Из глубины вековИстория города от палеолита до Демидовских времён Барнаульцы каменного века
Когда говорят об истории Барнаула, то обычно вспоминают о событиях XVIII-XX веков, произошедших после официальной даты основания нашего города. Но известно, что на территории нынешнего Барнаула люди селились с гораздо более древних времен. Во многих местах краевой столицы и ее окрестностях археологи находят захоронения «барнаульцев» тюркских, скифских времен и даже каменного века. Подробнее об этом рассказывает профессор кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ Артур Кунгуров. Притяжение Оби (Каменный век)
«Первые следы пребывания людей на территории Барнаула появились примерно 12 тысяч лет назад, в эпоху палеолита. Это место не случайно манило древних сибиряков, ведь здесь находилось важное пересечение транспортных путей, то есть рек Барнаулки, Касмалы, Оби. В те времена все реки выполняли роль «голубых дорог». Люди шли вдоль побережья, используя их как ориентир. Барнаулка и Касмала вели к Барнаулу с юго-западного направления. По долине Оби можно было легко попасть в Горный Алтай, а ее притоки уходили в Казахстан. Охотников привлекали богатые биоресурсы Обской долины. В те далекие времена здесь бродили бизоны, мамонты, другие крупные животные, которые были ценным источником пищи для древних людей. Кости этих исполинов до сих пор находят в районе Туриной горы. Массовое расселение людей в лесостепном Алтае сдерживало только отсутствие камня. Например, у слияния рек Оби и Барнаулки он практически не встречается. А в каменном веке это был основной материал, из которого делали оружие, орудия труда. Поэтому на постоянной основе люди селились здесь в небольшом количестве. Но разведчики в Барнаул приходили, основывали долговременные стоянки, пытались найти камень. Одна из самых ранних стоянок первопроходцев каменного века находится на территории современного Черницкого кладбища, у села Мохнатушка. Ее возраст составляет 12 тысяч лет.
Переселенцы, как могли, старались приспособиться к нехватке камня. Археологи находили необычайно мелкие каменные орудия, размером с горошину, миниатюрные наконечники, которых в других местах не встретишь. По всему видно, что их использовали до последнего, пока они не стачивались полностью. О людях той поры, о том, откуда они пришли, практически ничего неизвестно. Но скорей всего эти охотники прибыли из районов Горного Алтая, поскольку на стоянке в районе Черницкого кладбища обнаружены изделия из горного хрусталя, который добывался в Горном Алтае. Похожие стоянки были в Салаире, в районе Бии, Катуни, в предалтайской равнине, юго-западных районах, у Змеиногорска, в Третьяковском, Чарышском районах. Осётр в обмен на камень (После ледникового периода)
По окончанию ледникового периода, начиная с 7 тысячелетия до н.э., в эпоху неолита, когда климат уже походил на современный, лесостепной Алтай более активно стали заселять охотники, рыболовы, собиратели. По-видимому, они пришли из района Предалтайской равнины, то есть из полосы предгорий между Катунью и Чарышом. А также из Салаира, других областей Западной Сибири. В то время появилась технология изготовления более долговечных, шлифованных каменных орудий. Поэтому люди больше не нуждались в постоянном пополнении запасов камня. Но они сохранили связи со своим народом, оставшимся в предгорьях. У них шел торговый обмен. Например, «барнаульцы» эпохи неолита могли в больших количествах добывать стерлядь и осетра, которые водились в то время в местных реках, и выменивать их у своих сородичей на камень. Некоторый дефицит камня все равно сохранялся. Поэтому «барнаульцы» использовали даже такие ресурсы, на которые их предгорные родственники не позарились бы. Например, они мастерили из мягкого известняка, встречающегося в пойме Оби, утяжелители для рыболовных крючков. Сами крючки изготавливали из костей. Больше нигде в Западной Сибири люди эпохи неолита известняк не использовали. Такие снасти доисторических рыболовов нашли в могильнике недалеко от Рассказихи. Несколько поселений охотников и рыболовов эпохи неолита найдено за Научным городком, на Ковше в районе элеватора, Казённой заимки. В частности, под Казённой заимкой уже в наше время застроили одно из самых больших многослойных поселений юга Сибири. Оно находилось на берегу ручья, вытекающего из пруда Пионерский. Сохранить его не удалось. Это были люди смешанного европеоидно-монголоидного расового типа, скорее всего уральской расы, из которой произошли современнее ханты, манси, финны. Они не занимались ни скотоводством, ни земледелием. Только рыболовством, собирательством и охотой. Умели изготавливать керамическую посуду. В тот же период люди стали осваивать самые ранние металлы. Сначала они тоже поступали на территорию Барнаула путем обмена.
