Стамбул - столица четырёх империйГород с древней историей Знакомство со Стамбулом Страницы 1 2 3 Ну вот и пришли. Мы практически на набережной залива Золотой Рог. Как известно, Стамбул стоит на нескольких холмах. И на этом снимке ясно видно, как колоритный восточный город будто взбирается ярусами от набережной к вершине третьего из стамбульских холмов. Благодаря своеобразному рельефу местности, можно разглядеть Стамбул во всей красе – на каждом из ярусов что-то свое. Здесь и относительно современные (по историческим меркам) гостиницы, и взметнувшиеся ввысь минареты, купола мечетей, и стены старинного восточного базара. А на самой вершине холма плывет над городом грандиозная мечеть Сулеймание. Ее построил в 1550 - 1557 годах знаменитый архитектор Мимар Синан по заказу султана Сулеймана Великолепного. Вот уже несколько столетий она остается самой большой мечетью Стамбула и второй по значимости. Вокруг бурлит городская жизнь с бешеным дорожным движением. Прямо по курсу видна Новая мечеть (Ени-Джами), официально называемая Новая мечеть Валиде султан. Вопреки обманчивому названию, она далеко не новая, а очень даже старинная, ее строительство завершилось в 1665 году. Залив Золотой рог Залив Золотой рог – особенное место для Стамбула, ведь именно с его берегов начинался город. В VII веке до н.э. известные мореплаватели и торговцы древности – греки основали на его южном берегу свою колонию Византий. Залив, по форме и вправду очень напоминающий изогнутый рог, привлек внимание греков в качестве удобной тихой бухты. К тому же он соединяется с проливом между Европой и Азией - Босфором, через который уже в те далекие времена шла активная торговля. Постепенно город разросся на оба берега. В I веке до н.э. он попал под власть римлян. В 330 году н.э. император Константин Великий перенес сюда Римскую столицу. Золотой рог известен еще и тем, что во времена Византийской империи его перекрывала огромная, толстая цепь, протянутая от одного берега до другого, мешавшая многочисленным завоевателям зайти на судах внутрь залива и штурмовать город изнутри. На снимке виден Галатский мост, переброшенный через залив. А на заднем плане - старинный город, взбирающийся на еще один стамбульский холм, на вершине которого высится Галатская башня. Галатская башня Галатская башня, взметнувшаяся вверх на 61 метр, даже сейчас, в эпоху многоэтажного строительства, по-прежнему возвышается над городом. Первая башня стояла на Галатском холме еще в V веке н.э., служа маяком для кораблей и сторожевым пунктом для наблюдения за окрестностями. В конце XIII века северная часть Константинополя фактически оказалась под контролем генуэзских купцов, которые жили в столице Византийской империи крупной колонией и имели большой торговый оборот. Крепко обосновавшись в районе Галаты, граждане Генуи строили здесь многочисленные торговые заведения, банки, склады и крепостные стены вокруг поселения. Получился город внутри города. А на вершине холма генуэзцы в 1348-49 годах поставили каменную сторожевую башню, которая тогда называлась «Башня Христа» и служила ориентиром для прибывавших в город торговцев. Захвативший Константинополь в 1453 султан Мехмед Завоеватель не стал отказываться от выгодного торгового соседства в генуэзцами. Колония сохранилась и процветала и во времена Османской империи. На протяжении последующих веков башня не раз меняла внешний вид и назначение. В разные времена она была обсерваторией, тюрьмой, пожарной каланчой, у нее сносили по повелению султана остроконечный купол, а потом вновь надстраивали. Сегодня Галатская башня – это один из символов Стамбула и популярная обзорная площадка, куда приходят тысячи туристов, чтобы посмотреть с высоты на старый город. Галатский мост Заглянем ненадолго на Галатский мост, перекинутый через залив Золотой рог. Свое название он получил из-за того, что ведет с южного берега прямиком к району Галаты. Мост, построенный в 1994 году, состоит из двух ярусов. На нижнем работают многочисленные рестораны и кафе, отдыхают туристы, а здесь, на верхнем ярусе, расположилось шоссе, трамвайная линия и пешеходная зона. Со второго этажа открывается отличный вид на залив Золотой рог. В заливе очень интенсивное движение судов, среди