Фотопортрет старого Барнаула
Железнодорожная станция Барнаул
Так случилось, что Транссибирская магистраль, соединившая в 1901 году Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком, прошла мимо Барнаула, и город оставался несвязанным с российской сетью железных дорог. Между тем, Барнаул играл немаловажную роль в производстве и торговле Сибирского региона, так что рельсовый путь для доставки товаров ему был просто необходим.
Поэтому в 1910-х годах было принято решение о строительстве Алтайской железной дороги. Для этой цели создали частное акционерное общество, устав которого учредил сам император Николай II. Подрядчиками выступили предприниматели Николай Аверин (тот самый, что выстроил знаменитый «небоскрёб» на ул. Гоголя) и Дормидонт Алейников. В 1913 году началось строительство. И уже в 1915 году, несмотря на то, что шла Первая Мировая война, железная дорога соединила Новониколаевск (сейчас Новосибирск), Барнаул и Семипалатинск. В том же году был достроен железнодорожный мост через Обь и барнаульский железнодорожный вокзал. В октябре из Новониколаевска в Барнаул прибыл первый поезд. Строительство железной дороги дало крупный толчок развитию Барнаула и всего региона, сделав перевозку товаров на Урал, в соседние губернии Сибири и в Центральную Россию более дешевой и быстрой.
Старый железнодорожный вокзал
Преобразился и микрорайон, примыкающий к станции Барнаул и железнодорожным путям. Он быстро оброс инфраструктурой: у барнаульских железнодорожников появилось собственное локомотивное депо, мастерские, административные здания. Одним словом, в Барнауле сформировался еще один крупный промышленный центр. Рядом с ним выросли кварталы заселенные железнодорожными рабочими. Сегодня сохранившиеся до наших дней постройки той эпохи составляют комплекс памятников истории и архитектуры железнодорожной станции Барнаул. Центральное место среди них занимает здание старого железнодорожного вокзала (пл. Победы, 10б), построенное в стиле модерн в 1915 году.
Старый железнодорожный вокзал – вид с перрона.
Локомотивное депо
Фото с сайта zap-sib-rail.narod.ru
Параллельно с вокзалом и железнодорожной веткой у станции Барнаул строилось и локомотивное депо веерного типа на 14 ремонтных стойл. К августу 1914 года первые семь стойл запустили в эксплуатацию, а ровно через год заработали и оставшиеся семь. Со станционных путей, паровозы, нуждавшиеся в техобслуживании, заезжали на поворотный круг, который виден на переднем плане. Он вращался и направлял локомотив в одно из 14 стойл, расположенных веером вокруг него. Барнаульское депо было основным на Алтайской железной дороге и служило базой для депо станции Алтайской и Бийска.
В 2011 году здание (ул. Привокзальная, 14б) отремонтировали, а три бывших стойла отдали под музей истории локомотивного депо, который с тех пор накопил немало интересных экспонатов.
Паровоз 9П-239
На постаменте перед одним из бывших стойл депо расположился паровоз 9П-239. Он был рабочей лошадкой российских железных дорог, выпускался с 1935 по 1957 год. Его называли паровоз-танк, поскольку вода и топливо размещались на самом локомотиве в специальных ёмкостях – танках. Этот локомотив решили установить на постамент в 1984 году в честь 70-летия локомотивного депо, а также в память об ушедшей эпохе паровозов. В основание пьедестала заложили капсулу с посланием потомкам, завещав вскрыть ее к 100-летию предприятия, то есть в 2014 году. После появления в 2011 году музея в здании бывшего веерного депо, паровоз перенесли на новое место, поближе к другим экспонатам, где он находится по сей день.
Паровоз Л-0186
В окрестностях станции Барнаул есть и другие паровозы-памятники. В 2006 году к 61-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне на постаменте рядом все с тем же локомотивным депо, только со стороны железнодорожных путей, установили еще один паровоз - модели Л-0186, выпуска 1947 года. Его длина составляет 24 метра, а вес около 120 тонн. Это самый большой памятник в Алтайском крае.
Макет паровоза Черепановых
Фото предоставил музей Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги.
Самый маленький по размеру (но не по значению) паровоз разместился у входа в музей Истории Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги (пл. Победы, 8 к. 2), который также располагается недалеко от перрона станции Барнаул. Это макет паровоза, созданного отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми в 1833 году. Талантливые изобретатели были Демидовскими крепостными, работали главными механиками на Нижнетагильских заводах. За многочисленные улучшения заводской техники получили вольные и стали свободными людьми. Во время учебной поездки в Англию Мирон заинтересовался конструкцией знаменитого паровоза Стефенсона «Ракета». По его возвращению в Россию, отец и сын разработали и создали на Нижнетагильских заводах первый российский паровоз, а через пару лет - еще один, большей мощности. Специально для Черепановского поезда проложили чугунную железную дорогу длиной три версты. Некоторое время второй паровоз использовался для подвоза медной руда от места добычи до Выйского завода.