В начале 2 тысячелетия до н.э. на смену охотникам пришли скотоводы. Именно тогда зародилась Елунинская культура. Название происходит от села Елунино в Павловском районе, где впервые был хорошо исследован могильник того времени. Елунинцы были представителями скотоводческой культуры, пришедшими сюда из южных районов и поглотившими местное население. Они тоже относятся к европеоидам, ближе всего к средиземноморской расе, представители которой населяют сегодня Переднюю Азию. Елунинцы разводили как мелкий, так и крупный рогатый скот, а также лошадей. Однако ездить верхом не умели. Скорей всего, эти люди были пешими скотоводами или использовали большие телеги, куда впрягали быков или лошадей-тяжеловесов. Они умели делать довольно совершенные орудия. До наших дней дошли копья с прямоугольными наконечниками, вырезанными из кости, бронзовые боевые ножи. Например, в районе Елунино, в устье реки Касмалы найден литой нож с изображением головы лошади на рукояти. То есть им было не чуждо искусство. Елунинцы строили довольно крупные дома земляночного типа, иногда площадью под 100 кв.м. Остатки таких домов археологи нашли в районе Алейска, где было раскопано поселение Берёзовая Лука. На берегу Оби, за телецентром, на бывшей улице Поселковой, также располагался могильник елунинской эпохи, ныне, к сожалению, обрушившийся в реку. Там находили каменный наконечник дротика или стрелы.
С 16 века до н.э. в степной Алтай стали проникать представители андроновской культуры, которые воевали с елунинцами за эту территорию. Археологи находят много скелетов того времени с военными повреждениями: отрубленными головами, пробитыми черепами, застрявшими в костях наконечниками. Эта земля превратилась в зону серьезных боев. Завоевание шло много лет. Андроновцы тоже европеоиды, относятся к средиземноморской расе. Скорей всего они пришли сюда с территории Восточного Казахстана из-за опустынивания южных регионов. В то время установился более засушливый климат, и кочевники искали новые пастбища на севере. Впрочем, в Казахстан они тоже пришли из других мест. Андроновская культура очень обширна, следы их поселений находят почти по всей степной полосе Евразии. Их племена происходят из южных земель и находятся в культурном родстве с гексосами - кочевниками, которые в отличие от андроновцев, пошли не на север, а на юг, где разрушили Египет Древнего Царства.
Это андроновцы первыми освоили новый вид вооружений – боевые колесницы, которые совершили переворот в военном деле той эпохи. Не удивительно, что елунинцы в итоге были разбиты. Их вклад в военное дело очень значителен. Именно ранние андроновцы оставили такие крепости, как Аркаим, Синташта на южном Урале. Андроновцы занимались скотоводством полукочевого типа. То есть они не бродили со стадами на дальнее расстояние, а имели зимние и летние пастбища. Хорошо освоили пойму Оби. В тот период климат был очень сухим, и многие ныне заболоченные территории были лугами. Например, в районе нынешнего Фирсово следы андроновских поселений находят в болоте. Жили люди той эпохи в домах-землянках, при строительстве которых использовались и техники срубов, и каркасно-столбовых построек. Сейчас от них остались лишь фундаменты, столбовые ямы.
Они были умелыми бронзолитейщиками, владели разнообразными приемами обработки цветных металлов: умели ковать, делали сложные украшения, браслеты, подвески, перстни, нередко покрывая их золотой фольгой, изготавливали бусы из пастового стеклянного сплава, керамические изделия с геометрическими орнаментами. Мастера-литейщики отливали оружие довольно хорошего качества. Например, в районе Мохнатушки найдено копье (или кинжал, в зависимости от того, какая у него была рукоять) с бронзовым листовидным клинком. У Барнаула сохранились большие могильники, в частности под Туриной горой, неподалеку от полигона бытовых отходов, на краю берега. Ранее существовал ныне застроенный могильник на Восточном, на улице Депутатской. В 1950-е годы там был найдено захоронение андроновской культуры: сосуд, бронзовая серьга, покрытая золотой фольгой. Сейчас они хранятся в краеведческом музее. А у села Фирсово располагается один самых крупных некрополей этой культуры в Северной Азии. Там уже обнаружено около 200 захоронений. Большая сибирская семья (Андроноиды)
Позже на основе андроновской возникла андроноидная культура (эпохи поздней бронзы). Андроновцы настолько плотно освоили Евразию, в частности Южную Сибирь, заселили такую большую территорию, что и в более позднее время все соседние племена были родственными, все они происходили от андроновской культуры. Поэтому длительный период был мирным, поскольку никакие другие народы не решались вторгаться на эту территорию. В эпоху поздней бронзы здесь сосуществовали Ирменская, Корчажкинская и другие культуры. Все они представлены в Барнауле. На его территории известно свыше 50 поселений. К сожалению, сейчас многие из них застроены и разрушены. Одно из самых крупнейших поселений эпохи поздней бронзы, находившееся в районе садоводства «Цветы Алтая», тоже было разрушено без согласования с археологами. Подобные поселения есть в районе Научного городка, Казённой заимки (тоже разрушенное).
