Записки путешественникаПерегонщики Маршрут в дикую зону
Рассказ очевидца о том, как гоняли японские машины из Приморья в Барнаул и Центральную Россию на стыке 1990-х и 2000-х годов.
Признаться, до недавнего времени я думал, что параллельные миры – это лишь плод фантазии любителей мистики. Но вот недавно встретил друга детства Михаила (имена изменены) и круто изменил свое мнение. Параллельные миры и вправду существуют, и не где-то в ином измерении, а всего лишь в тысяче километров от восточной окраины Барнаула. Михаил не раз путешествовал туда и возвращался с большим количеством впечатлений. И вправду, чем, как не параллельным миром назвать место, где на десятки миль вокруг нет ни одной живой души, где на дорогах постоянно происходят гонки под стать крутому боевику, а вдоль дороги ютятся дикие поселки, будто сошедшие с экрана футуристического фильма о безрадостном постапокалиптическом будущем планеты? Не буду больше томить читателя – мой знакомый работает перегонщиком японских машин из Приморья в Барнаул. Сегодня он и его напарник Николай рассказывают о незнакомой даже многим сибирякам жизни параллельной Сибири. За "японцами" в Приморье - Расскажите для начала, как становятся перегонщиками? Вряд ли на вольные заработки на восток отправляются через биржу труда.
- Николай: Прежде чем идти в перегонщики, нужно провести разведку, потолкаться на рынке в машинных рядах, посмотреть, какие марки покупают, откуда «тащат». Спрос же все время меняется. Сейчас, например, пользуются спросом переднеприводные машины, классика с задним приводом не в моде. У нас самые популярные «Тойоты» - «Короллы», «Короны», Карины». Год назад котировался «Ниссан-Цифиро», более или менее навороченная машина среднего класса. Общаешься с людьми, наводишь справки: где, как покупать, примерный разброс цен на машины, сколько стоит билет на поезд до Приморья, сколько денег надо для стартового капитала. В общем, собираешь информацию. Что-то с Интернета скачиваешь, но в Интернете на эту тему в основном всякую ерунду пишут. Или просишь мужиков за небольшую плату, чтобы из Приморья местные газеты привезли. Потом подсчитываешь, во сколько все обойдется. Если выгодно, то набираешь денег и вперед. Когда ведешь машину под заказ, то сразу оговариваешь желания клиента: комплектацию салона, механику, цвет, резину. За отдельные деньги дополнительное оборудование (CD-чейнджер, телевизор). В основном каждый едет сам по себе. И старается тащить с собой как можно меньше народа, потому что лишний конкурент тоже никому не нужен. - Ну вот, добрался перегонщик до Приморья. Что дальше? - Михаил: Приезжаешь туда очень рано, если хочешь попасть в нормальную гостиницу. Цены там более или менее сходные, не слишком высокие. Есть много частных гостиниц, но там безопасность никто не гарантирует. Может случиться так, что ночью придется выпрыгивать из окна и бежать, если привлечешь внимание местных жуликов. Там ведь вся территория поделена между кланами. Одни криминальные группировки контролируют стоянки, другие непосредственно продажу машин, третьи – тех, кто приезжает. Города там в основном небольшие, даже Владивосток. Все друг друга знают в этом бизнесе, и информация разлетается мгновенно. Так что приезжего сразу видно по одежде, по поведению.
Как-то раз ночевали двое перегонщиков в гостиничном номере. Стук в дверь. Ну, они ребята подготовленные, не в первый раз ездили. Открывают дверь, у одного в руках пистолет, у другого винчестер. Зарегистрированные перегонщики вообще стараются с оружием ездить. За счет нас ведь многие хотят поживиться. Бывало, в Хабаровске, в Находке, в Уссурийске люди нарывались. Заходят в номер бандиты, начинаешь с ними разговаривать. Ты с оружием стоишь, и они с оружием. Если б не было оружия, то они бы просто избили тебя, забрали все деньги и ушли. Ну, может, немного оставили бы, чтоб домой уехал. Вообще они ребята очень грубые, но на вооруженный конфликт стараются не идти. Умирать же никому не охота. С оружием проще разговаривать, можно договориться. В тот раз разошлись по-мирному. Каждый остался при своем. Всероссийская барахолка - Трудно в Приморье найти продавца с хорошим выбором машин?
