Искусство фэнтези и фантастики 18+
Фрэнк Фразетта
Фрэнк Фразетта (Frank Frazetta) - знаменитый американский художник, известный своими иллюстрациями для обложек книг в жанре научной фантастики, фэнтези, ужасов, приключений, для журналов комиксов, постеров к фильмам, музыкальных альбомов. Фразетта родился в Нью-Йорке в 1928 году, в италоязычной семье из Бруклина. Он был единственным мальчиком из четырех детей в семье. Его увлечение рисованием в раннем детстве поощряла бабушка, которая единственная хвалила его рисунки и давала деньги на покупку карандашей. Как вспоминал сам художник, порой он выбирал довольно дикие сюжеты для своего возраста, чем шокировал учителей в школе. В восемь лет Фрэнк начал посещать Бруклинскую академию изящных искусств. Его преподавателем был Мишель Фаланга, который поддерживал талантливого парня. Хотя сам Фразетта считает, что большему все же научился у своих друзей - других молодых художников. В 1944 году, в шестнадцать лет, Фразетта, у которого была давняя мечта рисовать комиксы, стал работать в студии художника комиксов Бернарда Бэйли в качестве помощника аниматора. Вскоре он становится самостоятельным художником и в одиночку, либо в соавторстве работает над комиксами самых разных жанров: вестерны, фэнтези, таинственные истории, исторические драмы, юмористические, романтические, военные, героические комиксы. В начале 1950-х годов Фразетта сотрудничал со знаменитой компанией EC Comics, прославившейся комиксами в жанре ужасов, криминала, научной фантастики, фэнтези, не стеснявшейся поднимать острые социальные темы, такие, как расизм, проблема употребления наркотиков. Также Фрэнк рисует для компаний Avon Comics, National Comics, где он работал над серией "Сияющий рыцарь" о рыцаре круглого стола, попавшем XX век и решившим бороться с преступностью. В те же годы Фразетта поучаствовал (как соавтор) в работе над классическими научно-фантастическими сериями комиксов о приключениях Бака Роджерса и Флэша Гордона. Значительные перемены произошли и в личной жизни художника. В 1956 году в Нью-Йорке он женился на уроженке Массачусетса Элеоноре Келли. Супруги прожили вместе всю жизнь. У них родилось четверо детей: Фрэнк-младший, Билли, Холли и Хайди. В 1960-е годы начинается новый этап в творчестве Фразетты. Он попробовал себя в оформлении постера для фильма "Что такое киска", заработав за один день свою обычную годовую зарплату. После этого он изготовил постеры еще для нескольких фильмов. Также в эти годы Фразетта открыл для себя большое поле деятельности по оформлению книг. Он очень активно иллюстрирует приключенческую литературу в мягкой обложке, книги в жанре героического фэнтези. Настоящую славу Фрэнку принесло оформление обложек для приключенческих циклов "Тарзан" и "Барсум" ("Джон Картер с Марса") Эдгара Райса Берроуза, а также для саги о Конане-варваре писателя Роберта Говарда. Фразетта визуально переосмыслил оформление книг в жанре меча и магии. Его картины для обложек отличались невероятной экспрессией, передавали дикую первобытную силу персонажей, и при этом были очень слабо связаны с сюжетной линией иллюстрируемой книги. Как говорится, все совпадения случайны... Первоначально это не нравилось некоторым писателям, но Фразетту это нисколько не волновало. Он сам признавался, что не читал ни одну из этих книг. К счастью, читателей разнобой литературного и рисованного сюжета тоже не напрягал. Наоборот необычные картины Фрэнка стали пользоваться большой популярностью у любителей фэнтези, фантастики и приключений и повлияли на дальнейшее развитие жанров. Его картинами вдохновлялись более молодые художники, будущие классики фэнтези - Борис Вальехо, Марк Сильвестри, Шелби Робертсон и другие. После успеха Тарзана и Конана Фразетта неизменно пользовался большим спросом у издателей, его картины украсили многочисленные постеры, календари, обложки для музыкальных альбомов, в особенности рок-исполнителей. О комиксах Фрэнк тоже на забывает, иллюстрируя знаменитую серию ужасов о Вампирелле - кровососущей даме из космоса, комиксы о войне из серии Blazing Combat, а также ужасы для журналов Creepy и Eerie. Персонажи Фрэнка всегда отличаются невероятной сексуальностью. Его дикарки, повелительницы джунглей, языческие правительницы с гипертрофированными формами бедер, груди и других частей тела не оставляли равнодушными мужскую часть поклонников жанра. В то же время женщины любовались могучими фигурами варваров, которые, казалось, представляли собой сплошную груду мышц. В начале 1980-х годов Фрэнк Фразетта работал вместе с режиссером-мультипликатором Ральфом Бакши над фэнтезийным, приключенческим мультфильмом для взрослых "Огонь и лёд", в котором было множество эротических сцен. Впоследствии он приобрел культовый статус. Мультфильм создавался методом ротоскопирования, то есть перерисовки отснятых на пленку актеров и пейзажей. Перерисовкой как раз занимался Фразетта. Кстати, во время работы над фильмом Фрэнк сделал для себя открытие. До этого он был уверен, что люди с такими гипертрофированными формами, какими он их обычно изображает, существуют на самом деле. Но, как оказалось, таких пропорций не бывает. Впрочем, кого это волнует? Ведь зритель как раз и любит картины Фразетты за его неповторимый стиль рисовки, в том числе, за гипертрофированно соблазнительные формы женщин. В 2000-е годы Фразетта жил в своем поместье в горах Поконо в штате Пенсильвания. Там же разместился небольшой музей с его картинами, открытый для публики. (Еще один музей с 1980-х годов действует в городке Восточный Страудсберг, в Пенсильвании). В то время художник уже имел многочисленные проблемы со здоровьем, но не оставлял занятия творчеством. Когда после перенесенного удара у него парализовало правую руку, он выучился работать левой и продолжил рисовать картины. Последние годы художника омрачились смертью его жены, а также спором детей из-за его картин. Трое детей художника обвинили Фрэнка-младшего в том, что он присвоил себе картину отца. Тот в свою очередь утверждал, что действовал по доверенности Фразетты-старшего и пытался сохранить картины от распродажи. В итоге все закончилось полюбовным соглашением о совместном управлении имуществом. Фрэнк Фразетта умер в 2010 году. Сегодня его творчество продолжает пользоваться огромной популярностью и считается классикой фантастического жанра. Так, его картина "Разрушитель" ушла с молотка за 1,5 млн. долларов. Его картины служат источником вдохновения для современных художников, работающих в этом жанре.