Есть отдельные погребения в районе Кордона, в Берёзовке. Так же, как андроновцы и елунинцы, они хоронили покойных в положении, скорченном на боку, как будто человек спит. Причем, обычно тело ориентировали в юго-западном направлении. Возможно, это связано с тем, откуда они пришли. Может быть, они верили, что после смерти человек возвратится туда, на историческую родину. Для могильников выделялось место на высоком, открытом берегу, где в Обь впадают притоки. Выкапывали яму округлой или прямоугольной формы, строили в земле конструкцию наподобие жилища, опускали туда умершего, перекрывали крышей, берестой, войлоком или травой. В эпоху поздней бронзы могилы делали очень мелкими – иногда всего 30 сантиметров глубиной. Один из таких могильников располагается на противоположной стороне Оби, напротив Гоньбы, в месте, называемом Гоньбинский Кордон.
Андроноиды тоже оставили нам немало интересных исторических артефактов. Неподалеку от Гоньбы найден бронзовый топор-кельт. От обычного современного топора он отличается тем, что в качестве топорища служит не прямая, а загнутая под углом палка. А металлическая часть надевается на загнутый конец, как наконечник. Больше всего напоминает тяпку. В основном его использовали как оружие. На Казённой заимке в разрушенном поселении корчажкинской культуры эпохи поздней бронзы обнаруживали обломки бронзового кинжала, костяные изделия, керамическое приспособление для выплавки металла, к которому подключали меха для дутья. Скорей всего, представители Корчажкинской культуры были более европеоидными, а Ирменцы (жившие в конце поздней бронзы) частично монголоидными. Как и андроновцы, они использовали при изготовлении керамики геометрические орнаменты: меандры, треугольники, направленные острием вверх и вниз. Эти традиции сохранялись на протяжении столетий. По ним можно легко узнать андроноидную культуру. Конные лучники скифов (Каменцы)
Безраздельное владение андроноидов южносибирскими землями закончилось в 9 веке до н.э., с приходом скифских народов. С названием «скифы» часто возникает путаница. Нередко можно услышать, что скифы населяли Сибирь. На самом деле – это причерноморское племя, жившее в 5-4 веках до н.э. и никогда не появлявшееся в Сибири. Оно описано в трудах древнегреческого историка Геродота и хорошо известно. Поэтому вся эпоха именуется скифской. На Алтай же в 9 веке до н.э. вторгся тоже народ европеоидного происхождения, но известный как саки. Они упоминаются у Геродота, как восточный народ, живший в Средней Азии. Описывает великий древнегреческий историк и людей, которых традиционно соотносят с обитателями Горного Алтая. Он называет их «стерегущие золото грифы». Это тоже саки, которых иногда именуют азиатскими скифами.
В ранне-скифское время здесь, в Центральной Азии, была изобретена верховая езда. На территории Алтая тоже находят самые древние системы верховой амуниции лошади. Например, в районе Фирсово была самая северная находка древнейшего стремячковидного псале. Сейчас в рот лошади вставляют удила, закрепленные кольцом. А скифские народы еще не знали кольца и использовали псале – длинный стержень, который крепился к оголовью и держал у лошади во рту удила. С его помощью животным управляли при верховой езде. Скифы ездили верхом без стремян, так что удержаться на лошади было сложно. Тем не менее, они умели стрелять, не слезая с коня. Конные лучники скифов и близких к ним народов вновь произвели переворот в военном деле. Они стали основной силой армий. Конники производили глубокое впечатление на народы, не знакомые с верховой ездой. Впервые столкнувшись с причерноморскими скифами, греки придумали легенду о кентаврах – полулюдях-полулошадях. Потому что они воспринимали всадника и коня, как единое существо. Скифские народы, а точнее говоря, кочевники-саки, вторглись из Средней Азии, из Казахстана, и начали завоевание территории, на которой на протяжении нескольких веков жили потомки андроновцев. Разгорелась длительная и кровопролитная война. Именно в то время появились крепости, построенные андроноидами для защиты от захватчиков. На территории Алтая тогда жили потомки ирменцев, то есть представители Большереченской культуры. Археологи находят застрявшие в костях большереченцев скифские наконечники стрел. В частности, в Бобровке найдено захоронение воина, буквально утыканного стрелами. Ближайшее к Барнаулу городище, сооруженное большереченцами для обороны от саков, расположено в районе Елунино в Павловском районе. По-видимому, такие же городища были и в Барнауле, но здесь берег сильно разрушен, размыт Обью, поэтому они не сохранились. Вверх по Оби есть городища в устье Алея, Чарыша, несколько штук на Катуни, на Чуйском тракте, на Бие. Постепенно саки оттесняли местных жителей на восток, а они тщетно пытались закрепиться по линии Оби.
Окончательно вытеснив в ходе длительной и кровопролитной войны андроноидное население, кочевники основали здесь свое государство, по уровню развития близкое к Киевской Руси. В горном Алтае на бывших землях андроноидов пришельцы сформировали принципиально новую культуру, названную пазырыкской, к которой принадлежит знаменитая принцесса Кадын с плато Укок. А на равнинном Алтае – каменскую культуру, родственную пазырыкской. Именно с ней связывают находку мумии в Буграх.
