татар. Мы попросили рассказать об этом подробнее председателя Общественной палаты города Барнаула, профессора кафедры уголовного права и криминологии БЮИ МВД России, доктора юридических наук Равиля Абызова. Потомки тюрков
-Равиль Михайлович, скажите, когда татары впервые появились на исторической арене, и где зародился татарский народ? -Название «татары» известно в истории более полутора тысяч лет. В 6 веке н.э. в числе народов Тюркского каганата (могучей империи, простиравшейся от Монголии до Северного Кавказа) упоминаются племенные объединения «тугэз татар» («девять татар») и «утэз татар» («тридцать татар»). Исторические источники подтверждают, что в составе войск Восточно-тюркского каганата в 8 веке насчитывалось 30 тысяч татарских воинов. Сегодня, к сожалению, не существует целостной концепции национальной истории татар. Продолжается дискуссия вокруг проблемы формирования народа. Есть среди историков сторонники монгольского, кыпчакского, булгарского происхождения. Сторонники булгарско-татарской теории считают, что этнической основой татарского народа является булгарский этнос, сложившийся в Поволжье и Приуралье в 8 веке н. э. на основе тюркско-булгарских племён. Татаро-монгольская концепция основана на гипотезе о переселении в Европу кочевых татаро-монгольских этнических групп, которые в начале золотоордынского периода, смешавшись с кыпчаками (то есть половцами), создали основу культуры современных татар.
И, наконец, тюркско-татарская теория истоки современных татар находит в развитии традиций Тюркского и Хазарского каганатов, а также Волжской Булгарии. Эта теория самая обширная, в этнокультурном плане она включает тюрко-огурские, кыпчакско-кимакские, татаро-монгольские этнические группы, расселившиеся за века на обширных равнинах Евразии от Северо-Восточного Китая до Дуная. В частности, профессор Хайруллин их Казахстана полагает, что татарский народ в числе своих прямых предков может назвать и татар, и булгар, и гуннов, и скифов, и хазар и многих других. Являясь составной частью тюркского мира Евразии, современные татары стали наследниками многочисленных тюркских народов. Со временем благодаря культурной трансформации, волго-уральские татары стали центром притяжения тюркско-мусульманских народов России и ядром развития татарской нации. Алтайская колыбель евразийцев -Татары ведут свое происхождение от древних тюркских племен. А Алтай, как известно, сыграл особую роль в формировании тюркского народа…
-Да, Алтай считается прародиной тюрков, именно здесь в 1 тысячелетии до нашей эры зародилась тюркская нация. Что означает слово «Алтай»? Кто-то переводит его как «золотые горы». Но древние тюрки понимали его как «родина предков». Согласно китайским летописям, слово «тюрк» означало «сильный», «крепкий». Люди, населявшие тогда Алтай, были коренастые, светловолосые и синеглазые, отличались силой и военной ловкостью. Древний Алтай давно привлекал внимание учёных. Именно здесь в 18 веке совершенно случайно были обнаружены следы древних поселений: курганы, намогильные памятники, руины дворцов, скульптуры, подобных которым не было ни в одной стране мира. Свыше ста лет бились ученые над загадками Алтая, пытаясь понять его прошлое. Первое открытие было связано с именем датского профессора лингвиста Томсена, который сумел расшифровать таинственные надписи на скалах Древнего Алтая, установив, что они тюркские. С этого момента Алтай стали считать - родиной тюрков, колыбелью тюркского народа. В письменных источниках того времени Алтай называют раем земным. Сюда посланцы многих стран и народов приходили обучаться искусству, ремеслам, военному делу. Именно тюрки первыми на Алтае стали выплавлять железо. Изобрели плуг, который произвел переворот в сельском хозяйстве. Не случайно Сабантуй (в переводе - «праздник плуга») по сей день остается главным национальным праздником татар. Возможно, на Алтае его и отметили впервые много веков назад. Здесь зародился и религиозный культ Тенгри, на сотни лет ставший главенствующим для тюркско-монгольских народов. -И, видимо, с Алтая началось расселение тюрков по Евразии?
-Движение тюркского народа в степь в многочисленных источниках отмечается как грандиозное событие в истории человечества. Началось оно во 2 веке с Алтая, постепенно смещаясь в сторону Европы, и растянулось на триста с лишним лет. Именно приход тюрков в Европу подвел черту под эпохой Античности и начал эпоху Средневековья. В 435 году н.э. в начале царствования легендарного предводителя гуннов Аттилы тюркские войска дошли до центра Европы, где основали Бургун-юрт, или Бургундию. Тюркские семьи массово переезжали в Индию, Иран, Среднюю Азию, Армению, Кавказскую Албанию, Иберию (Грузию), Сирию и Египет, распространяя культуру Великого Алтая по всей Евразии, сближая Восток и Запад. В 312 году нашей эры византийский император Константин, призвал под свои знамена тюркских воинов. Влившись в византийскую армию, они оказали влияние на культурную, религиозную и военную жизнь империи. Особый этнос или часть целого?