- Николай: Искать ничего не надо. Все гораздо проще. Выбор машин в Приморье огромный. Практически в любом городе - во Владивостоке, Находке, Уссурийске - можно купить подержанную «япошку», причем любую и примерно на 1000 баксов дешевле, чем здесь. И разбег цен небольшой, 200-250 долларов. Там есть что-то наподобие наших барахолок, некоторые под навесами, другие на открытых площадках. У них они называются салонами. Выбор машин одуренный. На одну стоянку получается порядка тысячи автомобилей в день, и привоз раз в три-четыре дня, как приходит баржа с Японии. Вход бесплатный, можно походить, повыбирать. Основная масса машин без пробега по нашим дорогам. Много подержанных. Народ там отовсюду толчется: из Московской области, Томска, Омска, с Урала. Кто машины гоняет, кто запчасти и японскую бытовую технику - холодильники, телевизоры - возит. Этого добра там тоже полно. - Михаил: Некоторые едут в саму Японию, берут там три машины, не меньше, и везут сюда. Оформляют их и получают бумажку, которая подтверждает, что ты имеешь право ехать на этой машине, ни больше ни меньше. То есть выкинь тебя из-за руля, машина будет ничьей. Кто-то другой ее на себя оформит. Держишь эту мысль в голове и в таком напряжении едешь обратно. - Много поездок в год выходит?
- Михаил: У кого как. У некоторых перегон только приработок к основной работе. А если человек возит машины на заказ, он может ездить каждые две недели, хоть круглый год. Обычно профессиональные перегонщики больше нигде не работают, это их единственный доход. Вот по соседству со мной парень живет, он занимается только перегонами. Ищет клиентов, собирает у всех деньги, едет в Японию, там покупает машины, везет их в Россию, растаможивает. Половину грузит на «сетку» (сетка – двухъярусный железнодорожный вагон для перевозки автомобилей, оборудованный крышей и заградительной сеткой – прим. авт.). А одна-две машины - это его навар, он их гонит сам себе. Чем больше клиентов насобирал, тем выше выгода. Но больше пяти штук стараются не тащить. Железная дорога ведь тоже не гарантирует, что машина придет в полном порядке. - Правда, что продавцы иногда пытаются надуть, подсунуть не очень хорошую машину? - Николай: Здесь тоже есть свои маленькие секреты. Процентов 85 машин, которые идут из Японии, битые. Чем свежее год, тем больше вероятность, что какой-то «косячок» в ней спрятан. Просто японцы если стукнут автомобиль, то дальше на нем не ездят, продают через аукцион или обменивают в фирмах. И уже там, на этих аукционах или на свалках русские ребята выбирают машины, которые лучше сохранились. Могут прямо на месте сделать предпродажку, могут сюда привезти или на корабле замазать и закрасить. Машины-то в принципе исправные, на ходу, просто немного помятые. По сибирской тайге - Насколько трудно осилить путь на восток и обратно. Туда, наверное, добираетесь на поезде, а обратно всю дорогу за рулем? - Михаил: Смотря как у тебя с деньгами. Можно сесть на самолет, улететь в Приморье, купить машину, прямо там погрузить на «сетку» и вернуться назад на самолете. А машина сама придет в Новосибирск, там ее встретишь. Это самый простой способ, но и самый дорогой. Самолетом поездка обходится раза в три дороже, да и везти машину всю дорогу на поезде тоже выйдет в копеечку.
- Николай: Есть способ подешевле - уехать в Приморье на поезде, купить автомобиль, а назад а возвращаться своим ходом. Обычно гонят машины парами или тройками. В паре удобнее – если у одного машина забуксовала, другой может подтолкнуть или помочь починить. В среднем в день проходишь километров 700-800, в зависимости от погоды, дороги и возможностей машины. Поспать отъезжаешь на площадку около поста ГАИ или куда-нибудь в лесок, где поменьше народу. Чем меньше привлекаешь к себе внимания, тем лучше. В сутки проводишь за рулем 10-12 часов - весь день и часть ночи. Спишь не больше 4-5 часов. Способ, сам понимаешь, не из легких, но зато в деньгах выигрыш ощутимый. - Я так понимаю, тамошние трассы – не мечта автомобилиста? - Николай: В последнее время ездить стало гораздо удобней, появилась дорога от Приморья до Барнаула и дальше, хоть до самой Москвы. Правда, некоторые ее участки дорогой назвать сложно, просто направление движения обозначено, не больше. Но раньше и его не было. Доезжали по грунтовым дорогам, по закоулочкам, по лесочкам до станции погрузки, грузились на поезд и ехали. По БАМу же летом реки разливаются, там только на вездеходе пройдешь. Сейчас хоть подсыпают федеральную трассу Москва-Владивосток, такое у нее красивое название. Но на самом деле на месте трассы есть только насыпь, и у рек берега не связаны, мостов почти нет. Так что местное население на перевозе через реку неплохие деньги делает в летнее время. Так или иначе, часть пути приходится проделывать на поезде, километров этак 800-1000. Грузишься обычно в Амурской области, в одном из четырех городов: Белогорске, Шимановске, Магдагачах или Сковородино. Перегонный бизнес там давно организован, специальные вагоны есть. От Шимановска, например, в основном ракетовозы ходят. Раньше эти вагоны возили ракеты стратегического назначения, а сейчас их переделали под двухъярусные машиновозы. Заезжаешь, машину ставишь, садишься на поезд и едешь до станции выгрузки в Читинской области: Шилки или Чернышевска. Сама дорога, которую в принципе можно назвать дорогой, начинается перед Читой. Самые лучшие трассы в Кемеровской области и Красноярском крае. Вдоль Байкала тоже неплохая асфальтированная дорога по перевалам бежит, даже ремонтируют ее, расширять пытаются. Все-таки трасса федерального значения. А в других местах только дорожки проселочные. Понятно, с Европейской Россией даже сравнивать нечего. Там трассы шикарные, сервис совсем на другом уровне и жуликов поменьше.
