Стамбул - столица четырёх империй
Город с древней историей
Знакомство со Стамбулом
Посетить Стамбул было моей давней мечтой. Еще бы, ведь не каждому городу за свою историю довелось побывать столицей четырёх могущественных империй древнего мира – Римской (в поздний период), Византийской, Латинской и Османской. Этот чудесный город, словно сошедший со страниц книги волшебных сказок Востока, соединил в себе и наследие римлян с их безупречными в инженерном плане ипподромами и акведуками, и одухотворенную культуру византийцев со взметнувшимися ввысь куполами Собора Святой Софии, и роскошные дворцы османских султанов во главе с грандиозным комплексом Топкапы. Даже простая прогулка по стамбульским улицам, наполненным духом ушедших веков, способна доставить огромное удовольствие.
Самостоятельное знакомство с исторической частью Стамбула обычно начинается с прогулки или поездки на шустром стамбульском трамвае по улице Орду (Ordu), которая плавно переходит в улицу Yeniçeriler, а потом и в Divanyolu. Такова особенность турецких улиц. Если у нас какой-нибудь проспект Космонавтов спокойно тянется через весь город под одним именем, то в Турции любая улица может вдруг неожиданно поменять название. Выбор маршрута совсем неслучаен. Именно по этой магистрали проходит трамвайная линия, которая охватывает почти все самые главные достопримечательности Стамбула.
Идем по улице Divanyolu в сторону главной площади Стамбула – Султанахмет. Конечно, можно было проехаться на трамвае, но тогда есть риск пропустить кучу интересных кадров. Ведь в историческом центре города, что ни здание, то памятник истории.
На заднем плане виден мавзолей султана Махмуда II – правителя первой половины XIX века, который пытался реформировать Османскую империю по западному образцу – покончить с феодальным обществом, избавиться от янычаров, вечно поднимавших бунты, создать современную армию, образование, медицину. Из-за большого количества новшеств критики политики Махмуда II даже прозвали его Султаном Неверных. Но, несмотря на все его усилия, обветшание империи продолжилось. Правление этого султана стало также временем крупных неудач в войнах с европейскими державами (Англией, Францией, Россией) и Египтом, которые закончились потерей части территорий и дискредитацией начатых реформ.
Парк Мехмета Акифа Эрсоя
Дорога приводит нас в парк Мехмета Акифа Эрсоя – известного турецкого поэта, написавшего слова национального гимна Турции. На почетном месте стоит памятник поэту.
По соседству со знаменитым поэтом пристроился каменный лев. И это далеко не последняя кошка, которую мы сегодня встретим на стамбульских улицах.
А вот и они – королевы стамбульских улиц, всеобщие любимицы – кошки. Любовь турок к кошкам поистине не знает границ. Их можно встретить повсюду. Кошки нежатся на солнце на мощеных тротуарах, гуляют по зеленым лужайкам площадей, спокойно забредают в музеи и кафе, лежат, развалившись на капотах оставленных хозяевами на парковках машин. Судя по всему, большинство из этих кошек никому не принадлежат и гуляют сами по себе. Но при этом просто язык не поворачивается называть их бродячими. Ведь о них все заботятся, кормят, и живется турецким кошкам очень вольготно.
Посередине площади замечаем двух котов, выясняющих отношения. Вид у них довольно свирепый. Как видно, не смогли поделить огромную площадь мирно и теперь выясняют, кто здесь хозяин, а кому придется уйти. Вскоре рядом с котами собирается толпа любопытных. Люди фотографируют, гадают, кто же из пушистиков отступит. Но проходит десять минут, потом пятнадцать, а коты все продолжают стоять и сердито урчать друг на друга. Похоже, это еще надолго…
Мечеть Фируз-Ага
На другом конце парка расположилась небольшая, но древняя мечеть Фируз-Ага, построенная в 15 веке казначеем султана Баязида II – Фирузом Агой. В те времена мечеть окружал небольшой сад, где ее создателя и похоронили после смерти в личной усыпальнице.