Оформление книг о Тарзане (Tarzan) принесло Фрэнку Фразетте славу, популярность и новые контракты от издателей. Мастер рисования варваров, словно слепленных из груды мышц, он как никто другой смог воплотить образ могучего дикаря и по совместительству английского графа, воспитанного обезьянами в диких африканских джунглях. Как все мы помним, Тарзана создал в начале XX века писатель Эдгар Райс Берроуз (Edgar Rice Burroughs). В первой книге тарзановского цикла английского дворянина Клейтона, отправившегося с инспекцией в одну из британских колоний, и его беременную жену высаживают на диком африканском побережье восставшие матросы. Женщина умерла вскоре после родов, а ее мужа убили обезьяны. Но их маленького сына спасла самка обезьяны и воспитала, как родного ребенка. Повзрослев, Тарзан стал могучим воином, способным сразиться даже со львом или гориллой. Однажды он спас жизнь другой группе путешественников, застрявших на африканском побережье, среди которых оказалась и его будущая жена Джейн Портер (Jane Porter). Так состоялось его знакомство с цивилизацией. Позже Тарзан проложил себе путь в большой мир сквозь дикие джунгли и в дальнейшем пережил много приключений в разных уголках света. Тарзан танцует Дум-Дум (Tarzan at the Dum-Dum) На карандашном рисунке 1991 года "Тарзан танцует Дум-Дум" (Tarzan at the Dum-Dum) Фрэнк Фразетта изобразил священный танец Дум-Дум, который Эдгар Райс Берроуз описывает в первой книги серии - "Тарзан - приемыш обезьян" (Tarzan of the Apes). Этим ритуальным танцем обезьяны отмечали важные события в жизни племени, такие как победу в битве, провозглашение нового вожака, убийство опасного хищника, угрожавшего племени, захват пленников. Во время танца обезьяны доводили себя до неистовства. Тарзан встречает Ла из Опара (Tarzan meets La of Opar) Главный женский персонаж с этой картины Фразетты - верховная жрица Ла (La) встречается в нескольких романах Эдгара Райса Берроуза о Тарзане. Ла управляет народом, живущим в городе Опаре, затерянном в африканских джунглях. Впервые Тарзан встречает ее во второй книге цикла - "Возвращение Тарзана" (The Return of Tarzan). В русском переводе книга также встречается под названием "Возвращение в джунгли". Осторожно, дальше могут быть спойлеры! В этом романе Тарзан приезжает в Европу, где попадает в шпионскую историю, переживает дуэль с графом Раулем де Куд (Raoul de Coude). Но в итоге впечатленный благородством человека-обезьяны граф предлагает Тарзану работу. В качестве специального агента французского правительства король обезьян отправляется в Алжир. По пути герой постоянно влипает в стычки со шпионами и недружелюбным местным населением и в конце концов оказывается один на диком африканском берегу. Но благородный дикарь не растерялся, завоевал себе положение в местном племени, а затем добрался до затерянного города Опара, где и попал в плен к полудиким аборигенам и предстал перед их верховной жрицей Ла. Правительницу так впечатлил герой, что она влюбилась в него и потеряла всякое желание приносить Тарзана в жертву... Картина "Тарзан встречает Ла из Опара" была опубликована в авторском сборнике Фразетты "Legacy: Selected Drawings & Paintings by Frank Frazetta" 1999 года. Но написал картину художник гораздо раньше, ориентировочно в начале 1960-х, когда он активно иллюстрировал книги о Тарзане. Как говорят некоторые знатоки творчества Фразетты, вначале эта картина выглядела немного иначе. Тарзан был полностью голым, а его могучий эрегированный член высоко поднимался при взгляде на обнаженную верховную жрицу Ла. Это был шуточный рисунок, и Фразетта не собирался его продавать. Но в 1990-е годы один коллекционер решил приобрести его. Фрэнк решил, что "продавать порно" - это уже слишком, и быстро, буквально за несколько минут переделал картину, убрав поднявшееся мужское достоинство Тарзана и прикрыв его набедренной повязкой. Сын Тарзана (The Son of Tarzan) В 1963 году картина Фрэнка Фразетты послужила иллюстрацией для обложки книги "Сын Тарзана" (The Son of Tarzan) - четвертого романа в серии приключений короля обезьян. Но на сей раз на первый план выходит молодой сын Тарзана - Джек (Jack). Юноша вместе со старым другом Тарзана - обезьяной Акута (Akut) сбегает из Лондона в африканские джунгли, учит язык обезьян, начинает жить среди зверей под именем Корак (Korak), превратившись в настоящего дикаря, как когда-то его отец. Но его родители Тарзан и Джейн (Jane) не теряют надежды найти пропавшего сына... Позже картина много раз использовалась в авторских сборниках Фразетты. Тарзан и сокровища Опара (Tarzan and the Jewels of Opar) В 1963 году картина Фрэнка Фразетты украсила обложку книги "Тарзан и сокровища Опара" (Tarzan and the Jewels of Opar) - пятого романа в цикле о приключениях Тарзана. Тарзан, испытывающий финансовые проблемы, вновь отправляется в затерянный в африканских джунглях город Опар. Тысячелетия назад он был колонией легендарной погибшей Атлантиды, и в его сокровищницах до сих пор хранятся несметные богатства. Но заполучить их будет непросто. Ведь за Тарзаном по пятам следует бывший офицер, а ныне беспринципный проходимец Альберт Верпер (Albert Werper), тоже жаждущий добраться до золота атлантов. К тому же в Опаре король обезьян встречает свою старую знакомую - верховную жрицу Пламенного бога, красавицу Ла (La), любовь которой он отверг. И теперь разгневанная женщина и подчиненные ей жрецы не прочь отправить героя в качестве жертвы на алтарь своего бога... Тарзан и затерянная империя (Tarzan and the Lost Empire) Картина Фрэнка Фразетты