- При таких дорогах перегон машин, как видно, дело чисто летнее? - Николай: Да нет, и зимой гоняют. Зимой еще «интересней» получается - многие машины под лед уходят. Раньше, чтобы сэкономить деньги, не платить 7 тысяч за место в «сетке», ездили по руслу реки Шилки. Путь на колесах получается на тысячу километров больше, но по деньгам машина обходится чуть подешевле. Вдоль реки, понятное дело, нет никаких заправок и сервиса. К тому же река может и не замерзнуть, места с полыньями приходится по берегу объезжать, по булыжникам. Здесь сплошь и рядом поддоны ломают, стойки вылетают, «брюхо» распарывают. Летом после выгрузки перед Читой случай был: на последнем участке плохой дороги один перегонщик умудрился на полноприводной высокой машине «Кариб 4WD» пробить коробку. Что делать? Запчасти там купить невозможно, до Читы 240 километров, а с коробкой-автоматом, которые в основном гоняют перегонщики, тебя никто за собой на прицепе не потащит. Так машина у реки и осталась зимовать. - Выходит, самый безопасный способ транзита – все-таки поезд? - Михаил: Свежую машину лучше отправлять железной дорогой, хотя бы до Иркутска. Хотя на поезде полной безопасности тоже никто не гарантирует. Вот до нас перегонщики ехали, две машины потеряли. Автобус плохо закрепили, он и упал с рогатки (рогатка – двухъярусный железнодорожный вагон для перевозки автомобилей без заграждений и поручней - прим. авт.). Никаких страховок нет, так что если ты расколотил свою машину, она вылетела с «сетки», то это будут твои проблемы, никто тебе ущерб не возместит. Бригады на дорогах - В таких глухих местах дороги, наверное, не единственная проблема. Как с криминалом в пути дело обстоит?
- Николай: Самый криминальный город на пути перегонщика – это Хабаровск. На дорогах там работают бригады бандитов, численностью иногда человек до двадцати. Они действуют в паре с ГАИ и милицией, поэтому пробраться через город незамеченным почти невозможно. Торговаться о цене проезда через их территорию бессмысленно, у них есть своя такса. Берут минимум 100 баксов с машины, а дальше без ограничений. Цена зависит от разных моментов: какая у тебя машина, как сам одет, что везешь. За «Джипы» дороже берут, 300-350 долларов. Поездка через город похожа на крутой боевик, случаются гонки под 180 километров. Некоторым перегонщикам удается проскочить, но процентов 70 платят. Разговаривать с бандитами бесполезно, лучше отдать деньги и ехать дальше спокойно. Но недалеко. Сейчас, говорят, в Читинской области тоже группа освободилась, которая занималась вымогательством на дороге. Вроде там тоже начинают щипать денежки с водителей. - А если откажешься платить? - Николай: Если не заплатишь, то машину изуродуют, стекла побьют, могут и тебя избить или просто застрелить. Но обычно стараются не применять грубую силу. Они и без стрельбы тебя морально так загрузят, что ты сам отдашь деньги. Когда уже поймали, заблокировали твою машину, начинают запугивать. Допустим, подходит «конкретный пацан» с бейсбольной битой, помахивает ею перед задним стеклом и спрашивает: «Ну что, будешь платить или тебе машину починить». Я был свидетелем такой кухни, когда ребята с Уфы гнали маленькие, дешевые машинки «Королла-2». В Шимановск на погрузку они приехали без стекол и с мятыми крышами, но денег не заплатили. - Так они что же, дорогу перекрывают, чтобы таксу за проезд взять? - Николай: Схемы тут разные бывают, в зависимости от фантазии и вкуса конкретной бригады. Иногда действительно несколькими машинами перегораживают дорогу. Или могут к обочине прижать, «в коробочку взять» тремя машинами, одна сзади блокирует, другая спереди и третья с левой стороны. Могут и двумя машинами загнать. Одна спереди подрежет, а другая сзади подопрет, чтобы не убежал.
