Художники БарнаулаЛедовые скульптуры
Журавлиный танец в хрустальном саду
Барнаульский скульптор Александр Парфёнов не раз становился победителем и призером престижных международных фестивалей ледовой скульптуры - в Красноярске, Харбине, американском Фэрбенксе (на Аляске) и в других городах. Его работы всегда изящны, оригинальны, наполнены глубоким внутренним содержанием и выполнены на пределе возможностей, которые дает лёд художнику. Одним из крупнейших достижений барнаульца стала победа в феврале 2016 года на международном конкурсе ледовой скульптуры «Хрустальный сад», проходившем в Канаде. "Мелодия заката" Перед этим, в январе, барнаулец победил в еще одном конкурсе «Волшебный лёд Сибири» в Красноярске, на который художник представил работу «Мелодия заката». Ледовая картина и впрямь получилась волшебная. Стая фламинго, грациозно выгибая шеи, танцует на фоне серебрящейся водной глади, а на дальнем плане в воду садится закатное солнце. Не увидев работу воочию, вообще сложно поверить, что такие хрупкие на вид птицы на тонких ледовых ножках могут стоять, не падая от собственной тяжести.
«Фламинго волшебно танцуют. Когда тысячи птиц начинают синхронно, в такт двигаться, исполняя один танец, зрелище невероятное, - рассказывает художник. - Стая фламинго очень хороша для льда. У них хорошая силуэтность, оперение, вытянутость, много пустоты, воздушности, возвышенности. Я видел в воображении эту картину, знал, как она должна выглядеть в художественном плане. Но как это сделать технически, не мог придумать три года. Понимал, что вся стая целиком удержится на тонких ножках, но как поставить первых трех птиц, чтобы ноги выдержали вес туловища? И тут вдруг нашел инженерный ответ. Я понял, что воду, в которой они стоят, надо наклонить под углом и начать клеить не с ног, а с туловища. И туловище приклеить боком к воде, которая наискосок уходит к горизонту. В этой работе мне хотелось показать лед с самой выигрышной стороны. Это даже не идея, а ощущение полноты жизни, красоты в своем максимальном выражении». Момент торжества жизни Найденное в Красноярске решение Александр Парфёнов с успехом использовал и в Канаде. Точнее там он довел свою находку до совершенства. Главными героями его канадской работы тоже стали птицы, но теперь уже не фламинго, а американские журавли.
Надо отметить, что международный чемпионат по ледовой скульптуре «Хрустальный сад» - один из крупнейших в мире конкурсов такого рода. Он проходит в рамках фестиваля «Winterlude». Это что-то вроде зимнего карнавала, большого праздника, во время которого художники творят свои произведения, а местные жители и гости города катаются на коньках, ходят на концерты и, конечно же, смотрят, как продвигается работа над статуями изо льда. На фестиваль съехалось более 30 самых крупных мастеров из Японии, США, Канады, России, Франции, Китая, Индии, Мексики и других стран. Достаточно назвать такие имена, как Джиничи Накамура из Японии или Аарон Костик с Аляски (США), и специалисту сразу станет ясно, что это корифеи из корифеев в мире ледовой скульптуры. Несмотря на силу соперников, Александр Парфёнов уверенно победил в индивидуальной категории, с большим отрывом от конкурентов.
Конкурс, проходивший в городах Оттаве и Эдмонтоне, на сей раз был посвящен канадской флоре и фауне. Для своей работы «Crane Dance» («Журавлиный танец») Александр Парфёнов выбрал тему спасения американских журавлей от вымирания. В свое время это была настоящая приключенческая история, вызвавшая большой резонанс среди орнитологов и всех, кому небезразлично сохранение дикой природы. «Из-за постоянного истребления людьми в XX веке в мире осталось всего около 30 этих красивых птиц. Последних особей нашли где-то в диких болотах на севере Канады, - объясняет Александр Парфёнов. – Они вымирали, популяция сокращалось. Тем более что эти птицы откладывают всего два яйца, а выживает в естественных условиях только один птенец. И тогда ученые устроили операцию по спасению. У журавлей забирали одно менее жизнеспособное яйцо, выращивали его, подкладывая в гнездо к канадским журавлям. Благодаря этому слабые птенцы выживали, и популяция сохранилась. Вот эта история спасения журавлей и легла в основу сюжета моей работы. Это хорошее, позитивное историческое событие. Можно просто распотрошить птиц и пустить перья на шляпки, как не раз бывало, а можно ими любоваться. Я рад, что случилось второе».
Вся работа «Журавлиный танец» родилась на волне восхищения прекрасными птицами. «Каково предназначение красоты в мире? Для чего она существует? – рассуждает художник. - Не для того ведь, чтобы мы ее уничтожили. А для того чтобы мы могли ей восхищаться. И этот эффект надо усиливать, уметь восторгаться, оставлять после себя что-то прекрасное, помогать сохранять красоту». Именно такой - красивой, легкой, воздушной, почти невесомой - и получилась работа Александра Парфёнова. Она и впрямь появилась на свет, чтобы подчеркнуть красоту этого мира. На первом плане танцуют, вздымая к небесам могучие крылья, два изящных журавля, с грациозно выгнутыми шеями, искрящимся на солнце оперением. А дальше уходит вдаль подернутая легкой рябью вода, и над горизонтом над водной гладью встает солнце. «Для меня танец пары журавлей - это момент торжества жизни, - говорит Александр Парфёнов. - Никто до конца не понимает, почему они танцуют, связано это с брачным ритуалом или с чем-то еще. Ведь танцуют не только самцы перед самками, но и самцы друг перед другом, старые перед молодыми. Возможно, они просто танцуют от полноты жизни. Так же как от полноты жизни и люди начинают петь и танцевать». Выбор коллег
«Журавлиный танец» произвел большое впечатление на жюри и коллег барнаульца по цеху. Александр Парфёнов не только занял первое место в основном конкурсе, но и стал победителем в номинации «Выбор художников». Это аналог приза зрительских симпатий, только более почетный, потому что фаворита выбирают сами скульпторы – другие участники фестиваля. О победе барнаульского скульптора вышла статья в русскоязычной канадской газете «Russin Меридиан». И в целом от поездки остались самые приятные впечатления. Гостей очень хорошо приняли, фестиваль вызвал огромный интерес местных жителей. В центральном городском парке Оттавы – парке Конфедерации, расположенном в одном квартале от парламента, - постоянно толпились люди, рассматривали ледовые картины.
«Русских было много, каждый день кто-то подходил и поздравлял, - рассказывает победитель. - Часто приносили какие-то блинчики, чашку горячего кофе попить, согреться, потому что работали по 15 часов на улице, на морозе. Русскоязычные канадцы видели, что на табличке написано «Россия» и подходили посмотреть. И вообще канадцы оказались очень душевными людьми. У них как таковой нет идеологии. А заменяет ее взаимная предупредительность. Основное направление в воспитании – научиться так себя вести, чтобы кого-то не обидеть, не задеть словом или жестом. И при случае тут же извиниться». На волне такого настроения и пролетели все конкурсные дни. Стас Сидоркин
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором |
Комментариев пока нет