Римские каникулы
На автобусе через пол Европы
Флоренция
Флоренция - необыкновенно красивый город на берегах реки Арно. Его основали еще римляне в I веке до н.э. В Средневековье, когда Италия была поделена на маленькие города-государства, Флоренция стала одним из самых влиятельных и развитых из них, центром ремесел, торговли, искусств. Здесь творили Данте Алигьери и Джованни Боккаччо, Леонардо да Винчи и Микеланджело, отсюда начиналась «эпоха Возрождения» в европейском искусстве. Не отставала от искусства и экономика. Флоренция хорошо разбогатела на производстве и торговле шерстяными тканями потрясающих, неповторимых расцветок. С XIII века город даже начал печатать собственную валюту – флорин, которая долгое время считалась самой устойчивой в Европе.
Большого могущества Флоренция достигла во время правления семьи Медичи, которые дали миру четырех Римских Пап, двух королев, ссужали деньгами королевские дома Европы. А еще Медичи прославились как покровители искусств, спонсировавшие скульпторов, художников, архитекторов. Не случайно старая Флоренция и сегодня выглядит, как один большой музей под открытым небом.
Еще один звездный час города настал в 1865 году, во время войны за объединение Италии. Когда объединение близилось к завершению, Флоренция на шесть лет стала столицей всего Итальянского королевства, до тех пор пока новый король Виктор Эммануил не переехал в Рим. Кстати, сформировавшийся во Флоренции тосканский диалект лежит в основе современного итальянского языка.
Площадь Синьории
Вся общественная жизнь средневековой Флоренции крутилась вокруг площади Синьории. Во времена Флорентийской республики здесь, во дворце Веккьо заседало правительство (синьория) города-государства, а когда всю власть прибрал к рукам герцог Тосканский Козимо Медичи, то он разместил в этом же дворце свою личную резиденцию. Как было принято в большинстве средневековых городов, на площади проводили народные гуляния, собрания, торжественные приемы, казни преступников и прочие популярные в народе мероприятия. В 1498 году здесь повесили, а затем сожгли на костре свергнутого флорентийского диктатора Савонаролу. Сейчас площадь Синьории – это главное место паломничества путешественников, приезжающих со всего света во Флоренцию.
Палаццо Веккьо
Палаццо Веккьо, или Старый Дворец, и после падения республики под натиском Козимо I Медичи оставался домом для городских органов правления. И по сей день в нем размещается флорентийская ратуша. Хотя, теперь ее залы открыты для посещений туристов. И в них действительно есть на что посмотреть. Внутри стены и потолок дворца расписаны картинами, рассказывающими историю Флоренции и военных побед герцога Козимо Медичи, портретами выдающихся людей города. Снаружи видна еще одна изюминка Старого Дворца – часы работы баварского мастера Ледерле, которые появились на дворцовой башне в 1667 году и до сих пор исправно отсчитывают время.
Словно стражи, у входа во дворец стоят статуи. На переднем плане «Давид» работы Микеланджело, а чуть поодаль «Геркулес и Какус» - Баччо Бандинелли.
«Давид» Микеланджело
Всемирно знаменитая мраморная статуя «Давид» работы Микеланджело изображает легендарного библейского героя, а впоследствии иудейского царя, перед боем с великаном Голиафом из вражеского войска. В руке у Давида праща, с помощью которой он вот-вот сразит великана метко посланным камнем. При создании этой работы Микеланджело отошел от традиции. Обычно Давида изображали уже после победы над Голиафом. Здесь же юноша лишь готовится нанести смертельный удар. Его поза напряжена, а во взгляде чувствуется угроза.
Когда именитые горожане пришли принимать работу Микеланджело (в 1504 году), то тут же решили, что такое совершенное творение должно стоять только на главной площади (а не у городского собора, как планировалось вначале). Статуя хорошо вписалась в настроения тогдашних флорентийцев. Современники Микеланджело воспринимали «Давида» как символ гордой и независимой Флоренции, готовой дать отпор любому врагу, в том числе Папе Римскому, с которым город в то время вел борьбу. Не удивительно, что ее стали воспринимать как защитницу Флоренции и ее символ. За века «Давид» Микеланджело стал к тому же идеалом мужской красоты в искусстве, а специалистами-искусствоведами был признан одной из вершин искусства эпохи Возрождения. По подсчетам ученых, это одна из самых часто копируемых скульптур в истории.