- Михаил: Иногда водитель просто у кафе остановился покушать, выходит на улицу, а его уже ждет толпа человек из 20. Сразу за Хабаровском кафе «Николаевка» есть, уже в Еврейской автономии. Если за это кафе проскочил, тебя не тронули, значит дальше поедешь почти спокойно. В Биробиджане или в Чите тоже можно наткнуться на банду, но там все-таки поспокойней, местные ребята немного побаиваются милицию. А в Хабаровске милиция во что-то вмешивается, только когда стрельба начинается. Один раз был случай. Как обычно заехали мы перед Хабаровском на КПП, чтобы переночевать, а с утра попробовать проскочить город. Утром часов в 6 подошли работники милиции и говорят: «Ребята, хотите, проводим от жуликов через Хабаровск?» Собралось нас несколько водителей, скинулись, заплатили за охрану и поехали. Большой колонной к себе внимание и привлекли. Пока ехали по городу, всех «волков» собрали, всех жуликов на себя выманили. За Хабаровском все у кафе остановились, а мы с Николаем проехали дальше. Потом, перед погрузкой на «сетку» с мужиками, с кем вместе в колонне шли, встретились. Так оказалось, ни один не ушел, всех бандиты «нахлобучили». Через город-то те ребята из милиции колонну проводили. Но за городом у кафе «Николаевка» на границе с Еврейской автономией есть нейтральная территория. Милиция дальше не идет, а ребята из бригады, которые себя артёмовскими называют, ждут. - Если Хабаровск такой криминальный город, почему все через него едут? - Николай: Потому что другой дороги просто нет. В Хабаровске находится единственный мост через великую сибирскую реку Амур. Когда-то был и паром, но это ничего не меняло. У парома тоже дежурила бригада. - А на грузовиках никто не пробовал машины перевозить? Все-таки грузовую машину потруднее остановить? - Николай: Возят и на грузовиках. На «пирожках», как их называют среди перегонщиков. То есть идет грузовик, а в кузове у него стоит легковая машина. Но те в основном едут с оружием, так что их сильно не трогают. Бывает, бандиты пытаются их остановить, но обычно ни с чем уходят. Потому что машин через город много идет, если водитель серьезный попался, то они долго за ним не тягаются, поприжимают маленько, помашут, чтоб остановился, но особо наседать не будут. Ушел и ушел. Через Хабаровск в день, по моим подсчетам, проходит в среднем машин 700-800. Упустили одного, поймают другого. - Сами-то гаишники хоть не вымогают деньги? - Николай: Гаишники разные встречаются. В последний раз, когда мы ехали в августе, в основном выписывали протокол. Но и за деньги тоже можно проехать. В принципе в тех краях господа гаишники не брезгуют ничем - ни протоколами, ни деньгами. Перед Хабаровском они открытым текстом заявляют: «Давай деньги да езжай дальше». Тормозят в основном транзитников, на местные машины с номерами никто внимания не обращает. Ну, их тоже можно понять, зарплата небольшая, промышляют, чем могут. На задворках цивилизации
- Как вам показалась жизнь в восточных краях? Я имею в виду житье обычных людей, не бандитов? - Николай: Да по разному люди живут. В маленьких городах вдоль железнодорожной линии обычно не очень. В Амурской области есть небольшой городок Шимановск, в котором перегонщики на «сетку» грузятся. Там практически нет рабочих мест, производства никакого. Официально работают в основном бюджетники: милиция и железнодорожники. Остальные занимаются, кто чем может. Народ очень бедный и живет по большей части за счет перегонщиков. Подъезжаешь к городу, а там вдоль дороги полный набор услуг. Одни машины моют, другие варят суп и тут же продают перегонщикам. Девчонки лет 13-14 стоят, проституцией занимаются. В Шимановске, Белогорске, да во всех городах, где погрузки на поезд есть и перегонщики скапливаются, картинка похожая. Многие на тайге зарабатывают, в лесхозах лес рубят. Частники корень женьшеня добывают, лимонник, другие растения из Красной книги, которые на лекарственные настойки идут, орех сдают китайцам. - Михаил: Даже когда на «сетке» едешь, на перегоне поезд останавливается - подбегают дети, спрашивают, что нужно. Надо воды, они побегут наберут в минеральном источнике, хочешь покушать, или в магазине что-то купить, сбегают принесут. За деньги, конечно. Байкал рыбой промышляет. По Байкалу едешь вдоль берега, там все деревни до того запущенные. Вот жители и сидят всей деревней вдоль дороги, рыбу коптят. Стоит у дороги бочка с рыбой, тут же рядом омуль коптится, здесь же продается. - И много таких диких городков на пути встречается?
