Стамбул - столица четырёх империй
Город с древней историей Знакомство со Стамбулом Страницы 1 2 3
С площади Султанахмет вновь возвращаемся на улицу с трамвайной линией.
Золотая миля
Этот каменный обломок – все что осталось от большой арки, обозначавшей «нулевой километр» Римской империи.
Как известно, римляне, а вслед за ними и византийцы, славились тем, что умели строить очень хорошие дороги, сеть которых тянулась на тысячи километров в самые дальние уголки империи в Европе, Азии и Африке. По ним шла оживленная торговля, а при необходимости можно было быстро перебросить легионы на другой конец страны. Большинством дорог люди продолжались пользоваться в Средневековье, а некоторые остаются действующими до сих пор.
Через определенные промежутки строители древности ставили вдоль дороги мильные камни, на которых выбивалась информация, какое расстояние осталось до ближайшего населенного пункта или крупного перекрестка. А в центре столичного Рима стоял Золотой Мильный камень, с которого начинали отсчет все дороги империи.
Когда в 330 году н.э. император Константин Великий перенес столицу из Рима в Константинополь, то велел установить на главной улице города новый «нулевой километр», поскольку теперь все дороги вели не в Рим, а в Константинополь.
Золотая Миля Константина представляла собой грандиозную четырехстороннюю арку, которую украсили статуи самого императора и его матери Елены. В более поздние годы к ним добавились другие скульптуры и барельефы, изображающие сцены гонок колесниц на ипподроме. На каждой из сторон арки были выбиты расстояния до крупнейших городов империи.
После захвата Константинополя в 1453 году войсками султана Мехмеда Завоевателя, турки перестроили город на свой манер. Грандиозную арку, как полагают ученые, снесли при совершенствовании системы водоснабжения города. Тот обломок, который мы сегодня видим, нашли при раскопках в 60-е годы XX века.
Сегодня здесь стоит более современный указатель направлений до крупных городов Европы и Азии. До Москвы 1757 километров.
Водонапорная башня Султанахмет
Еще одно полуразрушенное сооружение рядом с Золотой Милей – это Водонапорная башня Султанахмет. По-видимому, как раз она отчасти и послужила причиной уничтожения «нулевого километра» Византии. В османские времена в такие башни ночью закачивалась вода, а днем жаждущие горожане могли набирать ее в фонтанчике внизу. Кстати, рядом с этой башней находится одно из крупнейших подземных хранилищ воды - Йеребатан, или Цистерна Базилика. Но о ней отдельный рассказ.
Фонтан трёх монет
Водная тема продолжается. По другую сторону от нулевого камня расположился красивый фонтан, название которого переводится на русский приблизительно как Фонтан трёх монет.
Его тоже облюбовали стамбульские вороны. Видимо, решили помыть хлеб перед едой.
Бюст Халиде Эдиб Адывар
Недалеко от фонтана установлен бюст Халиде Эдиб Адывар - одной из самых выдающихся женщин в турецкой истории XX века, которая стала символом турецкой войны за независимость (1919-1923 гг.).
Халиде жила в сложное время крушения старого государства и возникновения нового. В Первой мировой войне (1914-1918 гг.) Османская империя участвовала на стороне Германии и вместе с ней потерпела сокрушительное поражение от армий Антанты. Разгромленная страна была частично окупирована и начала разваливаться на части.
Естественно, некогда завоеванные османами народы, подвергавшиеся притеснениям, хотели реванша и возвращения территорий. Особенно активную деятельность по отвоеванию своих бывших земель развернули греки. А союзники из Антанты помогли им вооружиться. Туркам грозил дальнейший распад страны. Однако талантливому полководцу Мустафе Кемалю (более известному как Ататюрк) удалось остановить наступление противника. Османская империя потеряла большие террритории в Европе, Азии и Африке, которые завоевывала в течение нескольких веков. В том числе, Аравию, Египет, Сирию, Палестину, Ливан и многие другие, но все-таки немало сумела сохранить за собой.
Тем не менее, будущего у империи не было. Ататюрк (ставший в дальнейшем первым президентом Турции) вместе с единомышленниками радикально реформировал умирающую, нежизнеспособную страну. Османскую империю он преобразовал в Турецкую республику, расширил права женщин, в том числе, разрешил им голосовать на выборах; создал светскую систему образования, отделил церковь от государства, стал активно развивать современную промышленность, предпринимательство, создал уголовный кодекс по западному образцу и многое другое.
Халиде Эдиб Адывар была одной из ближайших сподвижниц Ататюрка. В юности она получила современное западное образование, окончила американский колледж для девочек. Во время войны за независимость служила в армии, состояла при штабе Ататюрка. А в мирное время проявила себя, как талантливая писательница-романистка, борец за права женщин, преподаватель, профессор Стамбульского университета. В 1950-е годы избиралась в парламент.
И снова двигаемся вдоль трамвайного пути. Здание на заднем плане стоит запомнить – это одно из отделений туристической полиции Стамбула, специализирующееся исключительно на проблемах заезжих путешественников. Именно сюда надо бежать за помощью туристу, если его обокрали, ограбили, обманули, побили или еще как-то обидели представители местного криминала.