для обложки книги "Тарзан и затерянная империя" (Tarzan and the Lost Empire) выпуска 1962 года. Это двенадцатая книга о приключениях Тарзана. Когда молодой немецкий археолог Эрих фон Харбен (Erich von Harben) пропал в Африке, то его отец попросил Тарзана разыскать сына. Во время поисков Тарзан делает удивительное открытие. Оказывается в африканских горах сохранились остатки Римской империи, представленной двумя враждующими городами. Отправившись в один из городов для спасения археолога, Тарзан оказывается в самой гуще римских интриг и заговоров... Также картина выходила в авторских сборниках Фразетты, в том числе под названием "Затерянная империя (The Lost Empire). Повелительницы зверей В творчестве Фразетты у Тарзана всегда был достойный женский эквивалент. Его сексуальные дикарки, повелительницы зверей, королевы джунглей с гипертрофированно широкими бедрами, увесистой грудью, тонкой талией и эротичными изгибами тела не оставляли равнодушными мужскую часть поклонников жанров приключений и фэнтези. Сексуальность в работах Фразетты всегда бьет через край. Мало кто из художников мог так же отчетливо, явственно подчеркнуть все достоинства женской фигуры, показать ее изящество и в тоже время первобытную силу, не прикрытую налетом цивилизации.
В 1985 году картина "Девушка-кошка" вышла в авторском сборнике художника Frank Frazetta, Book Five. Эта повелительница кошек выглядит словно воплощение лесной хищницы - опасной, дикой, сексуальной, притягательной, несущей смерть. Не удивительно, что она пользовалась огромным успехом у зрителей и издателей. В разные годы Фразетта сделал несколько вариантов этой картины с разной степенью раздетости главной героини. Все они часто появлялись в авторских сборниках и на обложках журналов комиксов. В свою очередь эта девушка-кошка стала новой интерпретацией более ранней версии картины Фразетты с обложки журнала комиксов Creepy №16 за август 1967 года. В этом журнале публикуется история писателя Арчи Гудвина (Archie Goodwin) и художника Нила Адамса (Neal Adams) "Проклятие когтей!" (A Curse of Claws!). В ней рассказывается о человеке, встретившем в лесу женщину, которая называет себя Лилит, богиней кошек (Lillith, Goddess of Cats). Мужчина убивает богиню в бою, но сам превращается в существо, похожее на пантеру, и погибает, исцарапав себя до смерти когтями. Принцесса и пантера (Princess and the Panther) В 1990 году Фрэнк Фразетта вновь вернулся к "кошачьей" теме. Обложку престижнейшего журнала фантастических комиксов Heavy Metal за ноябрь 1990 года украсила картина художника "Принцесса и пантера". На первых страницах было опубликовано большое интервью с Фразеттой. Очевидно, что повторное обращение к теме повелительницы джунглей и кошачьей девушки было не случайным. К тому времени Фразетта прочно ассоциировался у аудитории с такими образами, так что на сей раз картина послужила творческой презентацией самого художника, выжимкой из его самых ярких работ. Правда тогда, в 1990 году, принцесса джунглей имела более одетый вид. Ее наготу прикрывало бикини, хотя и совсем крошечное. Позже работа появилась в авторском сборнике художника A Retrospective by the Grand Master of Fantastic Art, Frank Frazetta (Ретроспектива великого мастера фантастического искусства, Фрэнк Фразетта), изданном в 1998 году. При этом Фразетта изменил внешний вид девушки. Она окончательно избавилась от остатков одежды к большой радости поклонников. Фразетта всегда был известен тем, что мог даже спустя много лет переделать картину, если того требовали обстоятельства или менялся художественный замысел. Упоение луной (The moon's rapture) "Упоение луной" - оригинальная картина Фрэнка Фразетты 1987 года, очень популярная у издателей. Сейчас она хранится в музее художника, которым управляют его дети и внуки. В 1994 году она появилась в качестве иллюстрации на обложке эротического журнала Penthouse comix, в ноябрьско-декабрьском выпуске. В этом номере Penthouse comix публикуется четвертая часть эротическо-юмористического комикса "Либби в затерянном мире" (Libby in the Lost World), созданного автором Артуром Суидамом (Arthur Suydam). Однажды решительная и красивая девушка Либби Айзенберг (Libby Eisenberg) летела на самолете, который потерпел крушение в джунглях. Прекрасная путешественница оказалась в затерянном мире, где живут дикие племена, бродят динозавры и случаются мистические истории в стиле Вуду. Девушка быстро освоилась в новом мире и стала заправлять, как хочет, мужчинами из местного племени. К радости поклонников жанра, практически во всех сценах комиксов Либби появляется абсолютно голой. На сей раз расстроенная кавардаком Либби затеяла генеральную уборку, по пути наорала на местных мужиков, поругалась с шаманом Уга Буга (Ugah Boogah), напутала кое-что с магическим снадобьем, из-за чего у нее уменьшилась до крошечных размеров голова, и ей пришлось бегать от страуса, перепутавшего ее с едой. По некоторым данным, картина также могла выходить на обложке антологии фантастики 1988 года "Писатели будущего" том 4 (Writers of the Future vol. 4), составленной Роном Хаббардом. Впоследствии неоднократно появлялась в авторских сборниках Фразетты. Графиня (The Countess) На картине "Графиня" 1988 года Фразетта воплотил на холсте образ графини Крак (Countess Krak) из нескольких произведений писателя Рона Хаббарда (L. Ron Hubbard). Картина прекрасно отражает волевой характер героини. Она послужила иллюстрацией на обложку книги Хаббарда "Путешествие мести" (Voyage of Vengeance) издания 1994 года. На русском языке