Сегодня макеты Черепановских поездов стоят в Нижнем Тагиле, Москве и других городах России. Логично, что один из них появился и в Барнауле, где действовало одно из важнейших предприятий в Демидовской промышленной империи.
Гаубица времен Второй Мировой войны
Богатая коллекция техники, собранная барнаульскими деповчанами, не ограничивается только поездами. В нескольких метрах от веерного депо, в мемориальном комплексе музея локомотивного депо, посвященном памяти железнодорожников, погибших в годы Второй Мировой и Афганской войн, расположилась гаубица, которая участвовала в штурме Берлина. Орудие установили в честь 50-летия Победы. Гаубицу передали в дар локомотивному депо министерство обороны РФ и командование Сибирского военного округа в знак признания заслуг железнодорожников перед фронтом. Вполне логичный выбор экспоната, учитывая, что большинство Алтайских солдат в годы Второй Мировой войны уезжали на фронт именно с Барнаульского вокзала, со станции Барнаул. Да и многие железнодорожники сами прошли войну, причем часть из них ушли туда добровольцами, несмотря на то что были приписаны к железной дороге и, как работники стратегически важной отрасли, не обязаны были отправляться в зону боевых действий.
Водонапорная башня 1915-1917 годов
Но вернемся к архитектурному наследию железнодорожной станции Барнаул начала XX века. Только что открывшейся станции требовалось много воды, в том числе, для заправки паровозов. Поэтому в 1915-1917 годах у локомотивного депо возвели водонапорную башню (ул. Привокзальная, 14/1). А на берегу Оби построили водоподъемное сооружение, насосы которого по чугунным трубам гнали в башню воду, наполняя резервуар наверху. Трудно не заметить оригинальный дизайн башни: округлые и арочные окна и сложное устройство крыши. Не случайно она тоже считается памятником архитектуры. В начале 2000-х годов железнодорожники отчистили ее от векового слоя копоти и отремонтировали.
Водонапорная башня 1930-х годов
Рядом расположилось аналогичное сооружение, но с дизайном попроще. Новую башню построили в 1930-е годы, когда объемы перевозок возросли, и мощностей одной старой башни стало не хватать для снабжения станции водой. Позже на смену обоим постройкам пришел водопровод.
Дом начала XX века на пл. Победы, 6
В окрестностях станции Барнаул, на площади Победы разбросаны и другие административные и производственные здания начала XX века разной степени сохранности и художественных достоинств. Пожалуй, самое заметное из них – это офисное здание на пл. Победы, 6, тяготеющее к стилю классицизма. Оно входит в комплекс памятников истории и архитектуры железнодорожной станции Барнаул.
Новый железнодорожный вокзал
Постепенно на смену краснокирпичным постройкам и зданиям в стиле модерн, характерным для начала XX века пришла иная эстетика. В 1958 году рядом со старым железнодорожным вокзалом выстроили новое здание (пл. Победы, 10). Портик в центре с массивным фронтоном и многочисленные пилястры ясно дают понять, что авторы проекта ориентировались на традиции классицизма.
Храм Преподобного Серафима Саровского
В начале XX века, когда Россия официально была православной страной, многие крупные предприятия, учреждения, больницы, воинские части, приюты имели свою домовую церковь. Так сказать, для внутреннего пользования. Не были исключением и барнаульские железнодорожники. Разумеется, в атеистические времена эта традиция утратилась. Но в последние годы все больше организаций, начиная исправительными колониями и заканчивая университетами, вновь стали строить свои церкви. В 2003 году у перрона железнодорожной станции Барнаул (на пл. Победы, 11б) возвели Храм Преподобного Серафима Саровского. С инициативой его строительства выступило руководство ОАО «Российские железные дороги».
Мастерские Алтайской железной дороги
Барнаульский вагоноремонтный завод
На этом комплекс памятников истории и архитектуры начала XX века, принадлежащих к станции Барнаул, не заканчивается. Локомотивы нуждались в постоянном техническом обслуживании и ремонте, и к 1917 году в паре километров от локомотивного депо выстроили мастерские Алтайской железной дороги. Позже они превратились в Барнаульский вагоноремонтный завод, а он в свою очередь дал жизнь целому микрорайону, известному как «ВРЗ». Сегодня административные здания завода, выходящие на ул. Водопроводную, привели в порядок, одели в сайдинг. Поэтому разглядеть в них что-то историчное трудно.
Водонапорная башня начала XX века
Зато из-за здания главного офиса выглядывает еще одна историческая водонапорная башня примерно тех же лет постройки, что ее «сестра» у локомотивного депо. Тоже отчищенная и отреставрированная.
Домовая церковь мастерских Алтайской железной дороги
В этом скромном, ныне неказистом на вид здании (Бульвар 9 Января, 103) в начале XX века располагалась домовая церковь мастерских Алтайской железной дороги. Сейчас переоборудована в детскую городскую больницу №1.
Вернуться на страницу с картой старого Барнаула
Комментарии
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.
|