Особняк Талаат-паши
Особняк Мехмета Талаат-паши - Великого визиря Османской империи в 1917—1918 годах, вошедшего в историю в качестве одного из главных организаторов в 1915 и последующие годы геноцида армян. На родине Мехмета Талаат-пашу приговорили к смерти за преступления против мирного населения. Но к тому времени он сбежал в Германию. Однако в 1921 году его все же настигло возмездие. Армянский патриот Согомон Тейлирян в рамках операции "Немезис", проводившейся армянской националистической партией Дашнакцутюн, застрелил Талаат-пашу, виновного в гибели его семьи.
Выход из цистерны Еребатан
Еще во времена Византийской империи под Константинополем сущестовало множество цистерн (иначе говоря, водохранилищ), где хранились запасы воды на случай засухи или осады города. Цистерна Базилика (или Еребатан) - самое известное из водохранилищ, дошедших до наших дней. Его строительство началось еще в IV веке н.э. во времена римского императора Константина Великого. В гигантском сооружении хранится примерно 80 млн. литров питьевой воды. Когда оказываешься внутри, ощущение такое, будто попал в подземный дворец гномов в Мории. Внизу в гигантском бассейне из кирпича плещется рукотворное озеро воды. Высоко вверх уходят огромные колонны, поддерживающие сводчатый потолок. И все это обволакивает таинственный полумрак. Незабываемое зрелище.
На фото (сверху) виден выход из цистерны Еребатан. Более подробный рассказ о ней появится в отдельном разделе. А пока небольшой спойлер - одна фотография с видом Цистерны Базилики изнутри.
ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ
Тем временем трамвайная линия плавно перетекает на улицу Алемдар.
«Зеленый остров» посреди оживленной трассы.
Вход в парк Гюльхане
Под аркой древней крепостной стены притаился вход в парк Гюльхане. Через эти же арки можно пройти и на территорию главной резиденции Османских султанов, остававшуюся таковой на протяжении нескольких веков, – гигантский дворец Топкапы. Гюльхане – один из древнейших парков Стамбула, который был частью дворцовых садов.
Солнечный день в парке Гюльхане (фото с сайта ru.esosedi.org).
На входе в парк вездесущие и всеми любимые стамбульские кошки устроились с особым комфортом. Здесь для них даже соорудили домик с мансардным этажом.
Павильон Алай
(Павильон Парадов)
Павильон Алай расположился в самой западной точке бесконечной крепостной стены, окружающей султанский дворец Топкапы и парк Гюльхане. Пристройку сделали в 1819 году по приказу султана Махмуда II. Благодаря возвышенному положению башни и широкому обзору, из ее многочисленных окон видна вся улица. Махмуд II, а следом за ним и другие султаны использовали павильон Алай, чтобы наблюдать за парадами и праздничными шествиями ремесленников, которые устраивали на этой улице.
Резиденция губернатора Стамбула
На противоположной стороне улицы, напротив павильона, находится въезд на территорию резиденции губернатора Стамбула. У входа дежурят гвардейцы с автоматами.
Креативный отель Amisos.
Вокзал Сиркеджи
Фото с сайта expotradecompany.ru
Трамвайная линия приводит нас на площадь с роскошным зданием вокзала Сиркеджи. Да-а, это не просто типовая постройка, где пассажиры дожидаются поезда, а настоящий старинный дворец. Вокзал Сиркеджи открылся больше 120 лет назад (в 1890 году) и с тех пор ни разу существенно не перестраивался, сохранившись почти в первоначальном виде.
Началась история его создания во второй половине XIX века, когда турецкий султан решил соединить Стамбул железной дорогой с городами европейских стран. И в 1870 году в столице Османской империи началась грандиозная стройка. К сожалению, ради железной дороги пришлось снести часть крепостной стены византийских времен и множество исторических зданий.
Естественно первый и главный вокзал Турции не мог быть заурядным строением. Ведь он должен был стать воротами Турции в Европу. За дело взялся немецкий архитектор Август Яхмунд, который построил здание в восточном стиле (с примесью европейских традиций), соединившее в себе все самые романтичные представления европейцев о загадочном Востоке. Не случайно главный вход обрамляют две башни, будто это османский дворец. При этом вокзал был оборудован по последнему слову техники – он отапливался современными (на тот момент) печами, а по ночам освещался газовыми светильниками.
Фото с сайта istanbul.lpsphoto.us
Ожидания султана оправдались. Более столетия вокзал Сиркеджи служил главным транспортным узлом по пути на Запад и обратно. С этого вокзала стартовал знаменитый «Восточный экспресс» – поезд класса люкс, ходивший между Стамбулом и европейскими городами – Будапештом, Веной, Мюнхеном с конечной точкой в Париже. В разные годы его услугами пользовались европейские монархи, президенты, известные артисты и писатели. Именно в таком поезде происходит действие детективного романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном Экспрессе».
У боковой стены вокзала пристроился старинный паровоз – один из тех «Восточных экспрессов», связавших Турцию с Европой.