Тусовки и клубы БарнаулаКлуб исторической реконструкции Рыцарство - не игра, а образ жизни
При слове рыцарь на память мгновенно приходят приключенческие романы Вальтера Скотта и Стивенсона, в воображении всплывают конные турниры за честь прекрасной дамы, крестовые походы, старинные замки, битвы на мечах – словом, картинки из очень далекого прошлого. Но оказывается, даже сейчас, в 21 веке, по-прежнему существуют рыцари. И не где-нибудь в далекой Англии, трепетно хранящей свои традиции, а совсем рядом, в Барнауле. ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ ℵ
При входе во владения общества исторической реконструкции «Орден Северного храма» будто и вправду попадаешь в Средневековье. Вдоль стен расположились стойки с развешенными на них кольчугами, на полках выстроились в ряд кованные шлемы, в углу прислонились к стене доспехи средневекового воина с большущей алебардой. На многих предметах изображен красный крест на белом или черном фоне – геральдический знак ордена тамплиеров. Из соседней комнаты доносится звук напильника. Это один из членов ордена обтачивает хвостовик меча, чтобы надеть на него гарду и рукоять. А по соседству другой мастер выводит ножом изящный изгиб лука – грозного оружия древности. Ни дать ни взять средневековая мастерская для экипировки рыцарей. Почти каждый вечер здесь собираются молодые люди, увлеченные историей рыцарской эпохи. Хотя времена крестоносцев давно прошли, для них рыцарство и сегодня остается нетленным символом романтики, мужества и чести. Погружение в Средневековье «Орден Северного храма» - это объединение клубов с общими правилами, занимающихся реконструкцией истории рыцарства, в особенности ордена тамплиеров. Его филиалы действуют в нескольких городах России и за рубежом: в Москве, Петербурге, Минске… Члены клубов активно переписываются, обмениваются опытом, съезжаются на фестивали.
«Мы придерживаемся принципа, что даже небольшая практика стоит большой теории, - говорит руководитель клуба Артём Пестов. - Любому истинному ценителю истории интересно не просто раскопать древнюю вещь и положить на стенд, но и понять, как она использовалась, что ощущал человек из древности, используя этот предмет. Это лучший способ понять человека другой эпохи, стать ближе к нему. Поэтому мы все пробуем делать своими руками, начиная от простой одежды и заканчивая сложными элементами доспехов. Мы интересуемся не только рыцарством, но вообще изучаем быт, культуру того времени». Конечно, воспроизвести процесс изготовления доспехов таким, какой он был в старину, непросто. Реконструкция кольчуги в точности по средневековым образцам – работа очень кропотливая. Железное колечко вначале скручивается внахлест, потом его отжигают, чтобы железо стало мягким, расплющивают. Напоследок в кольце сверлят отверстие, вставляют туда гвоздь и заклепывают. И так с каждым из 20 тысяч колечек, из которых состоит кольчуга. На такую работу может уйти больше года. Сейчас уже и инструментов не осталось, которые использовали древние кузнецы. Приходится вместе с доспехами открывать технологию заново.
Заготовки для мечей рыцари заказывают на предприятиях, а потом доводят до ума с помощью тисков и напильника. Но некоторые особо умелые мастера освоили настоящую ковку в кузне. В изготовлении экипировки помогают современные технологии. Выкройки для будущих лат можно вырезать и пилой-болгаркой, отполировать шлифмашинкой и только склепать в единое целое с помощью старого доброго молотка. Но сами доспехи в точности делаются по старинным образцам. Большую часть информации реконструкторы добывают из исторических книг, со средневековых гравюр, где можно разглядеть элементы рыцарской экипировки. Но самый лучший источник – это фотографии настоящих доспехов, найденных при раскопках старинных замков. Сходились в поле рати
Но ковка доспехов – это только начало дела. Если уж вживаться в историю и быт другой эпохи, то вживаться по полной программе. Все свои творения современные рыцари пробуют на себе. Их доспехи и мечи не пылятся на музейных полках. Как и в старые времена, с ними выходят сражаться на турнире. Начав всерьез заниматься доспехами, ребята на себе ощутили, что рыцарская жизнь была очень нелегкой, в буквальном смысле этого слова. Попробуй-ка просто подвигаться в броне весом 30 килограммов, а ведь еще мечом рубиться надо. Поэтому члены клуба обязательно проходят упражнения на физическую подготовку, на выносливость, и только после этого переходят к отработке боевых приемов, вычитанных в старых книгах. Впрочем, утверждение, что экипированный рыцарь даже не мог сам залезть на коня, и его усаживали туда с помощью лебедки - все-таки миф. «Этот миф сложился уже в наше время, когда не было рыцарства, - с оттенком досады в голосе говорит один из членов клуба Алексей Неупокоев. - На самом деле, при большом весе, доспехи хорошо подогнаны, и масса распределяется по телу так, что можно свободно двигаться. Иначе как бы в них воевали? Но для этого действительно требуется большая сила, выносливость, храбрость».
Звездный час для современных рыцарей приходит во время фестивалей, где можно показать свои достижения во всей красе. На фестивали собираются клубы из разных краев или даже стран, обмениваются опытом, демонстрируют костюмы и, конечно же, проводят сражения, турниры по историческому фехтованию. Разумеется, по правилам рыцарских времен. Обычно на таких турнирах бойцы сходятся один на один. Но самая зрелищная часть – это массовые сражения между представителями разных клубов, так называемые бугурты. Иногда бой идет «по-настоящему», на победителя, когда конечный результат неизвестен. Но особенно популярны в последнее время реконструкции реальных исторических сражений. Например, на Куликовом поле не раз устраивали Куликовскую битву, реконструированную историческими клубами со всей страны. В грандиозных сражениях принимали участие сотни воинов Дмитрия Донского и Мамая. Реконструкторы уверены, что только так можно в полной мере почувствовать вкус истории, показать зрителям, как все было на самом деле. Точно так же, как у нас Куликовская битва, в Польше проводится битва при Грюнвальде, раз в пять лет случается фестиваль Гастингс в Британии, посвященный истории завоевания Англии норманнами в XI веке н.э. На сие грандиозное действо съезжаются средневековые клубы со всего мира. До полутора тысяч одних только участников в доспехах и с вооружением, а зрителей и того больше.
