Тусовки и клубы БарнаулаАнимешники
На улицах барнаульской Шибуи
Однажды теплым весенним днем барнаульский ДК «Сибэнергомаш» и его окрестности заполонили странные существа. По залам прохаживаются, с удовольствием позируя фотографам, зеленоволосые девочки с мультяшными прическами, в коротких юбках и блузках-матросках, самураи в кимоно с серебристыми мечами, парень с металлической рукой и закованной в железо ногой наподобие средневекового рыцарского доспеха. С подозрением поглядывает на соседей монстр с красным глазом, сверкающим из-под прикрывающей лицо черной маски, а по холлу с достоинством «проплывает» принцесса со свитой в роскошном платье… Всех и не перечислишь. В облике большинства существ проглядывают японские черты и что-то сказочное – или, точнее сказать, мультяшное. Нет, новогодний карнавал не начался в этом году раньше обычного, просто в Барнауле проходит аниме-фестиваль Shibuya 22 («Шибуя 22»[1]). [1] Шибуя – район Токио, самое известное в мире место тусовок анимешников Не совсем мультфильмы Аниме в России
Если кто-то еще не слышал, что такое аниме (что, конечно, маловероятно), то в двух словах – это японские мультипликационные фильмы. Впрочем, сами фанаты этого жанра (анимешники) предпочитают называть их анимационными фильмами, наверное, для того, чтобы не возникало путаницы. Ведь у нас мультики принято считать произведениями для детей, а аниме подходит для любого возраста. К тому же, по своему смысловому наполнению они порой могут дать фору хорошему философскому кинофильму или психологической драме, но при этом остаются захватывающими и незанудными. Появившись в России в конце 80-х - 90-е годы, тогда еще на видеокассетах и на первых частных телеканалах, а позже на дисках и в интернете, аниме быстро завоевало сердца тысяч и тысяч фанатов. Примерно в то же время оно добралось и до Барнаула, начали появляться клубы анимешников.
Обычно в первые клубы объединялись, чтобы было с кем обмениваться дисками, делиться впечатлениями о просмотренных аниме и, конечно же, для поиска друзей с похожими увлечениями. Знакомство барнаульца Дмитрия Юрченко с аниме, как и у многих анимешников поколения 90-х, началось с «Покемонов» - сериала о забавных, но весьма боевых существах, участвующих в боях-турнирах. Но тогда этот сериал воспринимался как просто очень хороший мультик, ведь в том возрасте Дмитрий еще не знал, что такое аниме. Сейчас он – владелец интернет-магазина аниме-товаров, и в среде единомышленников известен как Дэв. «Мое увлечение аниме появилось под конец 11-го класса, когда мне дали посмотреть Green Green («Жаркое лето») – сериал на тему отношений в школе между парнями и девушками, о дружбе, чувствах, - вспоминает Дэв. – Тогда я понял, что японцы создают просто великолепные сюжеты. У них все сложнее, чем в обычных мультфильмах, у каждого персонажа есть свой характер, они говорят о серьезных вещах. После окончания школы я уехал в другой город и уже там нашел единомышленников. Но так как город не очень большой и в то время еще активно использовали диски (так что доставать новые фильмы было трудновато), я нашел аниме-клуб «Бан-кай» в Барнауле. Созвонился, собрался и поехал к ним на встречу. И так получилось, что когда надо было уезжать обратно, опоздал на электричку. Но в беде меня не оставили, приютили, да и вообще ребята оказались просто отличные. Так нашел новых друзей и со временем все же переехал в Барнаул». Дракон под потолком и световые мечи
Самое интересное событие в жизни любого настоящего анимешника – это, конечно, фестиваль аниме, куда съезжаются сотни участников и зрителей из других городов Алтайского края, Сибири и даже из европейской части России. Целый день (а то и не один) анимешники ходят в костюмах любимых персонажей, многие из которых сделаны собственными руками, позируют фотографам, исполняют песни японских и корейских рок-групп, и устраивают косплей-сценки – костюмированные выступления на сцене, где разыгрывают эпизоды из любимых аниме. Какие же это красочные выступления! В последние годы простеньких нарядов, с которых все начиналось, здесь почти и не видно, все больше полноценных косплеев, когда человек полностью воспроизводит костюм персонажа и вживается в его образ, а то и выдает на сцене целое шоу с виражами на роликах, со светящимся оружием или спускающимся с потолка драконом. В Барнауле регулярно проходят два вида фестивалей – «Шибуя 22» и S.O.S. (Сибирский фестиваль Отаку), который имеет всесибирский статус и кочует из города в город, появляясь в алтайской столице раз в три года. Вот уж где можно повеселиться по-настоящему, показать все свои таланты – и артиста, и музыканта, и дизайнера одежды, сценариста и художника. Однажды всё разрулится, как в аниме