которых и Стамбульские водные трамваи - вапуры, и морские автобусы, и прогулочные катера. Обычное дело увидеть в заливе большие океанские круизные лайнеры. Все-таки, буквально в двух шагах отсюда находится пролив Босфор, по которому снуют суда из Средиземного и Эгейского морей в Чёрное и обратно. Невдалеке виднеется еще один мост через залив с одноименным названием "Золотой рог", по которому ходит поезд метро. Пожалуй, пора возвращаться на южный берег залива и изучить его поподробней. Прогулка к Галатской башне – это отдельное большое путешествие, так что сходим в него в другой раз. На фото сверху: Вид на южный берег залива с моста. По-прежнему выше всех плывет над городом мечеть Сулеймание. Рядом с мостом расположились многочисленные плавучие рыбные ресторанчики. Рыбу стамбульцы очень любят, как ловить, так и есть. В каждом из этих ресторанчиков посетителям предлагают большой выбор рыбных блюд. Чего стоит один только балык-экмет. Это разрезанная булка, внутрь которой вставлена довольно крупная целая рыба, приправленная большим количеством овощей, в том числе остреньких. Съев одну такую рыбину в булке на обед, будешь оставаться сытым до самого ужина. Еще один взгляд с берега на Галатскую башню. С берега в полной мере можно разглядеть любовь турков Стамбула к рыбалке. В теплые, да и в не очень теплые дни, весь Галатский мост буквально облеплен рыбаками. Некоторые из пойманных в окрестностях моста рыб подаются здесь же, в местных ресторанчиках и кафешках. Вода в заливе хоть и не идеальная, но достаточно чистая, чтобы рыбу можно было есть безбоязненно. Трудно поверить, что еще в середине 1980-х годов Золотой рог был жутко загрязнен. Но с тех пор власти города убрали с берегов промышленные предприятия и жилые кварталы, построили систему очистки канализационных стоков, и экологическая ситуация изменилась в лучшую сторону. На подступах к мосту такая тьма народу, что немудрено попасть в пешеходную пробку. Такое ощущение, будто сюда съехалась вся Турция. Просто так совпало, что на эти дни в стране выдались праздники, и в столицу действительно приехало много людей. Мечеть Ахи-Челеби Немного отойдя от берега залива, попадаем в сквер рядом с небольшой симпатичной мечетью Ахи-Челеби, построенной приблизительно в конце XV века по инициативе придворного врача султана - Ахи-Челеби ибн Кемаля, труды которого были известны в ту эпоху не только восточным, но и европейским медикам. Также с мечетью связана легенда, согласно которой известный исламский писатель и путешественник Эвлия Челеби увидел себя во сне внутри мечети вместе с Пророком и попросил у него жизнь, полную путешествий, пообещав взамен рассказать о них в книге. И он действительно издал книгу о своих странствиях. Просторные лужайки перед мечетью превратились в место отдыха многочисленных гостей города. Жаль, не все потрудились убирать за собой мусор после пикников. Резиденция губернатора Стамбула Ну что ж, прогулка к побережью залива Золотой рог подошла к концу, пора возвращаться назад, в отель. Снова проходим мимо территории резиденции губернатора Стамбула, только в этот раз с другой стороны. Мечеть Вилайет Рядом с губернаторской резиденцией пристроилась небольшая, но очень изящная, ажурная мечеть Вилайет. Это, собственно, и есть здание губернаторской резиденции. Колонна Константина И вновь идем по главной транспортной артерии исторической части Стамбула. Колонна Константина, сейчас более известная как Чемберлиташ, когда-то была одним из главных символов Константинополя. Ее установил в 330 году н.э. император Константин Великий в честь переноса в город столицы Римской империи. Колонна, стоящая на вершине третьего холма Константинополя, в самом центре городского форума, должна была символизировать связь со старой столицей империи - Римом. Первоначально 37-метровый порфировый обелиск был украшен барельефами, а на вершине стояла золотая статуя самого императора Константина в образе бога Аполлона. В последующие века судьба колонны была непростой – несколько раз ее повреждали землетрясения, пожары, ураган, разграбление и даже удар молнии. Грандиозное сооружение частично обрушивалось, а статуя императора дважды падала с постамента. Поэтому колонну укрепили