На выходе из парка Мехмета Акифа Эрсоя посетителей провожает великолепный фонтан, выбрасывающий вверх струи воды, которая потом стекает в нижний бассейн, потом в еще один и так по уступам, словно крошечный водопадик, струится вниз.
Площадь Султанахмет (Ахмедие)
(Ипподром)
Ну вот, наконец, и она – главная площадь старого Стамбула - Султанахмет, самая посещаемая туристами. Весь день здесь бродят экскурсионные группы путешественников, говорящих на всех языках Европы и Азии.
Эта часть площади называется «Ипподром». Во времена Римской, а затем и Византийской империи все ее огромное пространство и еще несколько прилегающих кварталов в придачу занимал ипподром, где проводились гонки колесниц, цирковые представления и другие увеселительные мероприятия. Первый его вариант построил император Септимий Север в 203 году, когда город еще назывался Византием. Позже, когда император Константин Великий перенес столицу империи из Рима в Византий, то существенно расширил ипподром. Колоссальное сооружение стало вмещать до 100 тысяч зрителей.
Гонки колесниц были невероятно популярным развлечением в римские и византийские времена. Болельщики создавали свои группировки (партии), которые финансировали содержание коней и колесниц. Часто разногласия между болельщиками, возникшие во время заездов, приводили к массовым побоищам, погромам и даже бунтам. Конец самому популярному увеселительному заведению положили турки-османы, которые в 1453 году взяли город штурмом, присоединив его к своей империи. Гонками колесниц новые хозяева Константинополя не увлекались, поэтому ипподром использовали для увеселительных представлений и тренировок лошадей. А трибуну, стены и прочие сооружения за несколько веков разобрали для строительства других построек.
Египетский обелиск
(Обелиск Феодосия)
Из-за использования во времена Османской империи построек Ипподрома в качестве источника стройматериалов, а еще раньше из-за вторжения крестоносцев, которые хорошенько пограбили город, до наших дней на площади сохранилось не очень много памятников византийской поры. Собственно, их всего три.
Самый древний из них – Египетский обелиск. Более того, это самое древнее сооружение во всем Стамбуле. Обелиск воздвиг еще в 15 веке до н.э. египетский фараон Тутмос III в честь 30-летия своего правления. Иероглифы на гранях колосса описывают достижения фараона, в том числе успешный военный поход в Месопотамию.
В 390 году н.э. по приказу римского императора Феодосия Великого обелиск перевезли в Константинополь и установили в качестве украшения на Ипподроме. Правда, в пути гранитный обелиск переломился на две части, укоротившись с 32,5 до 18,8 метров. Но на высоком постаменте он и сегодня выглядит величественно.
По прибытию в Константинополь Египетский обелиск установили на мраморном пьедестале, барельефы на котором были посвящены уже сценам из римской жизни – гонкам колесниц, выступлениям артистов и, конечно же, римскому императору, наблюдающему за этим действом.
На этой грани постамента (на снимке) изображена сцена покорения варваров власти римского императора. Позже к обелиску подвели водопроводную трубу и сделали из него фонтан.
Змеиная колонна
Еще одна достопримечательность площади Султанахмет – Змеиная колонна – тоже появилась на свет на несколько веков раньше, чем сама площадь. В 479 году до н.э. объединенное войско греков одержало победу над вторгшейся в Грецию армией персидского царя Ксеркса. Победители захватили богатую добычу и решили отблагодарить богов. Из оружия поверженных персов они отлили витую бронзовую колонну с тремя змеиными головами на вершине, на которых покоился золотой треножник, и установили ее в храме Аполлона в Дельфах.
Правда треножник, похитили при разграблении храма во время одной из многочисленных междуусобных войн между греческими городами-государствами. А вот Змеиная колонна сохранилась. В 324 году н.э. император Константин Великий велел перевезти ее в Константинополь, который стал новой столицей Римской империи. Изящную витую колонну установили на площади, где она благополучно простояла несколько веков.