В 1873 году оригинал статуи перенесли в зал академии изящных искусств Флоренции, чтобы защитить ее от непогоды. Сейчас перед входом во дворец стоит ее точная копия.
«Геркулес и Какус»
В этой работе Баччо Бандинелли обратился к античному сюжету, которые были очень популярны у флорентийцев. По легенде, Какус был людоедом-великаном, который однажды украл у Геркулеса коров. Рассерженный сын Зевса не стерпел такой обиды и убил людоеда дубиной, а заодно избавил местных жителей от терроризировавшего их монстра.
Нетрудно заметить, что многие статуи на площади Синьории посвящены теме борьбы и победы над сильным противником. Это связано с историей Флоренции, которой часто доводилось вступать в противоборство со всевозможными недругами. То с родом Медичи и Савонаролой за сохранение республиканского правления, то с Папой Римским, желавшим расширить свою власть, то с соседними городами-государствами (в частности Сиеной) за влияние на Апеннинском полуострове и выгоды в торговле. Статуями на центральной площади флорентийцы прославляли свои победы, старались внушить страх новым врагам и вдохновить народ проявить решительность в очередной стычке с соседями или деспотами.
Фонтан «Нептун»
Фонтан «Нептун» (1570 год) работы Бартоломео Амманати создавался по заказу семьи Медичи. Фигура бога морей, выезжающего на колеснице, запряженной морскими конями, находится прямо у Палаццо Веккьо и символизирует морское могущество Флоренции, которая к тому времени завоевала Пизанскую республику с ее приморскими территориями, и сама стала морской державой с собственным торговым и военным флотом.
При создании скульптуры Амманати придал «Нептуну» сходство с всесильным правителем города Козимо I Медичи. Тогда это был распространенный способ польстить богатому заказчику. Впрочем, статуя от этого ничуть не проиграла. Настоящий талант не испортишь лестью. Главного бога окружают прочие морские божества, созданные другими скульпторами. Как ни странно, сами флорентинцы Нептуна не оценили и в шутку называют его «белым великаном».
Конная статуя Козимо I Медичи
После долгого противоборства с народом вольного города семейству Медичи все же удалось подчинить Флоренцию себе. Разумеется, они тут же начали заказывать произведения искусства, прославляющие их деяния. Конную статую Козимо I Медичи – герцога Тосканского установили на площади Синьории в 1594 году. В этой работе скульптор Джамболонья придал Козимо I сходство со статуей Марка Аврелия в Риме, видимо, сравнивая по могуществу флорентийского правителя с великим римским императором. На барельефах на постаменте статуи в картинах рассказывается о достижениях Козимо: о его избрании герцогом Тосканским, коронации Папой Римским, военной победе на давним конкурентом Флоренции – городом Сиеной, который Козимо удалось захватить.
Лоджия Ланци
Лоджию Ланци на площади Синьории построили в XIV веке специально для собраний и официальных приемов Флорентийской республики, чтобы представители городской власти и их гости могли не опасаться промокнуть под дождем, если погода испортится. В XVI веке герцог Тосканский Козимо I Медичи разместил в лоджии ландскнехтов – немецких наемников-пехотинцев, охранявших его персону. Именно из-за них горожане дали лоджии имя «ланци». Так звучит в сокращенном виде название ландскнехтов на итальянском языке. В течение многих лет флорентийские власти украшали лоджию статуями знаменитых мастеров и сегодня ее без преувеличения можно назвать музеем на открытом воздухе.