железными скобами, из-за которых она получила одно из своих названий «опоясанная колонна» (Чемберлиташ). Статую же убрали совсем и заменили на христианский крест. Но на этом приключения не закончились. В 1204 году с колонны ободрали барельефы грабившие город крестоносцы. А в 1453 году захватившие Константинополь турки-османы сняли с нее крест. Последнее крупное бедствие обрушилось на монумент в 1779 году, когда сгорела практически вся площадь, а обелиск почернел и растрескался. После этого он получил еще одно прозвище – «обожженная колонна». К счастью, после этого султан распорядился укрепить основание колонны и обтянуть новыми обручами, поэтому она смогла дожить до наших дней. Сегодня Колонна Константина входит в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сворачиваем с оживленной улицы Орду на узенькую улочку, уходящую вниз к подножию одного из стамбульских холмов, вглубь старинного квартала, на самую южную оконечность Стамбула. Здесь находится моя очень недорогая, но уютная гостиница, номер в которой я заказал по интернету, хорошо сэкономив. Здесь жизнь неспешная, нет никакой суеты, вдоль дороги примостилось много бюджетных магазинчиков, столовых, прачечных для небогатых слоев населения. Ближе к вечеру начинает кучковаться местная молодежь. Очень рад, что поселился именно здесь и посмотрел на другую жизнь Стамбула. Все-таки, бродя только по туристическим маршрутам и главным проспектам, город в полной мере не увидишь. Судя по богатому декору старинных зданий, в конце позапрошлого века в этом районе находился роскошный квартал для состоятельных людей. Но со временем он, по-видимому, утратил свой престиж и обветшал. Сейчас эти кварталы населены эмигрантами, среди которых, если оглядеться по сторонам, можно заметить много выходцев из Африки. Кто-то из них рассматривает Турцию, как свою новую родину, а кто-то как транзитный пункт на пути в Европу, куда многие из них мечтают пробраться. Кроме того, в старинных домах открыто много магазинов, ресторанчиков, недорогих, но приличных гостиниц. По сути, местные гостиницы и магазины расположены всего-то в паре сотен метров от главной магистрали, но цены в них заметно ниже. Этот обветшавший раритет (на фото сверху) сейчас реставрируют. Как видно, скоро здесь тоже появится отель или магазин. И, конечно же, по забору прохаживается одна из вездесущих стамбульских кошек. Пока еще не до всех разваливающихся домов дошли руки. Первое время меня беспокоило, насколько безопасно ходить здесь по вечерам – все-таки не самый богатый квартал. Но, присмотревшись к местным жителям поближе, понял, что настроены они вполне миролюбиво. Никаких криминальных инцидентов за неделю вечерних и ночных вылазок в город не произошло. Пройдя квартал насквозь, оказываемся совсем в другом мире – перед нами вновь спешащий, современный город, несущиеся по шоссе машины. Это улица Кеннеди – самая крупная местная магистраль, тянущаяся вдоль побережья Мраморного моря и частично вдоль крепостных стен Константинополя. Фотография сделана с надземного пешеходного перехода над шоссе Кеннеди. Похоже, здесь уже побывали русские туристы и не забыли оставить на стенах перехода надпись с названием музыкальной группы, по которой они фанатеют (сверху). Преодолев шоссе Кеннеди, мы оказываемся совсем близко от прибрежной зоны. Невдалеке уже виднеется порт, а на входе посетителей приветствует большой якорь. В прибрежной зоне работает много ресторанчиков и кафе. В центре порта пристроился симпатичный фонтанчик с дельфинами. Паромный порт IDO А вот и он - паромный порт IDO, откуда отправляются суда в круизы по Мраморному морю, на острова, через пролив Босфор, а также по городским маршрутам. Ведь Стамбул с нескольких сторон окружен водой, и водное такси, паромы здесь такой же обычный общественный транспорт, как трамвай или автобус. Вид с моста над шоссе Кеннеди. Внизу прибрежная часть Стамбула с мелкими магазинами, стоянками, автомастерскими. А вон и море виднеется. Отправимся к нему в другой раз. Все снимки за исключением отдельно подписанных сделаны Станиславом Сидоркиным Вернуться в Стамбул - столица четырёх империй
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.
04.01.2017 10:47/
перейти к комментариям
|