Завоевавшие Константинополь в 1453 году турки-османы не тронули колонну, но в более поздние времена неизвестный вандал все же отбил змеиные головы на вершине. Две из них потерялись, а одна сейчас хранится в Стамбульском археологическом музее.
Обелиск Константина Багрянородного
А вот 32-метровый обелиск Константина Багрянородного построили на площади ипподрома уже в византийские времена. Точный век неизвестен. Первоначально она состояла из каменных блоков, но в X веке император Константин VII решил увековечить память своего деда Василия I Македонянина и велел покрыть колонну позолоченными бронзовыми листами, на которых были выбиты сцены военных подвигов Василия, а наверху установить медный шар.
В 1202 году крестоносцы, собиравшиеся в поход в Святую землю для освобождения Гроба Господнего от сарацинов столкнулись с серьезной финансовой проблемой – у них не хватало денег, чтобы заплатить за арендованные у венецианцев корабли. И тогда находчивый дож (правитель Венеции) предложил профинансировать поход, если рыцари завоюют не Святую землю, а Византийскую империю, которая была главным конкурентом Венеции в торговле с Востоком. Крестоносцы согласились. В 1204 году они взяли Константинополь штурмом и подвергли город разграблению. Не поздоровилось и обелиску Константина, с которого сорвали бронзовые с позолотой листы и отправили на переплавку. Примерно в таком ободранном виде обелиск и дошел до наших дней, разве что еще чуть больше разрушился за века. Впрочем, завоевавшие Константинополь турки-османы все равно восхищались этим обелиском и называли его ажурной колонной.
Немецкий фонтан
Немецкий фонтан – самое молодое сооружение на площади Ипподром. Его преподнес в подарок Османской империи кайзер Германии Вильгельм II, как напоминание о своем визите в Стамбул в 1898 году, во время которого Германия и Турция договорились о торговом сотрудничестве, в частности о строительстве железной дороги на Багдад. Фонтан в неовизантийском стиле спроектировали и изготовили в Германии, а потом по частям привезли в Стамбул и установили на площади. Изначально его планировали собрать к сентябрю 1900 года, к 25-летию восшествия на престол султана Абдул-Хамида II, но из-за задержки строителей установили чуть позже – в январе 1901 года.
Внутри купол фонтана украшен красивейшей золотой мозаикой. А по периметру выложены печати с монограммами султана Абдул-Хамида II и инициалами кайзера Вильгельма II.
Большой «кувшин» за оградкой – это вовсе не жерло фонтана, из которого бьют вверх струи, а водонакопитель, в который ночью набиралась вода, а потом в течение дня люди открывали краны, расположенные снаружи и набирали ее для своих нужд.
Площадь Султанахмет
Но пора двигаться дальше. Ведь площадь Султанахмет состоит из двух частей. Первая из них – Ипподром, который мы только что посетили. А вторая – собственно площадь Султанахмет, которая расположилась между двумя, возможно, самыми знаменитыми достопримечательностями Стамбула – Собором Святой Софии и Голубой мечетью. Посередине находится большой красивый фонтан.
Кстати, в кадре как раз виден Собор Святой Софии, или, как его называют в Турции, Айя-София - тот самый, главный храм Византийской империи и всего восточно-христианского мира. Это после его посещения, если верить легенде, посланники киевского князя Владимира пребывали в таком восхищении от увиденного, что князь принял окончательное решение принять православие и крестить Русь. Собор, построенный в VI веке византийским императором Юстинианом I, в течение девятисот лет оставался самым большим и роскошным христианским храмом в мире. Многие современники не верили, что его могли возвести люди без вмешательства божественных сил.
После завоевания Константинополя в 1453 году османским султаном Мехмедом Завоевателем, христианский храм преобразовали в мечеть, коей он оставался вплоть до XX века. В 1930 годы первый президент Турции Ататюрк, взявший курс на построение светского государства, велел превратить святыню христианского и исламского мира в музей. По сей день Айя-София – одна из самых посещаемых туристами достопримечательностей Стамбула.