Каменская культура охватывала обширную территорию: практически весь степной Алтайский край и Восточный Казахстан до Иртыша. Срединной частью этой территории была Кулунда и степные районы юго-западного Алтая, где сейчас располагается Рубцовский район. Там сохранились большие царские курганы, высотой до 7 метров. Это насыпи, построенные по сложной системе. Земля армирована. Ее заливали илом, когда он высыхал, клали слой травы, потом землю и снова ил. Насыпь получалась очень прочная. Пока раскапывали эти бугры, сломали щиты у трех бульдозеров. У каменцев было весьма совершенное вооружение. Тело воина покрывал панцирь, сделанный из костяных пластин, плотно прилегавших друг к другу, который хорошо защищал от ударов. Археологи находят бронзовые поясные пряжки, украшенные изображениями животных, кинжалы, наконечники стрел, керамические сосуды. Следы пребывания каменцев есть и на территории Барнаула. Много таких находок было в могильнике в районе Казённой Заимки, на берегу Оби, в Гоньбе. На ул. Песчаной находили сломанный бронзовый кинжал. Каменцы любили украшать предметы быта, одежду. Знаменитые скифские фигурки из бронзы, изображающие грифонов, оленей, львов, относятся к тому времени. Они умели обрабатывать железо. Памятники эпохи раннего железного века находят в разных частях Барнаула: на ул. Поселковой, на Кордоне, в районе Туриной горы, у Цветов Алтая.
Для погребального обряда каменцы делали деревянные срубы и клали туда усопшего на спину, в вытянутом положении, головой, ориентированной на юго-запад, в ту, сторону, с которой они пришли. Часто в одном могильнике хоронили по двое, по трое человек. Возможно, могильник вскрывали и дозахоранивали новых покойников. В курганах было по несколько захоронений. Он представлял собой большой земляной склеп. Люди той поры были ранними кочевниками. Уже появилось верховое коневодство. Они не постоянно гоняли животных с места на место, а продолжали традицию перегонов с летнего на зимнее пастбище. Причем, сено каменцы не заготавливали. Скот пасся зимой в тех местах, где сдувало снег. Они разработали особую систему пастьбы. Вначале шла лошадь, которая копытами разбивала наст, за ней шли коровы, а затем мелкий рогатый скот. До сих пор некоторые народы практикуют эту систему, называемую тебенёвкой. В районе Барнаула в основном находят временные летние поселения каменцев, что-то вроде чумов или юрт. Ближе к лесу, в предгорной зоне, строили зимние поселения – капитальные, утепленные, большие землянки. Каменцы - это тоже европеоидная раса. А вот на другой стороне Оби обитало в большей степени монголоидное население. На Алтае постоянно происходило смешение рас. Например, в Елунинской культуре мужчины и женщины относились к разным расовым типам. Женщины в большей степени были монголоидными, а мужчины – европеоидными. Тогда было обычным делом, когда приходили пришельцы - молодые воины, покоряли территорию, мужчин вырезали или вытесняли, а женщин брали себе. Так же поступали андроновцы. Сохранили традицию и скифы. Их мужчины тоже были в основном пришлые, а женщины – местные. Примерно 500 лет здесь просуществовала культура скифского времени. В Горном Алтае она была более консервативная, а здесь на равнине более динамичная. Каменцы активно контактировали с населением Казахстана, Западной Сибири. Великое переселение народов (Кулайцы)
На смену «скифам» в конце 1 тысячелетия до н.э. пришли народы с севера, охотники, представители кулайской культуры, и с этого времени на Алтае начинается эпоха монголоидов (хотя они тоже имели смешанный расовый тип). До этого здесь всегда преобладало европеоидное население. Культура названа кулайской по имени горы Кулайка, расположенной в Западной Сибири, на территории среднего Приобья. Новый период истории получил название «эпоха великого переселения народов». О событиях того времени известно немного. Скифское население просто исчезло, и его заменили кулайцы. Маловероятно, что северяне могли вооруженным путем вытеснить «скифов». Скорей всего те откочевали из здешних мест сами, возможно, из-за климатических изменений, ухудшения условия для скотоводства. Некоторые антропологи считают, что они ушли в Среднюю Азию. Кулайцев, видимо, тоже согнали с насиженных мест перемены в климате. Самой влиятельной силой того времени в Центральной Азии были кочевые народы хунну и сяньби. Отсюда и название эпохи хунно-синьбийская. Они привнесли много нового в технологии обработки железа, мастерски ковали доспехи. По сути, именно отсюда, из Центральной и Северной Азии, в Европу пришли многие традиции защитного и наступательного вооружения. Кулайцы находились под сильным культурным влиянием своих могущественных соседей и многому у них научились. Новые хозяева Алтая умели ковать железные панцири, делали луки огромной убойной силы, строили много крепостей. Панцири того времени найдены в Бобровке. Там находилось культовое место, где приносили в жертву лошадей, коров и собак. Собаки лежали в целом виде. А жеребят съедали, кости складывали в шкуру, и захоранивали в культовом месте. Туда же помещали и детали военной амуниции.