«Персей с головой Медузы Горгоны»
Знаменитую бронзовую скульптуру «Персей с головой Медузы Горгоны» скульптор Бенвенуто Челлини изготовил по заказу все того же герцога Тосканского Козимо I Медичи, который был покровителем художника и поддерживал его финансово. Мастер не просто повторил древнегреческий сюжет о герое, который сумел победить страшное чудовище – женщину со змеями вместо волос, взглядом превращавшую людей в камень, но и вложил в свою работу аллегорический смысл. Персей в данном случае символизирует самого Козимо Медичи, который победил республику и стал правителем Флоренции. Кстати, сегодня «Персей…» – это одна из немногих статуй в Лоджии Ланци, которую не заменили на копию.
«Похищение сабинянок»
Скульптура «Похищение сабинянок» (1582 год) работы Джамболоньи изображает сюжет из ранней Римской истории, когда Рим еще был небольшим городом-государством, а его жители – бедняками, за которых соседние народы не хотели выдавать своих дочерей. Между тем, представительниц прекрасного пола у них очень не хватало. Тогда римляне пошли на уловку, пригласили соседей – сабинян и латинян – на праздник, во время пира неожиданно напали на них и похитили женщин. Через год рассерженные сабиняне с большим войском подошли к Риму и после ожесточенного сражения обратили римлян в бегство. Дело двигалось к разгрому. Но в этот момент на поле боя между сражающимися мужчинами выскочили похищенные сабинянки с детьми на руках, рожденными от своих римских мужей-похитителей, и стали уговаривать родных с обеих сторон прекратить битву. Мужчины послушались, сели за стол переговоров и договорились о заключении вечного мира и объединении римлян и сабинян в единый народ. Что интересно, сам Джамбольнья при создании своего творения, вовсе не думал о римской мифологии. Он просто хотел сделать виртуозную, очень сложную в исполнении работу из мрамора, чтобы доказать критикам, сомневающимся в его таланте, свое мастерство. А уже ученые-современники скульптора разглядели в ней «Похищение сабинянок».
На заднем плане Геркулес убивает кентавра Несса, который пытался похитить его жену. Такая уж была традиция – воровать женщин. Тоже работа Джамболоньи.
«Лев» Фламинио Вакка
Влиятельные и богатые и богатые граждане Древнего Рима очень любили скульптуры охранных львов, которые, будто два стража, стояли у входа на их виллы. Цари зверей символизировали власть и могущество владельца дома. Представители семейство Медичи, которые представляли себя продолжателями традиций Рима, тоже решили выставить в Лоджии Ланци двух львов. Один их них античный, его нашли при раскопках в Риме. А пару для него (на фото), изготовил в скульптор Фламинио Вакка в 1594 году.
Галерея Уффици
Здание за спиной у Геркулеса – детище семейства Медичи, всемирно известная галерея Уффици. Ее история началась в 1560 году, когда правитель Флоренции Козимо I Медичи решил построить один большой дворец, в котором разместились бы все городские административные службы. Разумеется правители из рода Медичи с их знаменитой тягой к искусству, стали украшать просторные залы и коридоры дворца картинами и скульптурами, купленными у флорентийских художников и в других странах Европы. Каждое поколение добавляло что-то свое. Постепенно в стенах дворца собралась одна из богатейших в мире коллекций произведений искусства. Здесь хранятся работы Микеланджело, Ботичели, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана и многих-многих других мастеров. Всего через 20 лет после основания дворца Франческо I Медичи, страстный коллекционер предметов искусства, велел перенести в просторные залы Уффицы все самые ценные предметы из семейной коллекции, а административные службы на втором этаже удалить. Так родился музей. В 1737 году последняя представительница рода Медичи передала галерею в дар городу.
Галерея построена в форме буквы U. На снимке видно ее левое крыло, немного прикрытое правое и вдалеке, прямо по курсу - фасад, выходящий на берег реки Арно.
Проход между двумя крыльями галереи Уффици можно назвать «коридором знаменитостей». В середине XIX века на фасаде дворца сделали вот такие ниши и установили в каждой из них памятник какому-нибудь знаменитому художнику, писателю, общественному деятелю, который жил и творил во Флоренции. Авторами работ выступили скульпторы Дюпре и Бартолини. Знакомьтесь, Николо Макиавелли (на фото) – политик, философ и писатель, живший и работавший во Флоренции в 1469 – 1527 годах. На писательском поприще более всего известен трактатом «Государь», в котором он описывает способы захвата власти и ее удержания, не гнушаясь никакими средствами.