Голубая мечеть
(Мечеть Султанахмет)
Голубая мечеть – один из символов Стамбула. Она по праву считается шедевром исламской архитектуры. Ее построили в начале XVII века по приказу султана Ахмеда I. Незадолго до этого завершилась не очень удачная для Османской империи война с Австрией, и чтобы поднять пошатнувшийся авторитет страны и свой лично султан и задумал эту невиданную по масштабам культовую постройку.
Строивший мечеть архитектор Седефкар Мехмет Ага взял за образец располагавшуюся по соседству Айя-Софию, скопировав некоторые архитектурные приемы, например, каскад куполов в центре. Официально мечети дали название в честь ее создателя султана Ахмеда, но в народе закрепилось название Голубая мечеть. Свое народное имя она получила благодаря отделке внутренних залов керамической плиткой, создающей узор удивительной красоты, в котором преобладают голубые и синие тона. Всего на оформление мечети ушло более 20 тысяч керамических изразцов.
Кстати, это единственная мечеть в мире с шестью минаретами. Обычно их бывает четыре. Как раз из-за двух дополнительных минаретов окончание ее строительства ознаменовалось грандиозным скандалом. Согласно легенде, архитектор Седефкар Мехмет Ага не совсем правильно расслышал пожелание султана «построить вокруг мечети золотые минареты» и вместо этого построил шесть минаретов (так как слова «золотой» и «шесть» по-турецки звучат похоже). Но на шесть минаретов имела право только главная мечеть исламского мира в Мекке, и равнять с ней какую бы то ни было другую мечеть считалось святотатством. Чтобы замять скандал, султан срочно профинансировал пристройку седьмого минарета к мечети в Мекке.
Помимо тысяч туристов, на зеленых лужайках площади постоянно тусуются собаки. Видимо, такие же общие, как и стамбульские кошки. Хотя, все же к собакам турки столь теплых чувств, как к кошкам не испытывают.
И еще немного живности. Толпы ворон спокойно гуляют по газонам на площади Ахмедие, почти не боясь людей.
Еще один взгляд на Святую Софию.
А справа видны Бани Роксоланы. Хаммамы, то есть общественные бани, были очень популярны в Османской империи. Без них турки просто не мыслили своей жизни. В бани ходили не только для мытья, но и чтобы пообщаться с друзьями, обсудить новости, сплетни и дела.
Конкретно эти бани распорядилась построить в 1556 году славянская жена султана Сулеймана Великолепного – Хюррем, на Западе больше известная как Роксолана. Заказ выполнял сам Мимар Синан – один из известнейших архитекторов исламского мира. Красивое 75-метровое здание состоит из двух отделений – мужского и женского, для каждого из которых сделан отдельный вход. К концу XIX века самые известные бани Стамбула обветшали, после ремонта их отдали под магазин. Но с 2007 года они вновь, как и во времена султанов, начали принимать посетителей.
Главная мечеть Османской Империи и сегодня остается действующей. Но это не мешает туристам посещать ее, просто туда закрыт вход немусульманам во время намаза (молитвы). А в остальное время можно свободно прогуливаться по залам, фотографировать. С раннего утра к ней выстраивается бесконечная очередь туристов из нескольких сотен человек, хвост которой теряется из виду далеко за пределами огромного двора. Пожалуй, туристов здесь даже больше, чем мусульман.
Мавзолей Ахмеда I
Фото со странички vladimirdar.livejournal.com
Сам султан Ахмед I, давший имя площади, умер в 28 лет во время эпидемии сыпного тифа. Он похоронен в большом мавзолее, построенном рядом Голубой мечетью – главным наследием, оставленным султаном для потомков. Как и Голубую мечеть, мавзолей Ахмеда I создавал великий архитектор Седефкар Мехмет Ага.