роман выходил под названием "Навстречу возмездию". Как известно, Рон Хаббард был довольно известным американским писателем и печально известным основателем саентологической церкви, ныне запрещенной в ряде стран. Но сейчас речь не о его странноватой религии, а о литературном наследии. Одним из крупнейших литературных творений Хаббарда считается цикл научно-фантастических романов "Миссия "Земля" (Mission Earth), в котором рассказывается о вторжении на Землю инопланетян из Волтарианской империи. Пришельцы хотят использовать планету как стратегическую площадку для дальнейшего завоевания Галактики. Но выясняется, что цивилизация землян неумолимо катится к гибели из-за экологических проблем, наркотиков, внутренних конфликтов. И тогда на Землю посылают четного и неподкупного агента Джеттеро Хеллера (Jettero Heller), чтобы спасти человечество. Впрочем, находятся и коррумпированные волтарианцы, которые предпочли бы просто нажиться на погибающей планете, превратив ее в базу для снабжения наркотиками. Они отдают приказ беспринципному агенту Солтену Грису (Soltan Gris) сорвать спасательную миссию Хеллера. Так начинается противостояние длиной в 10 книг. В седьмой книге серии - "Навстречу возмездию" Солтен Грис, сговорившись с психопатичным PR-агентом по имени Дж. Уолтер Мэдисон (J. Walter Madison), устраивает очередную попытку уничтожить Джеттеро Хеллера. На сей раз основной его удар направлен на разрушение репутации блестящего агента волтарианцев. Дискредитировав Хеллера в прессе, его хотят лишить поддержки друзей. Но на помощь ему уже спешит графиня Крак - властная, решительная, сексуальная женщина, не лишенная садистских наклонностей. Правда, она попадает в ловушку и оказывается в отдаленной темнице. Хеллер убит горем, поскольку он влюблен в графиню. Но объявлять траур рано, ведь Крак жива. Только сможет ли она выбраться живой из тюрьмы? Позже картина неоднократно публиковалась в авторских сборниках Фрэнка Фразетты.
Конечно же, Конан - варвар из Киммерии (Conan the Barbarian), созданный в 30-е годы XX века американским писателем Робертом Говардом (Robert Ervin Howard), в представлении не нуждается. Это был новый тип героя, ставший образцом для писателей-фэнтезийщиков на целое столетие вперед. Придумывая Конана и мир Хайборийской эры, в котором живет знаменитый дикарь, Говард по сути стал создателем поджанра "героического фэнтези" или "меча и магии", ныне одного из самых популярных направлений в фэнтезийной литературе. Как нам известно из произведений Говарда, Хайборийская эра существовала на Земле более 12 тысяч лет назад и отчасти напоминала европейское и азиатское Средневековье, отчасти Античность, а то и более давние времена. В ней соседствуют как территории, заселенные дикими племенами, так и относительно цивилизованные города-государства, королевства и огромные империи. Могучий варвар Конан из северных земель, путешествуя по этому молодому и полному опасностей миру, успел ввязаться в тысячи всевозможных приключений и заварушек. Он грабил караваны во главе разбойничьих шаек, убивал чудовищ и злобных колдунов, служил наемником в королевских войсках, участвовал в племенных войнах. Пока, наконец, сам не возложил на свою голову корону крупнейшего королевства Запада - Аквилонии. Конан - искатель приключений (Conan the Adventurer) В 1960-е писатели Лайон Спрэг де Камп и Лин Картер, которые сами были продолжателями саги о похождениях Конана, затеяли большое переиздание произведений Говарда о непобедимом варваре, дополнив их собственными творениями, придумав сюжетные связки и объединив в единый канонический цикл. Книга "Конан - искатель приключений" (Conan the Adventurer) 1966 года стала первой в серии. В нее вошли вошли повести и рассказы о Конане-варваре: "Люди чёрного круга", "Скользящая тень", "Барабаны Томбалку" и "Чёрное озеро". В "Людях чёрного круга" (The People of the Black Circle) сестра погибшего короля Дэви Жасмина (Devi Yasmina) отправляется на переговоры, чтобы шантажом добиться поддержки Конана в борьбе с могущественным культом черных колдунов, мечтающих поработить ее страну Вендию (Vendhya). Но Конан, ставший в то время военным вождем одного из афгулийских племен сам похищает королеву, чтобы добиться освобождения пленных вождей союзных племен. А тем временем по пятам за ними уже идут жаждущие крови черные колдуны... В "Ползущей тени" (The Slithering Shadow) Конан и его новая подруга Натала (Natala) оказываются пленниками и вступают в борьбу за жизнь с демоном в подземельях таинственного города Ксутала. В "Барабанах Томбалку" (Drums of Tombalku) Конан и его друг Амальрик (Amalric) спасаются в пустыне после разгрома стигийцами армии наемников, в которой они воевали, и тут же ввязываются в новую междуусобную войну. В "Чёрном озере" (The Pool of the Black One) Конан с командой пиратов высаживается на таинственном острове и вступает в схватку с недружелюбными аборигенами, обожающими превращать людей в сморщенные мумии, искупав их в магическом водоеме. ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ Издательство Lancer Books заказало Фразетте иллюстрацию на обложку книги. Увиденный результат слегка удивил писателей. Ведь при всем богатстве выбора сюжетов, эта картина Фразетты не иллюстрирует ни один из рассказов сборника "Конан - искатель приключений". Это было обычной творческой манерой Фразетты при иллюстрации обложек книг рисовать картины, почти никак не связанные с сюжетом произведения писателя. Что совсем не удивительно, ведь художник сам признавался, что не читал книг, которые иллюстрировал. При этом его иллюстрации к романам в жанре фэнтези или приключений источали такую силу, экспрессию, что читателей совершенно не волновало отсутствие сюжетных связей. По сути, иллюстрации Фразетты становились самостоятельными произведениями, открывая новое видение героев, которого не было в книгах. Удивил издателей и новый облик героя. Вместо романтизированного варвара, благородного рыцаря, только что без доспехов, с картины на зрителя смотрел могучий, брутальный дикарь, стоящий на горе трупов, порубленных мечом, у ног которого расположилась обнаженная женщина. Не случайно эта картина первоначально вызвала нарекания Лайона Спрега де Кампа из-за слабой связи с сюжетом книги. И она же в последствии стала одним из самых известных произведений в творчестве Фразетты. А изображенный на картине образ Конана стал считаться каноническим. По сути, благодаря Фрэнку Фразетте появилось совершенно новое толкование хорошо знакомых героев-варваров, таких как Конан, которому подражали последующие поколения художников, работавших в жанре "меча и магии". Возможно, такой Конан стал даже ближе к первоначальному духу произведений Роберта Говарда. Также картина известна под названиями просто "Конан" (Conan) и "Варвар" (The Barbarian). В разные годы она использовалась для иллюстрации еще для нескольких сборников повестей и рассказов о Конане. Конан-завоеватель (Conan the conqueror) В 1967 году картина Фразетты послужила иллюстрацией для обложки книги "Конан - завоеватель" (Conan the conqueror). Это единственный полномасштабный роман Роберта Говарда о Конане, более известный под названием "Час дракона" (The Hour of the Dragon). Впервые его опубликовали уже после смерти автора. Сегодня он по праву считается одним из лучших произведений писателя. Заветная мечта Конана, наконец-то, сбылась - он стал королем. Будучи полководцем на службе в королевстве Аквилония (Aquilonia), варвар с севера разгромил враждебные племена пиктов и обрел небывалую популярность в народе. Он сверг деспотичного короля Нумедидеса (Numedides) и сам занял его место. Конан правит успешно, но враги не дремлют. Группа высокопоставленных заговорщиков решает посадить на трон родственника свергнутого короля Валерия (Valerius). С помощью магического кристалла Сердце Аримана (Heart of Ahriman) они оживляют древнего могущественного колдуна Ксальтотуна (Xaltotun), жившего 3 тысячи лет назад. Колдун втягивает Аквилонию в войну с соседним королевством Немедия (Nemedia) и с помощью черной магии и хитрости добивается поражения аквилонских войск в решающей битве. На трон сел жестокий, ненавистный народу Валерий, страна находится в оккупации, а Конан попал в плен и брошен в немедийские подземелья к чудовищам на верную смерть. Но дух киммерийца не сломлен. С помощью полюбившей его рабыни Зенобии (Zenobia) Конан сбегает из плена и начинает долгий путь домой. Он непременно вернет свое королевство, а его враги ощутят на себе всю ярость варвара... Картина Фразетты много раз переиздавалась, использовалась при иллюстрации книг, журналов и в авторских альбомах художника. Также она получила известность под названием "Берсеркер" (Berserker), под которым вышла в альбоме The Fantastic Art of Frank Frazetta в 1975 году. Конан - узурпатор (Conan the Usurper) В 1967 году картина использовалась для иллюстрации обложки книги "Конан - узурпатор" (Conan the Usurper). Это тот редкий случай, когда Фразетта на только познакомился с иллюстрируемым произведением, но и изобразил конкретную сцену из книги. В сборнике собраны четыре произведения о Конане, полностью написанные Робертом Говардом, либо доработанные после его смерти Лайоном Спрегом де Кампом: "Сокровище Траникоса", "Волки по ту сторону границы", "Феникс на мече" и "Алая цитадель". В первых двух описываются события, предшествующие захвату Конаном власти в Аквилонии, в двух других он старается удержать завоеванный трон. Картина иллюстрирует сцену из рассказа "Алая цитадель" (The Scarlet Citadel). По сюжету, правитель соседнего королевства Офир (Ophir) обращается к королю Аквилонии Конану с просьбой помочь в войне против агрессивного королевства Котх (Koth). Но когда Конан со своими рыцарями приходит на помощь, то выясняется, что соседи-короли сговорились против него. Аквилонская армия, попав под атаку двух вражеских войск, терпит поражение. А сам Конан попал в плен к злобному колдуну Тзота-Ланти (Tsotha-lanti), который, по сути, и является настоящим правителем королевства Котх. Колдун бросил героя на верную смерть в ужасные подземелья Алой цитадели, кишащие чудовищами. Вот уже из темноты выползла одна из здешних тварей - гигантская змея - и нависала над прикованным Конаном... ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ В "Сокровище Траникоса" (The Treasure of Tranicos) Конан бежит через леса пиктов к побережью континента, спасаясь от преследующих его дикарей, и случайно попадает в пещеру, где спрятаны несметные сокровища пирата Траникоса. Правда, драгоценности охраняет могущественный демон, который чуть было не убил героя. К тому же богатствами хочет завладеть граф Валенсо Корзетта (Valenso Korzetta), живущий с племянницей в уединенном замке, и два пирата, высадившиеся неподалеку от замка на побережье. Несколько конкурентов заключают хрупкий мир, чтобы вместе добыть сокровища. Но каждый готов в любую минуту вонзить меч в спину другому... В "Волках по ту сторону границы" (Wolves Beyond the Border) Конан лишь упоминается, но не появляется. Продолжается война Аквилонского королевства с племенами пиктов. Молодой аквилонский