Кольчуги в кулайский период уже считались не очень серьезной защитой. В основном доспех делали из маленьких пластин, которые сшивались друг с другом кожаными ремешками. Бобровские пластины скреплялись колечками, причем одна пластина подпиралась четырьмя другими. Когда всадник садился на лошадь, то две полы панциря закрывали ноги. Лошадь тоже защищали доспехи. Пробить такой мощный панцирь было трудно. Не случайно в эту эпоху появились специальные бронебойные стрелы, предназначавшиеся для борьбы с панцирной кавалерией и пехотой. Луки того времени были очень мощные. Археологи находят большое количество роговых накладок, то есть костяных пластин, усиливавших оружие с боков и с середины. В музее висит лук с сохранившейся кибятью - деревянной основой. В отличие от луков скифского типа, они были большими, а стрелы имели очень крупные наконечники, почти с ладонь.
Период великого переселения народов, Средневековья характеризуется тем, что культура стала очень современной. Все что делают люди сейчас (имеются в виду предметы быта, а не техника), делали и тогда. Ножи почти не отличались от современных. Если бронзовый нож скифского времени сейчас выглядел бы как нонсенс, то железный нож кулайцев ни у кого не вызвал бы удивления. Они умели делать примерно такие же, как у нас ножницы, напильники, пробойники. С тех пор они почти не изменились. Их и сейчас используют кожевенники, скорняки, ремонтники обуви. Конская упряжь тоже почти не изменилась, как для верховой езды, так и для телег. Именно в кулайские времена в предгорьях появились первые в истории Алтая настоящие земледельцы, которые научились возделывать просо и ячмень. Возникла майминская культура, названная так благодаря находкам у села Майма. Также в горной Шории, в Солтонском районе Алтайского края найдено поселение, где встречается обожженное зерно: пшенка (просо) и перловка (ячмень). Вполне возможно, что люди, жившие в районе Барнаула, его тоже выращивали.
Кулайцы оставили после себя богатое наследие. Только в окрестностях Барнаула сохранилось около полутора десятков городищ того времени. Можно сказать, что это эпоха городищ. (В ранне-скифское время их можно было пересчитать по пальцам.) В районе Гоньбы ими застроена вся береговая полоса. Между санаторием «Обские плесы» и устьем Чумыша – еще около полутора десятков. Крепости стоят через каждый километр. Городище кулайцев состоит из нескольких домов. Вокруг них располагались ров и вал, возводилась стена, скорей всего в виде частокола или заплота. А дома ее подпирали. Они были умелыми строителями, плотниками, архитекторами, умели строить поселения со сложной планировкой. Их находят в районе Иткуля, Бийска, Барнаула, Бобровки. Городища ставили на границе степи и леса. Люди активно защищались. Такое тогда было время: кочевое, активное, агрессивное, многие хотели добычи. С приходом кулайцев появились совершенно новые для Алтая, северные культурные традиции: керамические, строительные, хозяйственные. В отличие от геометрических орнаментов бронзового века, лаконичных ямочек и бугорков скифского времени, в этот период использовался такой орнаментальный мотив, как гребенка, то есть гребенчатый штамп. Началась эпоха гребенчатых орнаментов, будто по глине провели расческой. Это традиционный орнамент Западной Сибири, пришедший с севера.
В основном в ту эпоху сохранилось скотоводческое хозяйство. Земледелие и огородничество на Алтае периодически появлялось, но не получало большого распространения. Хотя исследователи-биологи находили в окрестностях Барнаула одичавшие виды проса, которые русское население никогда не разводило. Оно растет здесь с дорусских времен. Может быть, его разводили андроновцы, или каменцы. В скифское время земледелие, огородничество появлялось, но в небольшом количестве.
Кулайцы на своей коренной территории были охотниками, но придя на Алтай и смешавшись с местным населением, освоили скотоводство. Но они сохраняли смешанное хозяйство, практиковали скотоводство, охоту, рыболовство, собирательство. На Алтае росло в то время и растет сейчас около сотни съедобных растений. Сейчас многие из них уже не используются в пищу: папоротник-орляк, рогоз, саранка. C момента прихода кулайцев сменилось несколько культур. Первой была западно-сибирская кулайская, потом в первые века нашей эры ее сменила одинцовская культура, похожая на кулайскую, но более кочевая. Кулайцы, бывшие охотниками и рыболовами, адаптировались к жизни на Алтае, восприняли хунно-сяньбийские традиции и стали одинцовцами. У них уже было государство, причем довольно мощное, влиятельное и хорошо вооруженное. С того периода найдено много панцирей, шлемов, собранных из пластин, мечи, сабли, клинки. Затем в 7 веке н.э. на основе одинцовских традиций сформировалась сросткинская культура. Ближе всего к ним стоят половцы, с которыми русские были хорошо знакомы. В период наивысшего расцвета в состав государства сросткинцев входил весь Алтайский край, частично Восточный Казахстан, часть Новосибирской и Кемеровской области. У сросткинцев были хорошо вооруженные мобильные всадники, закованные в железо, скакавшие на лошадях, защищенных броней. Люди той эпохи строили мощные крепости. На территории Барнаула тоже известно сросткинское городище – Абакша, расположенное за Научным городком. К сожалению, сейчас оно сильно разрушено. Но сохранился кусок рва, земляной вал и участок самого городища площадью примерно 2 тысячи кв.м. Оно располагалось на высоком участке речного берега. Взять его штурмом было практически невозможно.