Барнаульские рыцари храма тоже участвовали в фестивалях, например, в Омске и Томске, куда съезжались клубы со всей Сибири. Конечно, там масштаб не такой, как на Куликовом поле или в Выборге, но 60 человек массовые бои собирали. В групповых сражениях барнаульцы бились и проявили себя стойкими бойцами. В «битве при Омске» скрестили мечи сборная команда рыцарских клубов Сибири и команда Омска. В одном из состязаний трем барнаульским рыцарям и их братьям из других регионов пришлось удерживать крепостные ворота, не давая прорваться внутрь хорошо организованным, сплоченным омским бойцам. После яростных атак противника на шлемах и латах обороняющихся появилось много новых засечек, но ворота они все-таки отстояли. «Результат неплохой, - шутит Артём Пестов. – Выжили. Приехали домой целыми».
- А не опасны такие сражения? – интересуюсь я, поглядывая на внушительный полутораметровый меч, прислоненный к стене. - У нас есть правила по безопасности, и все образцы оружия должны им соответствовать. Мечи не заточенные, кромки скругленные, нет закалки, чтобы оружие наносило минимум травм. Травмоопасность присутствует, но не больше, чем в спорте. - Безопасность обеспечивается качеством доспехов. Требования к ним очень высокие, - добавляет Алексей Неупокоев. - К тому же мы сражаемся по правилам. В массовых сражениях бой идет до падения или до потери оружия. А не так, что бьешься, пока можешь вставать. «Вот этот шлем выдержал серьезную атаку в массовом сражении под Омском, при защите «крепостных ворот». После удара «вражеского» меча на нем сохранилась глубокая зарубка, - рассказывает изготовитель шлема Евгений Беликов. - Пришлось потом его разбирать и выправлять молотком, но все равно заметны вмятины. Зато голова под шлемом осталась целой и невредимой». Конное рыцарство
Освоившись с битвами в пешем строю, рыцари пошли дальше и опробовали свои силы в верховой езде. А как же без этого? Ведь на крупных фестивалях в европейской части России конные турниры проводятся уже довольно давно. В Барнауле в 2009 году тоже проходил турнир «В честь прекрасных дам», приуроченный к празднику 8 марта. В программу таких фестивалей входят основные конные состязания, которые встречались на рыцарских турнирах в Средние века. Поднять кончиком копья платок с земли, на скаку снять копьем висящее кольцо, разрубить мечом установленный на подставке кочан капусты, поразить щит «сарацина» (это специальный тренировочный снаряд). Но самое зрелищное соревнование – это конные сшибки. Участники в полных доспехах направляют лошадей навстречу друг другу и стараются попасть копьем в противника. За точное попадание начисляются очки, особенно если ты сломал копье о соперника. Чистая победа – выбить другого рыцаря из седла. В таких турнирах участвуют только профессионалы, которые скачут на конях по несколько лет и имеют разряды по конной выездке. Кодекс чести
Впрочем, человек в доспехах – это еще не рыцарь. Для рыцарей во все времена важна была честь, рыцарский кодекс. Поэтому современные тамплиеры и в поведении стараются походить на своих далеких предшественников. Выбор в пользу тамплиеров был сделан не случайно. Храмовники были самым известным духовно-рыцарским орденом воинов-монахов, возникшим в Палестине в XII веке н.э., вскоре после первого крестового похода. По сути, с них и началась история рыцарских орденов, они послужили примером для многих последователей. Идеалом рыцаря современные храмовники считают основателя ордена тамплиеров Гуго де Пейена, который посвятил свою жизнь защите паломников, шедших в Иерусалим. Он был совершенно нетребователен к еде, к быту, довольствовался пожертвованиями со стороны добрых людей.
«Всегда держать слово чести, следовать своим принципам, проявлять уважение к старшим, любить страну, в которой был рожден. Никогда не нападать в бою со спины…» - эти принципы висят при входе в обитель барнаульских рыцарей. Это выжимки из реального кодекса ордена тамплиеров, описанного выдающимся человеком своего времени Бернаром Клеросским. Каждый современный рыцарь должен знать и выполнять их, не только на турнирах, но и в повседневной жизни.
И ведь действительно выполняют. Как-то раз рыцари заготавливали сено для своих лошадей. Надо было собрать в скирду и перетащить на склад несколько тюков. И тут один из рыцарей оступился и упал с «Камаза». Сломал два ребра и вывихнул руку. Как раз собирался дождь, надо было торопиться, чтобы сено не намокло, каждый человек был дорог. Поэтому тамплиер никому ничего не сказал, собрался с духом, переборол боль и до конца дня работал наравне со всеми, чтобы не подвести товарищей по ордену. Только после этого он обратился в больницу. «Конечно, сейчас некоторые вещи воспринимаются иначе, - говорит Алексей Неупокоев. - В средние века теория рыцарства была неразрывно связана с верой. В наше время это не так важно. Но основные качества, такие, как храбрость, честь, достоинство, взаимовыручка, как в древности, так и сейчас остаются актуальными». Стас Сидоркин
Комментарии Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.
11.07.2015 03:21/
перейти к комментариям
|