рейнджер Голт (Gault), пробираясь через пиктские леса, становится свидетелем, как аквилонский дворянин Валериан (Valerian) участвует в жутком колдовском обряде дикарей, который проводит пикстский шаман Тенайога (Tenayoga). Вскоре рейнджеры узнают, что пикты вышли на тропу войны и собираются устроить атаку с использованием магических существ на аквилонское поселение. Теперь рейнджерам надо во что бы то ни стало устроить диверсию и предотвратить резню. В "Фениксе на мече" (The Phoenix on the Sword) группа высокопоставленных заговорщиков ночью решает устроить нападение на короля Конана и убить его. На службе у них находится могущественный колдун Тот-Амон (Thoth-Amon), способный вызывать неуязвимых к обычному оружию демонов. Однако, незадолго до нападения во сне к Конану является мудрец Эпиметреус (Epemitreus), живший 5 тысяч лет назад. Он предупреждает короля об опасности и заколдовывает его меч для битвы с чудовищами. Убийцы уже на пороге, Конан вступает в бой... ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ Использованная для иллюстрации книги картина многократно переиздавалась. В 1975 году она появилась в авторском альбоме The Fantastic Art of Frank Frazetta (Фантастическое искусство Фрэнка Фразетты) под названием "Прикованный" (Chained). Разрушитель (The Destroyer) Картина "Разрушитель" (The Destroyer) не только одна из самых известных, но и самая дорогая в обширном творческом наследии Фрэнка Фразетты. В 2010 году, спустя два месяца после смерти художника, ее продали на фестивале Комик-кон в Сан-Диего за 1,5 млн. долларов. Покупателем стал частный коллекционер. Самое интересное, что в первоначальном варианте картина выглядела иначе, чем сейчас. В центре полотна тоже был Конан, сражающийся один против толпы врагов, но позы противников были иными. Вместо размашистых ударов боевым топором, знаменитый варвар изображался в выпрямленной позе, сомкнувшим руки на горле очередного врага. Но Фразетта всегда был известен тем, что любил переделывать свои картины даже спустя годы после написания. Причем нередко он даже не создавал другой вариант на новом полотне, а перерисовывал прямо поверх старого изображения, что не очень-то радовало некоторых фанатов его творчества. Так случилось и с "Разрушителем". Первоначальный вариант картины послужил иллюстрацией на обложку книги "Конан-пират" (Conan the Buccaneer) 1971 года, написанной Лином Картером и Лайоном Спрегом де Кампом по мотивам творчества Роберта Говарда. На этот раз Конан подался на морские просторы. В качестве капитана пиратского корабля он ищет мифическое сокровище на Безымянном острове, а по пути спасает дочь умирающего зингарского короля Чабелу (Chabela) от предателей, работорговцев и воинственных амазонок. Помогая принцессе, Конан неожиданно оказывается втянутым в политические интриги королевства Зингара (Zingara). Теперь киммерицу придется приложить все усилия, чтобы помешать заговору с целью захвата зингарского трона и сорвать жуткие планы своего старого врага стигийского колдуна Тот-Амона (Thoth-Amon). В дальнейшем первый вариант картины многократно использовался для иллюстрации книг, журналов и авторских альбомов Фрэнка Фразетты. Измененный вариант картины также неоднократно издавался. Например, в календаре The Frank Frazetta Calendar 1977, на обложке французского издания "Конана-завоевателя" 1988 года, в авторском альбоме Icon: A Retrospective by the Grand Master of Fantastic Art, Frank Frazetta 1998 года и во многих других. Фэнтези и приключения Разумеется интерес Фрэнка Фразетты к жанрам фэнтези и приключений не ограничивается только похождениями Конана-варвара, Тарзана и других знаковых героев. За годы творчества он создал великое множество ярких запоминающихся персонажей для книг, комиксов, календарей, кинофильмов, обложек музыкальных альбомов, начиная с мистических картин по произведениям Брэма Стокера о вампире графе Дракуле, и заканчивая постерами к космическим баталиям "Звёздного крейсера "Галактика" из популярного сериала 1970-х. Торговец смертью (Death Dealer) Картина "Торговец смертью" (Death Dealer) 1973 года - одна из самых известных в творчестве Фрэнка Фразетты. Темная фигура всадника в рогатом шлеме со скрытым тенью лицом, с горящими глазами и окровавленным топором в руках, замершего на черном коне на фоне бушующего пламени на залитом кровью поле, над которым реют стервятники, стала будто воплощением неотвратимости смерти и ужасов войны. Не понятно было, человек это вообще или демон, неумолимый дух разрушения. За прошедшие годы "Торговцу смертью" пытались дать разные интерпретации. Некоторые считали ее олицетворением Третьей мировой войны, которая приведет к полному крушению цивилизации. Но истинное значение этого образа, возможно, не смог бы объяснить и сам Фразетта. Скорей всего изначально это был просто образ, персонаж без биографии, без судьбы, без человеческих черт и оттого еще более таинственный и пугающий. ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ Впервые картина появилась на обложке антологии фэнтезийных произведений разных авторов Flashing Swords! #2 ("Сверкающие мечи!" №2) 1974 года выпуска под редакцией Лина Картера. Коллекция произведений в антологии подобралась грандиозная. Тут и Лаойн Спрэг де Камп с его Пусадскими историями, и Майкл Муркок с приключениями императора-изгоя Элрика из Мелнибонэ, и Андре Нортон со знаменитой сагой про "Колдовской мир", и Джон Джейкс с похождениями Брэка-варвара. Но картина Фрэнка Фразетты, как обычно, не изображает конкретной сцены ни из одного из этих произведений. Однако она вызвала столь большой интерес, что поклонники тут же стали создавать свои собственные интерпретации образа, придумывать под них истории. В 1988-90 годах стараниями писателя Джеймса Силка (James Silke) на свет появилась серия из четырех книг, где автор предложил свою историю "Торговца смертью". В первой книге серии "Узник рогатого шлема" (Prisoner of the Horned Helmet) выясняется, что героя зовут Гат Баал (Gath of Baal). Он варвар без собственного племени и великий воин, живущий в далекую эпоху, до того как закончился Ледниковой период и из растаявших льдов образовалось Средиземное море. На обширную долину, ставшую домом для многих народов, наступают орды безжалостных кочевников Китзааков (Kitzaak). Многие пытаются заручиться поддержкой Гат Баала в борьбе против общего врага, а прекрасная колдунья Кобра (Cobra) вручает воину рогатый шлем, одержимый богом смерти. Он дает Гату почти безграничную сверхъестественную силу, но при этом старается подчинить его своей воле, пробудить все самые темные стороны его души. К счастью, воин встречает путешественника Брауна Джона (Brown John) и девушку Робин Лэйкхэир (Robin Lakehair), которые помогают Гату держать шлем под контролем и сражаться с ордами Китзааков. В последующие годы Фразетта написал еще пять картин с Торговцем смерти в главной роли. И четыре из них стали иллюстрациями для книг Силка об Узнике рогатого шлема. Не исключено, что Гат Баал повлиял на формирование образа Чёрного Мечника из популярной манги и аниме "Берсерк". ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ В последующие годы "Торговец смертью" не только часто копировался, но и сам породил множество производных от него произведений в разных сферах искусства. Счет открыла рок-группа Molly Hatchet, поместив картину на обложку своего дебютного альбома в 1978 году. Дальше больше. Death Dealer вдохновил две серии комиксов, миссии в компьютерных и настольных ролевых играх, появлялся на обложках книг, журналов. Другие авторы создавали на его основе картины и статуэтки. А 3-й корпус армии США даже сделал "Торговца смертью" своим талисманом. Замок греха (Castle of Sin) Картина Фрэнка Фразетты "Замок греха" (Castle of Sin) впервые появилась в печати на страницах журнала "Плейбой" (Playboy) за сентябрь 1978 года, где послужила иллюстрацией для произведения "Король Артур: Легендарный роман" (Arthur Rex: A Legendary Novel) американского писателя Томаса Бергера (Thomas Berger). Роман не эротический, но поскольку он выходил в эротическом журнале, то фривольная иллюстрация Фразетты с сексуальными девушками на переднем плане пришлась очень кстати. В своем романе Томас Бергер довольно близко к оригиналу пересказывает классическую легенду о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В книге присутствуют все традиционные сюжетные линии о том, как Артур благодаря мудрому волшебнику Мерлину (Merlin) сумел добыть волшебный меч Экскалибур (Excalibur), дарованный Владычицей Озера (The Lady of the Lake) и запечатанный в камне, взошел на королевский престол, как его злокозненная сестра колдунья Моргана (Morgan) хитростью забеременела от Артура и родила сына Мордреда (Mordred), который пошел войной на королевство отца, желая разрушить все то доброе и светлое, что он создал. Большое внимание уделяется классическому любовному треугольнику между Артуром, королевой Гвиневер (Guinevere) и рыцарем Ланцелотом (Lancelot). В целом Артур предстает в книге как справедливый и мудрый правитель, который принес закон, справедливость, доброту и порядок в варварский мир раннего Средневековья, хотя и ненадолго. Впрочем, Бергер не просто повторяет старую историю, но и вносит в нее новые черты, современные взгляды на поступки людей. А иногда, словно привет из другого времени, волшебник Мерлин мимоходом упоминает вещи, очень похожие на современные самолеты, ядерную энергию, микроорганизмы, хотя и с сохранением архаичного языка повествования. Ну на то он и волшебник, чтобы знать больше других. В дальнейшем картина Фразетты не раз переиздавалась, использовалась в авторских сборниках художника, например, в Frank Frazetta, Book Five (1985) и Legacy: Selected Drawings & Paintings by Frank Frazetta (1999). Египетская царица (Egyptian queen) Картины Фрэнка Фразетты были настолько экспрессивными, содержательными и вдохновляющими на творчество, что со временем у некоторых журналов комиксов сложилась с художником интересная форма сотрудничества. Уже не Фразетта рисовал иллюстрацию на обложку, взяв за основу сюжет одной из историй, представленных в журнале, а издательство заказывало художнику картину на вольную тему, а потом авторы создавали комикс, вдохновляясь этой картиной, и включали его в выпуск. Так получилось и с "Египетской царицей". Популярный американский журнал комиксов в жанре ужасов Eerie (название можно перевести как "жуткий" или "сверхъестественный") заказал Фразетте картину на обложку, и художник буквально за полтора дня нарисовал свою знаменитую "Египетскую царицу". Правда, позже чуть доработал лицо, сделав гамму чувств царицы более разносторонней. Работа получилась очень эмоциональной. Ведь Фразетта изобразил главную героиню в ключевой момент жизни, когда решается вопрос о ее жизни или смерти. Вот уже на заднем плане стражник обнажил свой меч, принцесса прижалась к колонне, на ее лице застыл страх... Картина Фразетты украсила обложку журнала Eerie № 23 за сентябрь 1969 года. На ее основе писатель Билл Паренте (Bill Parente) и художник Эрни Колон (Ernie Colon) создали комикс "За гробницей