С юга сросткинцы граничили с Тюркским каганатом – могучим государством того времени, и находились под сильным влиянием тюрков. Много сходств было с тюркской культурой, в вооружении, доспехах, конской упряжи, религиозных верованиях. По-видимому, сросткинцы даже имели письменность и использовали алфавит, позаимствованный у тюрков и адаптированный к своему языку. К сожалению, образцы их письмен до наших времен не сохранились. Тюркская письменность дошла до нас благодаря тому, что они высекали свои письмена на скалах. А сросткинцы, вероятно, пользовались для этих целей рисовой бумагой или кожей, которые менее долговечны, чем камень.
Но при всем сходстве культур сами сросткинцы тюрками не были. Скорее это культура самодийцев. Этот народ и сейчас известен на Средней и Нижней Оби. Это смешанный европеоидно-монголоидный тип, родственники народов ханты, манси, то есть представителей уральской расы. В Европе ближе всего к самодийцам стоят венгры, а из современных народов Алтая - кумандинцы. Возможно, кумандинцы представляют последний на Алтае осколок древнего сросткинского этноса. Изначально сросткинцы произошли от кулайцев и одинцовцев. Это пришлые народы, представляющие северные западносибирские культурные традиции, пришедшие на смену европеоидным народам, жившим на Алтае на протяжении тысячелетий. Обосновавшись здесь, они впитали в себя многие традиции, в том числе европейские и, конечно же, тюркские.
Тюркский каганат был конгломератом из множества народов, основной костяк которого составляли две этнические ветви - теле и тюркюты. Но самодийцы, сросткинская культура в этот конгломерат не входила. Они оставались самостоятельным образованием. Хотя считается, что у них была двойная элита. То есть частично во главе государства стояли самодийские роды, а частично – тюркские. Тюрки влияли на политику, управление государством. Это не удивительно, ведь их мощь была столь велика, что даже в далекой Хазарии была двойная элита. Тюркский род Ашина с Алтая руководил Хазарией. У руля сросткинского государства стоял каган или хан. Такая же форма правления была у хунну, сяньби, монголов. Кочевое общество было очень мобильным, неизолированным, активно контактировало с другими народами, через Алтай проходили важные торговые пути. В захоронениях сросткинского периода археологи находят китайские шелка и зеркала, арабские монеты, александрийские бусы, подвески из афганского лазурита, среднеазиатские и даже европейские вещи. В соседней Новосибирской области археологи находили даже меч викингов, непонятным образом попавший в Сибирь. Народы хорошо знали друг о друге. Русские того времени знали, кто жил на Алтае, и возможно даже торговали с ними.
Первый археологический памятник сросткинской культуры, раскопанный на территории Барнаула, располагался на Казачьем взвозе, там, где был построен старый комбинат химволокна, на месте поворота трамвая с пр. Калинина. Сейчас там находится Водоканал. Раскопки проводил французский археолог Густав Минье, который специально приехал на Алтай в 60-х годах 19 века знакомиться с пещерами. Местные краеведы Гуляев и Василий Радлов посоветовали ему эти места. Вместе они раскопали несколько курганов, которые относились к сросткинской культуре. Обнаружили наконечники стрел, характерные бляшки (иногда их называют зажим для кистей), игольники, серьги, ископаемые ракушки карбикулы (они широко использовались на Алтае, начиная с эпохи неолита).
В 12-13 веках государство сросткинцев было разгромлено монголами, а его жители превратились в монгольских кыштымов, то есть данников. Некоторые источники свидетельствуют, что война шла долго, уже после захвата сросткинцы поднимали успешные восстания и на время восстанавливали самостоятельность южно-сибирских народов. Но в итоге монголы все-таки победили, и государство сросткинцев окончательно прекратило существование. Степная часть Алтая, так же как Русь и большая часть степной зоны Евразии, вошла в Золотую орду, а Горный Алтай - в Империю Юань (иначе говоря, в Белую орду). Здесь начала распространяться монгольская культура. Элементы брони и оружие монголов до сих пор находят в разных районах Алтая. Неподалеку от Новоалтайска сохранился Кармацкий могильник, а за Научным городком находили наконечники монгольских стрел, в других районах в руки археологов попадал шлем, монгольский палаш, украшения для седла. Они любили украшать предметы изображениями животных, небесных светил, вырезанных из кости. Монголы обладали самым совершенным на тот момент вооружением. Тяжелые конники катафрактарии, были полностью закованы в пластинчатую стальную броню, лицо закрывала стальная маска, а лошадь защищала бронированная попона. Воин пользовался слегка изогнутым мечом с одним лезвием, похожим на саблю. Тяжелая кавалерия наносила таранный удар, который обычно заканчивался разгромом противника. У нас традиционно считается, что в XII веке у монголов начался распад родоплеменных отношений, они собрали курултай на Орхоне, выбрали Чингисхана правителем и создали империю. На самом деле монгольская империя третья по счету. Первой была мощная Хунну-Сьньбийская империя (сяньбийцы тоже монголоиды). Затем возникла империя других монголоидов киданей. В нее входила часть современного Китая, Центральная Азия. И только после ее распада появилась монгольская империя. История монголов насчитывает тысячелетия, и все это время накапливались традиции воинского дела, вооружений, которые распространялись по всему миру. И в результате получилась очень современная армия, которой никто мог противостоять.