Обычно при слове «анимешник» представляют странно разговаривающих подростков в разноцветных париках и с кошачьими ушками. Но если чуть повнимательней присмотреться к разноцветной компании, съехавшихся на барнаульский фестиваль, то быстро понимаешь, что сегодня аниме становится увлечением людей самых разных возрастов и занятий. «У нас в семье все смотрят аниме, даже моя мама. Она всячески нам помогает, в том числе и с костюмами, - рассказывает 27-летняя Дарья Сидоркина из Прокопьевска, которая приехала на барнаульский фестиваль с дочкой Виолеттой. - Наверное, это своеобразная отдушина. Часто в аниме показывают такие сюжеты, когда все у главного героя настолько плохо, что дальше некуда, но потом все разруливается. Может быть, в жизни этого не хватает. Вначале аниме было моим увлечением, а потом ко мне присоединились дети: старшей Виолетте - семь лет, Лёве - пять. Они у меня детское аниме не особо любят, смотрят более серьезное, запоминают героев. Хотелось заниматься чем-то с ними вместе, нашли косплей. Стало получаться, на фестивале Aki no Yume – 2014 в Кемерове Виолетта заняла первое место. К сожалению, в нашем городе ничего подобного не проходит, поэтому мы ездим по соседним. Обычно вдвоем с дочкой, но в этот раз и мой брат с нами, тоже захотел посмотреть фестиваль, записался волонтером».
Впрочем, барнаульский фест действительно довольно юный по сравнению с другими сибирскими городами, среди зрителей мелькает много подростков 12-13 лет, да и участники в основном не старше 20-ти. Ира Васильева – самый что ни на есть средний представитель аниме-сообщества Барнаула. Девушке 17 лет, и у нее много друзей-единомышленников. Конечно, при встречах с ними все разговоры в основном о ярмарках, фестивалях и любимых аниме. Можно и костюмы вместе поделать. «У нас есть свой мини-клуб Ma Cherie Fairy, - уточняет Ира. – В нем состоят любители не только аниме, но и сериалов. Увлечение мое началось с тех самых друзей-анимешников: подбили посмотреть «Хвост Феи». Пока смотрела, хохотала без остановки. Потом – знаменитый «Сейлормун» о школьницах-воинах, защищающих Землю от сил зла, «Токийские кошечки»... И понеслось. Любимое аниме сейчас – «Симфогир: Песнь Боевых Принцесс». Понравились сюжет, идеология, а песни – просто шикарны!». Эти три составляющие и привлекают большую часть аудитории: нестандартные сюжеты, глубокие смыслы, нехарактерные для западной мультипликации, и эстетическая составляющая. Разумеется, на фестивале собрались далеко не все барнаульские почитатели аниме. Их гораздо больше, просто не каждый «светится» на мероприятиях. - Нынешнее сообщество анимешников Барнаула на удивление неоднородное, - говорит Дмитрий Мовсесян, модератор сайта «Япония: взгляд изнутри». – Есть активные анимешники, которые всегда ходят на фестивали, многие из них косплееры или художники, рисующие в близких к аниме стилях. Это очень молодая аудитория, примерно 14-19 лет. Каждый год у них свое любимое аниме: один год это было «Мастера меча онлайн», другой – «Атака Титанов». - Но, наверное, не все анимешники состоят в клубах, участвуют в фестивалях? - Да, конечно, существует и неактивная аудитория. Это такие домашние анимешники, чей возраст вообще нельзя угадать. Например, ряд старших товарищей (27-35 лет) могут серьезно разбирать аниме вроде «Врата Штейна» (о парадоксах, возникающих при путешествиях во времени, о последствиях наших поступков), или «Розовая пора моей школьной жизни сплошной обман» (о трудностях взросления) на предмет идеологии, философии, культурных особенностей. На самом деле это большой пласт в аниме, который активным анимешникам часто будет незаметен в силу возраста или образования. Бывают случаи, когда взрослые люди (40-45 лет) спрашивают в интернет-магазине аниме в каком-то определенном жанре, например, киберпанк, паропанк, то есть в тех жанрах, которые в современном кино практически не встречаются. То аниме, которое добирается сейчас до российской публики, может быть разным, и, на мой взгляд, каждый способен найти что-то по вкусу.