Неферы" (Beyond Nefera's Tomb). Осторожно, дальше будут спойлеры По сюжету, в Древнем Египте принцесса Нефера (Nefera) узнает, что фараон собирается казнить ее из-за доноса первосвященника. Не желая, чтобы ее жизнь угасла навечно, принцесса отправляется к своей гробнице и молится богине-кошке Баст (Bast) об отмщении. Дух покидает ее тело... А между тем, в наши дни красивая молодая женщина Вероника (Veronica), которая выглядит точно так же, как Нефера, начинает ощущать странную связь с египетской принцессой, жившей тысячелетия назад. Вначале она для чего-то покупает в сувенирном магазине статую богини Баст, потом попадает в Каирский музей и вдруг чувствует, будто леопарды разрывают ее на части. Увидев, что с его девушкой творится нечто страшное, ее парень Майкл (Michael) уничтожает статую богини, после чего тело Вероники охватывает пламя и внезапно оно оказывается тысячелетним трупом. Позже картина обрела огромную популярность, много раз переиздавалась в авторских альбомах Фразетты, на плакатах, в других периодических изданиях, в том числе, в журналах комиксов в жанре ужасов (Creepy, Vampir-Comic). Гробница фараона (Pharoah's Tomb) Хотя картина "Гробница Фараона" больше похожа на иллюстрацию на обложку книги в жанре фэнтези, на самом деле это постер Фразетты к научно-фантастическому сериалу 1978 года "Звёздный крейсер "Галактика" (Battlestar Galactica). По сюжету сериала, много веков назад высокоразвитая человеческая цивилизация покинула свою родную планету Кобол (Kobol), ставшую непригодной для жизни, и после долгого путешествия основала колонии на 12 новых планетах в далекой звездной системе. Однако, спокойной жизни не получилось и там. У человечества возник конфликт с цивилизацией машин сайлонов (cylons), которые были созданы давно вымершей расой рептилий. Война шла с переменным успехом тысячу лет. Но однажды из-за предательства графа Балтара (Baltar) сайлоны несколькими мощными атаками уничтожили звездный флот людей и истребили почти все население на 12 планетах. Из боевых кораблей уцелел только звездный крейсер "Галактика". Взяв под охрану гражданские суда с остатками человечества, коммандер Адама (Adama) и его соратники отправляются на поиски легендарной тринадцатой колонии, преследуемые флотом сайлонов. Вокруг этого путешествия и строится сериал. По легенде, тысячи лет назад переселенцы с Кобола основали еще и 13-ю колонию на планете Земля, отдельную от других, в далекой звездной системе. За века все рассказы о ней превратились в миф. Сейчас никто не знает, где находится эта мифическая Земля и существует ли она вообще. Но беженцы надеются найти ее, ведь это их последняя надежда обрести новый дом. На картине Фразетты изображена сцена из эпизода "Потерянная планета богов" (Lost Planet of the Gods). Во время путешествия крейсер "Галактика" прибывает к планете своих предков Коболу. Десант, в который входит сам коммандер Адама, капитан Аполло (Apollo) и репортерша Серена (Serena), должен обследовать священную гробницу последнего Лорда Кобола, которая располагается в пустынном районе планеты и внешне похожа на египетскую пирамиду. В этой гробнице находится звездная карта, которая может указать местоположение Земли. Но выясняется, что высадившиеся с разведмиссией люди на планете не одни... Позже картина Фразетты переиздавалась, в том числе, в авторским сборнике художника Frazetta II: The Legend Continues 1993 года. Лунная дева (The moon maid) Картина послужила иллюстрацией для книги Эдгара Райса Берроуза (Edgar Rice Burroughs) "Лунная дева" (The moon maid), переиздававшейся в 1974 году. Выглядела она в те годы немного иначе - на девушке было чуть больше одежды, и она была чуть сильнее развернута к зрителю, а у кентавра не прорисованы ноги. Лунный цикл Берроуза не столь известен, как его Приключения Тарзана или "Джон Картер с Марса", но он тоже стал заметным явлением в фантастике своего времени. В первой книге цикла "Лунная дева" 1922 года земляне отправляют на Марс космический корабль под командованием капитана Юлиана (Julian). Но его заместитель злой гений Ортис (Orthis) саботирует полет в своих интересах, из-за чего корабль терпит крушение на Луне. Казалось, путешественников ждет гибель, но Луна оказалась полой внутри и населенной разными народами, как людьми, так и четвероногими существами, похожими на кентавров. Осторожно дальше много спойлеров. Юлиана и Ортиса взяло в плен туземное племя. Ортис сумел подружиться с вождем, пообещав ему знакомство с земными военными технологиями. Тем временем Юлиан сбегает, прихватив с собой пленную принцессу Наа-ее-лаа (Na-hee-lah). Позже она станет его женой. Но вскоре после прибытия в родной город девушки, его атакует и разрушает враждебное племя под предводительством Ортиса. Понимая, что злодей с Земли скоро станет повелителем всей Луны, Юлиан и его жена Наа-ее-лаа улетают на космическом корабле на Землю. Но и тут (как становится ясно из второй и третьей книг) хэппи-энда не случилось, потому что Ортис нагрянул на Землю во главе полчищ до зубов вооруженных людей с Луны калкаров (Kalkars) и захватил ее. Началась долгая борьба человечества за освобождение планеты... Позже картина Фразетты использовалась для иллюстрации других книг, выходила в авторских альбомах художника, например, Frank Frazetta, Book Two (1977) и Icon: A Retrospective by the Grand Master of Fantastic Art, Frank Frazetta (1998). Продолжение следует
Вернуться в раздел Искусство фэнтези и фантастики Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором
18.04.2019 09:39/
перейти к комментариям
|