- Михаил: Да они по БАМу почти все такие до самой Читы. Там нигде цивилизации нет. Весь сервис, милиция, медицина кучкуется вокруг крупных городов. Вокруг мелких практически ничего нет, разве что редкие кафе у дороги. Санитарное состояние в них, понятное дело, не супер. - Николай: Цены везде дикие, рассчитаны на перегонщиков. Сервис тоже очень дорогой и редкий. Уже после высадки с «сетки» ближайшее место, где можно машину починить, находится на выезде из Читы. В Биробиджане ремонтную мастерскую найти еще сложнее.
Заправки, если ехать со стороны востока, встречаются примерно раз в 100-120 километров. Притом неизвестно, есть ли на ней бензин, завезли его или не завезли, и вообще бензин ли это. А то в одном месте, перед Магдагачами, нам вместо бензина предложили какую-то производную от нефтепродуктов эмульсию, с октановым числом 65-66. А в Магдагаче бензина не было вообще. Так что в «сетку» мы грузились с пустыми баками. А заправлялись в следующий раз только на выезде из города Чернышевска, в Читинской области. Цивилизация более или менее появляется ближе к нам, где-то в Красноярском крае, Кемеровской области. Все-таки цены на чебурек там уже не 25 рублей, а в пределах разумного, рублей 6, и сервис какой-никакой есть. Очарование окраинного мира - Сейчас пошлины на иномарки подняли. Бизнес перегонщиков на спад не пошел?
- Николай: Цены подпрыгнули, народ к ним еще не привык. В принципе, сейчас цены старых машин выровнялись со свежими. Проще новую притащить, чем старую. Машины 92-93 года уже не пользуются большой популярностью. Цена у них подскочила примерно на 1000 долларов. За эти же деньги можно купить посвежей машинку, 94-95 года. Но все равно на «японцев» спрос есть. Ездили люди на восток за машинами, ездят и ездить будут, пока рынок будет требовать эти автомобили. А японские машины все популярней становятся. Потому что запчастей много, и при эксплуатации они обходятся намного дешевле наших авто. Ведь любая подержанная японская машина, даже 92-94 года выпуска с пробегом 300 тысяч километров, которая не ходила по нашим дорогам, даст фору любой «десятке», только что сошедшей с конвейера, и по комфортабельности, и по долговечности. 500 тысяч для «японца» пройти не проблема. Нет, этот бизнес никуда не денется. Потому что кто раз покатался на «японце», вообще на иномарке, «Мерседесе», «БМВ», тому на нашу машину трудно пересаживаться. - Судя по вашим рассказам, дорога от Приморья до Барнаула довольно опасная. Ради чего люди идут на такой риск? Есть способы заработка и попроще. Может быть, дело не только в деньгах?
- Николай: Суперприбыль на этом деле не заработаешь. В среднем с машины, если ведешь не под заказ, получается не больше 400 долларов навара. Наверное, люди просто втягиваются в дело. Есть какая-то романтика в таких путешествиях. Природа там очень красивая, особенно весной, когда багульник цветет. По таким живописным местам доводилось проезжать: Уссурийский край по пути немного захватываешь, Байкал – жемчужину Сибири, Бурятию. Она чем-то наш Горный Алтай напоминает. Никакого вредного производства там нет - воздух чистейший. Да и жизнь совсем другая в дороге, другие ценности. В родном городе как-то спокойней, а тут надо машину довести и самому доехать. Дружба сразу проявляется. Если автомобиль в глухих местах сломался, на что еще надеяться, кроме как на плечо друга. Одним словом, что-то тянет в дорогу, хочется еще раз туда съездить. Даже просто прокатиться уже интересно. Стас Сидоркин
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.
11.07.2015 11:41/
перейти к комментариям
|