Автор «Божественной комедии» Данте Алигьери тоже флорентиец. По соседству расположилось еще много известных флорентийцев: художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джотто, мореплаватель Америго Веспуччи, который вскоре после Колумба совершил путешествие к берегам Америки и первым смог понять, что Колумб открыл не новый путь в Индию, а совершенно новый континент.
Дом-музей Данте Алигьери
Уходим с площади Синьории вглубь городских кварталов и оказываемся прямо перед фасадом дома, в котором жил Данте Алигьери. Точнее это его реконструкция. Настоящий дом до наших дней не сохранился. Но и этот выглядит довольно древним. На фасаде укреплен бюст писателя. К сожалению, личные вещи Данте тоже не сохранились, но в музее много других интересных экспонатов: картины известных художников, изображающие важные моменты жизни писателя, книги, и даже модель битвы при Кампальдино, в которой он принимал участие. Ведь современникам Данте был известен не только как писатель, но и как политический деятель, который принадлежал к партии гвельфов, которая постоянно враждовала с партией гибеллинов. Порой они выясняли отношения с оружием в руках.
«Церковь Беатриче»
Неподалеку от дома Данте находится церковь Санта Маргарита дей Черки, в народе больше известная как Церковь Беатриче. По легенде, именно у порога этой церкви Данте впервые встретил любовь всей своей жизни, свою музу Беатриче из рода Портинари, которой он много лет посвящал стихи, превратив реальную флорентийскую девушку из плоти и крови в идеал возвышенной платонической любви. Произошла эта встреча, когда самому Данте было 9 лет, а Беатриче - 8. Уже тогда он проникся к ней глубоким чувством, которое не ослабевало ни после ее замужества, ни после смерти в юном возрасте во время неудачных родов.
Кстати, похоронена Беатриче, в этой же церкви, в семейной усыпальнице. (Хотя, не все исследователи согласны с этой точкой зрения). Зато, влюбленные юноши и девушки, приезжающие во Флоренцию из разных стран, в этом не сомневаются и оставляют вон в той корзинке слева от алтаря записки с просьбами о счастливой любви.
Продолжаем прогулку по старинным улицам Флоренции.
На снимке: вход в Академию Георгофили, основанную в 1753 году, и необычное дерево, растущее в большущей кадке посреди мощеной улицы. Видимо, его появление здесь не случайно, учитывая, что академия уже два с половиной века готовит агрономов и лесоводов.
Порчеллино
Посреди оживленного рынка Меркато Нуово замечаем необычный фонтан. Весь мир восхищается прекрасными творениями флорентийских художников и скульпторов, собранными в Галерее Уффици, устремленными ввысь соборами и дворцами. Сами же флорентийцы не меньше, чем шедевры Микеланджело и Джотто, обожают своего «порчеллино» - бронзового кабанчика, ставшего символом Флоренции. Эта симпатичная свинюшка сидит в самом бойком торговом месте старого города и вызывает восторг у туристов, особенно у детей. Каждый турист считает своим долгом подойти к кабанчику, почесать его пятачок (отчего он сияет на солнце, как фонарик) и вложить в полуоткрытый рот монетку. Если выпавшая изо рта монета точно провалилась через решетку внизу, можно смело загадывать желание – «порчеллино» исполнит.
Вообще-то, первое имя кабанчика «Вепрь». Так назвал его отец, то есть автор скульптуры Пьетро Такка. По легенде, однажды в XVI веке на городской рынок забежал свирепый кабан. Все люди попрятались и лишь один храбрый мальчик подошел и погладил его по пятачку. После этого зверь сразу успокоился и ушел обратно в лес, никого не тронув. В честь этого события горожане и решили поставить на месте счастливого избавления от кабаньих клыков фонтан.
Страница 1 2