-Некоторые исследователи считают Сибирских татар особым этносом, который заметно отличается от коренных татар, живущих в других регионах. Это действительно так? -Сибирские татары считаются коренным этносом Западной Сибири. Их относят к метисным монголоидно-европеоидным этническим группам с преобладанием монголоидных генов. Вспомним, что еще в 14-16 веках в Западной Сибири располагалось Сибирское ханство – государство, населенное татарами. Тем не менее, историки до сих пор спорят и о самостоятельности происхождения сибирских татар, и о степени их консолидации в единый этнос.
В частности, сибирский ученый профессор Валеев считает, что Сибирские татары сформировались в самостоятельную этническую общность уже в период Сибирского ханства. Его коллега профессор Томилов уверен, что современные сибирские татары произошли в результате более позднего смешения с поволжско-приуральскими татарами. Известно, что в Средневековье сибирские татары составляли служивое и ясачное сословия. А поволжские татары, расселившиеся в аулах сибирских татар, активно смешивались с ними. Были еще выходцы из Средней Азии – бухарцы, но они держались особняком.
В свою очередь, историк Корусенко и вовсе полагает, что как такового отдельного этноса сибирских татар, известного на протяжении нескольких веков, не существует. По его версии, лишь в ХХ веке потомки различных групп тюркоязычного населения юга Западной Сибири осознали себя наследниками общих культурных традиций, и таким образом сформировалась единая региональная общность сибирских татар. Так или иначе, несмотря на многие культурные сходства сибирских, волго-уральских и астраханских татар, антропологи всё-таки выделяют сибирский тип как отдельный этнос. Лингвистические исследования определили их язык как восточный диалект татарского языка. Хотя, некоторые исследователи считают его самостоятельным языком. Образованность всегда в цене -Сохранились ли до наших дней какие-то сведения об обычаях, культуре татар, живших на Алтае в Средневековье?
-Известно, что расселялись сибирские татары преимущественно по берегам водоёмов. Поселения назывались вначале юртами, позже - аулами (не случайно, видимо, происхождение названия «Барнаул»). Занимались охотой, рыболовством, собирательством, земледелием. Было распространено скорняжество, постройка телег, саней и прочей хозяйственной утвари. Из одежды носили шаровары и рубашки, шапки на меху, овчинные тулупы, из обуви - кожаные сапоги. Традиционно семьи были большими. «Четверо детей не семья», - говорили люди в то время. Только с появлением пятого ребенка (желательно мальчика) мужчина получал уважение в обществе. В армии служили все мужчины. Не служившему юноше запрещалось жениться.
Среди татар всегда была востребована образованность. На неграмотного татарина соплеменники смотрели с презрением, он не пользовался уважением. Образование же предполагало наличие письменности. В древности это была пиктографическая письменность (рисунки на скалах), позже рунические письмена. В 9 веке возникла арабская письменность, просуществовавшая почти тысячу лет. В начале 20 века официальным алфавитом татарского языка становится латиница, чуть позже кириллица, а сегодня - новая письменность, основанная на русском алфавите. Ценностные ориентиры Сибирских татар базировались на религиозных (исламских) канонах, народных обычаях и обрядах. С 17 века шло активное сближение сибирских татар с русскими. В этот период распространились смешанные браки, что привело к отходу части татарского населения от ислама и переходу в христианство. Не растворились в общей массе -Что произошло с сибирскими татарами в более поздние периоды истории?
-В более поздние времена сибирские татары не исчезли, не растворились в других народах. Так, в «Тобольских губернских ведомостях» за 1861 год о них писалось, как об отдельной этической общности. Сейчас места компактного проживания татар есть в Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Курганской областях и в Алтайском крае. Именно на этой территории в средневековье располагалось Сибирское Ханство. Согласно переписи 2002 года, в этих областях проживало почти 360 тыс. татар. Из них только 9,5 тыс. идентифицировали себя как коренные сибирские татары. Но в некоторых научных публикациях численность коренных Сибирских татар оценивается, примерно, в 200 тыс. человек. -В истории Алтая, Барнаула татары тоже оставили в 20 веке свой след? -Старожилы помнят, что в начале XX века в барнаульском районе, называвшемся в то время сад-город, располагалось место компактного проживания татар, работали две татарские школы, а на ул. Некрасова находилась мечеть, которую посещали, в том числе и татары.
Новая волна переселения татар на Алтай из других регионов России пришлась на 1910-1920-е годы. Как показывает исследование, проведенное в 2005 году преподавателями и студентами БГПУ в рамках программы «Народы Алтая: история и культура», большинство переселенцев прибывало из Башкирии, Поволжских губерний (Пензенской и Саратовской), Татарстана. Голод и тяжелая жизнь гнали людей на Алтай. Засуха 1919-1921 годов в Поволжье заставила уехать многие семьи. Люди сеяли зерно, но урожая не получали. На новом месте тоже было трудно, голодно, тем более что все деньги ушли на дорогу, но у мигрантов появился шанс выжить. Большинство из них осели в Барнауле, где прокормить семью было полегче. Несмотря на превратности судьбы, татары-переселенцы не сломались, пережили все трудности и заняли свое достойное место в жизни Алтайского края и Барнаула. Наряду с представителями других наций, они участвуют в строительстве, культурной, общественной политической, экономической жизни Алтая. Среди татар и потомков от смешанных браков много талантливых писателей, художников, руководителей предприятий, военных, ученых, врачей, которые вносят свой вклад в развитие нашего края. Стас Сидоркин
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором |
Комментариев пока нет