Некоторые знающие люди считают, что в последнее время клубная жизнь барнаульских анимешников немного поутихла, больше стало тех, кто сидят сами по себе, по квартирам. Если припомнить, как бурно все начиналось в 1990-2000-е, может показаться, что так оно и есть. «Самым первым аниме-клубом в Барнауле был Хеллсинг (Hellsing), - вспоминает один из организаторов фестиваля «Шибуя 22» Никита Печёнкин, также известный как Кадзе. – Его основали еще в 2003 году под другим названием и позже переименовали. Следом появились недолго проживший Another club, Genshiken и Ban-kai club. Году в 2008 образуется клуб Yami no stigma – самый многочисленный и юный по возрастной категории его участников, и через пару лет - Sora-no-Arashi». Не только состав клубов обновляется, но и сами клубы постепенно взрослеют и распадаются. Так, еще пять лет назад в Барнауле одновременно существовали: Hellsing, Ban-kai, Genshiken, Yami no stigma и косплей-бэнд Yami no Alice. Притом что уход человека из одного клуба в другой считался обидой для первого клуба, все они общались, устраивали совместные мероприятия, в том числе праздничные вечеринки, а клуб Ban-kai был инициатором так называемых «Походов на Осаку» - костюмированных прогулок по городу в японском стиле. «Насколько я замечаю, активную косплейную деятельность на данный момент ведут косбенды (команды, создающие групповые косплеи) из клубов Yami no stigma и Sora-no-Arashi. Больше активных клубов в Барнауле, к сожалению, нет», - считает Кадзе. Сам себе косплеер, крафтер и мангака
И все же, судя по тому размаху, с которым проходят барнаульские фестивали, анимешная жизнь в городе по-прежнему бьет ключом, просто поклонники аниме стали другими, менее клубными. - Нынешние молодые анимешники серьезно отличаются даже от тех, что были лет пять назад. Интернет доступен сейчас всем, а значит, черпать знания, узнавать о новинках, качать аниме, мангу можно сколько угодно, - объясняет Дмитрий Мовсесян. - И в целом я бы не выделял анимешника из общей среды гик-культуры. По-моему, он должен понимать хотя бы поверхностно комиксы, игры, а не ограничиваться только одной веткой развития. Благо, такая возможность сегодня есть. - А раньше не было? - Раньше кругозор анимешников был более ограничен, из-за чисто технических вопросов – труднее было доставать аниме. Но по этой же причине существовали многочисленные аниме-клубы, где собирались, чтобы обменяться дисками, обсудить их. Чуть позже, когда достать интересующее аниме стало проще, в клубах стали организовывать совместные просмотры, опять же обсуждать увиденное, готовить выступления к фестивалям восточной культуры. Разумеется, все эти клубы никогда не были официальными организациями – это скорее дружеские компании, собирающиеся в кафе или на квартире. ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ
Сейчас из общей массы анимешников выделились косплееры, караокеры (вокалисты), танцоры, КВНщики. В Yami no stigma и «Безумном чаепитии» отдельные группы занимаются постановками сценического косплея, а в Sora-no-Arashi объединились талантливые художники, подражающие любимому стилю. И вообще в среде анимешников мало кто ограничивается просмотром аниме или чтением манги (японских комиксов, легших в основу аниме-мультипликации). Есть крафтеры, которые создают наряды, оружие и атрибутику любимых героев для косплееров, выходящих на сцену. Многие самостоятельно изучают японский язык, поэзию и традиционную культуру. Есть даже фотографы, специализирующиеся на съемке косплея, художники-мангаки, танцевальные команды. Поэтому можно считать, что увлечение аниме постепенно трансформировалось в увлечение восточной культурой в принципе, причем культурой современной. Светлана Ермошина
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором. |
Комментариев пока нет