По-видимому, на Алтае постоянно проживала группа этнических монголов, в подчинении у которых находились самодийские племена (завоеванные стросткинцы), которые занимали более низкое положение на социальной лестнице. Их захоронения встречаются, у села Елунино (могильник Телеутский взвоз), в Усть-Алейке, где находили тело знатной монголки. Сохранилась часть ее богатого наряда из шелковой ткани, расшитой золотом, из Средней Азии. Вряд ли самодийка могла позволить себе такой богатый наряд. Там же были найдены перстень и диадема, чем-то напоминающая кокошник, который дополнял шелковый тюрбан. Одна из самых интересных находок - специфический монгольский головной убор боко, найденный на Телеутском взвозе. Его основа делалась из бересты, а сверху покрывалась шелком. Нередко коренные монголы использовали деревянную основу. Подобные короны находили в Горном Алтае, на могильнике Кудыргэ.
Затем начался распад Золотой орды, и на основе самодийского населения и этнических монголов сформировалось Сибирское Ханство - государство хана Кучума, которое и застали русские, пришедшие в Сибирь во времена Ермака. Алтай тоже входил в его состав. На территории степного Алтая кочевало одно из племен, плативших дань Кучуму, - телеуты. Именно с тех времен в местных названиях сохранилось много телеутских этнонимов, которые использовали русские переселенцы. Например, озеро и гора Телеут, утка – телеутка.
После прибытия в Сибирь отряда под командованием атамана Ермака, разгромившего войска Кучума, Сибирское ханство прекратило существование, началось постепенное проникновение русских на Алтай, а телеуты и алтайцы попали в подчинение к Джунгарии – большому центрально-азиатскому государству, частично подчинившему Китай, а также Монголию. Собственно говоря, и Кучум до своего разгрома тоже был данником Джунгарского ханства.
Позже, когда Джунгары вынуждены были уйти с этих земель, они увели и телеутов с территории степного Алтая во Внутреннюю Монголию. Сейчас этот народ живет на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района в Китае. Они хотели увести и алтайцев, как своих данников, но не успели. Собственно, в то время алтайцев, как единого народа, еще не существовало. Это был конгломерат небольших народов. Из-за отсутствия единого управления и труднодоступной горной местности монголы не смогли их увести. Они живут там по сей день. А территория степного Алтая после увода телеутов осталась пустой, и русские быстро ее заселили. Причем, первые русские появились здесь еще до того, как Алтай вошел в состав русского государства. Этот факт открыл исследователь Юрий Сергеевич Булыгин, который занимался историей первых крестьян на Алтае. Когда стали делать переписи, то выяснилось, что некоторые села существовали гораздо раньше присоединения к Руси. Русские переходили границу, селились на свободных землях, находили контакт с телеутами. Те поставляли им продукцию скотоводства, а русские – продукцию земледелия. Жили бок о бок, друг другу не мешали».
О начале русского периода в жизни Барнаула мы попросили рассказать доцента кафедры отечественной истории Алтайского государственного педагогического университета Аркадия Контева.
«В начале XVIII века русские выстроили по берегам рек Оби и Иртыша систему крепостей для охраны юго-восточных границ Российской империи. Так, в 1717 году появилась Белоярская крепость (сейчас там располагается поселок Белоярск), а в 1718 – Бийская крепость. Известно, что в 1719 году рядом с крепостью уже была Белоярская слобода, где жили поселенцы, переехавшие на Алтай из других Сибирских уездов. На какое-то время Обь стала естественной границей: правобережье было российским, а левобережье оставалось джунгарским. Понимая, что они оказались в тисках между русскими крепостями и рискуют потерять живущее в «междуречье» население, джунгары после ряда вооруженных столкновений с русскими приняли решение покинуть Алтай и увели с собой телеутов. На освободившуюся территорию стали заселяться русские крестьяне. Первым русским поселением на месте нынешнего Барнаула можно считать деревню Усть-Барнаульскую, основанную вероятней всего в 1735 году. Она располагалась в районе современного Старого Базара и была отмечена на карте 1736 года. Известно даже имя первого ее жителя - крестьянина Рожнёва, который упоминается в документах 1735 года. Документ этот не сохранился, но осталось свидетельство о нем. Никакого отношения к будущему основателю города Акинфию Демидову усть-барнаульские жители не имели. До основания завода эта территория демидовскому ведомству не подчинялась. Почти все они были выходцами из Белоярской слободы, государственными крестьянами (не крепостными Демидова), которые поселились на новом месте самовольно.
Усть-барнаульцы вели обычную жизнь крестьян первой половины XVIII века, занимались скотоводством, охотой, земледелием. Это была так называемая залежная система земледелия. То есть они распахивали участок, обрабатывали его, а когда почва истощалась, забрасывали и переходили на новый участок, благо земли было много. Выращивали рожь (озимые и яровые), пшеницу, овес в качестве фуража для скота, огородные культуры – брюкву, тыкву. В более поздние времена даже пытались растить арбузы. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Причем, они позаимствовали у тюрков систему беспастушьего скотоводства - лошадей одних отпускали пастись в поле. Поселенцы строили жилища типа «дом-связь». То есть вначале сооружали из дерева «черную избу» (или стряпчую избу) с русской печью, пристраивали к ней в качестве соединительного элемента (связи) сени, а потом строили горницу (светлую избу, летнее помещение). И в дальнейшем все жилища раннего Барнаула были устроены в виде дома-связи. В них жили целые семьи переселенцев.
Крестьяне исповедовали православие. Правда, церквей поблизости не было, но в то время они обходились и без них. Лишь позже первая церковь появилась в Белоярской крепости. В 1742 году усть-барнаульских крестьян приписали к барнаульскому заводу. К сожалению, никаких следов деревни до нашего времени не сохранилось. Даже на плане 1748 года ее следы практически не определяются. В 1745 году там жило примерно 30 мужских душ. Женщины в документах не учитывались, но если предположить, что численность женского и мужского населения примерно равна, то вероятно взрослое население деревни составляло человек 60. Позже все усть-барнаульские крестьяне разъехались по соседним деревням. Кроме того, была еще одна старейшая деревня Верх-Барнаульская в районе нынешнего поселка Булыгино. Но к 1745 году в ней насчитывалось всего 10 мужчин. Завод, взрастивший город (Демидовский период)
Демидовский медеплавильный завод был основан рядом с деревней Усть-Барнаульской. 9 октября (28 сентября по старому стилю) 1739 года началось строительство, и в принципе эту дату можно считать днем рождения нашего города. Выбор места был неслучайным. Ранее при строительстве Колывано-Воскресенского завода люди Демидова столкнулись с проблемой отсутствия леса. Медной руды в тех местах было в избытке, была вода, чтобы крутить колеса механизмов, но не хватало стратегического сырья – дерева, необходимого для получения древесного угля, с помощью которого идет выплавка руды. Поэтому медеплавильный завод и решили поставить там, где сейчас находится Барнаул, поскольку леса здесь было предостаточно. Первоначально хотели возить древесный уголь на колывано-воскресенские заводы, но потом решили, что легче будет доставить руду на выплавку. И потянулись в Барнаул подводы с рудой и полуфабрикатом. Кстати, Барнаул мог вырасти не там, где находится сейчас. Первоначально завод хотели построить на реке Бобровке. Но когда приехал плотинный мастер Роман Латников (строивший барнаульскую плотину) и обследовал место, то понял, что пруд получится слишком мелкий. Поэтому решили перенести завод на Барнаулку, у которой были высокие берега. Правда, плотину пришлось строить самую большую в России, поскольку пойма была очень широкая. Выплавленный в Барнауле металл отправлялся на Демидовские заводы (Невьянский и Нижнетагильский) на Урал. Вначале это была черная медь, а с образованием Барнаульского завода – очищенная медь. Сообщение шло по Иртышу и Оби, металл возили на специальных судах – коломенках. С момента строительства завода жизнь и быт барнаульцев кардинально изменились. Это были уже не крестьяне, а мастеровые, работавшие на заводе за жалование по 12-14 часов в сутки. Хотя, и они продолжали держать подсобное хозяйство, скот. Жилье семейных работников напоминало дома-связи первых переселенцев. Холостые жили вчетвером в одном доме. В первое время строили много землянок.
Обстановка в жилище была довольно спартанской. Простая деревянная мебель, никаких предметов искусства. Обычный набор бытовой утвари, как и у других жителей России того времени. Обязательно держали иконы. Приказчики покупали настенные часы. Первых барнаульских жителей прислал с Урала Акинфий Демидов. Это были его крепостные. Также ему разрешили принимать на работу пришлых в Сибирь, хотя у них и не было паспортов. Потом их оставили на заводе навечно. На первых порах работников было немного – всего 169 человек. Если прибавить к ним женщин, то население поселка Барнаульского завода составляло примерно три сотни душ.
Первыми постройками той эпохи были: заводчиков двор (позже на его месте выстроили канцелярию горного начальства), дом приказчика, плотина. Первой улицей стала Ряпосовская (по фамилии плотника Ивана Ряпасова, который строил на ней дома). Сейчас ее уже нет, на ее месте находится парк Центрального района. Если продлить улицу Толстого, довести до проспекта Красноармейского, то примерно там и получится место расположения улицы Ряпосовской. Второй улицей (возникшей уже после того, как завод забрали у Демидова в пользу государства), стала Офицерская (ныне Ползунова). Из построек той эпохи до нас дошла только плотина. Возможно, остались и фундаменты зданий, но они погребены под землей. Производство росло, население заводского поселка увеличивалось. Со временем он разросся до размеров города, известного нам всем как Барнаул. Стас Сидоркин
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.
10.07.2015 08:31/
перейти к комментариям
|